Крепкий мужской поцелуй и богоподобный Сталин — посмотрел фильм "Падение Берлина" 1949 года
Один из последних советских блокбастеров, снятых и пошедших в прокат при живом Сталине. Чтобы оценить его образ в фильме, я и решился посмотреть фильм. И не разочаровался: Иосиф Виссарионович показан, без преувеличения, богоподобным: он везде и всюду, положительные персонажи возносят ему хвалу за само своё существование, а злодеи-фашисты отдают должное его гениальности.
Формально главные герои фильма — сталевар Лёша и его подруга Наташа, которая работает учительницей и смущает Лёшу своей интеллигентностью и познаниями в творчестве Пушкина. Однако по-настоящему она фанатеет вовсе не от Пушкина, а от Сталина — настоящего героя этого кино.
Восторг накатывает на неё даже во время поздравительной речи Лёше, только что награждённому орденом за трудовые успехи. Больше всего Наташа мечтает встретить вождя лично.
В свою очередь Лёша восторгается Сталиным не меньше, но робеет перед ним и боится масштаба этой великой личности. Как назло, Сталин хочет встретиться именно с Лёшей, чтобы лично похвалить его за успехи в сталеварении. Тогда мы и видим вождя впервые: среди ослепительно-райской зелени он занимается садовыми работами в белоснежном кителе и лакированных сапогах.
Бог, но какой же простой и близкий...
Захлёбываясь от восторга, вернувшийся со встречи Лёша гуляет с Наташей по колосящемуся полю и рассказывает о том, как Сталин благословил их с Наташей семейный союз. Но счастье оказалось недолгим: на поле напали немцы, проведя массированную бомбардировку колосков, несмотря на свои же мотострелковые войска внизу.
После бомбёжки Лёша приходит в себя в госпитале. Наташа исчезла, но коллега-сталевар готов утешить его горячим мужским поцелуем.
Ни о каком сталеварении теперь не может идти и речи: Лёша отправляется на фронт, мочить немцев. Кто вместо него стал варить сталь, сюжет фильма не раскрывает.
Разумеется, товарищ Сталин — великий полководец. В окружении подобострастных генералов он проводит брифинг, где каждое слово вождя — прямо в точку. Сразу понятно, что у фашистов нет и шанса.
Сталин не ведётся на попытки Гитлера запугать советский народ и проводит ПАРАД на 7 ноября. Гитлер узнаёт о параде и в бешенстве отдаёт приказ срочно его разбомбить, отчего теряет почти все свои самолёты. Очередная победа гениального стратега.
Стоит отметить, как в фильме сыграны немцы и иностранцы вообще: они кривляются так, будто это комедия категории Б. На актёре, исполняющем роль Гитлера, тонна грима. В некоторых ракурсах на средних планах он выглядит почти неотличимо от оригинала, но вблизи вся магия рассеивается, а нос выглядит откровенно приклеенным.
А что союзники? Они как бы есть, но чисто формально. Промышленники Англии и США откровенно сотрудничают с фашистами, и этому посвящено несравнимо больше хронометража, чем упоминаниям о втором фронте. Ленд-лиз не упомянут вообще.
Черчилль и Эйзенхаузер трусливы, нерешительны и откровенно тянут время. Кроме того, у них большие проблемы со снабжением, ведь хилая капиталистическая экономика не способна тянуть такую войну. У СССР к концу войны, напротив, всё в достатке. Сталин даже предлагает генералам взять больше танков, чем те просят — социалистическое изобилие.
На таком фоне даже странно выглядит коварный план Гитлера перессорить союзников — толку от англичан и американцев всё равно нет, один лишь вред. Однако мудрый Сталин не поддаётся на провокацию.
Вся вторая половина фильма состоит, в основном, из батальных сцен. Выглядят они очень неплохо, благо настоящей техники и оружия в конце 40-х было много, как и руин для декораций.
Апогей — собственно, взятие Берлина, где Лёша участвует в водружении Знамени Победы над рейхстагом. Там же, в Берлине, он встречает Наташу, освобождённую из фашистского лагеря. Вместе они встречают Сталина, который прилетел в Берлин на самолёте сразу же после штурма (разумеется, ничего подобного не было, Сталин вообще боялся летать).
Примечательным в фильме оказался не только культ личности Сталина, а как всё в целом сыграно и поставлено. Людей в кадре нет вообще, сплошь плакатные фигуры, это выглядит порой почти как пародия. Сама фабула фильма строится на противостоянии Сталина и Гитлера, и это довольно забавно. Потому что сцены с Гитлером высмеивают ровно то же самое, что на полном серьёзе показано в сценах со Сталиным: культ великого лидера, который изрекает лишь великие истины и поступает исключительно верно.
Сам по себе фильм имеет не столько культурную, сколько историческую и антропологическую ценность. Таким раболепием веет через экран, что даже спустя 75 лет этот дух не выветрился. А ведь до смерти Сталина и XX съезда оставалось всего несколько лет.