Психологический разбор фильма Дюна Часть 2. Мессия

Психологический разбор фильма Дюна Часть 2. Мессия

Пол Атрейдес сын герцога Лето Атрейдеса и Леди Джессики из Бене Гессерит. На его долю выпала тяжелая ноша, так как он не просто наследник дома Атрейдесов, унаследовавшего целую планету, но и носитель силы сестер Бене Гессерит, способных подчинять себе людские умы, что сделало Пола потенциально сильнейшим претендентом на трон императора. Этот факт поставил перед сестрами сложный выбор, так как эта сила не должна была передаваться по мужской линии, а лишь по женской, тем самым не нарушая структуру этого ордена.

Тайное решение, которое повлекло за собой последствия галактических масштабов и поставило под угрозу уничтожения всего дома Атрейдесов.

Цепные псы по имени Харконнены были спущены на семью герцога и все герцогство, дабы не дать Атрейдесам захватить власть в галактике. Лето был предательски убит, армия разгромлена, а семье Пола пришлось уйти в бега на незнакомой планете Аракис, покрытый океанами песка – дюны. Тогда наследный принц обещал отомстить за отца и все зло, что было причинено его семье.

Так начинается путешествие во второй части фильма «Дюна».

Давняя вражда между домами Атрейдесов и Харконненов – это биологическая война, но не та о которой людей приучили думать при упоминании этого словосочетания. Биология – это наука о живых существах и процессах, которые в них протекают и туда входит множество разных разделов вроде генетики и анатомии, а также она неразрывна связана с химией и психологией. Если объединить три этих раздела, то несомненно получится алхимия. Именно поэтому мой канал называется не психология кино, а алхимия кино. В принципе все в нашем мире есть алхимия.

Но даже если их борьба это лишь отражение внутренних психических процессов, всем этим так или иначе кто-то управляет в противном случае, не существовало бы и самой борьбы. И таким образом Пол становится мессией по прозвищу Лисан аль-Гаиб. Очень тяжелая ноша и тяжелая ситуация с учетом того, в каком состоянии находится мир. Ему придется исполнить свое предназначение или отказаться от всего и стать изгоем. Он выбрал первое и решил сыграть с самой вселенной, разрушив границы старого мира. Борьба с самой матрицей — это всегда очень опасное дело, требующее невозможного, непредсказуемого, того, чего нельзя было бы вписать ни в одни существующие рамки. Однако не смотря на все предостережения своего отца Пол все же начал с пути, который легко читается, а значит и легко поддается контролю. Это путь насилия и жестокости, гнева, ярости, боли и страданий. Но неужели это всегда так? Неужели обязательно будущему правителю становится заложником судьбы.

Каждый путь человека является на самом деле не прямой дорогой, а рекой, которая видоизменяется, но имеет всегда один источник и именно от источника зависит, то на сколько сильно река будет менять свой курс. Также и у человека. Способность к изменениям и развитию зависит от того, на сколько силен его источник. Однако в отличии от реки у человека есть также и цель, которая также способствует его выбору и пути. Цель, определяемая сердцем и душой человека, но ведомая по пути избираемый его умом. Если же ум слабый, то уже первая преграда на его пути может стать роковым для человека.

Также, чтобы цель была ясна, сознание должно быть чистым и не затуманенным. C этим у Пола есть определенные проблемы.

Еще в первой части было демонстративно показана важность контроля эмоций Полом. Этот тест был пройден герцогом, но это вовсе не означало, что влияние силы переданной ему его матерью куда-то исчезло. Напротив, со временем его влияние начало только усиливаться и постоянно давило на него. Причина по которой сила сестер Бене Гессерит по правилам не передается по мужской линии заключается в том, что женская и мужская психики имеют разные свойства и функции, определяющие роль мужчины и женщины в обществе.

Если первая больше руководствуется чувствами и интуицией, то для второй важен контроль и она более грубая сила, дабы не наступил тотальный матриархат. Что же это за сила? Это то, за чем охотились долгие годы тамплиеры – священный грааль.

