Классическая музыка для чайников: Феликс Мендельсон
Автор всем известного свадебного марша и тот, кто популяризировал музыку Баха.
Продолжая тему: «Краткая история классической музыки для таких же «чайников», как я».
Текст взят из книги: «Классическая музыка для чайников», авторы Пог Дэвид, Спек Скотт.
В одно время с Шубертом, и снова в Германии, рос еще один гений, создавший прекрасные вещи и умерший молодым: Феликс Мендельсон (1809–1847).
Феликс родился в привилегированной семье. Его отец был банкиром, дед Мозес Мендельсон — философом. Открыв в ребенке недюжинные способности, данные ему природой, родители помогали Феликсу реализовать их. Как и Моцарт, сочинять он начал рано, но музыка молодого Мендельсона была даже более зрелой — особенно Струнный октет (написанный в возрасте 16 лет) и увертюра к драме Шекспира Сон в летнюю ночь (написанная в 17).
Семнадцять лет спустя Мендельсон сочинил новую музыку к той же самой шекспировской пьесе. Среди других фрагментов был один, возможно, самый знаменитый из всего, что Мендельсон написал: свадебный марш, который обычно исполняют после слов “Теперь вы можете поцеловать невесту”. Эта маленькая пьеса стала настолько знакомой, настолько вошла в человеческую культуру, что нередко люди удивляются, слыша, будто кто-то ее действительно написал!
Ч. 7 «Свадебный марш» — Allegro vivace.
Подобно Моцарту, Мендельсон просто записывал музыку, рождающуюся в его голове, полностью законченную, без необходимости дальнейших исправлений. Приятели-музыканты могли вести с ним продолжительные непринужденные беседы, восхищаясь тем, как Феликс изливает музыку на бумагу, не прерывая разговор.
Фортепиано, которое не может умереть
Мендельсон — один из тех редких композиторов, кто достиг вершин славы, предварительно не скончавшись.
Его Фортепианный концерт № 1 соль минор, например, стал таким хитом, что долгое время был одним из наиболее исполняемых произведений. Известна история об одном рояле, которую рассказывал в Парижской консерватории композитор Гектор Берлиоз. Этот инструмент так часто использовался для исполнения концерта Мендельсона, что он, якобы, продолжал играть даже тогда, когда никто не прикасался к его клавишам! Местный фортепианный мастер пытался сделать все, чтобы инструмент заглох: он прыскал на него святой водой, рубил клавиши топором; рояль не останавливался. Наконец, он пошел на крайние меры: собрал оставшиеся куски инструмента и швырнул их в огонь — и концерт удалось утихомирить.
Мендельсон заново открывает Баха
Несмотря на еврейское происхождение, Мендельсон принял лютеранство и написал много произведений на религиозные темы.
Юношей Мендельсон дирижировал оркестром в Лейпциге, Германия, где веком раньше Бах написал свои возвышенные шедевры. Мендельсон сыграл решающую роль в популяризации музыки Баха. Как вы, возможно, помните, Бах был знаменит как органист, но не композитор; после его смерти многие произведения остались пылиться в шкафах или были выброшены вовсе.
Мендельсон продолжил традиции Баха и Генделя в своих собственных ораториях, таких как Пророк Илия и Хвала Господу. Но симфонии Мендельсона еще более знамениты, чем его оратории; Четвертая симфония, Итальянская, особенно хороша. В ней Мендельсон воссоздал ту беззаботную атмосферу праздника, в которой он пребывал во время посещения Италии. Еще немножко — и вы ощутите вкус фруктового мороженого, которое продают торговцы на узеньких улочках старого Рима.
Он доказал!
Когда подошло время первого исполнения оратории Страсти по Матфею, Феликс Мендельсон взошел на дирижерский подиум и открыл громадную партитуру, лежавшую на пульте. Единственная небольшая проблема заключалась в следующем: когда публика уже расселась по своим креслам, Феликс заметил, что у него не та партитура! Книга выглядела совершенно так же, как и настоящий фолиант Баха, — той же толщины, в таком же кожаном переплете, — но это было другое произведение другого композитора.
