Игра года, 20 место — Mafia: Definitive Edition
Классика не стареет — и иногда получает хороший ремейк.
Анонс Mafia: Definitive Edition состоялся неожиданно. Любимая многими, но неоднозначная в плане геймдизайна и порядком устаревшая за почти 18 лет игра, и вдруг — с обновлённой графикой, сюжетом и геймдизайном.
Какие-то миссии стали более короткими и линейными. В сюжете некоторым персонажам увеличили экранное время, а кому-то кардинально изменили характер. Стрельба стала чуть более аркадной, а её реалистичные фишки (например, потерю неотстрелянных патронов при смене неполного магазина) вынесли в отдельный режим сложности.
Все изменения разделили фанатов на два лагеря: кто-то полюбил игру больше оригинала, а кто-то сразу же записал Definitive Edition в провал из-за нововведений и исчезнувших элементов — например, музыки Джанго Рейнхарда, которая исчезла даже из оригинала из-за проблем с авторскими правами.
И стоит сказать, что ремейк вышел действительно неидеальным. В совершенном мире, где все получают то, что хотят, ремейк Mafia должен был, подобно оригиналу, вновь задрать планку реализма в играх с открытым миром. А ещё, пожалуй, вывести индустрию на новый уровень в плане графики и анимации — в общем, стать эдакой Red Dead Redemption 3.
И это не какие-то фантастические «хотелки» — именно это в своё время сделала оригинальная Mafia. В 2002 году уровень графики, деталей и реализма в дебютной игре геймдизайнера Даниэля Вавры был невообразим, а ближайшим конкурентом была GTA 3 — игра, безусловно, культовая, но и близко не стоявшая по уровню проработки с первой Mafia. Её успех строился на трёх вещах: великолепный сценарий, уникальный геймдизайн и передовые технологии, которые были настоящим испытанием для ПК тех лет.
Mafia: Definitive Edition же, наоборот, игра уже прошлого поколения и скорее «безопасный ремейк», нежели современное переосмысление. Приятная, очень красивая и с достойным вниманием к мелким деталям, но и близко не триумф оригинала 2002 года. Тут качественные модели, неплохие анимации, в целом хорошая графика, вместе с движком доставшаяся ремейку от Mafia 3.
И это не плохо: вряд ли большинство тех, кто действительно ждал обновления старой-доброй Mafia, рассчитывал на ещё одну революцию — особенно, учитывая довольно скромные бюджеты разработки и цену в 40 долларов.
Геймдизайн тоже изменился: многие вещи упростили в угоду зрелищности и кинематографичности. Большие миссии с редкими точками сохранения поделили на арены поменьше, прохождение стало более линейным. Если оригинал был эдакой ограниченной песочницей с уклоном в кино, то ремейк полностью превратился в линейное приключение. Где-то, будем честны, это пошло игре даже на пользу: многие откровенно странные и нудные моменты исчезли, и игра стала куда бодрее.
Но местами Definitive Edition выступает хуже — например, сцена с бронированным грузовиком, что сильно выбивается из общей атмосферы игры и в целом возросший «градус Майкла Бея» в довольно спокойном и размеренном произведении.
У главного героя, Томми Анджело, резко переменился характер: если в оригинале он был жертвой обстоятельств и попал в мир криминала скорее по случайности, то в Definitive Edition он сам рад поднимать грязные, но лёгкие деньги разбоем, грабежом и рэкетом.
Об изменениях Definitive Edition можно долго спорить и рассуждать — собственно, этим успели заняться практически все с момента релиза. Где-то стало лучше, где-то стало хуже. Но главного достоинства ремейка отрицать нельзя — это отличная линейная игра, где нет ничего лишнего.
Существование ремейка Mafia в 2020 году — это что-то из разряда сюрреализма, настоящего чуда. В эру игр-сервисов, смешивания всех жанров с RPG-элементами и раздутыми открытыми мирами выходит обычная линейная игра. Без дополнительных заданий, прокачки, сезонных абонементов, внутриигрового доната, лутбоксов и прочих вещей, без которых современный крупный проект представить просто невозможно.
Даже, казалось бы, эксклюзивы Sony, последний оплот тех самых коридорных приключений, активно используют прокачку и дополнительные активности. Эра игр в духе Mafia давно ушла. Однако вот она — верная оригиналу коридорная игра с исключительно декоративным открытым миром без хитрых геймплейных систем, где не надо делать ничего, кроме как плыть по течению истории. Запустил и прошёл за пару вечеров.
А если всё же хочется повыполнять задания и покататься по Лост-Хэвену — есть режим «Прогулки», про который в ремейке не забыли и даже облагородили новым контентом.
Да, сюжет не совсем тот, что 18 лет назад, местами повествование стало проще и эпичнее — но это та самая игра из совершенно другого времени. Которую можно просто проходить, не отвлекаясь ни на что, кроме разве что сбора коллекционных предметов — куда же без них.
В ряде сюжетных деталей Definitive Edition отличается, и по мнению части фанатов — в худшую сторону. Но геймплейно она стала приятнее: длинные эпизоды подрезали и сократили, благодаря чему от игры совсем не устаёшь.
Конечно, упрощение не могло не урезать часть шарма оригинала, но давайте будем честными: молчаливые поездки и таскание ящиков в 2020 году понравится разве что закостенелым фанатам оригинала или совсем уж идейным геймерам.
Да и к тому же, в сравнении с большинством ремейков, из Mafia практически ничего не убрали — осталась даже знаменитая гонка и возможность включить «ту самую» сложность, чтобы вновь меряться с друзьями навыком кататься на виртуальных машинах. Если оценивать игру в вакууме и описанном ранее «идеальном мире», то ремейк действительно вышел хуже оригинала.
Но если начать сравнивать и здраво оценивать индустрию на сегодняшний день, то Mafia: Definitive Edition — один из лучших ремейков и, пожалуй, лучшее, что могло случиться с серией в 2020 году. Он верен оригиналу и при этом хорош как самостоятельная, вполне современная и аккуратная игра без устаревших и спорных идей.
Но если вам всё равно хочется ругать Hangar 13 за то, что они бессовестно попрали оригинал и совершенно не поняли суть геймдизайна Вавры, стоит вспомнить, что в 2020 году вышли ремейки Warcraft III и XIII. В сравнении с ними, потеря эпизода с ящиками — меньшая цена за хорошее переосмысление классики.