Психологический разбор фильма Дюна Часть 2. Мессия

Священный грааль – это еще одно название для коллективного бессознательного, поэтому неудивительно, что вокруг этого «артефакта» образовалось целая история, наполненная множеством мифов и преданий.

Один из самых известных конспирологических фильмов «Код Да Винчи» с Томом Хэнксом, как раз раскрывает эту тему. В нем разгадкой тайны является то, что священный грааль — это не предмет, а человек, а именно женщина.

Пол получив в наследство священный грааль, автоматически становится мессией или имам Махди. В широко распространённых легендах фременов о спасении махди должен был быть пришелец (то есть, не родившийся на Арракисе человек), дитя воспитанницы школы Бене Гессерит. Поэтому после того, как Пол Атрейдес стал жить с фременами и продемонстрировал им свои предвидения и боевые навыки, многие фремены стали считать молодого герцога махди.

Фремены провозглашают Пола Атрейдеса махди

Легенды о махди, по меньшей мере, частично формировались под влиянием давних суеверий паноплиа профетикус, культивировавшихся миссионерской организацией Бене Гессерит, носившей название Миссионария Протектива. Леди Джессика отмечала, что присутствие легенд о махди на Арракисе являлось указанием на то, как там ужасные условия царили здесь, так как они были подготовлены для распространения только среди тех культур, которые Бене Гессерит собирались взять под свой тотальный контроль.

Сходство и параллели с арабской культурой в «Дюне» не заметит разве что слепой и глухой. Кто же такой Махди?

Махди́ (араб. مهدي‎) — в исламе: последний преемник пророка Мухаммеда, который появится перед концом света. В Коране имам Махди не упоминается, но идея о нём широко толкуется в хадисах пророка Мухаммеда. Личность имама Махди мыслится как самостоятельный образ «обновителя веры»

История

В первые века хиджры Махди воспринимался в образе ожидаемого правителя, который должен восстановить первоначальную чистоту ислама. На эту роль претендовал «антихалиф» Абдуллах ибн аз-Зубайр. Мессианские идеи получили широкое распространение в шиизме, где вера в пришествие Махди слилась с верой в возвращение «скрытого» имамаМухаммада аль-Махди.

Мессианские идеи вдохновляли исламские социальные и религиозные движения. Идеей Махди воспользовались основатель династии Фатимидов, Убайдаллах аль-Махди (909—1171, то есть 262 года); основатель династии Альмохадов, Мухаммад ибн Тумарт и лидер махдистского восстания в Восточном Судане Мухаммад Ахмад[1].

Махди, согласно представлениям в исламской эсхатологии, не спустится с небес, как Иса, а будет вместе с ним устанавливать на земле царство Божье. Он будет потомком пророка Мухаммада и начнет свою деятельность одновременно с пришествием Даджаля. Вместе с Исой, он будет сражаться против Даджаля и победит его. Махди и Иса упразднят насилие и несправедливость, и установят справедливые и истинные порядки[2].

Образ

Согласно шиитским верованиям, Махди жив и в скором времени восстановит справедливость на земле. Махди рассматривается как обычный человек, соответствующий своему времени. В отличие от шиизма, суннитский Махди, по определению И. Гольдциера, «лицо неопределенное, мифологическое украшение идеала будущего»[1].

Некоторые богословы отождествляют Махди с «обновителями веры» (муджаддид).

То есть Махди – это не Иисус, но у него есть тесная связь с ним. Однако в фильме намеков на их разницу нет. Напротив, Пол демонстрируется как пришелец из космоса, то есть посланник с небес и следовательно он сочетает в себе обе роли.

Разберем символическую сторону этого явления.

Махди – это олицетворение индивидуального бессознательного Пола, что, по сути, есть тело, аватар, который часто демонстрируется красной тряпкой или просто красным цветом.

