Иван Царевич и Серый Волк. И сказка станет ситкомом...трижды

Если спросить случайного человека о современной российской мультипликации, то он первым делом вспомнит о бесконечных похождениях богатырей. И это неудивительно, состояние российской анимации сложно считать здоровым. Студий не слишком много, по- настоящему крупных среди них и того меньше. Да и выходящие мультфильмы редко способны соперничать с продукцией других стран.

Иван Царевич и Серый Волк. И сказка станет ситкомом...трижды

Студия Мельница некоторое время приятно выделялась на фоне конкурентов раз за разом выдавая неплохие работы. Ну а визуальный ряд в картинах студии продолжает радовать и по сей день. Несмотря на немалое количество выпущенных в прокат лент, у студии всего две долгоживущих франшизы, основанные на былинах Три богатыря, и работающий со старорусскими сказками Иван Царевич и Серый Волк. Как раз о последнем мы сейчас и попробуем поговорить, благо снято всего три фильма, и продолжений пока вроде бы не предвидится.

Иван Царевич и Серый Волк. И сказка станет ситкомом...трижды

Если попытаться подобрать наиболее похожее на Ивана Царевича известное произведение, то им окажется франшиза Шрек. И там, и там мы видим высмеивание классических сказочных сюжетов и новую трактовку известных с детства персонажей. В обоих произведениях огромный упор строится именно на бытовой юмор и несоответствие речи персонажей заданному времени. Да и пара доброго сельского дурачка и самостоятельной умной принцессы тоже присутствует в обеих сериях. Но не стоит обвинять студию Мельницу в плагиате, просто фабула Шрека прекрасно подходит для мультфильмов базирующихся на сказочных персонажах. Да, и в целом несмотря на похожую основу произведения вышли разными.

Иван Царевич и Серый Волк. И сказка станет ситкомом...трижды

Визуально все три части франшизы отличаются очень слабо, поэтому их можно расценивать как единое произведение. И тут студию Мельница точно есть за что похвалить, вся трилогия представляет из себя пример качественной рисованной анимации. Авторы проделали огромную работу над дизайном персонажей, по крайней мере основных. Когда мы видим любого из героев то сразу можем считать его основные черты. Допустим при первом же взгляде на Ивана Царевича становится понятно, что он точно не мыслитель, но вместе с тем открытое лицо, широкая улыбка и растрёпанные волосы дают нам образ этакого рубахи-парня, доброго, смелого и честного.

Главные герои в сборе
Главные герои в сборе

Или вот первый министр чей вздёрнутый нос и острая борода не дают принять его за положительного героя. С Василисой чуточку сложнее, но в ней всё равно видна мечтательность и целеустремлённость. Особенно хорошо работа с внешним обликом персонажей видна на примере Черномора, вот где одна незначительная деталь полностью меняет восприятие героя. Дополняется это невероятно тщательной работой над лицевой экспрессией, мимика каждого персонажа гипертрофированна по своему.

Ну разве можно в них заподозрить порядочных людей
Ну разве можно в них заподозрить порядочных людей

Над фонами правда была проделана заметно меньшая работа. Они довольно приятно выглядят, но отличить их от фонов любого другого мультфильма с похожей тематикой просто невозможно, сказывается отсутствие уникального авторского стиля. К тому же сказывается маленькое количество мелких деталей из-за чего изображение кажется недостаточно живым. Центральные персонажи анимированны плавно и естественно, но если вы посмотрите не на тех героев, на которых акцентируют внимание авторы, то увидите практически полную статичность. Впрочем, это вполне нормальная ситуация, для относительно малобюджетных анимационных лент, да и заметно становится только если специально вглядываться. Цвета кстати подобраны максимально яркие и насыщенные, что для сказки невероятно важно.

