Как Дэвид Линч чуть не разбил сердца фанатам «Твин Пикса».
Вчера Дэвид Линч должен был что-то объявить, но это оказался не четвертый сезон «Твин Пикса», как надеялись фанаты, а новый клип на песню Кристы Белл «Sublime Eternal Love». А вы еще ждете продолжения сериала? Ведь третий сезон понравился не всем, уйдя в более мрачное тягучее сюрреалистическое настроение.
В связи с этой недавней новостью вспоминаю, как в прошлом году пересматривал уже в четвертый раз весь сериал «Твин Пикс» (третий сезон – второй раз, а фильм-предысторию видел даже чаще, чем сериал). Многое ли изменилось в понимании и впечатлениях? Ниже кратко расскажу о сериале, затем перейду к более подробному разбору со спойлерами.
Синопсис. Все начинается с убийства старшеклассницы в маленьком городке, слывущем тихим-мирным, но теперь готовым приоткрыть завесу своих темных тайн. Детективная интрига здесь не главное, хотя за счет нее держится накал, куда важнее – странные жители «Твин Пикса», их иногда неуловимая связь друг с другом и ощущение, что все здесь «не то, чем кажется».
Краткое резюме. После стольких лет сериал по-прежнему шедеврален и провисает только вполовину второго сезона, сразу после того как шоураннеры убили главную интригу, раскрыв, кто убил Лору Палмер, и режиссер Дэвид Линч потерял на время к проекту интерес. Именно он зажег искру магнетизма своих нестандартных персонажей и их мира, в котором не все до конца познаваемо. За счет этого уникального видения сериал все еще способен приковывать внимание.
Фильм-предыстория «Твин Пикс: Сквозь огонь» раскрывает историю Лоры Палмер эмоционально и является экспериментальным мистическим ужастиком своего времени, но сейчас уже отдельно от сериала не воспринимается.
Третий сезон вышел почти 25 лет спустя после первых двух и привнес мощный ностальгический заряд по времени, которое не вернуть, более мрачную, тягучую атмосферу и новые эксперименты для телевидения, теперь уже полностью под контролем Дэвида Линча.
Личная оценка: 9.5 (фильм - 7.5).
Оценка на Кинопоиске: 8.5 (фильм - 7.3).
Оценка на IMDb: 8.8 (фильм - 7.2).
Подробный разбор со спойлерами.
Первый сезон снимался еще в далекие 90-е и такого рода постановка была тогда в новинку. То было не просто «мыло» и запутанные сантабарбаровские взаимоотношения, хотя и это с элементами пародии имелось, но и концепция «маленького городка» - названного Твин Пикса - полного тайн, где каждый житель по-своему странен, интересен или ему есть что скрывать. А началось все с сакраментального «Кто убил Лору Палмер?» и приехавшего в поисках ответов агента ФБР Дейла Купера, который мог бы представлять эдакий «взгляд со стороны» на все странности обитателей города, на деле же неплохо вписался в местную атмосферу, имея массу собственных причуд. Но, скорее, в позитивном ключе.
Детективная интрига и позитивно-нестандартное отношение к персонажам, когда они не до конца познаваемы, чудны и как-то неуловимо связаны, приковывало внимание к экранам. Потом Дэвид Линч транслировал свое фирменное мистическое мироощущение с элементами арт-хауса, что еще больше удивляло, местами шокировало и пугало.
В итоге эта гремучая смесь в формате сериала сработала тогда на ура и открыла новые перспективы. Есть подозрение, что если бы не «Твин Пикс», не было бы «Секретных Материалов» (к слову, Дэвид Духовны первой своей яркой ролью обязан как раз «Твин Пиксу»), «Lost» и других телеэкспериментов, которые подходили к уровню большого кино, и культура в целом несколько бы обеднела.
Сам Линч вел свое детище на протяжении двух сезонов не очень тщательно – может быть, тому виной занятость на съемках «Диких сердцем» или непривычность работы в жестких рамках, - поэтому подхватывали другие. И какое-то время это даже неплохо удавалось, хотя бы до момента раскрытия личности убийцы. Как раз против такого преждевременного хода режиссер был против, но продюсеры настояли. В итоге примерно половина второго сезона начинает провисать, потому как видно, что Линч потерял к проекту интерес, а остальные коллеги по цеху начали разводить самодеятельность. Появился новый злодей Уиндом Эрл из прошлого Купера, который решил поиграть с ним в «шахматы» – каждое взятие фигуры в этой партии вело к новой реальной жертве. Выглядел этот новоявленный мориарти скорее карикатурно, а не пугающе, как до этого Боб, который к тому моменту витал уже в других планах.
