Возвращение домой: за что мы любим мультсериал про Человека-паука из девяностых

Атмосферная история из детства, определившая образ героя для многих из нас.

Возвращение домой: за что мы любим мультсериал про Человека-паука из девяностых

Трудно спорить с тем, что в России Человек-паук — самый известный супергерой Marvel. Сегодня, благодаря Тому Холланду, у Паука много фанатов, причём даже таких, которые фильмы с Тоби Магуайром воспринимают как древность. Про супергероя сегодня есть целая куча игр и мультфильмов, в интернете с интересом обсуждают пропажу лужи из грядущего эксклюзива для PS4, а в России комиксы про Паука печатают аж четыре разных издательства.

Возвращение домой: за что мы любим мультсериал про Человека-паука из девяностых

У гиков постарше же зачастую был лишь один способ познакомиться с Пауком — мультсериал Spider-Man: The Animated Series, который шёл сначала по НТВ, а уже потом и по Рен-ТВ, вместе с мультсериалом про Людей Икс. Многие дети того времени даже коллекционировали пиратские видеокассеты с ним, лишь чтобы снова погрузиться в этот невероятный мир, прибежав после школы или детского сада.

Это было в том числе и до появления официальных переводов от издательства «Комикс» (с момента первой трансляции в России до публикации первых «паучьих» комиксов на русском прошло пять лет), как и до фильма с Тоби Магуайром. Поэтому именно сериал 1994 года — особый объект ностальгии. И он отлично смотрится и сегодня.

Ваш дружелюбный сосед

Первое, чем запоминался мультсериал про Человека-паука — внешний вид. В нём были уместные 3D-вставки, плавная анимация, красивейшие бэкграунды и отличный экшен. Но отчётливо это всё видно только теперь. В детстве же истории про Паука удивляли совсем другим.

Питер Паркер здесь не школьник, познающий азы супергеройства. Он уже состоялся как супергерой и действует профессионально. И, соответственно, сериал стартовал не со скучного ориджина или лёгких начальных эпизодов, а сразу с леденящей кровь истории Night of the Lizard.

Ящер в этой серии нападает на двоих рабочих в канализации и, сверкая красными глазами, утаскивает одного из них. Трусливый напарник убегает, а потом ему повсюду мерещатся глаза чудовища. Он чуть не устраивает аварию, но Паук останавливает его, слышит что-то про мерещащиеся страшные глаза и говорит: «Окей, пусть только фараоны не подумают на меня» и отправляется за монстром. Герой будто говорил нам: не стоит бояться.

Возвращение домой: за что мы любим мультсериал про Человека-паука из девяностых

Паук постоянно шутил: называл Ящера «отличным кожаным чемоданом», намекая на неокрепшие рефлексы чешуйчатого мутанта, комментировал арену сражения («Почему я не стал супергероем из космоса? Тоже мне, поле битвы — сточная яма!»). Это действовало успокаивающе, а некоторые шутки Спайди диссонировали с происходящим. «Общение» Питера со зрителем создавало ощущение вовлечённости и даже дружбы с вымышленным героем. Однако сериал был мрачным. Пауку часто было совсем не до шуток.

Конкретно «Ночь Ящера» была написана в традициях хоррора и даже затрагивала тему фашизма (Ящер возомнил себя первым из новой лучшей расы и стремился всех превратить в подобных себе). Но одними лишь хоррор-эпизодами сериал не ограничивался.

Возвращение домой: за что мы любим мультсериал про Человека-паука из девяностых

Паук сражался со всеми возможными противниками: Зелёным Гоблином, Кингпином, Веномом, Доктором Осьминогом, Мистерио, Хамелеоном, Крэйвеном, Гидроменом и даже вампиром Морбиусом.

Конечно, это были далеко не все враги супергероя, но 65 серий и пять сезонов помогли хорошо раскрыть их характеры, чего до сих пор не удается многим киноэкранизациям Marvel. Вряд ли кто-то будет спорить, что по-настоящему интересные злодеи появились в киновселенной не так давно (вспомним Таноса и Киллмонгера).

