Безнадёжные миры: антиутопия в аниме

От говорящих мотоциклов до воспоминаний на продажу.

Антиутопия в аниме и манге — это прежде всего сеттинг, а не жанр. На фоне антиутопии может разворачиваться мелодрама, детектив, триллер или даже эротическая комедия. Но вряд ли зрителю захочется прожить хотя бы день в этих депрессивных мирах, где классовое расслоение, экологические катастрофы и тоталитарное правительство — давно обыденные вещи.

В рамках «Месяца антиутопий» вспомнили все популярные, забытые и просто любопытные антиутопии в японской анимации. Обязательно добавьте статью в избранное — отличного аниме хватит на год вперёд.

Безнадёжные миры: антиутопия в аниме

Главные работы

С антиутопиями в японской анимации сложилась непростая ситуация. Их можно условно разделить на две половины. В одних работах антиутопия выделена очень ярко. Зрителя с первых серий погружают в безрадостное будущее, в котором люди — это «винтики» огромной системы без каких-либо прав и свобод.

А вот со второй половиной уже не всё так очевидно. Антиутопия показана небольшими штрихами, появляется не сразу, обычно в середине или к последним эпизодам какого-нибудь сериала. Без спойлеров тут не обойтись, поэтому о таком аниме мы расскажем в общих чертах.

Kino no Tabi («Путешествие Кино»)

За всю историю японской анимации вышло несколько сериалов, которые со временем заслужили неофициальный статус так называемых «антиутопических сборников». Во франшизе Kino no Tabi девушка Кино странствует по огромному континенту вместе со своим верным другом и средством передвижения — говорящим мотоциклом Гермесом. Мир в сериале напоминает наш собственный в начале XX века, но технологический уровень различается от государства к государству. В одной стране есть компьютеры и искусственный интеллект, в другой — царит дремучее средневековье. Серии разделены на отдельные истории, сквозной сюжет почти отсутствует.

Кино и Гермес
Кино и Гермес

Все населённые пункты во вселенной Kino no Tabi — это обособленные и независимые друг от друга антиутопические государства. Так, например, в первой серии Кино приехала в город, где уже 200 лет люди строят огромную башню. Никто не помнит почему и зачем, просто строят.

В другом поселении основной людской труд выполняют машины, поэтому жители занимаются бессмысленной работой для того, чтобы не сойти с ума. Кино познакомится со стариком, который больше пятидесяти лет полирует заброшенные железнодорожные рельсы.

Девушка установила себе обязательное правило — она останавливается в каждом поселении на три дня, а по окончанию этого срока продолжает своё путешествие. Кино побывает в странах, где местные правители запрещают читать и писать книги. В другой стране узаконили убийства людей. В следующей устраивают грандиозные турниры, победители которых получают места в высшем классе общества. Ярчайший пример мрачной антиутопии — эпизод про город, где жители читают мысли друг друга с помощью волшебного зелья. Ни к чему хорошему это изобретение, конечно же, не привело.

Каждая история в Kino no Tabi несёт какую-то важную мысль. Одни эпизоды обличают человеческие пороки, другие — поднимают вечные вопросы о жизни и смерти. Все сезоны Kino no Tabi лучше смотреть по одной серии в день. Так впечатление не «замыливается», а у зрителя не исчезает чувство новизны. Тот редкий случай, когда лучше растянуть, чем посмотреть залпом.

Заставка последнего сезона

Galaxy Express 999 («Галактический экспресс 999»)

Задолго до Kino Tabi концепции множества историй с отдельными антиутопиями придерживалась франшиза Galaxy Express 999 по мотивам одноимённой манги Лэйдзи Мацумото (Space Battleship Yamato, Captain Harlock). К началу XXII века человечество исследовало большую часть космоса, изучило и колонизировало многие планеты. На смену космическим кораблям пришли галактические железные дороги, по которым меж звёзд путешествуют поезда (отсылка к роману Кендзи Миядзавы «Ночь на галактической железной дороге»).

Из-за технологического скачка произошёл колоссальное расслоение в обществе. Богатые живут вечно, потому что избавились от старого тела и заменили его на механический аналог. Людям из плоти и крови остаётся влачить жалкое существование в трущобах или покинуть Землю.

