Буква против цифры: что общего у Cyberpunk 2077 и оригинальной настолки

Сравниваем геймплей с ролевой игрой и делаем предположения.

После трейлера и геймплея Cyberpunk 2077, который CD Projekt RED показали этим летом, в сети стали спорить о каноничности игры и её слишком «радостном» настроении (поучаствовал даже Уильям Гибсон, хотя потом мнение он всё же изменил).

Я не раз играл в настольный Cyberpunk и водил несколько партий. В этом мы материале разберёмся, как CD Projekt Red связывают воедино настолку и свою игру, а заодно выясним, что получит Cyberpunk 2077 от своего предшественника, а что — вряд ли. Чтобы понимать терминологию, стоит прочесть отдельную статью про устройство мира Cyberpunk.

Материал будет построен на реальном втором издании настолки, больше известном как Cyberpunk 2020.

Буква против цифры: что общего у Cyberpunk 2077 и оригинальной настолки

«Всегда быть на грани»

Именно так звучит главное правило Cyberpunk 2020, с которым игрока знакомят уже на первых страницах книги правил. Озвучил его не кто иной, как Джонни Сильверхэнд (рок-звезда мира Cyberpunk), тот самый, чьи песни мы неоднократно слышим в геймплейном трейлере.

Для настольной игры важно было заставлять игрока постоянно двигаться, потому что киберпанк — не про вальяжные посиделки у костра, спасение принцесс от злых волшебников. В этом мире спокоен может быть только мертвец, у всех остальных всегда есть проблемы: где бы раздобыть синтетических наркотиков, найти новые аугментации или не потерять имеющиеся.

Мир киберпанка — про иллюзию. Иллюзию выбора, безопасности, вседозволенности. Искренние чувства в Найт-Сити — товар штучный. Не исключено, что настоящих друзей у главного героя не будет, а напарник Джеки внезапно может оказаться злодеем. Этим Cyberpunk 2020 и отличается от «Нейроманта» или «Бегущего по лезвию» — здесь вас не станут аккуратно подводить к сюжетному повороту, всё случается мгновенно, не успеете и моргнуть. Мир здесь более жёсткий и циничный, даже по меркам жанра. Сегодня ты востребован, а завтра корпорации объявили на тебя сафари.

Твоё отношение — это всё. Мысли опасно — будь опасным. Мысли трусливо — будь трусом. Помни, в 2000-х любой носит с собой целую гору смертоносного оружия и имплантов, и никто не удивится твоему новенькому смартгану от H&K, если только ты не завалишься в клуб с видом, будто готов каждому заткнуть пасть своим стволом и только ищешь повод.

Никогда не входи в комнату, когда можешь ворваться в неё. Никогда не смотри иначе как взглядом убийцы. Не торчи дома в ожидании работы — тащи задницу на улицы или позвони кому-нибудь. Всегда будь там, где начинается тусовка!

Рипперджек, член криминального синдиката

После того, как CDPR показали первый геймплей Cyberpunk 2077, мнения игроков разделились. Одни были в восторге от степени проработки мира, а вот другие ругали геймплей: иногда за излишнюю аркадность, иногда за недостаточную динамичность.

Очевидно, что разработчики всё ещё выбирают между полной драйва FPS-стрельбой и размеренным RPG-боем. Но нас интересует не это. Миссия со спасением девушки, которую показали авторы, даёт понять, что мы будем вольны в выборе тактики, и это дань уважения оригиналу.

В настольной игре сражения были пошаговые, и игроки использовали специальную карту местности, которая предполагала различные стили ведения боя. Вы могли давить всё на своем пути, размахивая здоровенными советскими кибер-ручищами от Kereznikov — или воспользоваться своим нейроинтерфейсом, чтобы «спалить» мозги вашим противникам.

Буква против цифры: что общего у Cyberpunk 2077 и оригинальной настолки

Подобная нелинейность, вероятно, будет доступна и в CP2077. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что, вне зависимости от темпа, перестрелки будут опасными — в дивном новом мире Cyberpunk 2020 оружие создаётся для того, чтобы убивать, а не выводить из строя. Именно поэтому системе боя (Friday Night Firefight) отведены 17 страниц книги правил.

