Отель "У погибшего альпиниста": первоисточник и советская экранизация
Волею судеб, находясь в типичном постсоветском кабинете УЗИ, я случайным образом приметил на отдалённой полочке несколько книжек в знакомом оформлении от издательства "АСТ". Невнятно помямлив, и услышав в ответ, что книги де принадлежат родственникам, а ныне те в отъезде, я таким образом успешно позаимствовал для ознакомления "Насморк" Станислава Лема и "Отель" Стругацких. О последнем (вместе с не очень удачной киноверсией) и пойдёт речь в данной статье.
Повесть
Весьма чудное (в хорошем смысле) переплетение реалистичного детектива и лёгкой фантастики, где холодный рациональный разум принципиального полицейского Петера Глебски вынужденно вступает в противостояние с неизведанным в рамках замкнутого пространства таинственного отеля. Традиционно лёгкий слог Стругацких с уместными вкраплениями сарказма и иронии сглаживает весьма печальный финал истории, а все действующие лица находятся в зоне моральной неоднозначности, и в той или иной степени вызывают подозрение у читателя, обеспечивая неплохой эффект погружения.
Отель "У погибшего альпиниста" (1979)
Примечательная работа именно в контексте советского кинематографа, в первую очередь за счёт съёмок на "Таллинфильме" и, как следствие, участия эстонских, латышских и литовских актёров с последующим дублированием на русский язык. Также картина является последней работой режиссёра Григория Кроманова.
К сожалению, первые и последние достоинства самой ленты - весьма красивые локации (съёмки проходили недалеко от горнолыжного курорта) и холодный загадочный саундтрек за авторством Свена Грюнберга. Во всём остальном получилась маленькая катастрофа.
Нещадно порезанный сюжет и практически отсутствующая экспозиция превращают всё происходящее в шизофренический клип, где уставшие возрастные актёры неуместно и откровенно лениво цитируют исходник, детективная часть фактически отсутствует, а внутренний голос Глебски почему - то возникает в самые неожиданные моменты. Обрезанные диалоги и взаимодействия персонажей делают происходящее абсолютно безжизненным. Тем обидней, что сценарий писали непосредственно Стругацкие (скорее всего прекрасно понимая невозможность вместить собственный материал в жалкие 83 минуты). Перевёрнутая мораль в концовке с отсутствием адекватной рефлексии окончательно превращает всё происходящее в жалкий фарс.
Чисто технически операторская работа выглядит очень нервно и местами эпилептично, за счёт чего возникает ощущение дешёвой ТВ - съёмки, а формат кадра 4:3 в данном случае лишь подчёркивает бюджетность фильма.
По итогу хочется отметить, что при весьма достойном первоисточнике вряд ли стоило замахиваться на экранизацию, не имея должного таланта и понимания сильных сторон произведения. Остаётся лишь надеяться, что выходящий в следующим году фильм сможет хотя бы отчасти исправить ошибки советской версии.
Фильм действительно странный, в плохом смысле слова. Впрочем, Стругацкие и книжку свою не считали большой удачей, но она, по крайней мере не настолько сумбурна, как экранизация.
Читал роман, но понравился он мне сильно меньше чем другие произведения братьев маэстро.
Читал, не очень понравилось, как и почти все у Стругацких 😬
Не очень глубоко знаком с их творчеством, до вышеописанного произведения читал только "Пикник" ( где тоже есть своя атмосфера), но прямо вау - эффекта не испытал.
Иногда случайно натыкаюсь на классиков, например в библиотеке одного из санаториев был сборник рассказов Брэдбери
Мне экранизация при всех её недостатках всё же зашла. Приятная игра актёров, да и финальная речь Глебски получилась довольно атмосферной. Конечно, урезана бытовая часть и часть расследования, но последняя в принципе и не была ключевой - даже сами Стругацкие иронично добавляют к повести приписку "ещё одна отходная детективному жанру".
Мне понравился и этот фильм и трудно быть богом Фляйшмана. По своей художественной ценности они где-то рядышком. Все это может криво и наивно, но в этом что-то есть. А может мне просто нравятся старые экранизации фантастики.
Вообще не знаю как читать книги я мягком переплете я читал Стругацких и имею несколько книг по их романам там огромноые сборники