Так выглядят города будущего в Galaxy Express 999
Так выглядят города будущего в Galaxy Express 999

Мальчик Тэцуро, всю жизнь мечтал заполучить билеты на «Экспресс 999». Этот паровоз летит через всю галактику до планеты, где любому желающему даруют бесплатное механическое тело. Тэцуро считает, что с механическим телом он наконец-то обретёт своё счастье.

По счастливому стечению обстоятельств он знакомится с загадочной женщиной Мэтель, которая предложила ему вместе полететь до планеты Механистов. Тэцуро охотно согласился.

Тэцуро и Мэтэль
Тэцуро и Мэтэль

Тэцуро и Мэтэль больше ста эпизодов путешествуют в космосе и останавливаются на различных планетах. Всё повествование — это антиутопия в антиутопии. Многие планеты отталкивают своим обществом и абсурдными законами. Люди постепенно механизируется, но это не приносит им счастья, потому что вместе с заменой тела исчезает душа и человечность.

Заставка первого сериала

Герои прилетят на планету, где нельзя громко говорить, а нарушение этого правила карается смертью. На другой планете люди показательно демонстрируют свои эмоции, а живой скелет скорбит о потере собственного тела. Побывают они и в печальных уголках космоса, куда путники приезжают, чтобы умереть или избавиться от своих грехов.

Более десяти раз Тэцуро посетит планеты с классовым неравенством и тоталитарной системой. Там за любое инакомыслие казнят, правители развязывают войны на потеху населения, а бедные восстают против богатых. И при этом все всегда неправы и борются за гиблое дело.

У сериала простая метафора: паровоз — это жизнь человека, а планеты — этапы взросления. С каждой остановкой Тэцуро потихоньку учится премудростям жизни. Каждая встреча приносит ему пользу и даёт важные уроки, зачастую горькие. В реальной жизни всё так и происходит, только без космоса, утопических планет и летающих поездов.

Galaxy Express 999
Galaxy Express 999

Цикл Memories («Воспоминания»)

Антиутопии в тоталитарном обществе встречаются чаще всего. Самый яркий пример — сатирическая короткометражка Cannon Fodder («Пушечное мясо») из цикла Memories от режиссёра Кацухиро Отомо (Akira, Steamboy). В ней показан один день из жизни страны, помешанной на милитаризме.

Вся работа в городе кипит вокруг гигантской пушки, которая возвышается над городом. Ежедневно её чистят, смазывают, заряжают — и стреляют из неё. Жители настолько преданны общему делу, что мечтают получить работу, связанную с обслуживанием оружия, а на собственные крыши ставят пушки поменьше. Ирония в том, что гигантская пушка стреляет в пустоту, а война идёт с вымышленным врагом.

Cannon Fodder
Cannon Fodder

Ima Soko ni Iru Boku («Здесь и сейчас»)

В антивоенной драме Ima Soko ni Iru Boku мальчик Сю переносится в технократический параллельный мир. Он давно пустынен, почти вся его цивилизация уничтожена, а люди живут впроголодь в мелких поселениях. Единственный крупный город из оставшихся — столица, управляемая безумным диктатором-милитаристом Хамдо. Он давно сошёл с ума, кругом видит врагов, воюет с вымышленными странами, а его армия состоит из детей и подростков.

Мальчик Сю на собственной шкуре прочувствует, что такое жестокие пытки, служба в армии, рабский труд и постоянный голод. Этот параллельный мир держится на трёх постулатах: грязь, смерть и безнадёга. Большинство основных персонажей верит в светлое будущее, но лишь единицы из них доживут до финала. Сериал приковывает своей детальной антиутопией, гнетущей безысходностью и личной трагедией каждого персонажа.

Ima Soko ni Iru Boku
Ima Soko ni Iru Boku

The Sky Crawlers («Небесные cкитальцы»)

Суррогатная война — основная тема полнометражного фильма The Sky Crawlers от известного режиссёра Мамору Осии (Ghost in the Shell, Patlabor, Angel’s Egg). В альтернативном мире The Sky Crawlers все войны устраивают влиятельные корпорации, а в сражениях участвуют генетически усовершенствованные люди — «килдрены».

