Почему «Неадекватные люди 2» лучше первой части, рецензия и разбор. (спойлеры)
Недавно читая DTF наткнулся на критическую рецензию автора, который раскритиковал новый фильм Романа Каримова.
Позволю себе не согласиться с его мнением (при всем уважении к автору рецензии) и постараюсь объяснить почему фильм достоин просмотра и является более глубоким и искренним произведением чем первая часть.
Впереди критические спойлеры и немного психологической теории.
Прежде чем начать разбирать сиквел, давайте вспомним за что мы любим первый фильм.
Неадекватные люди 2010 года - это хорошая комедия с фирменным острым юмором и колоритными персонажами.
Самым ярким из них выступает Кристина (сыгранная чудесной актрисой Ингрид Олеринской), захватывающая внимание зрителя своим саркастичным взглядом на окружающий мир, который словно острый скальпель вскрывает всю ложь и напускной лоск окружающих.
На протяжении всего фильма героиня Кристины сближалась с новым загадочным соседом Виталием и к финалу оба героя, казалось бы, нашли друг друга и пришли к хэппи-энду «и жили они долго и счастливо».
И кажется что история пришла к логичному концу, где одинокие "души" нашли друг друга.
Однако, спустя 10 лет выходит сиквел, в котором реалистично показана судьба героев. Кристина и Виталий все еще вместе, но их, на первый взгляд, счастливый брак трещит по швам.
Продолжение культовой комедии смотрится как совершено другой фильм. Это уже не легкое и приятное кино на вечер, а бескомпромиссная драма, которая трезво смотрит на отношения, которые рушатся как замок из песка под ударами океанских волн.
Флёр хэппи-енда прошлой части разбивается о суровую реальность бытия, когда чувства проходят и в один момент ты понимаешь что живешь под одной крышей и делишь постель с человеком, с которым у вас не осталось практически ничего общего.
Для меня второй фильм - очень мощное психологическое высказывание об отношениях.
Психологический разбор
Чтобы понять дальнейшую мотивацию героев (измену, уход Кристины и дальнейшую ее попытку спустя несколько лет вернуться к Виталию), необходимо немного погрузиться в трансакционный анализ Эрика Берна.
Эрик Берн считал, что каждый партнёр занимает определённую психологическую позицию по отношению к своей второй половинке (а так же к коллегам на работе, друзьям и тд).
Выбор этой позиции определяет то, как в паре строятся отношения. Всего таких позиции (или иными словами состояний «Я») три: ребёнок, взрослый и родитель.
Хоть и Берн считает, что в разных ситуациях партнеры переодически могут меняться ролями, тем не менее наиболее взрослые и счастливые отношения возможны в паре, в которой оба партнера в большинстве коммуникаций "трансакционных поглаживаний" находятся в позиции взрослый - взрослый.
А именно, когда оба партнёра:
- осознают свои действия;
- имеют общие цели;
- готовы слушать друг друга;
- готовы идти на уступки (компромиссы) ради общего счастья.
Отношения в остальных диадах (например, ребёнок - взрослый) имеют болезненную созависимость, которая не даёт паре гармонии и приводит одну из сторон к страданию и внутренним проблемам.
Отношения героев в первом фильме
В первом фильме очевидна психологическая позиция героев: ребёнок - взрослый.
Даже Мать Кристины в конце первого фильма напрямую говорит Виталию,
«Поймите, Кристина выросла без отца, это многое объясняет. Поверьте она в вас влюблена».
Из дальнейших действий очевидно, что Кристина тянется к Виталию не просто как к влюблённому, она подсознательно видит в нем фигуру родителя.
Например, Кристина:
- просит помочь с уроками (с английским)
- присмотреть за ней на вечеринке (важный момент, данную просьбу озвучивает мать главной героини, но она охотно соглашается)
- сопроводить на свидание и защитить от приставучего ухажера
- по совету Виталия идёт к психологу и предпринимает попытки наладить отношения с мамой
- начинает лучше учиться и заниматься учёбой (читать книжки, делать уроки и тд)
В конце фильма в сцене поцелуя наблюдающие отмечают «смотрите, мужик школьницу целует»
По первому фильму очевидно, что Кристина в душе ещё ребёнок, которая вступает с Виталием в диаде отношений ребенок-взрослый. Примечательно, что на момент съёмок первой части актисе 17, а герою 33.
