«И не смерть страшна, а знание ее»

Леонид Андреев яркий и важный представитель Серебряного века, чья проза уникальна и противоречива. Особенно запоминающимся является его «Рассказ о семи повешенных», произведение, опередившее свое время на десятилетия.

«И не смерть страшна, а знание ее»

Главная тема произведения – столкновение жизни и смерти, взаимодополняющих друг друга явлений. Герои повести основаны на реальных членах «Летучего боевого отряда» социалистов-революционеров. В реальной жизни, как и в произведении, они готовят покушение на министра, но их сдает провокатор. Все семь участников были арестованы и казнены в поселке Лисий нос на берегу Финского залива в ночь с 17 на 18 февраля 1908 года.

Эта история вдохновила Андреева. Острая экзистенциальная проблематика волновала писателя: возможно ли осознавать свой неминуемый конец? Что происходит с человеческим рассудком в момент смерти? Каково это – умирать?

«И не смерть страшна, а знание ее»

Каждая глава повести посвящена отдельным переживаниям одного из приговоренных к смертной казни. Образы и характеры сильно отличаются друг от друга, а мысли перед неизбежным разнятся. Конец повести подчеркивает контраст между жизнью и смертью.

Для Леонида Андреева было важно сосредоточить текст именно на мыслях и внутренней рефлексии. Экзистенциальный вопрос, поднимаемый в произведении, на то время был конечно не нов, но так искусно тема в русской литература была поднята впервые.

«И не смерть страшна, а знание ее»

В рассказе не столь важен процесс преступления, суда и приговора, сколько экзистенциальный ужас и ожидание конца, переосмысление жизни людьми, которые знают точную дату и время своей казни. Их внутренние монологи шокируют и впечатляют одновременно.

Когда он проснулся в камере с ясным сознанием, что с жизнью все покончено, что впереди только несколько часов ожидания в пустоте и смерть, – стало как-то странно. Точно его оголили всего, как-то необыкновенно оголили – не только одежду с него сняли, но отодрали от него солнце, воздух, шум и свет, поступки и речи. Смерти еще нет, но нет уже и жизни, а есть что-то новое, поразительно непонятное, и не то совсем лишенное смысла, не то имеющее смысл, но такой глубокий, таинственный и нечеловеческий, что открыть его невозможно.
Рассказ о семи повешенных

Неважно, к какому сословию или социальному статусу принадлежали герои, финал их был одинаков. Способны ли мы взглянуть на смерть, когда она так близко?

1313
4 комментария

«И не смерть страшна, а знание ее»а вот Эпикур, Диоген, Сократ и Марк Твен учили другому, грубо говоря не переживать и не боятся смерти )

Бояться смерти есть не что иное, как думать, что знаешь то, чего не знаешь. Ведь никто же не знает ни того, что такое смерть, ни того, не есть ли она для человека величайшее из благ, а все боятся ее, как будто знают наверное, что она есть величайшее из зол. Но не самое ли это позорное невежество — думать, что знаешь то, чего не знаешь?- Сократ

Я не боюсь исчезнуть. Прежде, чем я родился, меня не было миллиарды и миллиарды лет, и я нисколько от этого не страдал.- Марк Твен

Поэтому глуп, кто говорит, что боится смерти не потому, что она причинит страдания, когда придёт, а потому, что она причинит страдания тем, что придёт; что присутствием своим не беспокоит, о том вовсе напрасно горевать заранее. Стало быть, самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мёртвых, так как для одних она сама не существует, а другие для неё сами не существуют.- Эпикур

3
Ответить

Андреев крутой. Но слишком уж мрачный, чтобы стать узнаваемым на уровне с другими мастодонтами серебряного века (Блок, Есенин и проч.). Если слишком активно пичкать школьников его литературой, то можно породить на свет целое поколение дединсайдов

1
Ответить

ну Достоевским вроде пичкают, и ничего)

Ответить