Чикагская семёрка. Как снять лучший диалоговый экшен года и возродить один жанр?

За неделю до выборов президента США на Нетфликсе вышел новый проект Аарона Соркина – драма «Суд над чикагской семёркой». Что из себя представляет второй режиссерский проект Соркина? Давайте разбираться

Чикагская семёрка. Как снять лучший диалоговый экшен года и возродить один жанр?

Жанр судебной драмы в последние годы, мягко говоря, не пользуется популярностью в киноиндустрии, а известные режиссёры так и вовсе уже давно держатся от него в стороне. И дело тут не в том, что все лучшее уже отснято, а судебные кейсы для сценариев закончились, все банальнее и проще – судебные фильмы не окупаются в прокате, так как далеко не каждый пойдет на такое в кино.

Аарон Соркин к «Семёрке» шёл уже очень давно – изначально проект был задуман ещё в 2007 году вместе со Стивеном Спилбергом. Но отказы студий, смены режиссёров и другие неприятности отодвинули запуск аж на 13 лет.

Тем не менее, лучшего времени чем 2020 для его релиза представить сложно. Соркину-режиссёру был нужен второй собственный фильм, который утвердил бы его в статусе полноценного режиссёра, а не просто лучшего сценариста-драматурга последнего десятилетия. И более подходящего жанра, чем судебная драма и представить себе нельзя.

это Соркин улыбается при мысле о том, что наконец может снять судебную драму
это Соркин улыбается при мысле о том, что наконец может снять судебную драму

Две основные претензии, которые предъявляли «Игре Молли», режиссёрскому дебюту Соркина, это театральность происходящего и излишне идеализированный образ главной героини. Судебная драма как жанр идеально нивелирует первый пункт, ведь она, по определению, всегда театральна и чаще всего требует длительного хронометража.

Казалось бы, при чём тут Тарантино?

Первое, что стоит сделать перед просмотром это ознакомиться с реальной историей – судебным процессом, который проходил в Америке после выступлений в 1968 году. В то время США увеличило количество призывников, которых отправляли во Вьетнам до исторического значения. И тысячи американцев выразили своё несогласие, вступив в стычки с полицией осенью 68го.

Здесь напрашивается параллели с «Однажды в Голливуде» – если не знать историю и не быть погруженным в американский контекст, то значительная часть происходящего просто пройдет мимо вас. Если про начало войны во Вьетнаме знают примерно все, то про партию Чёрных Пантер уже немногие. А эти исторические подробности значительно добавляют к целостности картинки.

Но процесс 68-го по сути отражает и многие громкие дела современности. Посудите сами: а) тут есть обычные люди, которых судят за участие в выступлениях б) присутствует широкое внимание сми и общественности к делу в) налицо явная заинтересованность в приговоре со стороны государства. Такие темы фильма очень вливаются в остросоциальную повесточку, о которой мы читаем в СМИ последние годы.

Почему их осталось 7 поймут те, кто прочитал историю
Почему их осталось 7 поймут те, кто прочитал историю

Суд как экшен

Главное с чем справляется фильм это динамика повествования. Она выдержана на высочайшем уровне. Всем тем, кто засыпал на скучных судебных драмах Соркин отвечает бодрым миксом из флэшбэков и форвардбэков.

- А, заскучали? Вот вам вставка документальных кадров из 68го с нагнетающей музыкой.

- А, все еще скучно? Перенесём-ка действия из зала суда в реальный мир, расширим все границы.

И всё это смотрится очень круто.

Хотя, безусловно, главная основа динамизма остается чисто драматургической — она в диалогах. Как и всегда, это лучший диалоговый экшен года, которому сценарно уступает сам Тарантино (жду тучи гневных комментов). Традиционно Соркин всегда сталкивал противников именно в безупречно написанных диалоговых сценах ( достаточно вспомнить открывающую сцену «Социальной сети» или «Игру Молли»). Автор драмы сталкивает противоположности в конфликте так, чтобы мы видели, какие силы в нём участвуют, и определили для себя природу каждой из них.