С целью комедийного или драматического эффекта старых добрых персонажей бросали в омут новых приключений – например, юный страдалец Джеймс уехал искать криминального счастья с «миссис Робинсон», а секретарь местного управления шерифа Люси проводила конкурс на «лучшего будущего отца» среди двоих своих воздыхателей. Все это может держать скорее уже из-за привязанности к персонажам, а не благодаря художественным достоинствам и следованию атмосфере. И только уже за две-три серии до конца второго сезона гармония начинает возвращаться (вместе с Гордоном Коулом, которого играл как раз сам Дэвид Линч), после чего немного резко, но оттого не менее эффектно обрывается последней серией.
Третий сезон был снят в 2017 году, спустя чуть больше 25 лет – и для этого был задел от самой Лоры Палмер в предыдущих сезонах, которая завещала именно столько ждать во время одного из трипов в «красную комнату».
Теперь Дэвид Линч полностью контролировал процесс и получил достаточно свободы. Третий сезон дает ощутить, как изменилось время, почему нельзя вернуть прошлое (за редким исключением – у Эда и Нормы на старости лет, кажется, наконец все получилось) и вносит новый уровень экспериментов. Как выясняется, можно снимать очень длинные, неторопливые сцены, но при этом держать в напряжении. Вставлять какие-то старомодные штучки, музыкальные номера, но при этом удивлять. Свобода позволила Линчу зачастить и с собственными сюрреалистическими приемами, что может показаться отталкивающим неподготовленному зрителю (проблемы с пищеварением – одна из регулярных тем даже его более статичных картин, в целом здесь буквально можно ощутить, как картины иногда оживают).
А вообще третий сезон больше всего напоминает один большой фильм, разделенный на серии. Поэтому ждать неделю выхода каждой новой в свое время было тяжело, хотя и по-своему увлекательно. Особняком тут стоит 8-я серия, она смотрится отдельным произведением про любимые Линчем 50-е, которые были чистыми и наивными, пока не произошло некое Зло. Кто бы мог подумать, что посреди ТВ-сериала можно еще и вставить арт-зарисовку про ядерный взрыв под музыку Кшиштофа Пендерецкого.
Пожалуй, 8-я серия может сыграть немного злую шутку с третьим сезоном – ничего более поразительного больше уже можно не ждать, хотя продолжится прежняя фирменная тягучая атмосфера, смешение жанров (Джармушу понравилось, да и Тарантино где-то мог увидеть приемчики в своем стиле, хотя таковые встречались у Линча еще в «Диких сердцем» и кто первый начал уже трудно установить) и супермедитативный финал, медленно погружающий в кошмар.
Если вас интересует хитроумная детективная линия – то это не совсем про «Твин Пикс», и это касается любого сезона. Хотя персонажи постоянно пытаются вести расследование (в первых сезонах целая компания одноклассников Лоры – Одри, Донна, Джеймс эпизодами попадали из-за это впросак), а в третьем сезоне сам Дэвид Линч в роли Гордона Коула иронизирует над представлениями фанатов, признаваясь, что ничего не понимает, главное здесь это отношение к персонажам и вообще к миру, авторское видение, которое, несмотря на мрачность, утверждает, что еще есть, чему удивляться и что открывать.
Когда я смотрел 3-й сезон впервые, я решил, что есть недораскрытые моменты и у некоторых персонажей не довели до нужной точки их линии. В этот раз таких претензий у меня больше не возникло: все это вписывается в концепцию той самой «трансцендентности» жителей «Твин Пикса» и их маленького мира. У каждого из них есть свои тайны, но необязательно они нуждаются в раскрытии, достаточно обозначить сам факт. Кофе, вишневый пирог, кукурузная каша, электричество. Удивительное иногда кроется в обыденных вещах, стоит им только оказаться в руках у необычных людей или в неожиданных местах. Уже в своей сути вещи либо люди имеют это свойство, ведь нам еще не все о них известно. В этом и есть творческий заряд, скрытая движущая сила для сериала и некоторых других картин режиссера.
Единственной претензией сезону я бы поставил пропажу лучшей подруги Лоры Палмер Донны. Вместо того чтобы делать вид, что она вовсе не существовала, можно было упомянуть о ней, к примеру, в ряде сцен – разговоров в клубе между его неопознанными посетителями, которые опять же вызывают ощущение неуловимой связи между ними, между сном и реальностью. Хотя бы другому эффектному персонажу Одри Хорн здесь отводится видная роль (поначалу сцены с ней могут показаться немного затянутыми и лишенными смысла, пока не докопаешься до сути): попытка вернуться в прошлое ей дается не легче, чем Куперу.
Все это – то, что мы ждем того самого Купера из 90-х, а получаем странного «человека дождя» Даги, заигрывания со временем, возвращение в прошлое в попытке спасти Лору Палмер, кадры из начала первого сезона в конце третьего – яркое проявление ностальгических чувств, прощание с эпохой, родными людьми (некоторые из актеров начали уходить из жизни, едва успев закончить съемки), молодостью, ожидание перемен. Чтобы это прочувствовать, нужно тоже какое-то время пожить и что-то потерять.