В сериале каждый противник заставлял Питера переучиваться: только он одолел Ящера, ему тут же приходилось бороться с напастями из космоса, гигантскими механическими пауками или развивать в себе стратега, противостоя целым командам злодеев, которые были способны на всё.

Для продвижения сериала в НТВ даже прибегнули к коллекционным стикерам от Panini. Подобные были и по Mortal Kombat, и по «Тому и Джерри».

На примере не только героя, но и его врагов создатели воспитывали зрителя. Временами довольно жёстко. Будто игнорируя простые пути, сценаристы часто делали подруг Питера жертвами нечестных и жестоких мужчин, создавая любовные треугольники. Часто с печальным финалом.

Несчастьям в любви и мстящим мужчинам в сериале уделено удивительно много времени — вспомните о размолвке Питера и Эмджей, во время которой девушке отчаянно пытался понравиться Гидромен. Отпетым негодяем он вовсе не выглядел, ведь сценаристу удалось раскрыть его мотивацию, его желание стать кем-то и понравиться женщине.

Из проходного персонажа в The Animated Series сделали драматического героя. Сопереживать злодею — казалось, что для сериала с Fox Kids такое немыслимо. Паук, конечно, победил его, но на этом сюрпризы от Гидромена не закончились. Позже, через пару сезонов, его арка сделала финальный виток и оборвала главную романтическую линию, оставив Паука рыдающим и стоящим на коленях. Это было жутко.

Возвращение домой: за что мы любим мультсериал про Человека-паука из девяностых

Пару раз сериал даже делал злодеем самого Питера. Это касается не только очевидной арки Венома (который, к слову, отказался от этого имени, заставлял называть себя Чёрная смерть и довольно жутко хохотал), но и неожиданных мутаций самого супергероя. В какой-то момент Паук стал для своих родных прямой угрозой, а защищать их было некому. Непростая тема для детского сериала.

Как и мутировавший Паркер, многие злодеи здесь — невольные жертвы, которые страдают. У них тоже есть чувства, есть семьи. Сериал словно говорит детям, что мир устроен сложно, здесь нет места полярным «добру» и «злу».

Паучьи кошмары

Арка каждого злодея старалась перевернуть концепцию сериала. Если эпизоды с Кингпином (или Амбалом, как его тут называли) напоминали больше триллер, то линии с Веномом или Ящером похожи на фильмы ужасов с изрядной долей психологизма. Проблематика сериала, благодаря совмещению жанров, была очень богатой.

В одной из серий воплощается главный кошмар супергероя — его личность раскрывают
В одной из серий воплощается главный кошмар супергероя — его личность раскрывают

Взять хотя бы арку Венома, работающую сразу на нескольких уровнях. Тут есть и космический хоррор, и история про первый контакт с инопланетной жизнью, и семейная драма Джеймсонов (именно сын Джоны случайно привёз на землю Венома), и криминальные интриги с участием Кингпина, и проблемы самоидентификации тщеславного Эдди Брока и самого Питера.

Паука тут вообще обвиняют в пропаже минерала, который добыл Джеймсон-младший в космосе. Лживые заголовки и эмоциональные заявления как никогда показывают однобокость и предвзятость жёлтой прессы, которая печатает то, что выгодно людям «сверху».

Мультфильм показывал события не только с позиции героя, но и с точки зрения его многочисленных друзей и врагов. И Паркер тут был далеко не самой однозначной личностью.

Паучья совесть

Спайди в мультсериале — преуспевающий молодой учёный и репортёр с высокой самооценкой, который в пятом сезоне уже собирается жениться на Мэри Джейн. Хоть главный герой уже давно не неопытный школьник, в драках он хохмит и провоцирует врагов шутками про маму.

Несмотря на всю положительность, в истории Питера полно неоднозначных моментов — он спасает Кингпина, опаснейшего преступника в мире, который затем даже оплачивает свадьбу Паркера (тот будто вовсе и не против жениться за счёт денег, полученных с наркотиков и убийств), косвенно разрушает жизни Гарри Осборна и своих подруг, издевается над Броком, подпитывая его комплекс неудачника. Для детского мультсериала это нонсенс.