Другой важный момент — случайные события, которые мы видели в трейлере. На игрока совершает нападение группировка, чьи планы были нарушены спасением аугментированной девушки. Подобные события перекочевали в игру прямиком из настольной игры. Там, в зависимости от локации и времени суток, игрок мог стать свидетелем корпоративного «заказа» или жертвой киберпсихов (о них — чуть позже). Мы наверняка увидим не только как наши действия влияют на мир, но и как простой перевод евробаксов бездомному может запустить целую сюжетную цепочку.

Буква против цифры: что общего у Cyberpunk 2077 и оригинальной настолки

Важно отметить, что список оружия в оригинальной игре исчисляется десятками наименований различной степени летальности. Количество аугментаций и вовсе превышает несколько сотен — от декоративных клыков вампира и кибернетических челюстей, способных перекусывать водопроводные трубы, до полной замены тела на кибернетическое (что, впрочем, сопряжено с серьёзными последствиями для психики). Вероятно, разработчики предоставят нам если не полный список, то хотя бы самые интересные и экзотические его экземпляры.

Отдельное место, конечно же, достанется и нетраннерам — так здесь зовут хакеров. Сложно представить себе киберпанк без взлома сетей, борьбы со «льдом» (антивирус в киберпанке) и подключению к нейроинтерфейсам убитых врагов. Система эта настолько продуманная, что занимает 50 страниц в книге правил для настольной игры.

В трейлере мы увидели и подключение к нейроинтерфейсам врагов, которое даёт дополнительную информацию и преимущество, и связь с био-мониторами похищенной девушки. Пока рано делать какие либо выводы, но уже видно, что CDPR работают с уважением к оригиналу. Более того, позднее в ролике нам продемонстрировали и возможность скрытно покинуть крепость банды Maelstrom, взломав один из технических интерфейсов. К сожалению, навыка у персонажа в трейлере не хватало для использования этого пути.

Стиль прежде всего

Сложно представить Cyberpunk без ролевой составляющей. В настольной игре нам на выбор предоставлено 10 классов, но правила ни в чём не ограничивают игрока. Принадлежность к соло (наёмникам-одиночкам) предоставит игроку доступ к широкому арсеналу смертоносного оружия, а у нетраннеров (профессиональные хакеры) будет возможность взламывать врагов и технику. CDPR не лукавят, когда говорят, что мы сможем изменить класс, а значит и манеру прохождения, по мере игры.

Важной деталью в Cyberpunk 2077 как в ролевой игре станет одежда. Нам неспроста показали её в геймплейном трейлере — то, как вы выглядите, определяет ваше место в этом мире. Если вы ходите в дешёвых обносках, можете и не надеяться попасть в крутой бар или клуб, а значит вы не получите по-настоящему рискованную и прибыльную работу.

Никто не станет выяснять, насколько вы хороши в своём деле, если вы не производите должное впечатление. Помните, что каждой ситуации — свой прикид. И да, те самые «video jackets», которые мы видели в трейлере на E3, тоже перекочевали прямиком из настолки. В последнем же трейлере можно было увидеть экран глубокой кастомизации персонажа — от татуировок и пирсинга до шрамов и начальной одежды.

Буква против цифры: что общего у Cyberpunk 2077 и оригинальной настолки

В геймплейном трейлере также показали «настройку» прошлого своего персонажа — в игре можно выбрать ключевое событие в жизни, мотивацию и даже кумира. Учитывая специфику видеоигр сегодня, «бэкграунд» скорее будет линейно определять отношение персонажа к тому или иному игровому моменту.

В Cyberpunk 2020 также была возможность выбрать себе родителей, персонального врага и даже лучшего друга (которым могла быть ваша супер-современная винтовка от Arasaka). Кто знает, может быть впоследствии мы увидим расширенный «редактор прошлого» для персонажа, но и сейчас подобная опциональность — это хороший знак.

Некоторые фанаты задавались вопросом, что же означает «cool» в качестве характеристики персонажа. Cool — это, с одной стороны, способность персонажа противостоять пыткам, стрессу и боли, а с другой — то, как ваш персонаж ведёт себя с остальными. В данном случае, чем ниже показатель «крутости», тем менее дерзким и устойчивым к пыткам будет герой.

Но есть и другой, не менее важный в Cyberpunk 2020 параметр — человечность. Если вкратце, то человечность обозначает тот ресурс, который вы тратите, устанавливая в себя всё новые и новые аугментации. И чем более они технологичные, чем более сложные, тем больше вы теряете собственной человечности.