Когда-то я уехал из города, в котором провел детство и юность, и затем иногда мне снились сны о нем, как будто я возвращаюсь, но он уже другой, частично разрушенный, полузакрытый, непонятный и пугающий. Схожие ощущения были и от финала третьего сезона – но почему-то только при повторном просмотре они для меня так явственно соединились. При разборе сюжета часто забывают упомянуть, что все происходящее может быть не только сном Лоры, Купера или самого Линча, но и сном зрителя.
К слову, вся линия с приключениями Даги напомнила мне сюжеты старых советских комедий – именно в своем соединении доброты и невероятности.
В итоге третий сезон меня впечатлил не меньше, а скорее даже больше, чем при первом просмотре, первый сезон я оцениваю как невероятно гармоничный, второй – так же, как и всегда, как наполовину «слитый», но не безнадежный. Осталось рассказать про последний фрагмент головоломки – фильм-предысторию «Твин Пикс: Огонь, Иди со мной». И тут я сделаю еще один небольшой экскурс в собственное прошлое.
Когда-то, как раз в 90-е, когда я только становился подростком, но мои действия уже не слишком контролировались, я подсел на кино, особенно на разную фантастику и ужастики. В год моего рождения вышли «Терминатор», «Гремлины», «Охотники и за привидениями», «Кошмар на улице Вязов», «Дюна» от того же мистера Линча, и в начале 90-х в России это еще можно было считать свежаком, к тому же выходили продолжения этих фильмов. По телеканалам их регулярно крутили, на то время это был лучший бесплатный и «незаметный» способ с ними ознакомиться. Видеосалоны – более сложное и подконтрольное дело, а до полноценного интернета еще было далеко. В жанре ужасов – впрочем, как и всегда – трудно было найти шедевры, но по-своему он цеплял. Настоящей жемчужиной жанра с новым уровнем ощущений тогда можно было назвать «Твин Пикс: Огонь, Иди со мной». Постановка, загадочность – мало что могло с этим сравниться. Конечно, если не рассматривать как ужастик какой-нибудь «Сталкер» Тарковского.
В итоге фильм я посмотрел раньше самого сериала и не раз к нему возвращался. Тогда мне открылась магическая способность Дэвида Линча «погружать в другой мир».
Увы, «Твин Пикс: Огонь, Иди со мной» оказался самым слабым звеном в этом новогоднем марафоне – такого впечатления он уже не произвел. Его по-прежнему можно воспринимать как часть сериала, одну из его достойных серий. Для самых дотошных фанатов есть и вырезанные сцены на полтора часа. Но как фильм он уже не выдерживает сравнения, например, с «Малхолланд Драйвом» того же Линча, который со временем стал ощущаться глубже. Впрочем, это уже другая история, о которой, надеюсь, я тоже когда-нибудь расскажу. А еще книги по «Твин Пиксу» на очереди – дневники и досье. Сам же сериал для меня остается тем творением, к которому стоит возвращаться хотя бы раз в пять лет ради ностальгии и нового восприятия сквозь призму времени. Он уже прошел эту проверку.
Буду благодарен за подписку на мой блог, если этот разбор пришелся вам по душе и интересны другие подобные.
Жду конечно продолжение, но понимаю, что не дождусь скорее всего
После премьеры 3 сезона ещё и столько актеров умерло в течение года. И дед не молодеет(
А я недавно тоже устроил себе марафон Твин Пикса, пересмотрел первые два сезона и Огонь, или со мной.
Но вот его смотрел в версии fancut, где вставили все удалённые сцены, сделали цветокоррекцию, чтобы смотрелось нормально и... мне очень понравилось.
Хотя раньше тоже считал его слабым по сравнению с сериалом.
Третий сезон пока не пересматривал, ещё свеж в памяти )
Спасибо за идею, надо будет попробовать пересмотреть в версии fancut, раньше вырезанные сцены видел только отдельно.
Нет смысла ждать четвёртый сезон, если смотреть историю как на бесконечный цикл, так что третий сезон ставит точку, по своему конечно, но ставит. Проще другие фильмы Дэвида Линча смотреть и черпать из них много нового, темы конечно перекликаются из произведений в произведения как та же лента мобиуса или медитация по Алистеру Кроули и прочее и так далее следующие в его фильмах.
Так чё там случилось в финале последнего сезона? Есть осмысленное мнение? А то ты какой-то воды невнятной налил в статье.
Дедушка сказал понимать как чувствуешь, так что-то какого-то конкретного объяснения финала 3 сезона нет, куча трактований. Сон Лоры, сон Линча, сон Зрителя, Лиланд не убивал Лору, а мамка убила, Купер спас Лору и её не убили, у Джуди сгорает очко от того что Лору спасли и поэтому вырубается электричество в доме. Хуй победи, вот после просмотра как понял - так и есть, это Линч говорит. И типа если не понравилось и считаешь хуйней то это тоже норм.