Возвращение домой: за что мы любим мультсериал про Человека-паука из девяностых

Паук не был ни злодеем, ни трусом, ни тщеславным глупцом. Сериал попросту приносил жизнерадостность из шоу 60-х в жертву, чтобы показать — у всех действий есть последствия и никакому герою не под силу сделать счастливыми всех сразу.

По атмосфере мрачности и беспросветного одиночества сериал про Паука близок к культовому Batman: The Animated Series. И, рискну сказать, что сегодня он выглядит ничуть не хуже. За ранние эпизоды, к слову, отвечала японская студия. Так что наш любимый мультик — частично аниме. Как и «Бэтмен».

Сериал удачно совмещал короткие изолированные эпизоды с длинными арками (со Зловещей Шестёркой за одну серию не разберёшься), однако злодеи то и дело возвращались, а события представали под совершенно иным углом (арка с Гидроменом и Мэри Джейн, арка с Морбиусом и Блэйдом). Каждый сезон был самостоятельным по своей форме.

Возвращение домой: за что мы любим мультсериал про Человека-паука из девяностых

Позже, правда, события начинают напоминать кучу-малу — в сериале стало очень много героев и злодеев: появились Блэйд, Королева вампиров, Мадам Паутина и толпа других персонажей. Их сюжетные линии переплетаются в рамках короткого эпизода, а сериал сбрасывает на зрителя слишком много всего.

Затем появляется Потусторонний и стравливает героев и злодеев — тут даже вынуждены вмешаться Капитан Америка и Железный человек. Целые вселенные схлопываются, время перематывается, Пауки разных миров объединяются, повествование комкается. Однако сериалу всё же удается держаться комиксной каноничности, пусть и с некоторыми ключевыми событиями сценаристы поступили очень вольно. Например, с моста по вине Зелёного Гоблина тут падает не Гвен Стейси (её в сериале нет), а Мэри Джейн.

Временами сам Человек-паук отходит на второй план, а основной сюжет фокусируется на Чёрной кошке. Второстепенную роль Паук играет и в арке про Людей Икс, где он далеко не самый сильный герой. Но весь этот капустник и неоправданно высокая скорость повествования преследуют одну цель — помочь Питеру вырасти как сильному лидеру. Он, может быть, не самый могучий герой на Земле, но зато умный и сильный духом. Даже несмотря на потери близких.

Возвращение домой: за что мы любим мультсериал про Человека-паука из девяностых

Правда, потом ситуация с потерянными близкими разрешилась в арке со Стэном Ли. Нет, не основателем Marvel, а бизнесменом Стэном Ли из мультсериала, который выглядит в точности как свой прототип. Тут он тоже создает супергероев, даже не подозревая, что они существуют в параллельных реальностях. Серьёзный сериал ненадолго скатывается в весёлый бред. Как пример — актёра, исполнившего роль Паука во вселенной Стэна, даже приглашают подраться с Пауком-Карнажем в другом измерении.

Я вот, он рядом!

Всё это добавляет комедии в мрачный мир The Animated Series. Даже та линия с Кингпином и свадьбой приводит к бредовому и комичному противостоянию Фиска и Джеймсона, который из тщеславия захотел посоревноваться с преступником в организации лучшего торжества для Паркера («У меня розы из Эквадора летят спецрейсом!»).

Но куда больше юмора в сериал привнесла русская озвучка первых двух сезонов. Фирменный сорокалетний баритон двадцатилетнего Питера, как ни парадоксально, сегодня прочно ассоциируется с образом Человека-паука. Сам перевод — кладезь забавных и странных фраз, вроде брошенных в драке «Я вот, он рядом!» или адресованного Зверю «Не лезь не в своё дело, Тварь!».

Фиск обращается к своему помощнику: «Ты всё записал, Умник?», а Шокер в русской версии неожиданно оказался Громилой. Сериалу девяностых, конечно, далеко до меметичности мультсериала шестидесятых, но тем не менее.