Это трудно назвать привычной войной, ведь в ней не гибнет мирное население, а все сражения проходят в воздухе. Бои корпораций похожи на спортивные игры с заранее оговорёнными правилами. Воздушные сражения устраивают на специальных территориях, а бомбить разрешают исключительно военные объекты и технику.

Первое сражение в фильме

В The Sky Crawlers Мамору Осии снова поднимает свои фирменные темы: ничтожность человеческой жизни, бессмысленные войны и манипуляция общественным сознанием. От лица начинающего пилота-килдрена зрителю покажут весь мрак и цинизм этого мира. Корпорации заменяют погибших пилотов, которые ничего не помнят о своём прошлом. Война — это просто бизнес и развлечение для масс. Мирные жители болеют за любимых пилотов и сражения так, словно это не война, а футбольный матч.

The Sky Crawlers
The Sky Crawlers

Dallos («Даллос»)

В 1983 году Осии режиссировал мини-сериал Dallos. Это один из ранних научно-фантастических сериалов в истории японской анимации и первое аниме, которое вышло специально для видеоносителей VHS и LaserDisk. Dallos Осии на годы вперёд опередил индустрию и сформировал формат взрослого аниме на видео.

По сюжету сериала, Луна превратилась в автономное технократическое государство. Большая часть её населения занята рабским трудом в шахтах. Уже выросло несколько поколений, которые никогда не видели Землю, потому что колония находится на обратной стороне спутника. Кто-то не верит, что Земля вообще существует.

Обеспеченные люди живут в комфортабельных секторах, а бедные рабочие — в трущобах. Жители трущоб носят вместо имён порядковые номера, тела умерших не хоронят, а утилизируют, оставляя от человека только жалкий обруч с микрочипом. В начале аниме недовольные люди объединились в террористическую группировку. Основные требования террористов — приравнивание прав колонистов к правам землян и свобода от рабских условий. Символом восстания стал загадочный инопланетный артефакт Даллос, в котором террористы видят своё божество.

Dallos
Dallos

Jin-Roh («Оборотни»)

Про милитаризированное общество повествует и франшиза Kerberos Saga, созданная Мамору Осии в конце 80-х. Серия завоевала популярность у милитари-отаку (поклонники оружия и военного дела) и любителей сборных моделей. По ней вышла манга, игровые фильмы, романы и полнометражный анимационный фильм — Jin-Roh.

Его события происходят в альтернативные 50-е. Германия победила во Второй мировой войне, напала на Японию и позже оккупировала её. Страна встала на индустриальный путь развития, но её общество находится в упадке. Кругом коррупция, нищета и произвол властей. Несогласные с режимом объединились в террористические группы, которые регулярно устраивают теракты, подстрекают людей на митинги и беспорядки. Когда полиция бессильна, то сопротивлению противостоит отрядов «Церберов» — специальное полицейское подразделение, экипированное немецким оружием и новейшей броней.

Jin-Roh
Jin-Roh

Метафора фильма заключается в том, что люди потеряли всё человеческое и превратились в голодных волков. Альтернативная Япония 50-х показана в серых и коричневых тонах. Никакой радости, никакого светлого будущего. Это времена не людей, но зверей, которые готовы атаковать по команде и при удобном случае перегрызть друг другу глотку. Остаётся либо бороться и умереть как человек, либо жить по волчьим законам и потерять свою душу.

Jin-Roh
Jin-Roh

Shinsekai Yori («Из Нового света»)

В экранизации романа Shinsekai Yori от японского писателя Юсукэ Киси показано печальное будущее Земли. В XXI веке на планете начали массово рождаться дети с экстрасенсорными способностями. Они могли раздавить или сжечь человека усилием мысли, против них бесполезно обычное оружие.

Через тысячу лет Земля изменилась до неузнаваемости. Обычные люди вымерли. Фауна мутировала, многие животные получили антропоморфные черты, научились ходить на двух ногах и общаться на человеческом языке. Эсперы (так называют людей со способностями) отказались от передовых технологий, электричество находится под запретом, а централизованной власти не существуют. Люди ведут аскетичный образ жизни в маленьких обособленных деревеньках, их уклад недалеко ушёл от средневековой Японии.

