Вспоминаю [Бандитский Петербург: Барон] в 2024 году

Вспоминаю [Бандитский Петербург: Барон] в 2024 году

Интро

Не знаю как у вас, а у меня с этим сериалом долгие отношения. Уже больше 20 лет я могу без серьёзных запинок пересказать сюжет первого или второго сезона, если вдруг кто-то спросит. Такого ещё ни разу не произошло, это да, но мало ли.

И я тут подумал, что надо эти отношения как-то отрефлексировать что ли. Понять причину, по которой этот сериал за столько так и не стёрся из моей памяти. С первого сезона и начну, вдруг в процессе что-то и выяснится.

Видеоверсия

Если видос нраица - палец вверх не зазорно нажать

Выше видеоверсия этого же материала с незначительными отличиями, поэтому смотреть или читать - на ваше усмотрение. Благодарю за любой выбор :)

Что это вообще?

На стыке времен, между смертью советского кино и рождением российского было несколько заметных проектов и насколько именно БП выделяется среди них, мне трудно сказать, но вот какая метрика возможна. Я в школьные годы смотрел этот сериал не то чтобы тайком, но как-то и не афишировал сей факт. Тогда было ощущение, авторитета это не добавит, уже бы заработанный не потерять. Но спустя годы, на какой-то рандомной посиделке в моменты ностальгических разговоров сериал периодически всплывает, как одно из воспоминаний, и не фраерных, а деловых, получая эмоциональную поддержку с разных концов стола. Так что некоторые олдскулы сериал точно сводит, ещё и часто выступая антагонистом той же «Бригады», например. Почему-то часто люди смотрели одно, но не смотрели другое.

Вообще, конечно, сериалы того недолгого периода в целом интересный феномен, но мы тут пока обсуждаем конкретный экземпляр.

Любопытно, что в те годы, когда снимали БП, даже мировая сериальная индустрия была всё ещё идейно ближе к «Санта-Барбаре», чем к тому, какой мы её знаем сейчас.

Например, только в 99ом году выйдет первый сезон «Клана Сопрано» от HBO, всего год идёт «Секс в большом городе», а, к примеру, «Остаться в живых» (он же «Lost»), окажется на голубых и очень часто ещё совсем не плоских экранах лишь через четыре года. Представляете? А тут российский сериал, снятый в 2000 году. Вся страна всё ещё чувствует запах пороховых газов, пропитавший воздух девяностых и вот только-только все узнали, что Борис Николаевич устал и уходит.

Какие тут сериалы, вообще не до этого.

Однако умудрялись их снимать. И сегодня, в 2024 году, это уже слепок времени и слепок совсем другой страны.

Вероятно, это первая причина того, что сериал держится у меня в голове так долго. Уже в год выхода сериал оглядывался на прошлое, а с годами этот эффект только усилился.

В целом история жизни у БП довольно грустная, как и у многих его героев. Начинался сериал как довольно серьёзная драма про бандитов и их не лёгкие будни. Чем и прославился. Основная слава принадлежит первым двух сезонам, снятым Владимиром Бортко.

Начиная с третьего сезона сменился режиссер и сериал стал потихоньку сдавать. По крайней мере такая картина рисуется согласно оценкам на агрегаторах.

Ожидаемо, в топе только первая трилогия
Ожидаемо, в топе только первая трилогия

Сценарий сериала - это адаптация русского палп фикшена от Андрея Константинова, который и сам был журналистом, до сериала писавшим про криминальный криминал. Он в сериале присутствует в двух воплощениях, в виде своего вымышленного альтер-эго Андрея Серегина и физически в кадре, в роли не названного бандита.

Слева направао: Игорь Корнелюк (композитор), Андрей Константинов (автор книг и сценария) и Владимир Бортко (режиссёр)
Слева направао: Игорь Корнелюк (композитор), Андрей Константинов (автор книг и сценария) и Владимир Бортко (режиссёр)

Возможно, он тоже в какой-то степени ответственен за последующее ухудшение качества сериала именно в плане сторителлинга, но я не читал книги, поэтому не могу утверждать. Плюс, я последующие после третьего сезоны смотрел урывками, поэтому что именно там плохо - не знаю. Да и не про них речь.

