Nobody Wants to Die: нуарная прогулка по ретро-киберпанку

Детектив-алкоголик и размышления о том, насколько прогнил этот мир, прилагаются.

Nobody Wants to Die: нуарная прогулка по ретро-киберпанку

Нью-Йорк, 2239 год. Человечество изобрело ихорит – технологию, которая позволяет переносить сознание между телами. Смерти больше нет – как только одна физическая оболочка придёт в негодность, ваше сознание перенесут в другую. Празднуйте сотый, двухсотый, трёхсотый дни рождения… Единственное условие – вы должны быть достаточно богаты.

А если вы не богаты – то вы умрёте. С достижения 21-летнего возраста каждый гражданин должен купить подписку на собственное тело. Нет денег? Сознание переносится в банк, а тело достаётся несколько более обеспеченному человеку. Поэтому физическую оболочку нужно беречь, особенно – от кислотных дождей, которые накрывают Нью-Йорк каждый день.

В этом Нью-Йорке будущего работает Джеймс Карра – детектив, расследующий преступления с помощью технологии реконструкции. Она позволяет отмотать время назад, чтобы своими глазами увидеть произошедшее. И вот его вызывают в квартиру Грина – бизнесмена и мецената, убитого достаточно жестоким образом. Дело, которое изначально вызывало подозрения, оказывается ещё более грязным…

С этого места преступления начинается погружение в самые грязные тайны Нью-Йорка
С этого места преступления начинается погружение в самые грязные тайны Нью-Йорка

Впрочем, завязку сюжета вы и так прочитаете на странице игры в Steam. Гораздо интереснее – как ощущается Nobody Wants to Die. Потому что атмосфера – это именно то, что является главным преимуществом игры.

С любовью к классическому нуару

Nobody Wants to Die – это не «нео-нуар», как его называют в некоторых обзорах, а вполне себе классический нуар со всеми положенными тропами сюжета. Загибаем пальцы:

  • Детектив-алкоголик, который страдает от физической болезни и ненавидит мир, размышляя о том, что всё вокруг погрязло во лжи, интригах и коррупции – есть;
  • Дело, которое начинается как обычное убийство, но потом обретает неожиданный поворот и ведёт в самую глубину преступного мира – есть;
  • Бизнесмены, в которых не осталось ничего человеческого, подкупленные политики и коррумпированные полицейские – есть;
  • Сами полицейские, нарушающие закон каждые три-четыре часа – есть;
  • Город, в котором не всходит солнце – есть;
  • Отсутствие экшена, саспенс нагнетается через диалоги и атмосферу – на месте;
  • Бары, подворотни и трущобы – даже они есть.
Типичные мысли типичного нуарного детектива. Шляпа тоже на месте
Типичные мысли типичного нуарного детектива. Шляпа тоже на месте

Даже музыка – и та вдохновлена классическими нуарными фильмами. И так же, как в классических нуарных фильмах, она вообще не соответствует происходящему на экране.

Единственное, что отличает Nobody Wants to Die от какого-нибудь «Мёртв по прибытии» или «Сильной жары» – летающие автомобили. Да и в принципе вся эта эстетика киберпанка – именно эстетика, потому что остальные элементы жанра просто… присутствуют для галочки. Но перенос действия в будущее был необходим – иначе очень сложно поднять вопросы трансгуманизма и бремени вечной жизни.

Nobody Wants to Die: нуарная прогулка по ретро-киберпанку

Мир разрушающейся роскоши

Итак, Nobody Wants to Die – это симулятор ходьбы. Абсолютно линейный, максимально неторопливый и упивающийся собственной эстетикой. За 4,5-5 часов игры – именно за столько можно пройти Nobody Wants to Die – нам дадут четыре раза реконструировать место преступления, три раза сложить улики на доске и один раз – прогуляться по улице. А ещё посредине будет 20-минутная сцена, в которой происходит только диалог – главный герой просто лежит на своей парящей машине и болтает по телефону с напарницей.

Но при этом каждая сцена создана с невероятной любовью. Здесь правит ар-деко, причём в каждой детали. Сгоревшее вишнёвое дерево, взорвавшийся бар, подпольный клуб или разрушенный поезд – всё это выглядит по-настоящему стильно. Именно поэтому просто интересно ходить и разглядывать детали – а потом перематывать время в разные стороны, чтобы увидеть, как эта красота и роскошь уничтожаются, разрушаются, сгорают в пламени. Есть в этом какое-то отдельное удовольствие.

Покадровое наблюдение за убийством - обычная сцена в реконструкции места преступления
Покадровое наблюдение за убийством - обычная сцена в реконструкции места преступления

Но в этом, наверное, и был замысел разработчиков. Потому что сам мир тоже разрушается и гниёт изнутри – в нём не осталось ничего живого и человечного. Центральный парк Нью-Йорка – это просто крыши многоэтажек, на которых установлены голографические проекторы деревьев. Люди к празднику покупают 15 тюбиков обычной еды и 7 – премиальной (а также слабительного, потому что от премиальной еды может быть запор). А плитка шоколада – это невероятная ценность.

Никто не умирает, торопиться не нужно

Проходя Nobody Wants to Die, нужно смаковать все эти детали, наслаждаться миром, читать записки и рассматривать многочисленные предметы на полках. Поскольку за пределами сюжета и эстетики Nobody Wants to Die – максимально линейный симулятор ходьбы.

Даже в будущем томми-ган останется самым верным помощником в решении проблем
Даже в будущем томми-ган останется самым верным помощником в решении проблем

Настолько линейный, что вы даже фонарик не включите, если это не прописано в сцене. Хоть сломайте правый стик геймпада – он не загорится.

