Такие хорошие и плохие мини-игры

Иногда они разнообразят геймплей, а иногда — раздражают и даже вредят.

Скоро выходит «Кровная вражда», сюжетная кампания для карточного «Гвинта» по вселенной Ведьмака. Он набирает обороты и активно развивается, а ведь изначально это была «всего лишь» мини-игра в третьем «Ведьмаке», пусть и очень хорошая и продуманная.

Но, к сожалению, не все мини-игры настолько хороши, как «Гвинт». Обычно их создают, чтобы разнообразить геймплей, дать игроку время передохнуть, но порой получается наоборот — они отвлекают, раздражают или даже бесят. Мы решили вспомнить хорошие и отвратительные мини-игры, присоединяйтесь в комментариях.

Такие хорошие и плохие мини-игры

Олег Чимде: Detroit: Become Human и Marvel's Spider-Man

Хорошо

Последняя работа Дэвида Кейджа полнится мини-играми. Есть среди них как и отвратительные вроде поиска на стенах специальных символов (по сути, пиксельхантинг), и просто отличные, которые действительно работают на атмосферу. Одна из них — игра на фортепиано, которая встречается лишь дважды.

Можно выбрать одну из четырёх композиций, и все они очень красивы. Задача игрока — просто «тапать» по тач-панели геймпада, но при этом темп музыки зависит от того, насколько ты ритмично это делаешь. При желании можно экспериментировать, делать паузы в музыке там, где ты пожелаешь. Таким образом, у каждого получается своя мелодия, которая отражает личное ощущение от игры. Очень хорошо.

Плохо

Питер Паркер в последнем Spider-Man — гениальный учёный. Он работает над нейросетевыми интерфейсами, что, в перспективе, может спасти множество людей. Он за несколько минут может разобраться, где в сложном механизме поломка и починить её.

Но, чёрт возьми, почему это обставлено в виде головоломки для пятилетних детей? Я что, должен таким образом ощутить себя гением? Я чувствую себя тупицей, а не гением, что отвлекаюсь на эту ерунду. В Marvel's Spider-Man акцент на нарративе, там очень хорошо прописанный сюжет и потрясающие поставленные катсцены. Так вот, лучше бы научная деятельность Паркера была бы катсценой, чем вот этим. Отвратительно.

Такие хорошие и плохие мини-игры

Алексей Сигабатулин: Star Wars: Knights of the Old Republic

Хорошо

Я не особо люблю карточные мини-игры: тот же «Гвинт» из третьего «Ведьмака» почти не трогал, чтобы не отвлекаться от основной игры. Но есть одно исключение — пазаак из Knights of the Old Republic.

Если говорить совсем просто, то это такой «блэкджек с наворотами». Есть два противника, у каждого колода из 10 карт, которая составляется до начала матча (картами можно торговать и меняться). На столе лежит основная колода, тоже из 10 карт.

В начале раунда каждому игроку в руку даётся по 4 случайные карты из его колоды. Каждый ход участник должен выложить на стол по одной карте из основной колоды, а потом либо дополнить её картой из своей руки, либо закончить ход. Побеждает в раунде тот, кто набрал 20 очков, либо подобрался максимально близко. Нюанс в том, что в колоде игрока могут быть разные карты: какие-то прибавляют очки, другие отнимают, какие-то могут менять своё значение или влиять на карты на столе.

Система в пазааке не самая оригинальная, но это как раз тот случай, когда простота и сеттинг в сумме дают крутой результат. Возможно, пазаак — предшественник сабакка из тех же «Звёздных войн» (в него Хан выиграл корабль у Лэндо). Но тут пока ясности нет.

Такие хорошие и плохие мини-игры

Плохо

Над этим пунктом я думал долго. Не скажу, что гонки на свуп-байках в KOTOR — это худшая мини-игра из всех (мои коллеги вспомнили и более чудовищные примеры), но для фаната «Звёздных войн» она точно будет самой разочаровывающей.

Интересно, кому пришла в голову идея добавить в игру, вышедшую после «Призрачной угрозы», такое. Байки тут ощущаются как вагоны с кирпичами, а вся мини-игра — скучнейший драг-рейсинг на 30 секунд, в котором нужно просто изредка уворачиваться от препятствий и проезжать по бустерам скорости. Себульба бы не одобрил.

Такие хорошие и плохие мини-игры

Никита Белюшин: Prey и GTA Vice City

Хорошо

В Prey, как в эталонном immersive sim, игрок может достичь цели разными путями. Можно за счёт чистой силы отодвинуть тяжёлый шкаф с прохода; можно воспользоваться клей-пушкой и забраться в вентиляцию у потолка; можно превратиться в кружку Transtar и запрыгнуть в маленькое техническое отверстие; а можно по старинке хакнуть входную дверь.

Подобного рода мини-игры присутствуют во многих проектах, однако именно в Prey (2018) хакинг понравился мне больше всего.

В отличие от подобных идей в том же Bioshock, в Prey, помимо антуража, добавили совсем немного — динамики. И этого, неожиданно, хватило для того, чтобы я не скучал, видя очередной невзломанный терминал, а разминал пальцы и пытался уложить в половину или даже треть доступного времени. Как ещё мог развлекать себя Морган Ю на захваченной чёрными тентаклями космической станции?

