Что, если не Смута? Игры в славянском и русском сеттинге, которые смогли(или смогут)

Крутые и не очень проекты о русах без ящеров и не только.

Что, если не Смута? Игры в славянском и русском сеттинге, которые смогли(или смогут)

На волне обсуждений «Смуты» и «Русов против Ящеров» я изучил другие проекты в похожем сеттинге.

О самых интересных сегодня и поговорим. Начнём с тех, которые уже доступны, и закончим тремя амбициозными, но не особо освещёнными проектами.

«Подземелья Кремля» и «Смута: Ожившие мертвецы»

«Подземелья Кремля» считается родоначальником шутеров от первого лица в России. Игра состоит из трёх эпизодов: «Хоромы нечисти», «Подземная река» и «Подвалы Кремля». Сюжет в игре до ужаса простой. Проще назвать это целью, которая ставится перед игроком в начале и служит мотивацией на протяжении всей игры.

Скриншот из игры «Подземелья Кремля»
Скриншот из игры «Подземелья Кремля»

Археологи по непонятным причинам начали вести раскопки под Кремлём. Они обнаружили там нечисть, от которой нужно избавиться главному герою. Остальные смельчаки, конечно же, оттуда ещё не возвращались, поэтому надежда на вас. Если нравятся «бумер-шутеры» и надоело перепроходить оригинальный Doom, то это игра вам подойдёт.

Учуяв запах денег в нише шутеров, многие разработчики сразу взялись за разработку своих, причём не далеко уходящих от родоначальника жанра. Студия Geleos, подсуетившись, садится за продолжение «Подземелий Кремля» под названием «Смута: Ожившие мертвецы». Улучшенный движок, графика и большее разнообразие механик — всё это ждёт в сиквеле.

Сюжетно игра больше похожа на Doom. Во время ВОВ на месте темницы времён Ивана Грозного создана лаборатория «Кремль», которая производит супероружие.

Наступает 1942 год. После бомбёжки с немецкой стороны на месте лаборатории остались только обломки. Однако оборудование осталось целым, из-за чего духи заключённых начали оживать. Дальше начинается резня. У игры есть особенности, которых не было в первой части. Уменьшили максимальное количество переносимых патронов, настройку сложности решили убрать и оставили только простой, уровни стали более линейны. В игре 10 уровней, что в три раза больше, чем у первой части. «Смута: Ожившие мертвецы» вышла только на английском и распространялась без дисковой версии.

Если вы хотите большего разнообразия и вам надоело перепроходить «Подземелья Кремля», то советую обратить внимание на «Смуту»(не ту которую вы подумали :)

Yaga

Action-RPG с элементами «рогалика» от румынской студии Breadcrumbs Interactive в сеттинге русских народных сказок и преданий. Да что уж говорить, когда главного героя зовут Иван, который по сюжету не самый удачливый персонаж.

Я считаю, что у разработчиков получилось многое. Они сделали хороший сюжет, крутой дизайн, офигенный лор и саундтрек, но с геймплеем не всё так гладко.

Студия Breadcrumbs Interactive раньше специализировалась только на мобильном контенте, что, возможно, и сыграло с ней злую шутку. В игре нужно много драться, но боевая система скудна: есть всего два вида атак, перекат и сильный удар. Но при этом есть некоторые интересные сайд-квесты, на которые можно отвлекаться во время основных миссий.

В сюжете можно встретить и нелинейность. Например, нужно решить конфликт между священником, который хочет прогнать незваного гостя с болота, и водяным утверждающий, что ни в чём не виноват. Проблема ещё в том, что пройдя половину игры, «Yaga» наскучивает. Локации увеличиваются в размерах, врагов становится больше, а толку от этого нет. Противников много, но не ждите от них разнообразные тактики ведения боя.

Игре не помешал бы сиквел с работой над ошибками, и тогда проект заиграет новыми красками. К сожалению, разработчиков не видно в медиапространстве, а о выпуске второй части не сказано ни слова. Если увидите большую скидку на первую, то попробовать можно, но осторожно.