Однополая любовь и бисексуальность — распространённое явление среди эсперов в Shinsekai Yori
Однополая любовь и бисексуальность — распространённое явление среди эсперов в Shinsekai Yori

Сюжет рассказывает о подростках-псиониках, которые постигают свою силу в специальных школах. Со временем они замечают, что их одноклассники начинают исчезать, а во время одного из походов им открывается страшная правда о прошлом человечества. Теперь подросткам грозит смертельная опасность не только от других эсперов, но и от антропоморфных животных.

Shinsekai Yori — это очень странный и неторопливый сериал. Он пропитан различными течениями буддизма, его сеттинг не похож ни на одно постапокалиптическое аниме с элементами антиутопии. Сериал требует от зрителя усидчивости и внимательности к деталям. Его вселенная раскрывается постепенно и удивляет необычными поворотами сюжета. Это одна из лучших научно-фантастических работ в истории аниме. Недостаток у него один, но существенный — высокий порог вхождения. Придётся перетерпеть медленное начало и добраться до восьмого эпизода.

Shinsekai Yori
Shinsekai Yori

Terra e («Достичь Терры»)

О классовом неравенстве, эсперах и контроле над людьми рассказывают две экранизации манги Кэйко Такэмия — Terra e. В 1980 году по её мотивам вышел полнометражный фильм, а в 2007 году — полноценный сериал. Оригинальная манга вдохновлена культовыми антиутопическими романами «1984» Джорджа Оруэлла, «Фаренгейт 451» Рэя Брэдбери и «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли.

В далёком будущем человечество покинуло Землю из-за непригодных для жизни условий. Люди вышли за пределы Солнечной системы, но не размножились, потому что рождаемостью управляет суперкомпьютер. Он выращивает будущих граждан в лабораториях, а уже сформировавшихся детей отдаёт приёмным родителям. Люди живут под искусственным небом в специально созданных городах, которые напоминают отлаженный механизм или муравейник.

Terra e
Terra e

Гражданам строго запрещено иметь биологических детей, к тому же многие даже не подозревают о том, что естественным путем вообще можно размножаться. Но однажды в системе рождаемости произошло непредвиденное — появились дети с отклонениями, обладающие развитыми умственными способностями и склонные к телепатии. Суперкомпьютер прозвал их Мью и сразу же записал в потенциальную угрозу для человечества, которая подлежит немедленному уничтожению. Беглецы Мью спрятались на отдалённой планете Наска и давно мечтают вернуться на родину человечества — забытую Землю.

Terra e — временами наивная (первоисточник из 70-х), но очень непредсказуемая и увлекательная космоопера. Эпический многослойный сюжет охватывает 15 лет из жизни парня Джоми, который в одночасье узнал о своей таинственной силе и связал жизнь с изгоями Мью. Сериал был незаслуженно забыт — в основном, из-за того, что первоисточник был ориентирован на женскую аудиторию.

Заставка экранизации 2007 года

Ergo Proxy

После того, как Земля стала окончательно непригодна для жизни, одна часть человечества покинула планету, тогда как другая — переселилась в большие купола с автономным обеспечением. Жизнь за пределами куполов невозможна, загрязненный воздух быстро убьёт человека.

Самым крупным городом на Земле считается Ромдо. Железной рукой в нём правят советники, а население наполовину состоит из андроидов авторейвов. Популяция контролируется: чтобы обзавестись семьей и ребёнком, нужно получить соответствующее разрешение.

Заставка Ergo Proxy запомнится вам надолго

В одночасье на Ромдо сваливается множество проблем. Власть раздражена возросшим потоком эмигрантов из других куполов. К тому же, в городе распространился вирус Когито (с лат. «думаю»), выборочно заражающий авторейвов.

Заражённый авторейв больше не подчиняется человеку, получает собственную волю, подобие души и чувства. Вскоре по Ромдо прокатывается череда убийств с участием заражённых андроидов. За их расследование берётся инспектор Рил Мэйер и её верный авторейв Игги.

