Адреналиновые отношения: психологический разбор фильма "9 1/2 недель", 1985

1985, США, драма, мелодрама
1985, США, драма, мелодрама

Где та грань, что разграничивает здоровые и нездоровые отношения? Граница дозволенного, в понимании каждого из нас, будет отличаться, однако, наши интересы не должны ставиться выше чувств партнера. Когда один человек противопоставляет себя выше Вас, забывает о нуждах другого, каждый раз проверяя грань дозволенного и испытывая нервы на прочность, то это уже должно быть тревожным звоночком. В своей личной жизни человек свободен в выборе поведения, но как только его действия отражаются на других людях, он должен соотнести своё поведение с правами окружающих. Сегодня давайте попробуем разобраться как действует феномен "адреналиновые отношения" и как с его помощью можно завладеть волей другого человека.

"Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого" М.А. Бакунин

Элизабет Макгроу - главная героиня фильма, на мой взгляд, личность стабильная, у нее всё в порядке с самооценкой, она независима и уверена в себе, однако опыт прошлых отношений оставил некоторый отпечаток. Тот факт, что героиня стабильна в психологическом плане, имеет очень важное значение, ведь не зря фильм назван "9 1/2 недель", Элизабет стойко продержалась весь этот срок, но все же смогла выйти из этих патологических отношений, а ведь подобное удается не каждому! Тем не менее возникает вопрос, если с ней всё в порядке, то как же она попала в эти отношения? Давайте разбираться...

По ходу сюжета мы узнаем, что до этого Элизабет была в браке 3 года, с мужем развелись, но он ищет с ней встречи, хоть та и не соглашается. Наша героиня личность творческая, многогранная, готова на эксперименты, в этом и заключается суть её работы - уметь организовать выставки, подобрать уникальные работы, но чтобы это сделать надо иметь креативную натуру. Познакомившись с Джоном она получает заряд эмоций, причем положительных, так как он четко лавирует на эмоциях посредством адреналина.

Изощренный соблазнитель втягивает ее в эффектную любовную игру, которая заставляет ее отказаться от прежних жизненных принципов. Их свидания - это утоление голода, это мёд, стекающий по ее груди, это клубника, которую он губами вынимает у нее изо рта. 
Изощренный соблазнитель втягивает ее в эффектную любовную игру, которая заставляет ее отказаться от прежних жизненных принципов. Их свидания - это утоление голода, это мёд, стекающий по ее груди, это клубника, которую он губами вынимает у нее изо рта. 

Давайте вспомним как работает эта система. Сталкиваясь со стрессором, наш организм активирует биохимические процессы: в гипоталамусе стимулируется секреция кортикотропина, гормона, вырабатываемого гипофизом, затем активируются надпочечники и выделяется адреналин и кортизол.Адреналин ускоряет сердцебиение, увеличивает кровяное давление, расширяет бронхи, а также усиливает физическую готовность и бодрствование. Кортизол увеличивает уровень глюкозы в крови и помогает мозгу использовать глюкозу более эффективно, усиливая также обмен веществ, благодаря этим процессам реакции становятся молниеносные. Когда условия опасности искусственные (аттракционы, бегство, секс на публике), наш организм хоть и обманывается, однако всё равно вырабатывает адреналин, вроде бы опасности нет, но энергия всё равно мобилизуется. Как это ощущается? Мы чувствует прилив сил, бодрости, эйфорию, кровь пульсирует в висках, реакции становятся быстрыми, в нашей памяти такие моменты откладываются надолго, ведь для организма это стресс, а для мозга яркое воспоминание. Искусственно раскачивая адреналиновые качели, возникает риск подсесть на них, так как эти приятные до дрожи ощущения становятся своеобразным наркотиком. Замечали ли Вы сколько раз Джон проделывал подобные фокусы? То на колесе обозрения забудет Элизабет, то подкрадется к ней, то заставляет её переодеться в мужчину и эпатировать публику, то они убегают от хулиганов и дерутся с ними, что это как не игра на гормонах? А потом вспомните какой она после этого была на работе - вялая, уставшая, как выжатый лимон. При длительном стрессе, а эти вылазки воспринимаются её организмом именно так, адаптационные ресурсы истощаются, что приводит к усталости, тревоге, депрессии. Элизабет поочередно начинает это ощущать.

