Феномен игровых фестивалей — как они развивались в России

Индустрию компьютерных игр все же признали весомой в современном мире. Все реже на тех, кто создает игры, смотрят как на бездельников, а на тех, кто играет, как на малых детей.

Феномен игровых фестивалей — как они развивались в России

Безусловно, для людей, объединенных идеей, нужны места, где они смогут общаться, и мероприятия, где они смогут обмениваться идеями и опытом.

В начале нулевых в России почти не было мероприятий, посвященных геймдеву. Но за 15 с лишним лет эта сфера буквально рванула вперед. Давайте же попробуем вместе предаться ностальгии и вспомнить, как же все начиналось, и оценить, как выглядит сейчас.

От малого к большему

Сначала люди, объединенные общей идеей - любовью к конкретной игре или же жанру в целом - скромно собирались на форумах, потом планировали встречи, так называемые “форумки”. Это были времена уютные и ламповые: к примеру, встречи форумчан именитой GoHa.ru, которые играли в WOW, Lineage 2. Они своими силами собирали всех желающих и просто шли знакомиться. Людей было немного, главная цель - общение, обмен опытом тоже был, но эта идея не была основной, зато становилось очевидно, что игрокам нужны свои мероприятия. Разработчикам, к слову, тоже.

И тут предприимчивые люди стали отмечать заинтересованность адутории, следить за западными тенденциями и тамошними фестивалями, и то, что когда-то то было просто сходкой единомышленников, получило возможность стать культурным явлением, в которое вовлечено куда больше людей. Пожалуй, первое и главное событие в отечественном игровом мире - это "Игромир".

Откуда есть пошел "Игромир"

"Игромир", как и Comic Con Russia, вырос из КРИ - Конференции Разработчиков компьютерных Игр. Это закрытое мероприятие, которое ориентировано на специалистов игровой индустрии. Организацией КРИ с 2003 года занимается портал DTF.ru. На этом мероприятии участники читают и слушают лекции, обмениваются опытом, студии представляют свои новые проекты и ожидают оценки и критики. О первой выставке можно почитать здесь, фотографии отсюда же и позаимствованы, да простит меня автор.

Может, оргкомитет КРИ - а именно он является организатором “Игромира” - решил, что миру нужно мероприятие, куда смогут прийти и просто геймеры, может, действительно вдохновил опыт Gamescom и других фестивалей, главное, что результат этого - крупное мероприятие для разработчиков и геймеров.

Первый "Игромир" прошел в 2006 году, тогда он собрал 25 тыс. посетителей. О впечатлениях можно узнать в блоге пользователя ТаганСармат, его же фотографиями и поделюсь.

Участники отмечают, что уже тогда спрос превысил предложение - на следующее мероприятие пришло около 50 тыс. человек. Площадку же решили сменить в 2011 году, когда стало понятно, что желающих посетить "Игромир" очень много.

Можно понять, отчего сразу все не было масштабно - разработчики, как отечественные, так и зарубежные, “прощупывали” почву, оценивали, есть ли смысл им вообще приезжать.

Но людей оказалось достаточно, чтобы за 12 лет число участников увеличилось от 25 тыс. до 170 тыс., а саму выставку начали посещать именитые гости и крупнейшие издатели и разработчики. В 2014 году выставку объединили с КРИ и добавили еще мероприятие для ценителей комиксов - Comic Con Russia.

Comic Con Russia

“Куй железо, пока горячо”, - вероятно, так подумал оргкомитет КРИ и паралелльно с "Игромиром" запустил еще одно мероприятие, на этот раз направленное не на игровую индустрию, а на мир комиксов и гик-культуру в целом.

Имея огромный опыт организации мероприятий за спиной, организаторы хорошо справились с задачей - это отметили и участники, и гости.

Репортаж StopGame о Comic Con Russia

Но не КРИ единым жива индустрия. Есть пограничные мероприятия, которые включают и игровые стенды, и мероприятия, посвященные комиксам, кино, сериалам. К примеру, Epic Con, который раньше назывался Comic Con Saint-Petersburg.