Ergo Proxy
Ergo Proxy

Ergo Proxy ставит перед зрителем важные вопросы — о смысле жизни, реинкарнации, загрязнение окружающей среды и роли богов. Сериал можно разделить на две чётких половины — жизнь в антиутопическом Ромдо и странствие по разрушенному и безжизненному миру. Рил Мэйер узнает страшную правду о Ромдо и побывает в других куполах, которые представляют собой отдельные антиутопии.

Ergo Proxy
Ergo Proxy

Big O («Большой О»)

До Ergo Proxy тему изолированной антиутопии в разрушенном мире поднимал нуарный сериал Big O. Действие аниме разворачивается в Парадигме — мрачном мегаполисе, который вобрал в себя черты города из антиутопической драмы «Метрополис» от режиссёра Фрица Ланга и Готэма из вселенной «Бэтмана».

Парадагм-сити вырос и расцвёл после хаоса 40-летней давности, когда все люди на планете потеряли память. Другие поселения разрушены в ходе неизвестных катаклизмов, а их бывшие жители влачат жалкое существование в бескрайних пустошах. Парадигм — единственный цивилизованный город на планете.

Привилегированная верхушка Парадигма живёт в специальных куполах
Привилегированная верхушка Парадигма живёт в специальных куполах

Главный герой Big O — переговорщик Роджер Смит. В прошлом он служил в полиции, а теперь работает посредником между преступниками, порядочными жителями города и властями. В этом нелёгком деле ему помогает пожилой дворецкий Норман, андроид Дороти и гигантский робот Биг О. Роджер призывает его для битв с преступниками, другими роботами и огромными чудищами. Центральное повествование крутится вокруг серии загадочных убийств. Их жертвами становятся люди, которые внезапно вспомнили события 40-летней давности.

Big O
Big O

Big O — экстравагантная смесь из нуарных детективов 30-х, дизельпанка, постапокалипсиса и аниме в жанрах real robot и super robot. Каждый эпизод важен для сюжета, ведь на фоне обычных детективных дел раскрывается вселенная франшизы, персонажи и запутанная история Парадигм-сити.

Разочарует Big O только тех зрителей, которые ждут от него ответы на все вопросы. Большинство тайн остались нераскрыты. Но так ли это плохо? Big O точно понравится любителям запутанных историй, а главная антиутопическая тайна Парадигма удивит ближе к концовке. Антиутопию в Big O можно охарактеризовать известной цитатой Шекспира: «Весь мир — это театр, а люди в нем актёры. И каждый не одну играет роль».

Заставка The Big O отдаёт дань уважения песни Flash группы Queen

Metropolis («Метрополис»)

«Метрополис» Фрица Ланга, который мы уже упоминали выше, получил второе воплощение в одноимённой манге Осаму Тэдзуки. Спустя 50 лет по её мотивам был снят полнометражный фильм Metropolis, для которого сценарий писал уже знакомый нам Кацухиро Отомо.

В японском Metropolis от фильма Ланга остался только образ города в стиле ар-деко и характерные черты жанра дизельпанк. Посмотреть эту мрачную и утопическую сказку сегодня нужно ради прекрасного джазового саундтрека и первоклассной анимации. За 18 лет фильм совсем не устарел.

Вся музыка в Metropolis исполнена в стиле 50-х. Тема аниме — песня Рэя Чарльза I Can't Stop Loving You

В городе Метрополис правят могущественные корпорации, а вокруг — насилие, нищета и беспорядки. На нижних уровнях города живут бедняки и повстанцы, на верхних — богатые и избалованные властью люди. Детектив Бан и его племянник Кэнити приезжают в Метрополис ради поимки некоего доктора Лоутона, подозреваемого в торговле органами. В ходе поисков они находят разрушенную лабораторию Лоутона, его мёртвое тело и девочку-киборга Тиму. За Тимой охотятся власти, и Кэнити пускается с ней в бега.

Сюжет фильма прост, но его мастерски завернули в оболочку ретрофутуризма с аллюзиями на христианство и синтоизм. От него точно не стоить ждать позитивного исхода в духе фильмов Миядзаки, в которых добродушный мальчик в очередной раз спасает девочку от плохих людей. В «Метрополисе» краски сгущаются с каждой минутой, а многие персонажи просто не доживут до финальных титров.