Геймлейный трейлер игры Yaga

The Tales of Bayum

The Tales of Bayum — визуальная новелла с ролевыми элементами в сеттинге восточноевропейского и славянского темного фэнтези. В первую очередь это нарративное приключение, поэтому и упор делается на сюжет.

История разделена на два эпизода: «Невеста Полоза» и «Белый мор». Первый рассказывает о мальчике Ждан. Игрок может идти напролом, агрессивно отвечать в диалогах и создать себе образ жестокого человека.

Со слов разработчиков в игре есть несколько или, за счёт которых строиться реиграбельность и вариативность. Вы можете попытаться получить нужные вам сведения хитростью. Или быть добрым и помочь как можно большему количеству персов. Или довериться собственному сердцу, быть самим собой и так далее. Второй эпизод повествует о приключениях богатыря Лютобора.

Тёмное фэнтези здесь ощущается на ура: местный мир суров ко всем, в том числе и к местным жителям. А боги и полубоги решают судьбу простых смертных. Кот Баюн заслуживает отдельного внимания. Этот магический зверь вылазит в нужный момент, чтобы рассказать историю или пошутить.

Все персонажи колоритные. Ждан — хитрый и смелый мужчина, который готов принимать серьёзные решения. Хозяйка Медной горы — властная и самостоятельная женщина, держащая в страхе многих крестьян. Кот Баюн, как рассказчик юморист во всей истории. Музыка тоже на высоте и не портит атмосферу здешнего мира, а наоборот, дополняет. Советую поддержать разработчиков рублём, если ещё не делали этого. Стоит игра дёшево, проходится быстро, но это скорее плюс, чем минус.

Трейлер игры The Tales of Bayum

Catmaze

Как гласит описание в Steam, это сказочная метроидвания, вдохновлённая славянскими мифами. А ещё в игре есть котики, и они там играют не менее важную роль. А точнее связывают мир с Явью, за что им было дано девять жизней. Молодая волшебница Алеста отправится на поиски исцеления для мамы, но ей предстоит сразиться с местными существами и боссами.

Геймплей не создаёт каких-то иноваций и является классикой жанра. Боевая система здесь не сложная. Она построена на ближнем и дальнем бое. Есть несколько видов атак. В ближнем бою, это летучая мышь и более сильная ворона. В дальнем — мышь с фаерболами и кот, но они тратят ману.

В игре встречаются различные персонажи русского фольклора. Например, лешие, кикиморы, русалки, анчутки и снова кот Баюн, но уже не как рассказчик.

Catmaze разрабатывал один русский человек — Слава Грис. На проекте он занимался всем, кроме музыки, и это поражает. У него есть и другие игры, да и книги в таком темпе жизни он когда-то успевает писать. Я бы назвал это Hollow Knight из мира русских сказок. Порог входа у игры низкий, новичкам должно вкатить, а вот заядлым любителям метроидваний не уверен.

Трейлер игры Catmaze

Konung

Фентезийная серия игр в жанре RPG. В игре четыре класса бойцов. Это вождь, воин, охотник и купец. Для каждого из них в приоритете стоит одна из четырёх основных характеристик: харизма, сила, ловкость и выносливость соответственно. При этом от магических классов и атрибута маны решили вовсе отказаться.

Главная цель в игре — это найти недостающие части «Амулета Дракона» и объединить их, чтобы затем получить доступ к браслету «Владыка». Что ещё интересно, часть под названием «Легенды Лесной Страны» можно пройти как одним персонажем, так и дружиной до 9 человек. Её размер зависит от уровня харизмы.