Comic Con Saint-Petersburg проводится с 2015 года, новое имя - Epic Con - он получил в 2017 году, связано оно, вероятно, с расширением программы - если раньше больший упор был на косплей и комиксы, то теперь игры и фильмы заняли достойное место в общей программе. Также, возможно, дело в финансовых вопросах: Epic Con - это фрашиза, которая предоставляет дополнительные ресурсы тем, кто ее приобретает.

Отчет GoHa о первом Comic Con Saint-Petersburg

Кроме того, есть фестиваль AVA Expo, где организаторы объединили косплей, комиксы и игры. Последние, конечно, не главные, но есть стенды и зоны, посвященные разным играм. Проводится фестиваль с 2006 года.

Старкон тоже включил в свою программу игры. Пожалуй, это самый старый гик-фестиваль в России, первый Старкон прошел в 1999 году, но изначально он был очень узко специальным - его создавали для фанатов вселенной "Звездных воин". В 2011 году программу расширили - теперь сюда могли приходить фанаты научной фантастики в целом, и всего, что ее касается - фильмов, книг, комиксов и игр.

К счастью, есть еще организации, которые готовы создавать такие мероприятия, а надо отметить, риск есть всегда. Тут и имя надо сначала заработать, чтобы к тебе люди захотели идти, и привлечь интересных гостей, и программу хорошую продумать, да и с местом не прогадать - мало кто отваживается все это делать.

Но все же отваживается. Они пока имеют не такую богатую историю, и ориентированы в большей степени на разработчиков, но это тоже важно и нужно - вдруг организаторы тоже решат “расширить” свое мероприятие и сделать его доступным и для геймеров.

DevGAMM, который ранее назывался Flash GAMM, проходит с 2012 года. Будучи Flash GAMM фестиваль был посвящен мобильным и флеш-играм, в 2013 организаторы решили расширить программу, став DevGAMM, где опытом стали делиться разработчики разных направлений. Фестиваль разивается, многие лекции, которые проводятся в рамках фестиваля, доступны, что я считаю очень крутым - тем, кто не любит куда-то ходить, но хочет чему-то научиться, такой формат подходит больше всего.

В 2013 году на бумстартере удалось собрать необходимую сумму для проведения NextCastle Party - фестиваля для “независимых разработчиков компьютерных игр, любителей ретро-игр и всех, кто устал от игрового мейнстрима”. В течение четырех лет организаторы проводили фестиваль, собирали вместе представителей индустрии инди-игр, делились опытом, а в 2017 году приняли решение его перенести и провести менее масштабную встречу. На данный момент о фестивале информации нет, возможно, кто-то знает, сможем ли вновь его посетить. По крайней мере, мне бы очень хотелось узнать - у нас не так много мероприятий, где именно инди-разработчики могут встречаться и рассказывать о своей работе.

На фестивале White Nights Moscow собираются только разработчики, чтобы обсудить судьбы игрового мира и поделиться опытом. Мероприятие проводит российский разработчик и издатель Nevosoft. Мероприятие появилось не так давно - в 2017 году.

А теперь о конкретике

Игровая индустрия становится все более популярна, сообщества геймеров собираются на форумах, в соцсетях - теперь они могут ходить на мероприятия, посвященные играм. А что на счет мероприятий, которые посвящены конкретной игре или разработчику? Такие у нас тоже есть.

Пожалуй, тут первыми были Wargaming. Они начали проводить крупные фестивали, посвященные их играм, два года назад - в 2016 году. На "WG-fest" объединили выступление российских поп- и рок-исполнителей и презентацию своих игр. Такой ролик подготовили по итогам мероприятия.

Игрокам дали пообщаться с разработчиками на Q&A сессиях - в целом формат частично дублирует классические игровые фестивали за исключением выступления групп.

Пополнили ряды игровых фестивалей Mail.ru, которые организовали Warfest и Cosplay Star.