Лучший пример тут — Дум-Дум и банда «Maelstrom» из геймплейного трейлера. Их человечность под большим вопросом. Таких людей, вернее экс-людей, называют киберпсихами. Явление весьма распространённое и очень опасное. Эти люди живут на грани, они помешаны на технологиях и постепенно практически полностью заменяют своё тело кибернетическими имплантами. Без последствий для их человеческих личностей это не проходит.

Эта тема поднималась и в «Нейроманте» Гибсона, достаточно вспомнить историю Армитейджа, и в «Призраке в доспехах», где чрезмерное увлечение кибер-имплантами вызывало расщепление личности. Но в мире Cyberpunk 2020 киберпсихи — это объект номер один для полицейских и корпоративных наёмников, поэтому дважды задумайтесь, прежде чем превращать своё тело в металлическую клетку для мозга. Ведь именно из-за утраченного чувства самосохранения, свойственного человеку, киберпсихи вроде Дум-Дума идут на кражу военного робота.

Киберпсихи постоянно борются с тем, чтобы не соскочить в пропасть диссоциации и не совершить ужасный, жестокий поступок, впав в безумие. Как правило, они проигрывают. И тогда проигрывают все.

Книга правил Cyberpunk 2020

Ситуацию с киберпсихами усугубляют ещё и синтетические наркотики. Вероятнее всего, наркотиком, который мы видели в трейлере, был именно дорф (‘dorph) — разработанный как боевой наркотик и болеутоляющее, он повышает ваши рефлексы и защищает от оглушения или шока.

Судя по тому, как часто главная героиня использовала наркотики, на них будет сделан существенный акцент в геймплее и, вероятно, в сюжете. В мире Cyberpunk существует с десяток различных видов наркотиков, об опасности которых игроку не следует забывать — единожды увлекшись, вы рискуете потерять своего персонажа.

Как мы можем заметить в последнем трейлере, в квартире V для окон есть даже специальный режим «braindance», который наверняка будет связан с использованием веществ или виртуальной реальности.

И да, наркотиками в этом мире пользуются все — от неаугментированных бродяг до хромированных супермоделей. Не брезгуют ими и полицейские, которые из-за коррупции и плохих условий жизни зачастую становятся наёмными головорезами для корпораций, так что в 2077 году лучше держитесь от них подальше.

Буква против цифры: что общего у Cyberpunk 2077 и оригинальной настолки

Важное место в оригинальной игре отведено романтическим связям с персонажами. Как уверяют нас разработчики, возможностей для отношений будет много. В этом Cyberpunk 2077 идёт по стопам оригинала, где отношения играли далеко не последнюю роль в формировании сюжета и персонажа. Будут они длиться всего одну ночь или же вы найдёте спутника на всю игру — решать вам, но привязываться к кому-то в столь жестоких условиях — дурная затея.

Как и многие ролевые игры, оригинальный Cyberpunk очень многослоен, и раскрывается лишь по-настоящему любопытным игрокам. К примеру, в одном из сюжетов, которые я вёл, персонаж-соло стал свидетелем того, как несколько корпоративных «самураев» (профессиональные наёмные убийцы на службе корпораций) прикончили в переулке какого-то бедолагу.

Обладая высоким интеллектом, он вполне мог убедить их, что ничего не видел и не было бы никаких проблем. Но соло — это машина для убийства, а не болтливый корпоративный маркетолог. Он тут же вступил в схватку с ними и, едва не погибнув, получил чип с весьма ценной информацией.

Конечно, этот чип можно использовать или продать на чёрном рынке — всё в ваших руках. Но всегда ведь хочется купить себе машину покруче, гнёздышко подальше от Боевой зоны и пару новеньких шипованных ботинок с голографическими вставками. И здесь в игру вступает миллион возможностей для траты ваших с трудом заработанных денег.

Учитывая любовь CD Projekt к случайным историям в игровом мире, мы точно увидим что-то подобное и в Cyberpunk 2077.

Рай в спальной капсуле

Большая роль в оригинальной настольной игре отведена убежищу персонажа. Каждый использует свой дом по своему: нетраннеры готовят свои сетевые операции, соло хранят арсенал, а рокербои проводят репетиции перед концертами в бесчисленных клубах Найт-Сити.

