«Это не одни и те же фильмы, и мы больше не одни и те же зрители»: Вонг Кар-Вай о нюансах реставрации своих картин
Режиссёр опубликовал обращение к зрителям в рамках презентации новой 4К реставрации своих киноработ.
С 25 ноября на сайте Film at Lincoln Center in New York начали демонстрировать 10 классических фильмов Вонг Кар-Вая в новой 4К реставрации, которой занимался сам постановщик. Перед началом показа режиссёр опубликовал обращение к зрителям, где немного рассказал о нюансах реставрации и о том, какие изменения были внесены в кинокартины.
Реставрация
В процессе работы по восстановлению изображения, мы оказались перед дилеммой: восстановить фильмы в той форме, в которой их запомнили зрители, или же такими, какими я их представлял и задумывал себе изначально. Там было очень много того, что можно было изменить, и я решил пойти по второму пути, поскольку он будет отражать мое яркое видение этих фильмов. По этой причине и были внесены все те изменения, о которых я расскажу ниже
Соотношение сторон
«Чунгкингский экспресс» и «Любовное настроение» были сняты и выпущены в кинотеатрах с соотношением сторон 1,66:1 — одним из моих любимых форматов, но для выпуска на видео они были преобразованы в 1,85:1. Поскольку большинство людей смотрели эти фильмы на видео, то позже и укрепилось утверждение, будто бы они изначально и были сняты в таком соотношении. В новой реставрации вы будете смотреть эти картины в их исходном соотношении сторон.
В «Падших ангелах» я изменил формат на синемаскоп* (*широкоэкранная анаформированная система, основанная на использовании стандартной 35-мм киноплёнки, прим. автора), потому что изначально я и намеревался выпускать фильм таким. Но в процессе монтажа мы случайно переключили режим на анаморфированный (4х3) вместо стандартного.
Я чувствовал, что фильм изначально выглядел намного интереснее, потому что он увеличил расстояние до персонажей, плюсом учитывая чрезвычайно широкий угол съёмки. В то время было технически невозможно отыграть всё назад, но теперь у нас появилась возможность успешно реализовать первоначальную задумку.
Сведение звука и титры
«Чунгкингский экспресс» был снят еще до появления формата звука 5.1, поэтому в этот раз нам пришлось изменить настройки и конфигурации звука. Точно также мы поступили и с «Любовным настроением» — заново смикшировали звук. Роберт Маккензи проделал блестящую работу. Во время пандемии мы с ним работали удалённо.
Мы создали новые титры чтобы они выглядели единообразно во всех фильмах. Они также напоминают нашей аудитории, что это новые восстановленные версии.
«Счастливы вместе»
Во время пожара в 2019 году была уничтожена часть оригинального негатива. В последующие месяцы мы пытались, насколько это возможно, восстановить негатив, но в итоге часть его была безвозвратно повреждена. Мы потеряли не только часть изображения, но и звук на некоторых бобинах.
В итоге мне пришлось сократить некоторые монологи Тони Люна, но благодаря великолепной работе студии реставрации L’Immagine Ritrovata, нам всё же удалось восстановить большинство сцен в лучшем качестве.
Заключительное слово
После премьеры новой версии «Праха времён Redux» в 2008 году, некоторые зрители заметили, что фильм выглядел иначе — не так, как помнили его они. Я понял, что некоторые из наших зрителей впервые посмотрели его на пиратских копиях и в не самом лучшем качестве, из-за чего фильм представал в несколько ином свете. Тем не менее, некоторые предпочитают и любят именно ту версию, которые они посмотрели впервые. Ведь, как ни крути, свои первые ощущения и воспоминания со счетов не спишешь.
Но как говорится в одной пословице: «Ни один человек никогда не ступит в одну и ту же реку дважды, потому что это не одна и та же река, и он не один и тот же человек». С самого начала работы по реставрации я постоянно вспоминал эту пословицу, как напоминание о том, что это возможность создать что-то новое и под другим углом взглянуть на своё творчество.
Я приглашаю аудиторию присоединиться ко мне, чтобы начать всё заново, потому что теперь это не одни и те же фильмы, и мы больше не одни и те же зрители.
После первых показов, редактор издания The Film Stage Ник Ньюман поделился в своём Твиттере сравнением изображения обычной и реставрированной версии «Падших ангелов». Судя по всему, изменения коснулись не только технической части, но и визуального ряда.
Слева: до реставрации. Справа: после реставрации.
Напоследок еще несколько кадров из фильмов в новой реставрации, опубликованых в Твиттере издания The Film Stage.