Плохо

Один на один с ужасно работающей физикой передвижения, с постоянными фризами и багами анимации, в GTA Vice City я пытался завести вертолёт в круг, как будто от этого зависела чья-то жизнь. Это был просто ад.

В мини-играх, требующих идеального исполнения последовательности действий, без права на малейшую ошибку, нет ничего хорошего. Даже если их хорошо вписать в повествование, игрок не заметит стараний за чистой, первородной яростью от того, что ему мешают играть. Это ленивый и неправильный приём, и я очень рад, что в последнее время встречаю его всё реже.

Тогда для меня это был вызов, но попадись мне подобная дичь сейчас, я бы сразу же засомневался в гуманизме разработчиков.

Такие хорошие и плохие мини-игры

Семён Костин: Yakuza и Final Fantasy X

Хорошо

Поклонники серии часто шутят, что на мини-игры в Yakuza нужно затратить куда больше времени, чем на всю игру. И шутка вполне оправдана, так как с каждой частью количество мини-игр росло в какой-то безумной прогрессии.

Непобитый рекорд — за Yakuza 5, 35 мини-игр. От банального казино, бильярда и боулинга, до классических аркадных игр, куриных бегов и приготовления рамена на скорость. Ни одна из них не раздражает, и к ним всегда хочется возвращаться в перерывах между миссиями.

Плохо

Серия Final Fantasy всегда славилась отличными мини-играми, начиная с VII части. Гонки на чокобо и коллекционные карточные игры на многие часы отвлекали игрока от основного сюжета. Что стало с мини-играми в Final Fantasy X — большая загадка. Практически все они раздражают, к ним не хочется притрагиваться, а если в них заставляют играть по сюжету, то игра превращаются в форменное мучение.

Испытания в храмах интересны в первый и во второй раз, но потом загадки приедаются. Гонки на чокобо скучны, а разобраться в блицболе смогут только самые терпеливые игроки. И даже после этого подводный волейбол будет раздражать своим «дубовым» управлением и отвратительными правилами. Хуже всего то, что если игрок забросит блицбол, то он никогда не получит лучшее оружие для Вакки.

Однако главный идиотизм Final Fantasy X — это QTE мини-игра, в которой игрок должен уворачиваться от молний. Чтобы её пройти, нужно увернуться 200 раз и не совершить при этом ни одну ошибку. Если вас внезапно кто-то отвлек или вы зазевались, то придётся начинать с самого начала. И опять, если игрок забросит этот ужас, то он никогда не получит лучшее оружие для персонажа Лулу. За что игроков так наказали? Уж лучше сражаться с каким-нибудь сложным боссом, чем заниматься унылой и раздражающей рутиной.

Илья Цуканов: Fable и The Elder Scrolls: Oblivion

Хорошо

Правила куробола в Fable очень просты: нужно пнуть курицу так, чтобы она попала в одну из ячеек игрового поля, желательно с наибольшим значением на ней. И это одна из самых эталонных мини-игр. Это не просто повтор какой-то древней аркады, в которую можно в любой момент сыграть и без запуска этой игры.

Куробол забавен, слегка абсурден и при этом легко вписывается во внутреннюю логику мира Fable. Практиковаться в силе пинков можно на любой курице из игры. И, что крайне важно, она необязательна, к ней можно приобщиться тогда, когда сам этого захочешь.

Такие хорошие и плохие мини-игры

Плохо

Разработчики четвёртой The Elder Scrolls как будто намеренно выпячивали все игровые условности и технические недоработки самым странным образом. Особенно в диалогах. Например, довольно некрасивые лица персонажей выводились на весь экран. Ещё из-за этого казалось, будто все жители имперской провинции обожали нарушать личное пространство Чемпиона Сиродила.

Но ещё более абсурдно выглядело убеждение. В этой довольно неинтуитивной мини-игре в определённом порядке нужно было рассмешить, похвалить, пригрозить и похвастаться собеседнику, и всё это — за ограниченное время. Такая моментальная смена четырёх разных стилей общения выглядела предельно глупо. И с низким уровнем красноречия шансы добиться успеха в таком диалоге стремились к нулю.

Спасибо Bethesda за то, что можно было вместо этой кривой мини-игры просто закидывать всех деньгами, чтобы добиться их расположения.

Такие хорошие и плохие мини-игры

Андрей Верещагин: караоке в Yakuza и Kingdom Hearts Birth By Sleep

Хорошо

Простенькая, но чрезвычайно аддиктивная ритм-игра. Каждый раз, когда я запускал любую из частей Yakuza, я первым делом отправлялся в караоке-бар, чтобы снова спеть Rouge of Love, Machine Gun Kiss или Bakamitai, даже когда все песни уже были пройдены на максимальный ранг.

Такие хорошие и плохие мини-игры

Всё, что требуется от игрока, — это вовремя нажимать на определённые кнопки. Это, конечно, не Guitar Hero, Theatrhythm Final Fantasy или osu! — здесь нет никаких тонкостей, да и вы вряд ли «застрянете» на какой-то композиции надолго.