В этом жестоком мире каждому необходимы несколько метров жилого пространства, чтобы почувствовать себя в безопасности. Пока рано судить о том, будем ли мы действительно начинать «с низов» в Cyberpunk 2077 или персонаж по умолчанию будет профессионалом с собственным жильём. Но совсем недавно CDPR подтвердила наличие апартаментов для покупки, а учитывая, как много говорит Джеки в трейлере о покупке собственной машины, сомневаться не приходится — собственное средство передвижения можно будет купить.

Отдельная тема — это, конечно, транспорт. В Cyberpunk 2020 игрок может передвигаться на скутерах, мотоциклах, дорогих спорткарах, броневиках и даже вертолётах. Пока неизвестно, будет ли добавлена в игру возможность пилотировать летающий транспорт, но тяжёлая техника наверняка появится, если CD Projekt Red продолжат следовать линии оригинальной игры.

Буква против цифры: что общего у Cyberpunk 2077 и оригинальной настолки

Учитывая количество доступного оружия и кибер-имплантов, возможность покупки домов и автомобилей, а также глубокую кастомизацию персонажа, игрокам будет, куда спустить деньги. И это только самые насущные и рациональные потребности игрока. Контента и возможностей для отыгрыша, судя по всему, будет предостаточно.

И не забывайте про еду. Вряд ли она станет обязательным критерием для выживания, но наверняка будет давать определённые бонусы, порой незаменимые даже в мире киберпанка. В видео с E3 нам показывали, как герой ест лапшу, в геймплейном трейлере на улице стоят различные ларьки с едой, а главная героиня пару раз покупает содовую в автомате.

Все эти детали наводят на мысль, что еде вряд ли будет отведена исключительно декоративная роль. Кто знает, может именно за пиалой лапши вы сможете заключить выгодную сделку с одним из уличных воротил.

Буква против цифры: что общего у Cyberpunk 2077 и оригинальной настолки

Так или иначе, уже сегодня Cyberpunk 2077 выглядит как правильный наследник идей оригинала. Игра пропитана духом «настолки» и очень внимательна к её деталям.

Тем не менее, важно помнить, что между событиями настольной игры и Cyberpunk 2077 прошло 57 лет, а значит нас ждёт немало сюрпризов. К тому же, на Е3 мы увидели в кадре и бары, и бильярд, и баскетбол, и бокс — всё это, скорее всего, будет в игре.

Всё на своем месте

Cyberpunk 2077 должен рассматриваться не с позиций произведений Гибсона или манги Масамунэ Сиро. Эта вселенная особенная, она создавалась под настолку, но не уступает в глубине литературным произведениям жанра. Те 48 минут геймплея, которые нам представили в конце августа, говорят об игре гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. И самый главный посыл — CD Projekt Red уделяет огромное внимание деталям и вселенной, в которой работает.

Да, мы пока не видели ни ночной город, ни огромные конференц-залы корпоративных зданий, ни процесса нетраннинга. Но учитывая аккуратность, с которой разработчики относятся к оригиналу, можно представить, что многие моменты будут воссозданы точно.

У неё были эти невероятные голубые глаза. Чистые и глубокие, словно кристаллы Лэйса, а улыбка будто с обложки глянцевого журнала. Конечно, её глаза были модели Teknics 2350, а улыбка действительно была куплена в журнале — превосходная работа биоскульптора. И не важно, насколько это было реально в конце концов. Я всё еще был небезразличен к ней. Такой уж я человек.

Джонни Сильверхенд
, рок-звезда
106106
34 комментария

Таких людей, вернее экс-людей, называют киберпсихами. Явление весьма распространённое и очень опасное. Эти люди живут на грани, они помешаны на технологиях и постепенно практически полностью заменяют своё тело кибернетическими имплантами. Без последствий для их человеческих личностей это не проходит.Эта тема поднималась и в «Нейроманте» Гибсона, достаточно вспомнить историю АрмитейджаВы книжку-то читали?

4

На всякий случай напомню - Армитейдж далеко не лидер по числу имплантов (у той же Молли их намного больше), помешательства на технологиях за ним не замечено, а причина его "последствий для личности" в 2 (3?) психологических обработках и ПТСР)

3

Комментарий недоступен

2

Сплошные противостояния на DTF, кто же победит?,)

2

Да, я могу загуглить, но лучше узнать у шарящих!
Есть ли книга правил настолки в электронном варианте?

И даже дополнения к ней в виде расширенного списка имплантов и оружия.

4