Я собрал электровелосипед, чтобы и у тебя получилось

По просьбе трудящихся (точнее трудящегося) пишу лонг о постройке электротранспорта своими руками. Казалось бы, оного электротранспорта на нашем рынке вагон и маленькая тележка, однако ситуация похожа на продажу готовых компов — оно вроде и работает, но комплектация внутри мягко говоря далека от идеала. Поэтому будем разбираться в теме.

Моя шайтан-арба (справа), стоимостью что-то около 25 000 рублей.<br />
Моя шайтан-арба (справа), стоимостью что-то около 25 000 рублей.

А нафига оно вообще нужно?

Так уж случилось, что электровелосипедами у нас называют туеву хучу различного транспорта — от кушавших "Растишку" велосипедов-дутиков Kugoo V1 и до курьерских "Колхозников", которые по факту являются обыкновенным мопедом, только с электродвигателем вместо ДВС. Мы же будем строить (или покупать) именно что электроВЕЛОСИПЕД — то есть *педальное* транспортное средство на базе обыкновенного взрослого велосипеда, ездящее на велосипедных (25-30 км/ч) скоростях, но оборудованное электродвигателем. Электродвигатель тут будет работать заодно с человеком — даём газу и крутим педали.

Электровел в естественной среде обитания — на очередном междугороднем шоссе.<br />
Электровел в естественной среде обитания — на очередном междугороднем шоссе.

Если на этом моменте у вас появилось желание сидеть и не потеть — закрываем лонг и покупаем электросамокат с сидушкой наподобие Kugoo M4 — его более чем хватит на покатушки от дома до работы и в магазин. Зачем же в условиях наличия данной техники нужен электровелосипед? Да потому что в отличие от электросамокатов он может ездить *очень* и *очень* далеко. Если пробег для большинства самокатов и прочих СИМ ограничен 20-25 километрами, то электровел будет ездить 50 и больше, что позволяет уже говорить о нём не как о городском поджопнике, а как о полноценном транспортном средстве для поездок, собственно, загород. Вообще, на самосборе верхняя граница пробега будет зависеть исключительно от вашей лени и бюджета, но об этом — ниже.

Проблемы готовых решений, или 1000 и 1 ашанбайк с моторчиком

Ну его нафиг, куплю готовое — на данный момент собираются сказать некоторые из читающих сей лонг. Проблема в том, что у большинства нормальных производителей своих бюджетных электрических линеек нету, и поэтому большинство электровелов стоимостью до 100 тысяч рублей делаются китайскими компаниями и выглядят как-то так:

Тяжёлая рама, аккум-"бутылка", задний амморт непонятного качества. Ездить будет, вопрос как?<br />
Тяжёлая рама, аккум-"бутылка", задний амморт непонятного качества. Ездить будет, вопрос как?
Аккумулятор вставлен в тяжеленную раму + литые диски. Ц — цыганщина!<br />
Аккумулятор вставлен в тяжеленную раму + литые диски. Ц — цыганщина!
Абсолютно то же самое, благо хоть убрали богомерзкое литьё. А вот рамы с одного и того же завода.<br />
Абсолютно то же самое, благо хоть убрали богомерзкое литьё. А вот рамы с одного и того же завода.
Я не знаю почему она так популярна у различных производителей-заказчиков. Но это уже третий подряд.<br />
Я не знаю почему она так популярна у различных производителей-заказчиков. Но это уже третий подряд.
В смысле можно сделать компактно складывающийся велосипед без убогой рамы на трёх фото выше?!<br />
В смысле можно сделать компактно складывающийся велосипед без убогой рамы на трёх фото выше?!

Данные аппараты представляют собой типичнейший пример велоподобных объектов АКА ашанбайков. На моторе оно конечно поедет, вот только недалеко и недолго — лишние 10 килограмм веса ничуть не снизят нагрузку на двигатель, а педали в помощь мотору вы заманаетесь крутить уже через пару часов. Покупать такое я советую разве что изрядным мазохистам, которых прочие издевательства над собой уже не прельщают.