На фоне прекрасного The Animated Series новые сериалы от Disney особенно похожи на поп-жвачку. Карикатурные злодеи, детские шуточки и проблемы школьника Паркера. В новых мультфильмах он не подкачанный и успешный фоторепортёр и учёный, а очередной супергерой-салага, которому опять нужно заново всё объяснять.

Возвращение домой: за что мы любим мультсериал про Человека-паука из девяностых

Правда, романтические линии в новых адаптациях немного более осмысленные, чем в сериале девяностых. Там ведь у Паркера была целая толпа подруг, которые сами проявляли к нему интерес: от однокурсницы Дебры до Чёрной Кошки и Роуг из Людей Икс.

Паучьи миры

Пока Disney не начала делать сериалы про Паркера-школьника, на свет успели появиться два очень любопытных шоу о герое в красно-синем — Spider-Man: Unlimited и Spider-Man: The New Animated Series.

Первый выжимал все соки из концепции Человека-паука 2099, вдобавок перенеся действие на другую планету. Тут Пауку с Земли нужно было учиться жить заново в условиях киберпанка и тотальной диктатуры антропоморфных зверей. Похожее в нулевых потом проделали с Черепашками-ниндзя, перенеся их на сто лет вперед.

Unlimited продержался всего один сезон и оборвался на клиффхэнгере. Однако он успел подарить нам одну из самых необычных историй о Пауке. А название Unlimited теперь носит посредственный раннер для мобильных устройств.

В Unlimited костюм Паука состоит из нано-роботов, что помогает ему выживать на другой планете
В Unlimited костюм Паука состоит из нано-роботов, что помогает ему выживать на другой планете

Второй же сериал доводил до ума взрослые мотивы Паука из девяностых. Тут Паркер тоже уже был состоявшимся героем и часто сталкивался со смертью — Серебристый Соболь, например, не боялась обезглавливать противников, а отрубленные головы потом случайно находила Мэри Джейн. Довольно жестоко для детского мультика.

Сериал отошёл от комиксов и вольно обходился с образами злодеев и общей атмосферой, а графика же была выполнена в полном и довольно симпатичном 3D. Но дерзкие эксперименты и даже Нил Патрик Харрис на озвучке Паука не помогли — шоу закрылось после первого сезона, как и Unlimited.

Spider-Man: The New Animated Series
Spider-Man: The New Animated Series

Под патронажем Disney мультсериалы про Паука стали слишком однобокими и сахарными, превратившись из поучительных и мрачных историй в лёгкие боевики для детей. Это, наверное, увидели и сценаристы, и актёры оригинального сериала, которые даже пытались собрать денег на Kickstarter, чтобы отснять новую серию классического сериала спустя 15 лет после его закрытия. Но не срослось.

Мультсериал 1994 года для многих из нас стал эталоном приключений Паука. Уже с ним мы сравнивали последующие мультики и даже фильмы. К слову, многие сцены появились тут гораздо раньше, чем в фильмах Сэма Рейми — разговор Гарри Осборна с отражением своего отца, похищение тёти Мэй и прочее.

Несомненно, это всё расхожие мотивы для супергеройских историй, но во многом The Animated Series задал планку качества, которую пока мало кому удалось преодолеть. К счастью, он отлично выглядит и сегодня. Поэтому пересмотреть его — не такая уж плохая идея. Особенно перед выходом новой игры от Insomniac.

413413
151 комментарий

Да , мульт очень крутой, но вот только тот паучок даже свои кулаки использовать не мог , тому Вампиру было запрещенно говорить слово кровь , а весь огнестрел заменили на бластеры.

3

Что не помешало мне в детстве простраться от Вампира и от мутировавшего паука.

5

Во всех этих мультах всегда забавляли эти "пиу пиу" вместо пуль.

Пересматривал его полностью в 2016, настольно затянул что осилил все 5 сезонов за неделю. Очень круто, лучшая экранизация паука всё ещё.

4

Комментарий недоступен

94

Комментарий недоступен

107

Согласен, я думаю "синдром утенка" слишком переоценен в последнее время. Это просто лучший мультсериал про паука из всех. Как и иксмены тех же годов.

21