Особый шарм местной ритм-игре придают «клипы». Примерно в середине каждой песни главный герой, который до этого неловко топтался на ковре караоке-клуба, переносится то на настоящую сцену, то в совершенно другой бар, где он запивает горе, глядя на фотографию пса Маме. И каждый из этих роликов очень смешной.

Плохо

Гонки в Disney Town — это настоящая пытка. Square Enix пыталась сделать эдакую Mario Kart в миниатюре, но у студии получилось что-то несуразное. Пять длинных трасс одолеть не так сложно, но страданий это принесёт немало. Виной всему кривое управление. И дело не только в том, как ведёт себя на дороге транспортное средство, но и в банальном расположении кнопок.

Такие хорошие и плохие мини-игры

Изначально Birth by Sleep вышла на PSP, поэтому у разработчиков было не так много вариантов раскладки. Однако управление ничуть не изменилось, когда игру портировали на PlayStation 3 и PS4: газ по-прежнему остался на кнопке «Х», а тормоз — на «квадрате». Из-за этого входить в крутые повороты становится чертовски неудобно. Что помешало «повесить» элементы управления на «R2» и «L2» — непонятно. К тому же, стоит вам попытаться чуть сбавить скорость с помощью тормоза, как транспорт тут же останавливается, потому что никакой инерции в игре нет.

Ситуация усугубляется и самим дизайном трасс. В особенности тут выделяется финальная — Castle Circuit. Я честно не понимаю, как её проектировали и тестировали. Дело в том, что недалеко от старта легко можно провалиться в подземелье. Чтобы выбраться из него, нужно проехать огромный путь, и вы неизбежно отстанете от оппонентов, а нагнать их уже, скорее всего, не получится. Лучшее, что можно сделать в таких случаях — перезапустить гонку.

Такие хорошие и плохие мини-игры

Даниил Кортез: взлом замков и классические пазлы

Хорошо

Я обожаю проходить RPG за воров. Забрать всё, что к полу не прибито, обокрасть ближнего своего, незаметно сбежать с ещё даже не начавшейся резни — это ли не веселье? Но самая любимая часть криминальной жизни — взлом замков. Во-первых, фокусы с отмычкой позволяют достигать недоступных мест и разжиться бесплатным лутом.

Во-вторых — радует находчивость разработчиков в реализации процесса взлома. Где-то это банальный бросок кубика на «получилось-не получилось», а где-то — полноценная мини-игра.

Такие хорошие и плохие мини-игры

Самой любимой версией воровского промысла я считаю систему из поздних Fallout и TES V: Skyrim. Суть в чём: перед игроком есть замочная скважина, по которой круговым движением можно водить отмычкой, чтобы найти открывающую защёлку. Поиск проходит методом проб и ошибок: поставил отмычку в определенную позицию, попробовал повернуть замок. Не идёт? Застряло? Меняешь позицию. Повернулась полностью? Ура, замок открыт.

В Fallout 3 и Fallout: New Vegas ковыряться в сундуках можно было лишь при достижении определенного уровня навыка «Взлом». В TES V: Skyrim система сделана немного честнее к игроку: там можно попытаться вскрыть замок любой сложности — никаких ограничений. Навык регулирует лишь сложность процесса: на взлом уровня «Мастер» у свежеиспеченного воришки уйдет не один десяток попыток.

Такие хорошие и плохие мини-игры

Плохо

Пятнашки, судоку, «найди пару». А также проклятые рычаги, которые нужно использовать в определённой последовательности, чтобы каждый из них смотрел вниз. Вот только при активации одного другие меняют своё положение. Или пол из 16 панелей, где каждая при нажатии меняет цвет соседних, а комната должна быть вся красной. Если у вас тоже начинают скрежетать зубы и пульсировать виски при прочтении этих строк, вы меня прекрасно понимаете.

Судоку в Mass Effect: Andromeda
Судоку в Mass Effect: Andromeda

Беда таких загадок в том, что зачастую они лишены фантазии. Увидев очередные пятнашки и «повтори комбинацию, которую тебе сейчас покажут», игрок уже точно знает, что его ждёт. К тому же, подобные головоломки ломают темп игры.

Вот ты, герой RPG, на всех парах несёшься бить дракона на нижних этажах подземелья, чтобы разжиться легендарным сокровищем, как вход в его гробницу закрывает пазл для четвероклассников. И он не то чтобы сильно сложный: посидев пару минут и просчитав ходы, ты легко его решишь. Но заниматься подобной рутиной в эпической RPG или шутере не хочется совсем.

Такие хорошие и плохие мини-игры

Помню, мне пришлось натурально лезть на YouTube, чтобы разгадать пазл в Гробнице Дворфов из Torchlight. Суть: каждый рычаг на возвышенности поднимал и опускал шипы в определённых точках. К сожалению, эта загадка была настолько отвратной, что даже летсплей мне не помог — пришлось брать «брутфорсом» в течение получаса

Какие мини-игры вам нравятся, а какие — нет? Присоединяйтесь в комментариях, обсудим.

6868
149 комментариев