На этом строится главный талант Соркина, но в то же время это мешает ему как режиссёру, ведь недостаточно просто рассказать диалогами, нужно еще и усилить всё визуально, а тут и возникали трудности, которые в «Семерке» были решены.

На самом деле я драматург, который добавляет немного визуального ряда в истории, чтобы вы не понимали, что на самом деле смотрите пьесы – делится сам Соркин в интервью.

И если в «Игре Молли» театральность происходящего скорее могла рассматриваться как минус, то теперь жанр судебной драмы только усиливает внимание к диалогам, ведь полемика лежит в основе любого судебного процесса, а значит и фильма. И тут я, как зритель, был в безудержном экстазе.

Раньше было дико … или круто?

Такие мысли посещали, когда я видел, как один из героев, учил детей в классе делать коктейль Молотова. Ну ладно, допустим, 60-ые, чего там только не было. Идём дальше, дед-судья просит стенографиста задокументировать, что «хоть моя фамилия и Хоффман, я не отец подсудимого». Ладно, судью потом признали совсем некомпетентным на специально созванной коллегии.

Ещё дальше, одного из подсудимых приставы выводят из зала суда, избивают, привязывают к креслу, засовывают кляп и возвращают обратно в зал. На этом моменте реально не врубаешься, что там вообще происходило? Но в тоже время про себя думаешь: «уу, Соркин, хитряга, выбрал идеально скандальный процесс, чтобы вызвать именно такие эмоции».

Огромный плюс фильма и в юморе. Саша Барон Коэн тут не случайно, он отыгрывает свою самую драматическую роль и все равно умудряется выступать со стэнд-апами.

Теперь понимаешь, почему Коэн был первым в касте с 2007го
Теперь понимаешь, почему Коэн был первым в касте с 2007го

И, таким образом, сочетая всё это, фильм умудряется передать всю серьёзность, важность и комичность событий тех лет. А уметь передавать сложные события динамично и интересно — одно из качеств крутого мастера.

Надеюсь, что судебная драма как жанр после этого фильма продолжит жить и дальше. А то как-то несерьезно без них, согласитесь.

7474
13 комментариев

Надеюсь, что судебная драма как жанр после этого фильма продолжит жить и дальше. А то как-то несерьезно без них, согласитесь.

Несерьёзно то, что народ в принципе такое кино смотрит нынче слабо. То что фильм ушёл в Нетфликс не удивляет. Также я смотрел хороший фильм "В погоне за Бони и Клайдом", который тоже у Нетфликс, в массовое кино даже с актерами не выходит, известная история, но достаточно локальная.
Немного не судебная драма, но мне зашёл "Дело Ричарда Джуэлла". Тоже история пиздецовая со следствием, международный масштаб, олимпийские игры как никак. Плюсом Клинт Иствуд, дорога прописана в прокат лентой в кино.

7

+ "Дело Джуэлла" великолепно, не упомянул лишь потому, что по фактам это не судебная драма, хоть по духу она самая
а за "Бонни и клайда" спасибо)

А Хоффман, оказывается, ещё в Форресте Гампе был

5

Поспорил бы про самую драматическую роль Саши Барона Коэна
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BF%D0%B8%D0%BE%D0%BD_(%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB)
Но сыграл все равно на ура

3

Это была хорошо сыгранная, драматическая роль, но на сцене в суде, с пояснениями про имя подсудимого, лично я выпал больше, чем в любой из сцен в новом Борате.

Коэн шикарен

Комментарий недоступен

2

не знаю.а что диалоговый фильм был потерян?фрост против никсона(правда давнишний один хер его никто не смотрел,как и джуэла)разговорные триллеры никогда не были в кассе,кроме гришема.очень мало людей,которые их смотрят

1