Адреналиновые отношения: психологический разбор фильма "9 1/2 недель", 1985

В начале подобные эксперименты ей нравились, Джон мастерски подсаживал её на адреналиновую иглу, потом управлял её действиями, пытаясь подавить волю. Он командовал, каждый раз проверяя на прочность, а именно как далеко с ней можно зайти. Джон постепенно, как бы порционно выдавал всё новые и новые странности, покажи он всё сразу, то Элизабет быстро бы ушла, потому герой и придумывал эти игры, хитроумно раскрывая себя каждую неделю. То он одаривает дорогими подарками, а потом заставляет есть с его рук, то вызывает всплески адреналина, а потом просит ползать на коленках, размахивая ремнем.

Адреналиновые отношения: психологический разбор фильма "9 1/2 недель", 1985

Джон личность нестабильная, у него ярко выраженные черты расстройства сексуальных влечений, он склонен подчинять и доминировать, но под маской благовидной заботы и улыбочки.

Черты патологического гиперопекающего поведения героя:

  • Чрезмерный контроль. Он навязывает свою волю, запрещает определенные действия и устанавливать правила, следит за героиней.
  • Изоляция. Старается контролировать и ограничивать доступ Элизабет к внешним связям и поддержке.
  • Эмоциональное насилие. Джон контролирует эмоции и самооценку жертвы, одевает как хочет, указывает, что и как делать, критикует внешний вид.
  • Угрозы и насилие. Использует насилие как способ поддерживать свою власть, убеждая Элизабет, что по-другому не возбуждается.
  • Игнорирование. Герою не интересно мнение жертвы, сам выбирает наряды, регулирует поведение, а однажды не спрашивая приглашает другую женщину.

Есть в Джоне что-то психопатическое, это читается в поведении, странной улыбке, сексуальных предпочтениях и пугающей жажде контролировать. Вспомните его шкаф, идеально уложенные рубашки, все упорядочено до мелочей, предметы на полках расположены по уровню и чуть ли не цветовой гамме. Перфекционизм сам по себе ничего плохого не несет, но он может свидетельствовать о некоторой обсессивности. Конечно, всей картины психики Джона нам не показывают, но, на мой взгляд, у него ананкастное расстройство личности.

Адреналиновые отношения: психологический разбор фильма "9 1/2 недель", 1985
Адреналиновые отношения: психологический разбор фильма "9 1/2 недель", 1985

Элизабет не выдерживает эмоциональных пыток, если в начале подобные игры были для неё чем-то типа интересного эксперимента, то потом всё зашло далеко, но она смогла взять себя в руки и принять решение уйти. Отмечу, что подобное удается не каждому, попав в ловушку таких мастеров подчинения, высока вероятность застрять. Джон и подобные ему умеют искать жертв, им нужны покладистые девочки с низкой самооценкой, либо стабильные, но готовые к экспериментам, они не смогут затянуть в свои игры безэмоциональных, нарциссичных, властных женщин, так как проиграют им.

Элизабет имела стабильную самооценку, но из-за творческой натуры и опыта неудачного брака несколько дестабилизировала себя в глазах манипулятора, потому и попала, хоть и ненадолго, в адреналиновую ловушку Джона. Он прощупывал грань дозволенного, но перестарался и переступил рамки, потеряв жертву.

Если ваши интересы ставят ниже своих, пытаются подавить, навязать мнение, в связи с чем эмоциональное состояние становится хуже (как выжатый лимон), затем появляется желание убежать, то следует прислушаться к себе и выйти из этого патологического круга. В стабильных отношениях партнеры прислушиваются друг к другу, идут на компромиссы, а не испытывают на прочность. Гармония между людьми наступает тогда, когда каждый уважает границы другого.

1313
22
5 комментариев

Фильм запомнился хитрым пареньком который утверждал что может песенку напердеть.

я совсем забыла этот момент, возможно, потому что он маловажен)

1

Альтернативное мнение. Лиза порвала с Джоном, потому что он был слишком независим, умён и в целом пофигистичен, чтобы вестись на её уловки по его охмурению. Проще говоря - женщины считают козлами тех мужчин, из которых им не удалось сделать баранов.