Почему «Полночь с дьяволом» (2023) не работает?
Фильм с Давидом Дастмалчяном в роли грустного ведущего ночного телешоу из 70-х находится в топе лучших хорроров года, однако у него довольно много проблем с финальной частью. Давайте посмотрим.
Сюжет об амбициозном телеведущем, в погоне за рейтингом готового пригласить в прямой эфир самого дьявола, просился в хоррор — и странно, что никто не догадался сделать что-то подобное ранее. Тем более, что сняли фильм не американцы, а австралийские братья-режиссеры Камерон и Колин Кернс, которые до этого сняли и сами же написали ****«Пугающую кампанию» (2016), хоррор о противостоянии продюсеров классического пранк реалити-телешоу и создателей нового веб-сериала, якобы поднявшего уровень реалистичности насилия на небывалый уровень.
«Полночь с дьяволом» — их новый заход на территорию ТВ, но куда более профессиональный. 70-е, показанные на экране, хоть и ругают американские критики за неточности в деталях, для нас выглядят «реалистично» – душная атмосфера, дым-машина, пышные прически, курение каждую секунду, сальные шутки, сексизм и расизм на полную катушку — ну 70-е, вы поняли.
У Джека Делроя есть лишь один шанс на то, что его шоу останется в эфире канала — последнее время с рейтингами его программы не очень, и приглашенные карлики, подставные драки и «истории, о которых невозможно молчать» больше не привлекают аудиторию. Джек решается на отчаянный шаг — пригласить в хэллоуиновский спецвыпуск парапсихолога и ее подопечную, девочку, выжившую в общине сатанинского культа, а теперь якобы одержимую некой сущностью. Ритуал призыва в прямом эфире уж точно должен вернуть рейтинги его телешоу!
О том, что все пойдет не по плану, мы понимаем со вступительного закадрового голоса Майкла Айронсайда, который сообщает нам, что фильм этот будет в популярном жанре найденной пленки, а кадры, которые мы увидим, якобы нашли, отреставрировали и смонтировали совсем недавно — и сейчас мы увидим весь ужас, который творился в прямом эфире больше сорока лет назад.
И вот тут начинаются проблемы (спойлеры).
Первая проблема — отсутствие современного контекста, сопровождающего новость о «найденной пленке с адским выпуском телешоу». Помните, как актеров «Ведьмы из Блэр» в интернете указывали как мертвых и сами они не появлялись ни на премьере, ни на тематических мероприятиях? Или был, например, Ghostwatch (1992), псевдодокументальный британский фильм о паранормальных явлениях, показанный «в прямом эфире» на Хэллоуин по BBС. Из-за того, что канал не предупреждал о художественном вымысле, на их коммутатор за ночь поступил один МИЛЛИОН звонков от испуганных британцев.
У этого фильма нет никакой легенды. Совсем не обязательно повторять рекламную кампанию «Ведьмы», но раз уж вы взялись за такой амбициозный проект, стоит хотя бы грамотно выстроить сторителлинг в прологе – объяснить с помощью текста и видеоряда, почему эту пленку «потеряли», как выросло то поколение, которое видело ее в прямом эфире, что с ними стало и как мир (который не мог не измениться после тех кадров) чувствует себя сейчас.
Вторая проблема — недостаточное раскрытие самого Джека. Мы видим лишь его «глянцевую» сторону — в свете софитов, в гримерке, несколько кадров с женой и тд. Нам лишь однажды в нескольких «архивных» кадрах показывают, что он принадлежал к влиятельной секте околомасонов, которая собиралась где-то меж высоких сосен и не то устраивала корпоративы в стиле ЛДПР, не то поклонялось каким-то божествам (но все якобы в рамках закона).
Отсюда мы понимаем второй, более глубокий слой Джека как персонажа. Фраза парапсихолога Джун о том, что «демон таится в каждом из нас», выглядит логично на таком фоне — даже «идеальный» Джек не так прост, как кажется. И в нервном, уязвимом взгляде Дастмалчяна нет-нет да и проглядывает эта тьма. Однако ее недостаточно для того, чтобы вообразить Джека антигероем из финального кадра, вонзающим нож в Лилли. Он действительно виноват в смерти жены, как утверждает демон? Или тот его провоцирует? В чем его вина и мотивация, и что на самом деле произошло в студии? Истории отчаянно не хватает контекста.
Как можно было это исправить?
Третья проблема, и самая часто упоминаемая в обзорах, это финал. У меня есть своя версия, как можно исправить финал, и я ею сейчас поделюсь. Для начала скажу, что та психоделия, которая начинается в последние десять минут фильма, критикуется абсолютно заслуженно — она не вытекает из логики предыдущих 90 процентов фильма, а самое главное – не дает никаких ответов, способных завершить историю. Это просто способ закруглить ее «хоть как-нибудь», если не знаешь, чем закончить.
Что с этим можно сделать? «Полночь с дьяволом» — хоррор об одержимых. Вспомните, кому мы сочувствуем в большинстве таких фильмов? Не самим одержимым, которые воспринимаются нами как отыгранные карты и практически мертвыми, а главным героям – тем, кто страдает по вине демона, даже если это их собственный ребенок. Однако тема и название этого фильма дает отличную возможность изменить этот канон, поддержав удобную двусмысленность — дьяволом в названии может быть не демон внутри Лилли, а сам хост шоу – Джек Делрой. А Лилли (и демон внутри) станут его обличителями — и не главными злодеями в фильме об одержимости.
Именно тот человек, который все затеял, который поклонялся демонам в своей общине успешных и богатых, кто всю жизнь жаждал славы и успеха, положил на алтарь сначала жизнь своей жены, а затем и жизни участников своего адского шоу. Именно это должен был разъяснить демон внутри Лилли в прямом эфире — представить сначала неопровержимые доказательства своей реальности (что было в фильме показано), а затем — с помощью фактов, которые никто кроме Джека знать не мог — доказательства преступлений самого Делроя (что было сделано невнятно). Так, чтобы зрители в студии и у экранов телевизоров убедились бы, кто здесь настоящий дьявол.
После этого, как и случилось, Делрой, словно персонаж рассказов Эдгара По, не выдержал бы груза публичного унижения, и вонзил бы нож в Лилли — и только она в этой студии должна была умереть, как носитель одновременно и демона, и той правды, которая ни за что не должна была попасть на экраны. В финальной сцене Делроя должна была скрутить охрана и вывести из зала, но ничья, повторяю, ничья смерть здесь не оправдана сюжетом (кроме желания самих авторов устроить резню).
Чтобы история не повисла в воздухе, в конце фильма снова должен был бы раздаться голос Айронсайда, под который нам бы (как и в начале фильма) показали первые полосы всех американских медиа, на которых красуется Джек Делрой, только теперь не популярный ведущий, а приговоренный к смертной казни преступник. Но добившийся славы — как он и мечтал.
Новость о первом документально подтвержденном случае одержимости меркнет перед сообщением о том, что сделал телеведущий, ведь, следуя логике сюжета, главный в этой истории — не дьявол внутри Лилли, а дьявол внутри безголового Джека, героя хэллоуинской легенды и случившегося балагана в прямом эфире.
Другие переводы, лонги, обзоры, интервью — в телеграме. Подписывайтесь на канал, там много интересного.