Как устроен геймплей Nobody Wants to Die:

  1. Джеймс Карра говорит с Сарой, напарницей, о жизни. Из разговоров понимает, куда ему нужно ехать.
  2. Приезжает на место преступления, используя лучший транспорт в истории – экран загрузки. Здесь он сопровождается размышлениями циничного детектива-алкоголика.
  3. Исследует место преступления. У него есть рентгеновский сканер, через который можно просматривать объекты за стенами и под одеждой, а также реконструировать траекторию полёта пуль; УФ-лампа для отслеживания потёков крови; и прибор для реконструкции – перемотки времени.
  4. На месте преступления Джеймс бегает от одной улики к другой, что-то реконструирует, что-то отслеживает, пытается понять, что именно здесь произошло и кто убийца.
  5. Собрав все улики, Джеймс приезжает в свою квартиру и строит доску расследования.
Типичная доска расследования детектива-алкоголика - все фото и ценные улики прижаты пустыми бутылками и пачками сигарет
Типичная доска расследования детектива-алкоголика - все фото и ценные улики прижаты пустыми бутылками и пачками сигарет

При этом игра, как уже было сказано, максимально линейная. Пропустить улику не получится. Построить неверное предположение на доске расследований – тоже. Nobody Wants to Die будет аккуратно, за ручку, вести по сюжету, чтобы вы ничего не потеряли и не оказались в тупике.

И всё это достаточно медленно. Но эстетично. И к игре тоже нужно относиться соответствующе – не торопиться проходить её, а именно наслаждаться. Как настоящим шотландским виски, которое в 2239 году осталось только у богачей.

Немного про сюжет

Как и в любом хорошем нуарном фильме, сюжет здесь запутанный и глобальный. Поэтому за ним нужно следить. Оторвёшься, пропустишь пару реплик – и вот уже ходишь и ничего не понимаешь, кто все эти люди и как они связаны. Конечно, главная сюжетная линия никуда не денется, основную историю в любом случае увидишь от начала и до конца.

Nobody Wants to Die: нуарная прогулка по ретро-киберпанку

Но все детали, которые погружают в коррумпированный, грязный, отвратительный мир местной корпоративной элиты скрыты в разговорах, записках и полунамёках. Поэтому – внимательно! Иначе в какой-то момент можно запутаться во всех этих фамилиях и так ничего и не понять.

В этом кроется неприятный диссонанс. С одной стороны, хочется растянуть Nobody Wants to Die на несколько вечеров – её хочется именно смаковать, а не проходить. С другой – все эти детали желательно хранить в памяти. А за рабочий день забываешь, кто все люди.

Сам сюжет, помимо детективной истории – которая, конечно, в духе нуара ещё и затрагивает главного героя лично – предлагает и много размышлений о природе смерти. Вопросы, конечно, оригинальностью не блещут – умирать никому не хочется, но зачем жить вечно? А какую цену за это придётся заплатить? И речь не о 12 тысячах долларов в год – именно столько стоит подписка на тело.

Nobody Wants to Die: нуарная прогулка по ретро-киберпанку

Есть только один окончательный вердикт – смерть

Nobody Wants to Die – короткая, атмосферная, увлекательная история в духе старых нуарных фильмов. Без особых претензий на оригинальность, но зато с очень интересным сюжетом, густой атмосферой и эстетичным визуалом.

Пройти можно за 4,5-5 часов. В игре четыре концовки, которые зависят от ранее принятых решений и выбранных реплик в диалогах.

Достоинства: Атмосфера, эстетика, увлекательный и сложный сюжет, красивая графика, философские вопросы, чистый нуар.

Недостатки: Может показаться слишком неторопливой, отсутствие по-настоящему оригинальных идей, мало геймплея даже для симуляторов ходьбы. Плохой перевод на русский язык – многое просто некорректно, есть непереведённые места. Слишком громкая музыка – заглушите её в настройках, иначе она начнёт заглушать реплики персонажей.

Если вы скучали по классическому нуару и готовы погружаться в игру – Nobody Wants to Die подарит 5 незабываемых часов.

А ещё больше интересного – в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!

6464
18 комментариев

ретро-киберпанкуКиберпанк в нынешнем его понимании сам по себе является ретрофутуризмом.

14
Ответить

Да!
Абсолютно согласен.
Киберпанк придумали в 80-х, опасаясь развития технологий и влияния капитализма на общество. Сейчас "парадигма" изменилась, мир совсем другой, и страхи 80-х больше не актуальны.
Но тут вопрос скорее сеттинга и антуража, в котором киберпанк-элементы переплетаются со стилем ар-деко и прочих 30-х, поэтому лучшее описание для этого антуража, как мне кажется, именно "ретро-киберпанк"

3
Ответить

Выглядит игра отлично, но сами расследования сделаны криво, в этом плане не смогли

5
Ответить

Да норм

Ответить

Детектив-алкоголиккак круто и оригинально, скип

2
Ответить

Да, в этом нет ничего оригинального. Но тут же вопрос в том, как подать =)
Я, например, был очень рад, когда присмотрелся к доске расследования и понял, что герой расставляет не абстрактные зацепки, а пустые бутылки из-под виски, прижимающие фотографии с места преступления. Или один из "судьбоносных" выборов - стащить с места преступления бутылку 30-летнего синглмолта или оставить? И герой прокомментирует оба варианта.
То есть это не просто "смотрите, у нас детектив-алкоголик", а именно проработанный персонаж.

2
Ответить

Завязка как в Видоизмененном углероде

2
Ответить