Анатолий Луначарский об Assassin’s Creed Valhalla и прочем подобном

Немного про женскую красоту и её изображение в искусстве из далёкого 1909 года.

Анатолий Луначарский об Assassin’s Creed Valhalla и прочем подобном

Анатолий Луначарский — это Народный комиссар Просвещения СССР с 1917 по 1929 год, а до этого блестящий публицист и историк искусства. С изумлением обнаружил насколько всё знакомо и актуально в его статье 1909 года "Тициан и порнография". В ней он спорит с различными морализаторами, которые считают неприемлемым любые намёки на сексуализацию женского тела. Приведу особо понравившиеся мне цитаты.

Вся область красоты должна быть доступна художнику, равным образом и красота женского тела.

Очень часто, трактуя о несомненном упадке искусства нагого тела, ссылаются, как я уже мельком упоминал, на чрезмерную одетость нашего века. Действительно, современный женский костюм не только скрывает формы тела, не только обезображивает их для глаза, но вредит им даже реально.

Лев Толстой, указывая искусству социальные цели, самым резко отрицательным образом отозвался об изображении женской красоты. <…>

Даже самому сухопарому профессору эстетики и убежденнейшему кантианцу не удается отвлечься от половой оценки при анализе женской красоты, не удается даже достаточно искусно припрятать ее. В самом деле, то, что называется биологической красотой, красотой животных форм, на большую половину сводится, как это доказано, к высокой гармонии частей, замечательной приспособленности тела к выполнению своего назначения.

Пол имеет самое прямое отношение к жизни. Аскетическое отрицание пола, с бульварным шиком выраженное недавно умершим Мендесом в афоризме: «Пол — это порок», есть признак самоубийственного упадка жизни, и, конечно, безмерно выше стоит обратное утверждение Фейербаха: «Бесполость есть величайшее уродство». А раз пол и половые признаки имеют самое непосредственное отношение к развитию жизни, то они неминуемо должны занять важное место и в биологической красоте человека. Прекрасная женщина — это женщина, роскошно приспособленная к жизни, следовательно, также к супружеству и материнству, — как и прекрасный мужчина должен иметь все качества супруга и отца.

Оценивая красоту женщины, я могу совершенно отвлечься от всякой личной страсти, и, конечно, прекрасная статуя или картина не возбуждает в здоровом человеке никакой похоти; но отвлечься при подобной оценке от всякого представления о любви и чувственности — невозможно и нелепо.

Как всё знакомо. Рекомендую прочитать статью целиком, и не только эту. Не зря говорят, что история движется по спирали.

1414
2 комментария

для воина-викинга она вполне симпатичная, как и Эйвор-спермобак, в принципе 

2
Ответить

Спасибо! Прочту

1
Ответить