Второй сезон ровно в 2 раза длиннее первого и насчитывает 10 эпизодов по часу хронометража. Наверное, именно его знает большинство людей, он же «Адвокат», но о нём, возможно, в другой раз.

Вспоминаю [Бандитский Петербург: Барон] в 2024 году

Сейчас речь только первый сезон. Думаю, не будет лишним вспомнить и сюжет после одного момента: сериалу 20 с лишним лет, поэтому я думаю, что рассказать сюжет столько лет спустя вполне ок. Если по какой-то причине он вам не интересен, то переходите сразу к пункту про впечатления. Вот теперь приступаем к сюжету.

Сюжет

Это история о том, как старый вор в законе со звучным прозвищем Барон грабит хату и случайно натыкается на картину, которая вроде как должна висеть в Эрмитаже, но внезапно стоит за шкафом в этой самой квартире.

На всякий случай небольшая ремарка, вор в законе - это что-то вроде авторитета для определённого круга лиц с набором некоторых обязательных правил и тезисов, насколько я понял. Примерно как какой-нибудь коуч успешного успеха на ютубе в наши дни, но в те годы такая работа была вроде стажировки для будущих депутатов.

Прихватив картину из чувства справедливости, Барон быстренько сваливает с награбленным и велит напарнику залечь на дно, потому что чувствует, что просто так гулять на воле ему после этого не дадут.

Когда тебе говорили не связываться с хулиганами, а ты не слушал
Когда тебе говорили не связываться с хулиганами, а ты не слушал

Ограбленная квартира принадлежит чиновнику, который по понятным причинам не может обратиться в милицию (тогда ещё), поэтому он обращается к ещё одному авторитетному вору, о чём мы узнаём из разговора этого вора и одного прикормленного полковника.

Бандит командует прикормленному менту провести расследование и прямо указывает на Барона, как на вероятного виновника беды.

Барона вяжут и, сидя в крестах, он кумекает, что за картину все же прилетело, как и должно было, тем более, что офицер, назначенный вести дело, прямо ему об этом говорит.

Но Барона подводит здоровье, подводит сильно, поэтому он просит позвать ему журналиста Андрея Серёгина, чтобы напоследок рассказать ему о своей интересной жизни, а взамен он вроде как вернёт заинтересованным лицам картину.

Когда дед даёт интервью
Когда дед даёт интервью

Во время интервью он тайком сливает журналисту историю об украденной им картине и указывает направление поиска, в том числе имя своей жены, Ирины, дескать она в курсе. Но здоровье опять подводит и кроме имени Барон не успевает ничего назвать.

Андрей Серёгин оказывается первым положительным персонажем в сериале и решает найти картину, благо Барон заботливо умолчал о том, что картину так же ищут отъявленные бандиты, которые если сначала не стреляют, то как минимум сразу больно бьют, а потом уже задают вопросы. Поэтому почему бы не попробовать.

Первым делом он находит практически первую попавшуюся Ирину, которая вроде бы подходит под описание, имя-то совпадает. С ней Серегин договаривается о встрече и занимается своими делами.

Бандиты, приглядывающие за Серёгиным, решают не дожидаться результатов встречи и сами обо всем спросить девушку. Но разговор не получается, поэтому вечером девушка не может открыть дверь Серегину чисто физически, ибо бандиты буквально пригвоздили ее к роялю.

Чуть позже Серёгина задерживают, как подозреваемого в убийстве, но прямых улик нет, поэтому следователь отпускает его.

Серегин не в обиде и даже подвозит следователя до дома, благо она красивая девушка. Так же Серегин понимает, что это он навёл убийц на не ту Ирину, поэтому пьёт водку и разъезжает по ночному Питеру. На утро он договаривается со своим другом о встрече, чтобы обсудить чё вообще делать то с картиной и всем сопутствующим.

Об этом договоре узнают прикормленные менты и думают, что можно бы замочить чужими руками друга Серёгина, а самого Серёгина взять на месте, типа он весь такой маньяк и душегуб. А потом уже, когда он будет надёжно сидеть на бутылке в СИЗО, узнать что ему известно об украденной картине.

Но операция идёт не по плану, у ментов не работает связь, поэтому Серёгин чудом избегает облавы и понимает, что это была, собственно, облава. А раз была облава - значит надо куда-то прятаться.