А вот ELTRECO делает более-менее нормальные бюджетные электрички на китайских рамах из китайской же комплектухи. Однако вся начинка у них далеко не самая лучшая — та же штатная батарейка преступно маленькая, а заменить её так просто не получится.<br />
А вот ELTRECO делает более-менее нормальные бюджетные электрички на китайских рамах из китайской же комплектухи. Однако вся начинка у них далеко не самая лучшая — та же штатная батарейка преступно маленькая, а заменить её так просто не получится.
Этот китаец тоже очень даже неплох по механике. Но в целях эстетичности производитель снова режет на этот раз спрятанный в раме аккум до совсем уж неприличных 5 ампер-часов — у многих дешёвых самокатов больше.<br />
Этот китаец тоже очень даже неплох по механике. Но в целях эстетичности производитель снова режет на этот раз спрятанный в раме аккум до совсем уж неприличных 5 ампер-часов — у многих дешёвых самокатов больше.

Делаем нормальный электровелосипед из нормального обычного велосипеда

Где же тогда взять нормальный электровелосипед? В Триал-Спорте, господа. Или в Деспорте-декатлоне. Да даже блин на Авито, если есть минимальные знания в теме. Мы построим его на основе любого бюджетного велосипеда с классической треугольной (мужской) рамой на 26-х или 27.5 колёсах — во всех вышеперечисленных магазинах такие линейки есть. Желающим поставить переднее колесо посоветую только брать велосипед с жёсткой передней вилкой.

Вот это чудо (Outleap Accord) можно взять сейчас в Триале за 20 000 вечнодеревянных. Идеальнейший вариант для бюджетной электрификации.<br />
Вот это чудо (Outleap Accord) можно взять сейчас в Триале за 20 000 вечнодеревянных. Идеальнейший вариант для бюджетной электрификации.
Женскую его версию брать не надо — ниже поймёте почему.<br />
Женскую его версию брать не надо — ниже поймёте почему.
Моя шайтан-арба до электрификации. Стоила аж 4 000 рублей.<br />
Моя шайтан-арба до электрификации. Стоила аж 4 000 рублей.
Тоже неплохой бюджетный варик<br />
Тоже неплохой бюджетный варик
Как и такой<br />
Как и такой

Вся электроника у нас пойдёт в сумку, которую мы закрепим на раме. Вот так:

Установлено минимум оборудования, первый выезд<br />
Установлено минимум оборудования, первый выезд
Ну или максимум — в две.<br />
Ну или максимум — в две.

В женские рамы большая сумка для большого аккума не поместится. Поэтому, уважаемые девушки, мужайтесь. И лезьте на мужской велосипед)

В гостях у самоделкина.

На самом деле, весь электротранспорт — покупной ли, самосборный ли, устроен одинаково. Аккумуляторная батарея питает мотор-колесо через контроллер. ВСЁ! Но дьявол, как известно, кроется в деталях.

Мотор-колёса по размерам своим идентичны обычному велосипедному колесу, и ставятся они точно так же. Рама на фото 1970-х годов, но мотор-колесо встало в переднюю вилку без никаких танцев с бубном.<br />
Мотор-колёса по размерам своим идентичны обычному велосипедному колесу, и ставятся они точно так же. Рама на фото 1970-х годов, но мотор-колесо встало в переднюю вилку без никаких танцев с бубном.

Для сборки вам понадобится уже надеюсь купленный велосипед, на базе которого мы будем строить нашу электричку, всё вышеуказанное, а также минимум органов управления и навески. Мотор-колёса могут ставиться как вперёд, так и назад, И ОНИ РАЗНЫЕ! Лично я предпочитаю передние, так как это позвоялет сохранить родной цепной привод на заднее колесо в первозданном виде, не забивая голову переносом ведомых звёздочек на мотор-колесо с колеса оригинального велосипеда.

Если у вас есть деньги — покупаете готовый комплект электрификации мощностью 350-500 ватт. Всё необходимое идёт в комплекте и собирается оно не сложнее компа — привинтил комплектуху на раму да тыкнул разъёмы в подходящие гнёзда, перепутать что-либо там нельзя.

Стоить такой набор будет что-то около 30-40 тысяч. Собрал и поехал.<br />
Стоить такой набор будет что-то около 30-40 тысяч. Собрал и поехал.

Если денег нет, но есть желание поплясать с паяльником, последовательно покупаем:

1) Мотор-колесо, той же мощностью 350-500 ватт. Опять же, желательно переднее. Визуально представляет собой обычное колесо с расположенным во втулке моторчиком, которое ставится в любую современную вилку, так что любой кто хоть раз снимал со своего железного коня колесо сию процедуру сможет произвести без особых проблем.