Вот только оценки у игр на Metacritic не самые хорошие. Игроки не ставили выше 65 баллов, а критики не поднимались выше пятидесяти. Как написало одно издание о первой части: «Возьмите блендер, бросьте туда копию Diablo II и Baldur’s Gate II, заправьте водкой, и что вы получите?». И правда, серия «Князь» задумывалась, как наш ответ диабло, но что-то пошло не так и получилось что-то больше похожее на пародию. Игра тащит, наверное, только славянским сеттингом, который хорошо передали. Геймплей быстро наскучивает, камера расположена неудобно, сюжет примитивен. Больше об игре как будто и нечего сказать.

Трейлер игры Konung 3: Ties of the Dynasty 

Серия «Волкодав»

Action-RPG по мотивам серии романов Марии Семеновой. Игры франшизы рассказывают о путешествиях Волкодава, последнего представителя рода Серых Псов — это мирное племя, которое было уничтожено в детстве главного героя Белыми Волками. Мотивация у Волкодава одна, и это отомстить врагам за истребление своего клана.

В части «Месть Серого Пса» есть три вида боёвки. Это дальний бой, рукопашный и ближний. Каждый из них развивается по мере использования. Боёвка здесь тоже однообразная и быстро приедается. Нажимать одну и ту же кнопку для атаки и смотреть на 3 анимации с разных сторон то ещё зрелище.

Недостатков у игры немало, особенно сюжетных. Многие дыры взяты из фильма, но разработчики не отставали и добавили свои, в том числе. Например, смешная несостыковка. На бедного пасечника нападает медведь, и он просит о помощи. Если мы побеждаем и проходим дальше, то видим пятерых разбойников, которые обсуждают гениальный план по дрессировке косолапого. То есть они не смогли впятером справиться с одним дедушкой и ради расправы с ним начали тренировать медведя.

О других частях серии сказать нечего. «Последний из рода Серых Псов» — это пародия на Diablo, а «Путь воина» — плохой слэшер.

Скриншот из игры «Волкодав: Месть Серого Пса»
Скриншот из игры «Волкодав: Месть Серого Пса»

Slavania

Slavania — это метроидвания в сеттинге славянских сказок про простого сельского парня Алёшу, который спасает мир от нечисти треклятой. Славания — это волшебная страна, необозначенная на картах, попасть в которую ещё надо постараться. Наш герой оказывается в гуще событий, и теперь ему нужно спасать весь мир. Леса стали непроходимыми чащами, наполненные монстрами, а поселения отрезаны друг от друга.

В Славании нам встретятся чудища из славянских народных сказок и мифов. Вот только в мире игры всё гораздо жёстче, чем рассказывали в детстве. В этой игре всё, что движется и не движется, будет пытаться вас убить.

В демке игры цепляет буквально всё. Необычный визуальный стиль, который выглядит, как ожившие иллюстрации к русским сказкам. Боёвка за счёт копья, которое также помогает в решении головоломок и акробатике. Единственное, что стамина кажется лишней в игре и иногда ломает кайф от прохождения, но, в целом мне понравилось.
Советую посмотреть интервью с разработчиком игры в 9 серии документального сериала «История российских компьютерный игр». Там рассказано подробнее об игре и о том, как она создаётся.
Релиз Slavania состоялся 14 марта в Steam, с чем я поздравляю команду игры. Ссылка на игру, если хотите поддержать:

Трейлер игры Slavania

Vranygrai

Vranygrai — это первая игра чешской инди-студии Dire Badger в жанре Action-RPG, вдохновлённая славянскими мифами и легендами. Главный герой — это в прошлом языческий жнец, который винит себя в смерти сестры и отправляется на поиски искупления. События игры развернутся в первом крупном государстве славян Центральной Европы — Великой Моравии. Об игре мало, что известно, ведь проект на ранней стадии разработки, поэтому будем опираться на трейлеры и слова сотрудников студии.

