Критический взгляд на Мир Дикого Запада

На днях подошёл к концу первый сезон нашумевшего сериала от HBO Мир Дикого Запада (Westworld). Сериал созданный отчасти как замена подходящей к концу Игре престолов стремительно набирает обороты и бьёт всё новые рейтинги. Однако пока все поют ему дифирамбы хотелось бы поговорить о том, что может не устраивать в новой масштабной эпопее HBO.

Критический взгляд на Мир Дикого Запада

1. Претенциозность

Создатели уже, видимо, настолько уверились в абсолютном успехе своих гигантских вложений, что подают сериал так, будто это главное событие века. В каждом кадре, в каждой реплике, в каждой позе персонажей ощущается надменность, смешанная с уверенностью в важности всего происходящего. Сериал не только пестрит отсылками к классическим произведениям вроде творений Данте или Шекспира, но и стремится подражать их манере. Причём делается это без тени самоиронии, которая так очаровывает в Игре престолов и позволяет снизить градус пафоса происходящего.

2. Банальность

В то же время, высокопарные отсылки подобраны из рук вон плохо. По большей части они не играют никакой реальной роли в сериале и нужны только для пафоса. Шекспировское "Ад опустел, все демоны уж здесь" не процитировал только ленивый. Бесконечные рассуждения о людской природе, которые ведёт чуть ли не каждый персонаж, ужасно утомляют. Надо сказать, что любовь к catch frases вроде этой или опять же шекспировской "Violent delights have violent ends", унаследованная, очевидно, от Игры престолов, переходит всякие границы. Всё это мы где-то уже слышали и не раз. Ничего интересного о людях герои сериала нам так и не рассказывают, зато они с радостью продолжают очень старые пустопорожние рассуждения. Ходячие мертвецы, к примеру, приводят гораздо более глубокое и последовательное исследование человеческой природы, границ человечности и многих других вопросов, чем Мир Дикого Запада, но при этом не претендуют на роль носителя глубокой истины.

Критический взгляд на Мир Дикого Запада

3. Очевидность

Сериал относится к зрителю, как кажется, с некоторой снисходительностью. Метафоры в основном абсолютно просты и прозрачны, а действие, хотя и запутано, абсолютно понятно. Более того, авторы вообще не склонны затягивать с тайнами и всё время стремятся как можно скорее раскрыть перед нами все карты. Зрителю практически не остаётся пространства для самостоятельной работы мысли, как это обычно бывает в хорошем художественном произведении. Нам буквально скармливают с ложечки готовые истины. Но если Чёрному зеркалу такое полупренебрежительное отношение к зрителю ещё можно простить за его критический подход к обществу и совершенно визионерские идеи, то Мир Дикого Запада не имеет подобного оправдания в виде новаторской постановки вопросов.

Из сериала можно выделить неочевидные приёмы и идеи. Так, например, если обратить внимание на тот факт, что посетить парк могут позволить себе только крайне богатые люди, то всё противостояние между обретшими разум андроидами и теряющими в парке человечность людьми может послужить метафорой классовой борьбы. На фоне кризиса современной демократии, порождаемого всё углубляющимся классовым расслоением, и становящейся всё более очевидной неспособность малоимущих масс реально влиять на политику такая трактовка была бы как никогда актуальна. Кроме того, постоянное использование андроидами затёртых враз из классических произведений можно расценить как художественный приём, призванный продемонстрировать отсутствие у них самосознания и шаблонность их поведения до тех пор, пока они их используют. Соответственно банальность в сериале могла бы быть использована ради совершенно небанального и неожиданного поворота. Однако пока эти интерпретации кажутся безосновательными и вряд ли такие идеи получат развитие в будущем и Мир Дикого Запада останется красивой, но бессмысленной и излишне театральной постановкой.

Критический взгляд на Мир Дикого Запада
2 комментария