Иисус или по-другому Иса, олицетворяет иную сторону этого явления и, по сути, они неотделимы. Речь о философском камне. Иначе он называется сын божий или сын камня. Когда сын возносится, то есть проходит все четыре алхимические стадии делания, то образуется философское золото, а Son становится Sun то бишь солнцем – богом солнца.

Психологический разбор фильма Дюна Часть 2. Мессия

Чтобы более правильно понимать контекст истории необходимо отбросить чувства и попытаться смотреть на нее беспристрастно, с точки зрения законов природы.

Каждое живое существо на земле или какое-то явление является проявлением физических и метафизических процессов вселенной, в центре которой находится ее квинтэссенция. Раньше их называли богами, я же называю их универсумы. Каждый универсум имеет несколько производных архетипов личности. К примеру, для универсального сознательного это: Отец или царь; Мудрец; Воин; Творец; Разрушитель; Маг или ученый. Для коллективного бессознательного это: Мать; Ведьма; Хранитель; Дурак и поэт. Но есть еще один универсум, который я почти не рассматривал, но мельком затрагивал в разборах – это «Сын». Его производными являются: Герой; Любовник; Вестник, Странник или Искатель. Сын самый универсальный из универсумов, и он связывает в себе все остальные архетипы личности. Именно поэтому архетипы странника и вестника принадлежат именно ему. Все эти архетипы, как понятно из описанного, являются производными трех универсумов, но они так же тесно связаны с 12 зодиаками или 12 столпами. Некоторые учения проводят здесь прямую параллель, но с моей точки зрения она слишком условная, хоть и небезосновательная.

Психологический разбор фильма Дюна Часть 2. Мессия

Каждый человек с момента зачатия вплоть до самого взросления играет в генетическую лотерею, от которой зависит то, какие из этих архетипов станут доминирующими в психике, что в свою очередь зависит от влияния универсумов. Иначе говоря, бог делает выбор. И не так важно делает он это осознанно или инстинктивно, законы вселенной одинаково работают для всех.

Есть путь становления бога человеком и наоборот, что в принципе является индивидуацией. Это бесконечный цикл спуска и подъема.

Поэтому роль Пола была предопределена его происхождением.

Вестник или посланник — это всегда посредник между двумя сторонами. В данном случае посредник между универсальным сознательным и коллективным бессознательным или между богом и человеком:

Стать мостом между двумя народами: Людей и Криптонцев. Кал-Эл - это вестник, сын божий или камня. Камень - это кристалл, хранящий сознание бога, но без своего сына, бог остается бездушной машиной, неспособной сделать того, на что способен человек - это делать выбор. К слову Эль - это Один из древних богов амореев, угарийцев, финикийцев и некоторых народов Ханаана. Его именовали отцом всех богов, он был Верховным, наблюдающим. Он не правитель, ими названы те, которые стоят ниже него.

Однако случившаяся катастрофа создала помеху между двумя сторонами. Предыдущий вестник как мы уже разобрали погиб. Что было отражено в мифах разных народов. К примеру в греческой – это гибель бога солнца Гелиоса, событие, перераспределившее весь мировой порядок. Старые цивилизации погибли и язычество было заменено на христианство. Те, кто раньше были богами, трансформировались в демонов. Аполлон стал Ав(б)аддон, Зевс стал Баалом, а египетский Гор, сочетающий в себе обе эти части стал Люцифером. Но ничего однозначного во вселенной не бывает, так как в основе всего лежит парадокс, у всего есть две стороны. К примеру, вавилонский бог Баал имеет множество ипостасей, относящихся как к подземному, так и небесному миру.

Но все это лишь взгляды и восприятие человека. По этой причине был рожден более молодой пантеон богов – скандинавский. Так называемые боги Асы – это своего рода реформа космического порядка, отражающая иной взгляд на мир и на данный момент, наряду со славянским и индийским пантеоном, он является самым молодым из всех пантеонов, что когда-либо существовали на земле. А они в свою очередь имеют множество параллелей.