На Warfest показали турниры по шутеру Warface (откуда, собственно, и название фестиваля), провели концерты и рэп-, и рок-, и поп-исполнителей, организовали игровые зоны Playstation и Xbox с эксклюзивами, - за счет игровых зон с консолями по насыщению очень близко к классическим игровым выставкам.

Cosplay Star же объединил ценителей косплея. На самой площадке были торговые зоны и непосредственно сцена, где награждали победителей.

Не отстает и еще один крупный издатель - Фогейм. Игре, Lineage 2 которую они локализуют в России, 10 лет - эту дату решили грандиозно отметить мероприятием "Lineage 2. Средневековый фест". Пожалуй, тут удалось собрать все, что было описано выше: и лекции об игровой индустрии, и всякие развлечения для публики, и все, что связано непосредственно с игрой - получилась интересная солянка, скорее близкая к реконструкторскому фестивалю, но почему бы и нет? К сожалению, отчетного видео нет, зато есть фотографии. Все взяты из группы самого фестиваля.

Возможно, я упустил какого-то издателя или игру, но больше конкретных фестивалей по играм я не нашел. Буду рад, если поправите.

Что имеем в итоге?

А в итоге мы видим, что у нас проходят как мероприятия для разработчиков, так и для игроков. Для первых их больше, и это можно понять. На сходку разработчиков люди точно пойдут, поскольку можно не только чему-то научиться, но и себя показать, познакомиться с нужными людьми - это работает одинаково для всех сфер. С мероприятиями для игроков все сложнее - тут нужно гостей развлекать, приглашать именитых гостей, предлагать что-то уникальное, на что люди согласятся потратить деньги - а это ох как не просто. И это требует колоссальных вложений труда, денег, времени, и, главное, опыта. Может, именно поэтому как таковых крупных мероприятий для игроков у нас почти и нет, ответственность за проведение взяли сами разработчики и локализаторы, поскольку у них точно есть аудитория, которая заинтересуется и придет. Хотя кто знает, может, уже завтра мы узнаем о новом крупном фестивале видеогр - я был бы только за.

4444
70 комментариев

Был почти на всех Игромирах, начиная с первого в 2006. Общее впечатление - выставка всё меньше про игры и всё больше про сервис. Кстати, на первых Игромирах каждый издатель представлял свой магазин, Бука вообще устраивала распродажи дисков по очень вкусным ценам, Акелла устраивала премьеры - та же Коллекционка ТББ была приурочена к выставке. Потом игр стало становиться меньше, попёрли изо всех щелей консоли и народу стало - не продохнуть.
Кстати, в статье забыли упомянуть про Retro Game Show ещё.

4
Ответить

А вот это интересно. Ну, это тоже говорит о том, что игры теперь не только как искусство, но и как бизнес. Спасибо за информацию, их тоже впишу.

Ответить

Забавный факт о посещении Игромира. В 2006-10 годах во время проведения выставки было дико холодно, в очереди на вход прходилось мерзнуть, организаторы несколько раз приглашали военных с полевой кухней.
Впоследствии, хотя время проведения выставки особо не менялось, на улице становилось теплее и уже не нужно было брать с собой зимнюю одежду, обходились осенней, что сильно упрощало посещение мероприятия.

10
Ответить

Эх, вот побольше же бы таких воспоминаний. Наверняка они, конечно, где-то есть, но жаль, что не оформлены во что-то единое, было бы очень интересно почитать, как же все начиналось.

Ответить

Глобальное потепление?

Ответить

Был на Игромире 2014 с VIP билетом. Должна была быть отдельная очередь и т.п. Хер вам. Ничего это не было. Единственные плюшки - мерч. Ну ок, он был хорош, да.

Школоблогеры с 1 подписчиком проходили бесплатно как репортёры.

Везде толкучка, еду купить негде.

На второй день даже не пошёл.

4
Ответить
Комментарий удалён модератором