Домой нельзя, друзей у Серёгина не много, больше того, мы видим, как их количество сокращается на глазах, поэтому он решает, что можно навестить девушку следователя, вроде они не дружат, тогда, глядишь, её не убьют. Да и про неё никто не знает.

Найдя в её лице союзника, Серёгин отправляется в Москву, потому что его коллега из газеты нашёл ему более подходящую кандидатуру под звание жены Барона, и вот она сейчас как раз в Москве.

В Москве Серёгин сначала забегает к ещё одному своему другу, который, видимо, не очень ему нравится и Серёгин не против его смерти, а потом отправляется на встречу с женой Барона.

Выясняется, что картина у неё и вместе они придумывают схему, чтобы обнародовать факт кражи подлинника из Эрмитажа и расходятся, условившись встретиться через день.

Вечером Серёгин рассказывает своему московскому другу немного о своих неприятностях, а потом ночью к ним приходят уже московские бандиты и спрашивают чё за мутные темы у них тут, а то ничего не понятно, но очень интересно.

Гурген (так зовут очередного, уже третьего вора в законе) ещё со времён лихой молодости на лесоповале должен Барону, поэтому он отпускает Серёгина, но велит его другу ехать с ним и за ним следить.

Параллельно и бандиты выясняют, какая же Ирина была нужна им на самом деле, поэтому ставят телефон в ее квартире на прослушку.

Как вы понимаете, бандиты в этом сериале технически подкованы на уровне мощнейшего КГБ, а то и больше. И если бы захотели, то могли бы и выборы в Америке подтасовать. Тем более начальник такой не государственной разведки очень обаятельный мужик, по кличке Череп, который всем своим видом даёт понять, что ему даже на ногу лучше не наступать, не то что создавать ситуацию, когда он захочет прослушивать твои телефонные разговоры.

Вскоре прослушка даёт результат: Ирине позвонил Серёгин и договорился о встрече. Череп командует своим людям дождаться на месте всех троих, убить всех, забрать картину и уходить.

Один из людей Черепа не особо точно из-за своего высшего уличного образования сливает уже другим копам неполные данные о стрЕлке, но конкретно эти копы сообразительные, поэтому примерно понимают о чём речь и думают, что неплохо бы вмешаться, а то как бы там всё кровью не залило.

По дороге на дачу Ирины Серёгина ловят майор Кудасов с напарником Стёпой Марковым и не говорят ему прямо, что им сообщили о готовящемся покушении на него, а наезжают на него сначала, чтобы он сам всё рассказал.

Видимо, не хотят глупо выглядеть и выдавать, что им что-то не до конца известно, они ж милиция, какой позор, они чего-то не знают.

Пока Серёгин думает как сбежать из внезапной засады, бандиты уже вломились в деревенский дом и, сюрприз, убили друга Серёгина.

Чтобы как-то убить ещё и время, Ирину связали, стали тушить об неё сиги и пугать блатным жаргоном, чтобы она чувствовала себя неуютно и могла бы от волнения выдать где картина, хотя с кляпом во рту это сделать сложно.

Серёгину тем временем удаётся сбежать, он ловит попутку и отправляется в... если у нас Подмосковье, то что там у Питера? Короче, за город отправляется Серёгин и в последний момент заметившие его майор Кудасов и Степан под тревожную музыку пускаются в погоню.

На даче в это время бандиты находят черный ящик с кодовым замком, куда могла бы поместиться картина, поэтому они пытаются его открыть.

Серёгина на трассе догоняют полицаи и у него не остаётся иного выхода, кроме как сознаться, что он их цинично разыграл и назвать нужное место, куда они отправляются все вместе.

Встречают их на месте буквально фейерверками, потому что кейс, в котором должна была быть картина, была не картина, а бомба. Видимо, украденная Бароном из ещё одной чиновничьей хаты, в то время как по бумажкам она должна быть в экспозиции военно-исторического музея.

И когда кейс попытались вскрыть, она взорвалась и сгорело всё.

Серёгин и полицаи встречают уже работающую на месте команду купленных ментов, которые, будучи заранее предупрежденными Черепом о готовящейся вечеринке, быстренько их выпроваживают и недавно созданный вынужденный альянс уезжает не с чем.