Примирение двух противоположных сторон психики уже является довольно сложной задачей и помеха в виде Харконненов, делает почти невыполнимой. Стоит устранить помеху, но делать это с умом, так как от избираемого пути зависит и конечный итог, ведь любой путь — это взаимодействие с бессознательным. Можно сказать — это формирование собственного тела или ядра. И вот в задачи герцога входит не только быть вестником, но еще и сформировать новое ядро, так как старое себя изжило.

Именно поэтому Пол избирает стать новым императором:

Одной из ключевых особенностей Пола является его способность видеть будущее. Но наметанный на фильмы про путешествия во времени глаз, знает про подвох, а именно временной парадокс, гласящий, что: любое вероятностное будущее определяется в сознании человека с учетом его вмешательства. Это очень интересно с моей точки зрения, так как точно таким же свойством обладают состояния квантовых частиц. Уже лишь сам факт взгляда в будущее, меняет это будущее. В квантовой физике это называется коллапс волновой функции. Таким образом создается петля времени.

Поэтому попытки изменения будущего опираясь на видения бессмысленны. Важно понимать, что вмешательством является уже само знание о предстоящем, именно знания, а не предположения.

В каком-то смысле предсказания – это лишь очередная попытка человека упростить себе жизнь, как и в случае с технологиями, которыми люди заменяют свои способности и умения. Порой доходит до того, что, если выразится метафорически, люди отпиливают себе ноги и руки, чтобы вместо них ставить протезы. Складывается ощущение, что вся жизнедеятельность людей — это вечная беготня от ответственности и сложностей жизни и с удивлением наблюдаешь, как на этом строится целая культура, возводя человеческие пороки и слабость в некую норму и абсолют. А пресловутые «боги» такому конечно же рады.

Вернемся к Полу. Если проанализировать персонажей данного сюжета, то можно сделать вывод, что некоторые архетипы отсутствуют в нем из-за смерти отца Пола еще в первой части. Лето Атрейдес играл роль универсального сознательного. Хотя во вселенной Дюны именно император является богом или по крайней мере его ипостасью, голосом разума для Пола был именно Лето. После его гибели Пол стал более жестоким и черствым и сделал из этого оружие. Боль – это пустота, которая затягивает и сжимает как в тиски и когда ее нечем заполнить, она начинает нарастать и в конце концов поглощает. О том как действует психика человека в таких случаях я уже писал в этой статье: Разбор видеоигры The Evil Within: Часть 1 – Telegraph

Есть еще производные архетипы, от коллективного бессознательного – это сестры Бене Гессерит, Харконенены и Фримены. А также его персонификация в виде мифического зверя – песчаного червя, которого Пол смог обуздать. В одном из кадров юный герцог говорит одну интересную фразу: В своих видениях я вижу, что миллиарды погибают, когда я получаю контроль. Речь о чрезмерном контроле:

Я поясню, о чем речь. Сознание никогда напрямую не управляет телом, иначе человек просто разваливался бы на ходу, так как в теле слишком много автоматизированных процессов, которые нужно контролировать. Поэтому этот контроль происходит посредством интуитивной связи между сознанием и телом. Это очень сложный процесс, трудно объяснимый, но связано это с зеркальной петлей, о которой я уже неоднократно писал.

К слову я еще не разу не упоминал, но для этой петли в научной среде есть название – мост Эйнштейна-Розена.

Психологический разбор фильма Дюна Часть 2. Мессия
Психологический разбор фильма Дюна Часть 2. Мессия

На картинке выше художественная интерпретация червоточины с точки зрения наблюдателя, пересекающего горизонт событий червоточины Шварцшильда, которая является мостом между двумя Вселенными. Наблюдатель, подошедший справа, и другая Вселенная становятся видимыми в центре тени кротовой норы, когда пересекается горизонт событий. Наблюдатель видит свет, который попал внутрь чёрной дыры из другой Вселенной. Однако, другая Вселенная недоступна в случае червоточины Шварцшильда, так как мост разрушится быстрее, чем наблюдатель пересечёт его, и всё, что попало за горизонт событий из любой Вселенной будет раздавлено в сингулярности.