Отношения героев во втором фильме
Проходит 10 лет, выходит сиквел в котором Кристина из 17 летней школьницы выросла в красивую женщину, которая все еще остаётся в позиции психологически незрелого ребёнка. Она не работает, не учиться, у неё нет увлечений и хобби (кроме обустройства дома), она никак не реализовалась в жизни и не имеет каких-либо жизненных целей.
Виталий же четко для себя наметил план своей дальнейшей жизни. Ему хочется детей и спокойной семейной жизни: "вкусный ужин, детей и спокойный сон после работы".
Разные психологические позиции показаны в сцене совместного ужина. В ней Кристина ведёт себя так же как на семейном торжестве с родственниками в первом фильме: саркастическим юмором безжалостно препарирует собеседников - важный деловых партнеров, которые могут дать Виталию большой контракт.
Кристина как и в первом части ведёт себя как подросток, бунтующий против лицемерия окружающего мира и неосознанно разбивая все планы «взрослого» Виталия, для которого ужин - шанс получить желаемый успех над которым он корпел долгие годы.
Виталий после рокового ужина критикует героиню. Кто бы как морально не оценивал поступок Виталия (желание подлизаться к важному деловому партнёру), нельзя не заметить, что он обращается к ней как «взрослый» к «взрослому».
Во взрослых отношениях всегда есть win-win позиция или иными словами: "ты мне, а я тебе".
Ты мне спокойный ужин и немного притворства - я нам с тобой новые возможности (новый контракт с приглашенным на ужин партнером должен был существенно увеличить доход молодой пары)
Однако, Кристина же не слышит его и обвиняет в лицемерии, выступая как «ребёнок» - подросток, ополчившийся против внешнего мира и не умеющий идти на компромиссы.
Как происходит процесс взросления героини
В начале фильма Кристина, как подросток, устраивает бунт против «родителя» - заводит роман на стороне с таким же как она бунтующим «ребёнком» - мажором, прожигающим состояние влиятельного отца. Похожим образом Кристина поступила с мамой в прошлом фильме, несмотря на запрет, завязав с Виталием отношения.
Важная сцена - беседа с психологом сразу после разрыва. Кристина спрашивает психолога, почему у них не складываются отношения и психолог практически прямым текстом говорит о позиции «ребёнок - взрослый». (1:58 минута в трейлере)
Обратите внимания и Кристина и ее новый ухажёр оба «дети» и строят отношения в диаде: ребёнок - ребёнок.
Отсюда их импульсивное и незрелое поведение:
- алкогольные трипы;
- постоянные "тусовки" в клубах;
- прогулы учебы;
- циничное отношение к окружающим (охранники в клубе, официанты);
- жестокий и бесчеловечный разрыв с Виталием;
Примечателен и диалог Кристины с мажором, в котором тот прямым текстом заявляет о презрении ко всем работающим людям, которые ведут самостоятельную жизнь. Новые возлюбленные являются незрелыми детьми, которые пошли на осознанный или бессознательный протест против своих родителей (мажор - против отца, а Кристина - против Виталия).
Разность психологических позиций героев показывает сцена, когда Виталий узнаёт об измене и пытается вернуть Кристину, придя в клуб к мажору.
Пока дружки ее нового бойфренда всячески издеваются над Виталием, он пытается донести до девушки позицию. Как взрослый к взрослому. Объяснить ей, что они прожили 10 счастливых лет вместе, них общий дом, общее будущее. Но Кристина находясь в позиции «ребёнка» не готова услышать доводы и рвет с ним связь.
Подходит какое то время и Кристина начинает понимать, что смена партнёра не привела её к желанному счастью. Она, сталкиваясь с хамским отношением и изменами своего нового избранника, начинает взрослеть.
Тут логично снова вернутся к психологическим теориям, а именно к стадиям развития личности по Эрику Эриксону.