Серёгин драматично бухает, чтобы помянуть практически случайно погибших во время этой истории людей и на этом заканчивается первый сезон и начинаются впечатления.

Вспоминаю [Бандитский Петербург: Барон] в 2024 году

Впечатления

Для начала, со временем этот сериал уже практически памятник тем годам. Не в том смысле, что он воспевает период, просто там всё так выглядит, начиная от одежды и заканчивая разными мелочами, что удивительно как изменилась наша с вами жизнь.

Например, можно было курить везде или почти везде, водка продавалась в ларьках в любое время, мобильные телефоны практически отсутствуют как явление. Люди ещё пользуются телефонами автоматами. Ни у кого зимой без причины штаны не подвернуты. А свитер одного из легавых вообще напоминает те, что через 20 лет наденут хипстеры.

Яндекс.Еды просто нет. Вместо эппл и гугл пэй в ходу стобаксов пэй.

Фалафель и смузи не найти, зато вместо них в кафе есть массажистки.

ЗОЖ тех лет
ЗОЖ тех лет

В разы меньше машин, людей, словом, кроме сюжета сегодня здесь ещё и вполне аутентично смотрятся декорации.

Кроме этого здесь неплохо играют актёры, по крайней мере основной каст.

Домогаров играет, спектр эмоций есть.

Кирилл Лавров в роли Барона тоже довольно фактурный.

Лев Борисов вообще крадет кадры, хотя конечно в первом сезоне у него мало пространства для этого, но он отыграется в следующих.

Амоксиклав
Амоксиклав

Ну а остальных, если будете смотреть, оцените сами.

Ещё мне все же нравится, что всего 5 серий. События развиваются достаточно быстро, каких-то заметных провисаний я даже не помню, скорее есть моменты, где градус накала просто меньше, чем в среднем по больнице, но в целом всё максимально сжато и события неумолимо следуют друг за другом как полосы на пешеходном переходе.

Сюжет хорош тем, что главный герой, журналист Серёгин, хоть и появляется далеко не сразу, но сходу попадает в водоворот событий, который по отношению к нему находится в правильно настроенном балансе.

Я имею ввиду, что абстрактный криминал, как условный главный злодей, хоть и в лице некоторых личностей, либо играет с главным героем на равных, либо совсем чуть-чуть уступает в скорости, но взамен отыгрывается в жестокости. Другими словами, как вы могли заметить, сценаристы беспощадно убивают персонажей и это 2000 год, задолго до матерей драконов и ночных ходоков.

И, наверное, это вторая причина того, почему сериал меня зацепил. В те времена это была первая, относительно размеренная история о жестокой драме.

Хотя к некоторым героям и привыкнуть толком не успеваешь, поэтому и жалко не то чтобы до слез, но складывается такое боязное, но классное ощущение, что ни у кого здесь нет сценарной брони. И криминал, за редким исключением, не утрировано злодейский, а будничный, рутинный, при этом смертельно опасный. Баланс очень хорош, на мой взгляд.

Однако, этот же подход, наверное, можно трактовать и как один большой минус, в том плане, что эта история сильно больше про события, чем про людей. Имею ввиду, мы очень мало знаем, например, о том кто такой Серегин, кроме того, что он журналист, оказавшийся посреди совершенно случайных обстоятельств. То, что Барон выбрал его как хранителя своей тайны и это хотя бы как-то сработало - это на самом деле чудо, которого легко могло не произойти как раз потому, что о характерах мы знаем очень мало.

Мы знаем в общих чертах досье Серегина, мы знаем, что он искренне заинтересовался темой картины из его рассказа своему другу и мы можем предположить, что Серегин азартный и в каком-то смысле смелый парень, потому что не смотря на очевидные опасности, он продолжает играть свою партию. Но почему он именно так поступает, из чувства азарта, из жажды какой-то справедливости, из любопытства или чего-то ещё - не очень ясно, потому что условно подходит все перечисленное.

Если из Гарри Поттера, например, убрать весь контекст о том, что Темный Лорд убил родителей Гарри и почему он это сделал, и оставить только их противостояние, то останется история про само противостояние, но не почему оно происходит, вот что я пытаюсь сказать.

Поэтому важность событий в этом сезоне значительно выше персонажей.

