Почему для меня первая часть Mass Effect – лучшая в трилогии

Для конкурса #вполевоин

Почему для меня первая часть Mass Effect – лучшая в трилогии

13 лет и 2 дня назад, 20 ноября 2007 года, вышла игра, давшая начало одной из самых популярных фантастических игровых серий – Mass Effect. К сожалению, по сравнению с остальными частями трилогии о ней говорят очень редко. Если Mass Effect 2 входит в большинство топов последнего десятилетия, а третью часть часто вспоминают в контексте не совсем удачного завершения трилогии, то основателя серии в основном помнят по кривому геймплею и меметичному «Мако». Но в моем сердце именно первая игра оставила самый глубокий след, и здесь я попробую объяснить, чем же она, на мой взгляд, выделяется среди остальных частей.

Поднимаемся на лифте…

Почему для меня первая часть Mass Effect – лучшая в трилогии

1. Потому что это «еще RPG»

Мало кто будет отрицать, что на 2007 год Bioware считалась ведущей студией по разработке RPG, имея в своем портфолио такие игры, как Baldur’s Gate или KOTOR. Хотя Mass Effect больше позиционируется как шутер, ролевая система в нем играет большую роль, начиная от инвентаря и системы прокачки, заканчивая диалоговой системой и вариативными квестами. В этом плане первая часть напомнила мне Fallout: New Vegas и Vampire: The Masquerade – Bloodlines, которые тоже имеют не самый удобный геймплей и плохо поставленную стрельбу, но завоевали любовь фанатов с помощью других игровых аспектов. А так как обе упомянутые игры входят в мой личный топ, у ME просто не было выбора)

Конечно, не все привычные вещи из ролевых игр здесь работают как надо. Инвентарь очень быстро захламляется кучей оружия, брони и улучшений к ним. При посещении торговцев я даже составлял отдельный список из того, что нужно продать, зачастую включающий в себя по 20-30 разных позиций. Но с этим вполне можно смириться и постепенно даже начать получать некоторое удовольствие.

Так критикуемая многими неудобная боевая система целиком вытекает из системы прокачки – в начале игры с низкими показателями оружие слабое, долго остывает и вообще порядком напрягает. Но стоит прокачать любой вид оружия как следует, и ощущения от него заметно меняются. Подобной системы прогресса абсолютно не чувствуется в ME2, а в ME3 в большей степени зависит от самого оружия, а не от твоих навыков.

Выпиливание полноценной прокачки превратило вторую часть во что-то среднее между action-RPG и шутером, но оба аспекта в ней развиты слабо, чем она меня и отталкивает. Даже ME 3,хоть и делает большой уклон в шутер, вернула какую-никакую прокачку, и там она действительно помогает настроить свой стиль игры.

Переходим через масс-ретранслятор...

Почему для меня первая часть Mass Effect – лучшая в трилогии

2. Сюжет

Он есть, и это самое главное. Не блещущий изысками, в некоторой степени избитый, но все же полноценный сюжет. Можно сколько угодно хвалить Mass Effect 2, но именно сюжет в нем – самое слабое место. Да, там есть квесты сопартийцев, но они, за некоторым исключением, помогают лишь раскрытию персонажей, а не рассказывают глобальную историю. Я даже дал ей от себя подзаголовок «10 друзей Шепарда» (10, потому что проходил без дополнений). Конечно, в подобном можно обвинить почти любую похожую игру (тот же любимый многими Ведьмак 3), но на контрасте с первой частью это смотрится слабо. Там тоже присутствовали похожие миссии, но они не ставились во главу угла.

А что же третья часть? Там сюжет, мягко говоря, неоднозначен. С одной стороны – отличные эпизоды на Тучанке и Раннохе и достойное завершение многих других сюжетных линий, а с другой – Горн, Кай Лен, Призрак, косплеящий Сарена, и, конечно же, мальчик и концовки. Именно на них выпал основной хейт игры. Лично я проходил уже с дополнением Extended Cut, и сами по себе они не так уж ужасны, но то, как игра к ним подводит – выполнено плохо.

Садимся в «Мако»…

Почему для меня первая часть Mass Effect – лучшая в трилогии

3. Исследование мира

Это вообще одна из самых сильных сторон Mass Effect. Разработчики создали огромное количество разнообразных (ну, может, не совсем) планет, на которые имеет смысл высаживаться хотя бы для того, чтобы насладиться космическими — в прямом и переносном смысле — видами.

Почему для меня первая часть Mass Effect – лучшая в трилогии

Там ты можешь найти разные ресурсы, если испытываешь в них недостаток, или же наткнуться на какой-нибудь интересный квест.

Что еще более важно, это самое исследование абсолютно необязательно. Ты можешь не заморачиваться и проходить только сюжетные миссии. В следующих частях исследование превращается в банальный гринд – симулятор Minecraft’a ради сохранения жизни спутников (Mass Effect 2), или постоянное беганье от Жнецов для заполнения шкалы боеготовности (Mass Effect 3).

Возвращаемся на «Нормандию»…

Почему для меня первая часть Mass Effect – лучшая в трилогии

4. Музыка

Я пишу эту статью под OST из всех трех частей и могу сказать однозначно – Mass Effect в этом аспекте лучшая. Почти каждый трек привязан к какой-либо локации, и при его прослушивании в голове сами собой возникают образы уровней и квестов. Музыка, скажем, в Цитадели, будет разительно отличаться от Новерии или Вермайра. А вот эти треки отлично бы вписались даже во вселенную Вархаммера – настолько они по-хорошему пафосные.

Spectre Induction
From the Wreckage

Конечно, и в других частях есть достойная музыка – та же Suicide Mission в ME 2 или финальная тема от Клинта Мэнселла в ME 3. Но это больше исключения, в основном же треки оттуда либо совсем не запоминаются, либо используют референсы первой части.

Ну и, конечно, божественная M4 Part II, как же без нее.

Небольшое заключение

Разумеется, Mass Effect, как первый блин создания шутера для Bioware, содержит в себе и порядочно недостатков. На ум сразу приходит однообразный дизайн уровней, слабое раскрытие спутников (по сравнению с другими частями), и если покопаться, то можно вспомнить еще многое другое. Но для меня все они нивелируются вышеупомянутыми достоинствами.

Я уважаю всех, кто считает лучшими другие части. Но на всякий случай все равно включу кинетический щит, чтобы принять на него выстрелы комментариев)

8989
79 комментариев

Тоже не совсем понимаю восторги второй частью, где почти всё внимание уделено напарникам, к большей части которых у меня вообще не было эмпатии, ибо карикатура на карикатуре. Боёвку поправили, да, но эпичность из-за упора на корешей как-то и улетучилась, с чем стали дела лучше в третьей, хотя, опять же, по воспоминаниям от неё впечатления максимальной коридорности локаций мирных станций. Ну и музыку до сих пор переслушиваю из первой только в путь. Из следующих только Das Malefitz с титров МЕ3, который по сути и не score, но кайфовый такой, меланхоличный, на размышления от всего пройденного материала за годы, а как трилогия – сериал прекрасный. Это как с нолановскими Бэтменами, где все косяки последней части нивелируют достоинства 1-2, и в общем картина получается приятная)

16
Ответить

Вторая часть — ламповый филлер. Однозначно переоценена, хотя игра безусловно при этом отличная.

7
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Там сайды хорошо проработы за напарников, поэтому и нравится всем.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Да, первая часть единственно годная, дальше началась деградация формата и сюжетные недоразумения.

12
Ответить