Так же и тут, Кристина сначала отрицает ценности Виталия на ужине (недоверие к миру); затем изменяет Виталию - бунтует (становление автономии); устраивается на работу (инициатива); пытается на работе построить инновационное мобильное приложение (ориентация на работу), осознает себя как перспективного руководителя, который нашел любимое дело (идентификация); обжигается об неадекватное руководств, лишается любимой работы и нового дома (изоляция); находит себя, создав свой успешный стар-ап и обретая новых друзей (зрелость, ориентация на семью и воспитание).
Кристина, преодолев все стадии становления, стала взрослой, полноценной личностью, которая способна строить серьезные отношения как взрослый - со взрослым.
Осознав важность Виталия (не как родителя, а как любимого человека), Кристина хочет к нему вернутся и строить уже отношения в новой плоскости (как два взрослых и осознанных человека).
Однако, уже слишком поздно. Виталий, пережив колоссальную личную драму, нашёл новую спутницу жизни - Соню, которая несмотря на молодость, вступает с героем в диаду отношений взрослый - взрослый.
Интересна предыстория героини. Она, будучи тайной любовницей психолога, расстаётся с ним. Одна из причин расставаний - не желание героя Цыганкова заводить семью.
Виталий и новая героиня находят друг друга и помимо общей боли (оба оказались у разбитого корыта и были преданы), они как два взрослых человека (диада взрослый-взрослый) находят общие цели: семья, дом, дети, благополучие.
Роль психолога в фильме
Что касается роли психолога (героя Евгения Цыганкова) в фильме - обратимся к треугольнику Карпмана.
Психолог осознанно выступает злодеем, который сознательно толкает хорошую девушку, которую он не может сделать счастливой в виду своего характера и своих ценностей, уйти к спасителю (Виталию), который может дать девушке то чего она хочет: заботы, любви, семьи.
Кто-то скажет, что действия психолога необъективны и тут он выступает как отрицательный персонаж.
Однако, на мой взгляд, психолог осуществляет хоть и морально спорный, но полезный для Виталия поступок - жертвует своё дружбой ради благополучия друга.
Немного личного, в моей жизни был схожий случай.
Бывают моменты, когда ты видишь что твоему другу плохо или он зашёл не туда (например, оказался в очень плохой компании) и ты должен сделать что-то больное для друга - за что он может тебя возненавидеть (например, отдать его на принудительную реабилитацию от наркозависимости, рассказать ему страшную правду о измене, которую он не хочет слышать, вытащить его насильно из болота в котором он сам оказался).
Ты понимаешь, что друг после твоего поступка может отказаться от тебя, но твои действия станут для него конечным благом и ты идешь на сознательную жертву.
Вывод
На мой взгляд, фильм чудесный, один из лучших в карьере Каримова. В нем и прекрасный психологичный сценарий и очень талантливые актерские работы.
Лично для меня он помимо рассказа хорошей и интересной истории - напомнил мне о двух важных выводах.
1. Какой бы сильной не была влюблённость и химия на зарождении отношений, однажды, она либо пройдёт, либо гамма чувств утихнет и тогда вы рискуйте проснуться с человеком, который хочет жить другой жизнью и который видит другое будущее для себя.
Поэтому очень важно несмотря на вихрь ощущений, чувств и страстей трезво смотреть на партнера и строить отношения как взрослый со взрослым, находя общие цели какие они не были бы (благополучие, дом, социальная деятельность, познание мира и тд)
2. «Жили счастливо и умерли в один день» - сказочная концепция, которая часто натыкается на острые рифы реальности. Счастливые и долгие отношения - это сложная работа двух взрослых (не важно какого пола людей), требующая ежедневного труда, компромиссов и умения находить общие цели, увлечения и ценности.
С наступающим,
Будьте счастливы,
И искренних, счастливых и взрослых вам отношений в Новом Году!
и постараюсь объяснить почему фильм достоин просмотра Впереди критические спойлеры
Чел ты...
Обьясню еще короче
я вообще не понял разъеб из предыдущей статьи: "как посмел автор сделать продолжение своего фильма таким реалистичным, без хэппи энда"
а вот взял и сделал - и тем первый фильм ценнее, что второй немного другой и про другое - а иначе и быть не могло
Там вообще были охуенные жизненные советы в стиле "главное перетерпеть, любовь все победит!111"
Это же психолог-наркоман из Голяка!
Бля Макналти, опять ты бухой