2) Контроллер с Али. Хватит самого дешманского за 20 баксов, но можно жирануть и взять подороже. Лично я катаю на дешмане и никаких проблем с ним не вылезало. Вместе с каждым контроллером идёт схема его распиновки — проводок какого цвета к проводку какого цвета зачем подключать.

В нашем случае подключаются провода А, В, С — паяем, опционально Н (более мягкий старт) и L — совпадёт разъём так отлично, не совпадёт — срезаем его и паяем цвет к цвету.<br />
В нашем случае подключаются провода А, В, С — паяем, опционально Н (более мягкий старт) и L — совпадёт разъём так отлично, не совпадёт — срезаем его и паяем цвет к цвету.

3) Ручку газа — есть курковые а-ля электросамокат, есть классические поворотные, как на мотоцикле. Берите со встроенным вольтметром, который будет показывать напряжение батареи.

4) Усилители дропаутов. Вкручиваются между мотор-колесом и вилкой дабы не насиловать последнюю крутящим моментом мотора.

5) Батарею номинальным напряжением 48 вольт (дефолт для большинства электровелов и электросамокатов). Для запаса хода в 50 километров хватит ёмкости в 10-12 ампер-часов (с подкручиванием педалями), а батка ёмкостью 21 ампер-час увезёт вас на 80+.

Для дотошных, требуемую ёмкость батареи можно рассчитать по формуле:

Мощность движка * 0.75/Номинальное напряжение батареи

которая покажет вам потребляемую ёмкость в час при движении со скоростью 25-30 км/ч и подкручивании педалями. Осталось только умножить полученную ёмкость на требуемое количество часов езды и прибавить сверху два "запасных" ампер-часа. Для 350-ти ваттного двигателя, на котором мы хотим проехать 70 километров это будет:

350*0,75/48 = 5.45; 70/30 = 2.3; 2.3х5.45=12.7; 12.7+2 = 14,7 — наша нужная ёмкость.

Заказывать батареи с Али я не рекомендую, благо контор занимающихся их сборкой в России полно, на крайний случай есть Авито. Крайне советую покупать съёмную с самым обыкновенным разъёмом XT60 на выходе — и удобней, и проще. В отличие от тех, что идут в комплектах электрификации, соберут вам её любой формы и ёмкости, были бы деньги. О том, что Б/У батарею брать нельзя, думаю пояснять не надо.

Хорошая батарея на 16 ампер-часов.<br />
Хорошая батарея на 16 ампер-часов.
Тоже хорошая. ХТ60 для безгеморройного подключения к контроллеру в наличии<br />
Тоже хорошая. ХТ60 для безгеморройного подключения к контроллеру в наличии
Плохая. Использует свой, проприетарный разъём.<br />
Плохая. Использует свой, проприетарный разъём.

Подключить надо будет батарею к контроллеру, контроллер к колесу и ручке газа. Всевозможные велокомпьютеры и фары брать пока не советую, это уже сами поймёте нужно вам или нет. Колесо, ручка и контроллер будут стоить что-то около 12-15 тысяч рублей, и от 10 до 25, в зависимости от ёмкости, батарея и зарядное к ней. Разъёмы батареи и ручки газа могут не совпадать (на колесе и выходе на колесо контроллера можно припаять как напрямую, так и через штекерный разъём для быстрого демонтажа), поэтому тут может понадобиться паяльник.

Собрав и обкатав электровел, можно обвешать его всем, чем угодно. Подключить велокомп (который на самом-то деле и не нужен, но кто я такой чтобы мешать вам его стаивть), свет (посоветую ARCTIC V3 за 1000 рублей), клаксончики-поворотники-иммобилайзер и всё, на что у вас денег и выдумки хватит. Но это уже совсем другая история...

8787
1414
33
22
94 комментария

"Вся электроника у нас пойдёт в сумку, которую мы закрепим на раме."
какой же это колхоз

8
2
Ответить

Вот для таких как ты и делают свои аппараты Eltreco. Красиво, но нихера не едет.

8
Ответить

Один хуй эту штуку как-то надо крепить на раме - любое решение не идеальное.

1
Ответить

где шлем, лебовски?

6
Ответить

Но ты все ровно будешь называть электросамокатчиков пидорами?

1
Ответить

Он любя.

10
Ответить

За 25к я новый электросамокат куплю

2
Ответить