Мендельсон, как ни в чем не бывало, поднял палочку и начал дирижировать пьесой Баха, переворачивая страницы фальшивой партитуры с такой скоростью, с какой это требовалось, чтобы не встревожить музыкантов. Он справился с исполнением всего произведения (которое длится более двух часов) по памяти, не сделав ни единой значительной ошибки.
Наверное, перед этим он целыми днями ходил с плейером и с наушниками в ушах...
Музыка Мендельсона
У Феликса Мендельсона можно послушать следующие произведения:
- Концерт для фортепиано № 1 соль минор, соч. 25
Исполнитель: José Iturbi & RCA Victor Symphony Orchestra. Запись 1 января 1953 г.
ч. 1. Mendelssohn; piano concerto no 1 in G minor 1. Molto allegro con fuoco.
ч. 2. Mendelssohn; piano concerto no 1 in G minor 2. Andante in E major.
ч. 3. Mendelssohn; piano concerto no 1 in G minor 3. Presto—Molto allegro e vivace in G major.
- Концерт для скрипки ми минор, соч. 64
Исполнитель: Fulda Symphonic Orchestra (Conductor: Simon Schindler ; Violinist: Franziska Früh).
I. Allegro molto appassionato
II. Andante
III. Allegro molto vivace
- Увертюра и музыка к спектаклю Сон в летнюю ночь
Исполнитель: Boston Symphony Orchestra, Феликс Мендельсон, Seiji Ozawa - Mendelssohn: Overture "A Midsummer Night's Dream", Op.21.
Прослушать "Сон в летнюю ночь" целиком можно, например, в плейлисте на Яндекс.музыке по ссылке — Увертюра и музыка к спектаклю Сон в летнюю ночь.
- Увертюра «Гебриды, или Фингалова пещера» си минор, соч. 26
Исполнитель: Musopen Symphony Orchestra.
- Пророк Илия, оратория для соло вокалистов, хора и оркестра
Исполнитель: Академический Большой хор «Мастера хорового пения».
- Симфония № 4 ля мажор (Итальянская), соч. 90
Исполнитель: Musopen Symphony Orchestra.
I. Allegro vivace
II. Andante con moto
III. Con moto moderato
IV. Saltarello: Presto
- А вот и тот изящный октет, который Мендельсон написал в 16 лет, — струнный октет ми-бемоль мажор, соч. 24.
I. Allegro moderato ma con fuoco (E-flat major)
II. Andante (C minor)
III. Scherzo: Allegro leggierissimo (G minor)
IV. Presto (E-flat major)
Также, Вы можете ознакомиться с предыдущими публикациями из этой рубрики:
- Краткая история классической музыки для таких же «чайников», как я
- Рыжий-рыжий Антонио Вивальди
- Вспыльчивый и раздражительный Георг Фридрих Гендель
- Иоганн Себастьян Бах — парень с летающими ногами
- Йозеф Гайдн, также известный, как «папа Гайдн»
- «Музыкальный автомат» Вольфганг Амадей Моцарт
- Людвиг ван Бетховен — человек, который изменил всё
- Очаровывавший женщин Франц Шуберт
Трунь
Мне нравится как в некоторых играх используют классическую музыку с неким твистом для атмосферности и получается невероятно круто.
Хороший пример - Сигналис где разработчики использовали несколько композиций Рахманинова, Вивальди, Шуберта и Чайковского.
Балдеж если вкратце, хороший пост.
ага! в посте про Бетховена сделала отдельный раздел, в котором вставила видео, где Лунная соната и К Элизе играла в играх
https://dtf.ru/u/676837-anechka/2258437-klassicheskaya-muzyka-dlya-chainikov-lyudvig-van-bethoven
Я знаю у Баха: ту ту ту дуууу
Я интеллектуальный!
«Ту ту ту дуууу» - это не Бах, а Бетховен, Пятая симфония.
Бах - это «Туруруууу… Туруруруру Руууу…» (Токката и фуга)
это я тоже знаю