Кроме самого Серегина нам известно ещё меньше. Например, купленные менты ведут себя так, потому что они купленные. Антибиотик и его команда пытаются забрать картину потому, что они как-то причастны к ее краже и мы практически не знаем кто такой Антибиотик, в рамках сезона мы даже не особо знаем, что он Антибиотик вообще-то. Известно только, что он руководит противоборствующей стороной.

Кудасов и Марков вроде как честные копы, но опять же - их слишком мало, чтобы говорить наверняка, и так далее.

Мне трудно представить как работает эта история в вакууме, потому что я знаю о дальнейших событиях, но все же она кажется мне жизнеспособной.

Ещё прикольно, как мне кажется, что история не скатывается в морализаторство или наоборот влюблённое любование миром блатной романтики.

Во всяком случае, я не ловил себя на таких мыслях ни в юности, во время первого просмотра, ни сейчас, в более менее осознанном возрасте. Есть, конечно, этакая воображаемая черта с делением на хороших и плохих, но в целом эта история про нюансы, совпадения и ходы сторон в попытке быть на шаг впереди друг друга.

Ну и музыку в плюс можно записать. На мой взгляд, именно первый сезон с аккомпанементом работает лучше просто за счет того, что не сильно на него полагается. Во втором сезоне ситуация другая и музыка гораздо заметнее. Саундтрек за авторством Игоря Корнелюка уже в деле, но только во втором сезоне полноценно прозвучит «Город которого нет» и завоюет свою отдельную народную любовь и признание.

Звук отдельно от музыки, то есть разговоры и все прочие звуки мира хорошо слышны в отличие от некоторых коллег тех лет, что тоже плюс. Даже с запасом, в том смысле, что всякие звуки жизнедеятельности вроде чавканья можно было бы и прибрать, но это уже я размышляю о сильно второстепенных вещах.

Если вы забыли, то я напомню, что картинка в сериале, ну скажем так, аскетичная.

Базара, как говорится, нет, тут всё вообще не про спецэффекты, если не считать спецэффектом курящих в больнице людей, пусть и тюремной. Про какие-то особо красивые сцены и кадры тоже речи не идёт, скорее камера здесь - это возможность присутствовать непосредственно в гуще событий и подсветить нужные моменты.

Зато визуального мусора в духе торчащих микрофонов или чего-то подобного я не припомню.

Из не совсем обычного, сериал использует закадровый голос, чтобы создавать дополнительные нейронные связи, которые, видимо, посчитали недостаточными на монтаже. Вообще, закадровый голос в кино не считается хорошим тоном, но я готов поверить, что в первых сезонах это скорее попытка максимально сэкономить, чем как-то полениться, тем более что на лень в целом ничего не указывает. А возможно это был просто стилистический выбор, тем более что за бугром таким приёмом в гэнгста фильмах тоже не брезговали.

Экшн как бы есть, но... Даже не стоит, наверное, заканчивать фразу, просто немного экшена как бы есть, но в основном конечно разговоры. Что на самом деле совсем не плохо, потому что интересные разговоры сделать в рамках маленького бюджета не сильно проще, чем красивый экшн.

Итог

На этом, пожалуй и зафиналим, потому что мысли кончились, а вам, я надеюсь, было интересно.

В комментах расскажите смотрели ли вы сериал, в каком возрасте, какие впечатления были. Как показывает практика, люди к нему относятся очень по-разному, так что интересно почитать.

Ну а я пошёл, вам желаю не болеть и ждать продолжения. Такая история. До связи!

2222
29 комментариев

М-да, пездец, как жизнь раскидала всё и всех. Герои Серебрякова, Сидихина, Марьянова были крутыми, и что интересно, им верилось, что они такие и есть.

4

жду лонг про второй сезон

3

Вспомнил, что ещё книгу читал, по которой 2 БП снят. Фильм показался лучше, чем роман, который читался, как бульварное чтиво. В сериале же, одно из главных достоинств - максимально яркие персонажи, даже в эпизодах, такая типа бандитская Игра престолов в российской действительности.

2

Так, смотрел Петербург, Бригаду нет)

1

Та же история

1

Я из петербурга пока что смотрел только сезон Терминал,очень интересный,и полсезона Барона.

1