Вот как сами разработчики описывают ключевого персонажа:

«Он чувствует, что потерпел неудачу не только как священник, но как брат и защитник. Это история сломленного человека, которому нужно бороться со своими внутренними демонами, а также с несколькими мифологическими существами и остатками некогда великого Аварского каганата»
— Разработчики Vranygrai
Первый и последний трейлер игры Vranygrai

Кроме единственного трейлера с анонсом в 2022 году, от разработчиков больше ничего не было — только посты в соцсетях. Из них можно узнать, что проект жив, претерпел большие изменения, и команда находится в поисках издателя. Дата релиза неизвестна даже приблизительно.

Скриншот из новой версии игры Vranygrai
Скриншот из новой версии игры Vranygrai

Zealot

Zealot — это изометрический экшен о священнике православной церкви, которому предстоит сражаться с язычниками и монстрами славянского фольклора. Главный герой — единственный выживший носитель православия, а его задача — вернуть былое величие своей веры. Из особенностей выделяют крафтинг оружия (кузнечество), сражение с помощью реликвий и усиление характеристик через молитвы. Мне игра напомнила Enter the Gungeon, которая выпущена Devovlver Digital. Приятный глазу пиксель-арт, отдающий каким-то мраком. Врагов в трейлере показано четыре и не сказать, что они какие-то уникальные.

Визуально игра выглядит неплохо, задумка хорошая, а как это играется — узнаем ближе к релизу, дата которого пока не известна. Последний пост на странице игры в X/Twitter был в апреле 2023 года, а после этого от студии не было ни звука, поэтому будущее проекта туманно.

Трейлер игры Zealot 

«Чернь»

«Чернь» — action-RPG с видом от третьего лица в сеттинге тёмного фэнтези, разработкой которой занимается отечественная студия GAMEGA. В народе проект называют славянским соулс-лайком.

Игрок берёт на себя роль молодого воина, который теряет память и друзей. Он отправится на их поиски, попутно разгадывая тайну старого проклятия, осквернившего его левую руку. На пути ему встретятся лесные чудища, которые представлены в виде врагов и боссов. Например, в трейлере нам показали каменного краба, четырёхглазого пня и огромную жабу.

На выбор есть несколько типов оружия, которые впоследствии можно купить у торговца. Это несколько видов дубинок, мечи, топоры и, как я понял, даже магия. Визуальный стиль у игры вдохновлён картинами русского художника Ивана Билибина за счёт чего и выглядит необычно.

Соцсети команда ведёт не так активно, но, по крайней мере, показывают, что разработка идёт полным ходом. Остаётся надеяться, что проект найдёт инвестора и выйдет в релиз.

P.S. Команда прямо сейчас ищет SMM-менеджера на энтузиазме. Можете откликнуться и помочь ребят в их нелегком деле: https://cherngame.com/vacancies/16

Трейлер игры «Чернь»

Вот такой получилось подборка. Верим в анонсированные проекты и дальнейшую популяризацию славянского сеттинга. Он этого заслуживает.

И да, если вы хотите сделать полноценную игру с интересными механиками, а не смутный симулятор ходьбы, то заглядывайте ко мне на канал «Не рисуем и не кодим — Геймдизайн». Там я выкладываю полезную информацию по гейм-дизайну, сценарному делу и геймдеву в целом.

Делитесь играми, которые не упомянуты в лонгриде в комментариях!

1717
43 комментария

ГДЕ ЗЛАТОГОРЬЕ НАХУЙ?! ГДЕ ЕДИНСТВЕННЫЙ И НЕПОВТОРИМЫЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ АРКАНУМ?!

17
Ответить

Комментарий недоступен

15
Ответить

Конунг вроде и есть златогорье

1
Ответить

Приятно, что в комментах хотя бы чёрную книгу называют.

Вроде не старая игра, мультиплатформа. Даже обидно немного, что в основной статье нет

1
Ответить

Сварог (1999)Я РОБЕЮ

Ответить

Игры в славянском и русском сеттинге, которые смоглиДовольно странно добавлять в этот список игры, которые еще не вышли

9
Ответить

Кликбейт

2
Ответить