Самый красивый антагонист за все части
Самый красивый антагонист за все части

Все части франшизы Иван Царевич и Серый Волк подавались как комедии, но с юмором у них всегда были проблемы. Авторы так и не смогли определиться хотят ли они делать сатиру на современные реалии или работать исключительно со сказочным материалом. От того в ленте постоянно соседствуют разные по тональности шутки, некоторые из которых способны поломать восприятие всего сеттинга мультфильма. Особенно это заметно в моменты когда нарочито сказочные моменты перебиваются шуткой о коммунальных платежах или о чём то похожем. А ведь таких шуток делающих из сказки подобие ситкома здесь очень много.

Знакомые всем бытовые сцены.
Знакомые всем бытовые сцены.

Удачные юмористические моменты конечно же есть, но большинство из них тесно связаны с особенностями конкретных персонажей. Глуповатые герои служат источником для неиссякаемых ситуационных шуток, вполне вписывающихся в атмосферу сказочного королевства. Правда третья часть в которой появляются персонажи иностранцы и в дело вступают стереотипы, окончательно рушит всю атмосферу. С визуальным юмором всё то же не слишком гладко. Всё таки гэги падений несколько устарели, да и подаются они как то слишком в лоб. Другие же визуальные приёмы авторы используют не слишком часто, да и не сказать что умело. В целом комедийная составляющая ленты оставляет очень противоречивые эмоции, шуток вроде бы и много, да и смешные, время от времени попадаются, но вот запоминающихся и свежих среди них нет.

Постоянно соскальзывающая русалка, наверно самая повторяющаяся шутка
Постоянно соскальзывающая русалка, наверно самая повторяющаяся шутка

Но помимо визуального ряда и шуток в картинах есть ещё и сюжет, и он здесь мягко говоря примитивен и скучен. Пересказывать его здесь довольно бессмысленно, но отдельные моменты отметить стоит. Ну то, что все персонажи клинические идиоты комедии простить можно, но вот отсутствие хоть каких то мотиваций, уже нет. Персонажи не развиваются не то, что на протяжении одного фильма, но и в течении всей трилогии.

Примерно так авторы видят иностранцев.
Примерно так авторы видят иностранцев.

Занятно, что почти все злодеи серии прямо или косвенно созданы кем то из главных героев. Первый Министр подпал под влияние тени из-за наплевательского отношения Царя к своим подданным, да и к исполнению обязанностей в целом. Черномора втянули в похищение опять же Царь и Волк, ну а его сестра всего лишь воспользовалось удачной для неё ситуацией. Ну а злодея третьей части Иван и вовсе собрал собственными руками. Из всех этих антагонистов интересным выглядит лишь Черномор, авторы удачно заигрывают с его двойственной натурой, и создают сцены раскрывающие обе его ипостаси. Хорошо хоть то, что герои со злодеями никогда не сражаются напрямую, всё-таки Иван далеко не боец, да и альтернативные разрешения конфликтов лучше подходят детской сказке. Серый Волк в каждой части пытается ломать четвёртую стену, но делает это весьма, да и фильмам в целом это ничего не даёт.

Фоны не слишком насыщенны деталями, но вполне приятные
Фоны не слишком насыщенны деталями, но вполне приятные

Надо сказать, что Мельница вовремя сумела закончить эту серию фильмов, не успев окончательно её скатить. Да, это всё ещё сложно назвать хорошими мультфильмами, но чувства стыда за российскую анимацию уже нет. По крайней мере техническая составляющая, с учётом бюджета находится на высоте. Да и юмор несмотря на тотальную вторичность, не вызывает особого раздражения. Но как и в большинстве отечественных фильмов все проблемы идут от сюжета. Именно из-за него смотреть эти ленты скучно, а иногда и попросту больно. Ну и да не стоит вставлять в каждый мультфильм обязательную песню, они, как правило ну совсем не вписываются в происходящие события.

Василиса, судя по внешности и поступкам, Прекрасная, но не Премудрая
Василиса, судя по внешности и поступкам, Прекрасная, но не Премудрая
21
28 комментариев