Непроходимая червоточина Лоренца, также известная как червоточина Шварцшильда или мост Эйнштейна — Розена, представляет собой соединение между областями пространства, которое может быть смоделировано как вакуумное решение[англ.] уравнений Эйнштейна, которые, в свою очередь, понимают как неотъемлемую часть максимально расширенной версии метрики Шварцшильда, описывающих вечную чёрную дыру, не изменяющуюся и не вращающуюся. При этом, «максимально расширенное» относится к тому, что пространство-время не должно иметь никаких «краёв»: для любой возможной траектории свободного падения частицы (следующей геодезической[англ.]) в пространстве-времени должна быть возможность продолжить этот путь сколь угодно далеко в будущее или прошлое частицы, за исключением случаев, когда траектория попадает в гравитационную сингулярность, как если бы находилась в центре внутренней части чёрной дыры. Чтобы удовлетворять данному требованию, получается, что в дополнение к внутренней области чёрной дыры, в которую частицы попадают, когда пересекают горизонт событий с внешней стороны, должна быть отдельная внутренняя область белой дыры, которая позволяет экстраполировать траектории частицы, которые сторонний наблюдатель видит, встав вдали от горизонта событий. И так же, как существуют две отдельные внутренние области пространства-времени, существуют две отдельные внешние области, которые иногда называют две разные «вселенные», наличие второй Вселенной позволяет экстраполировать некоторые возможные траектории частиц в двух внутренних областях. Это означает, что внутренняя область чёрной дыры может содержать смесь частиц, попавших в неё из любой Bселенной (таким образом, наблюдатель, увидевший свет из одной Вселенной, может увидеть свет и из другой Вселенной), а также частицы из внутренней области белой дыры могут вырываться в любую Вселенную. Все четыре области можно увидеть на пространственно-временной диаграмме Крускала — Секереша.

Это конечно может очень сложно для восприятие неподготовленному читателю, но эта теория хорошо объяснят закон, отвечающий за существование пространственно-временной петли, связывающей сознание человека и его тело. А также наличие параллельных миров и измерений.

На самом деле сосуществование людей друг с другом объясняется этой теорией. Мы сосуществуем также, как в этой теории разные миры могут существовать друг относительно друга. Говоря иначе существование множества людей или даже существ – это результат действия законов квантовой физики, таких как суперпозиция и запутанность. Это также приводит к выводу о том, что все живые существа являются частью одного целого и объясняет причину, по которой люди в целом одинаковы, но имеют индивидуальные черты. Это различие проявляется и в восприятии, в той степени в какой человек изначально отличается от других, но чем индивидуальней восприятие, тем многогранней человек, а значит и более объективен в восприятии реальности и наоборот, чем проще устройство психики человека, тем субъективней его восприятие.

Именно по этим критериям, когда-то давно в прошлом, делили людей в обществе. Умение видеть то, чего не видят другие, дает больше возможностей для выживания. Таким образом в центре всех оказывался всевидящий, говоря иначе царь царей.

Пол Атрейдес, как раз является одним из таких. Он оседлает черную дыру в виде гигантского песчаного червя и научится видеть все. Именно по этой причине в рассказах Герберта, императора нарекают богом.

Однако есть «небольшая» проблема, по которой осмелюсь сказать и существует вся эпопея Дюны. Это сформировавшееся за много столетий целая система, чуждая природе Пола. Давайте разберемся, но в следующей статье.

Для тех, кто хочет чаще видеть мои публикации, есть мой канал в телеграме:

В нем я могу писать без тематических рамок, которые ограничивают и замедляют выход статей и создают неудобства для читателей.

66
11 комментариев

Это мы читаем перед сном

Один вопрос: зочемЪ?

Что именно?