Metropolis
Metropolis

Kaiba

О неординарном творчестве японского режиссёра Масааки Юаса мы уже рассказывали в статье про сериал Devilman: Crybaby. До этого Юаса отметился антиутопическим сериалом Kaiba. Своим визуальным стилем он напоминает работы российского мультипликатора Ивана Максимова и аллегорические повести в духе «Маленького принца». Немало в Kaiba от артхауса и традиционного имп-арта. Столь необычная стилистика оттолкнула многих потенциальных зрителей — зато эстетам точно понравится.

Kaiba
Kaiba

В мире Kaiba воспоминания и тела — это ходовой товар. Человеческое тело очень хрупкое, оно стареет, болеет и постепенно умирает. Его проще заменить, чем пытаться поддерживать. В разных уголках космоса телами активно торгуют, их модифицируют или попросту воруют. Всё воспоминания легко переносятся из тело в тело, так как хранятся в специальных капсулах. Их легко можно вытащить из собственной головы и пересадить в чужое тело. Причём жить можно не только в органическом теле, но и в разных предметах. Например, в кукле, мягкой игрушке или роботе.

Главный герой почти ничего не помнит. Он очнулся в незнакомом месте с огромной дырой в груди, чудом спасся от сборщиков воспоминаний и отправился в опасное путешествие по загадочной вселенной. Чем дальше продвигается сюжет, тем больше зрителя погружают в гнилое общество абстрактного мира Kaiba. Здесь нигде не безопасно и все давно больны.

Заставка Kaiba

Texhnolyze («Технолайз»)

Однако ни в одном аниме нет такого испорченного общества, как в сериале Texhnolyze от дизайнера Ёситоси Абэ (Haibane Renmei) и сценариста Тиаки Конака (Serial Experiments Lain). Texhnolyze — это беспредельно мрачный взгляд на будущее человечества. Мир, где антиутопия уже случилась, погубила планету, и теперь человечество вымирает.

На поверхности живут не люди, а их безликие тени. Они давно смирились со своей участью, успели потерять облик и теперь бесцельно проводят время. Кругом идиллия, бескрайние зелёные луга и спокойные городки, но жизни здесь нет.

Texhnolyze
Texhnolyze

Остатки цивилизации находятся глубоко под землёй, в городе-гетто Люкс, куда с поверхности когда-то ссылали преступников и потенциально опасных для общества людей.

Мир Люкса — сплошь брошенные заводы, уродливые дома, хмурые лица и люди, которые живут одним днём. На улицах устраивают разборки мелкие бандиты и крупные мафиозные синдикаты. В этот мире нет надежды, в нём тоже давно угасла жизнь.

Заставка сериала

Главный герой, бродяга Итисэ, неудачно перешёл дорогу местному преступному синдикату «Орган». Те отрезали ему руку и ногу, но Итисэ удалось выжить и пройти через технолайз — замену утраченных конечностей на механические протезы. Вскоре Итисэ продолжит борьбу за свою жизнь в Люксе, но уже на новых условиях — он вступит в «Орган».

Смотреть Texhnolyze залпом тяжело. После нескольких серий трудно отделаться от мрачного и безысходного настроения, хочется переключиться на что-то позитивное. В ранних эпизодах минимум диалогов, сплошные загадочные фразы, а мотивацию героев никак не удаётся понять. Только с четвёртой серии начинаешь хоть как-то улавливать смысл. Авторы награждают зрителя за терпение и стойкость: уменьшают градус непонятного и постепенно объясняют устройство мира. Texhnolyze — аниме не для всех, но попробовать стоит. Такие вещи больше не снимают.

Безнадёжные миры: антиутопия в аниме

Psycho-Pass («Психо-паспорт»)

Антиутопия в аниме сегодня встречается редко, но её заметный элемент есть во франшизе Psycho-Pass. По сюжету аниме, в XXII веке уровень преступности в Японии упал до минимума благодаря системе «Сивилла». У каждого жителя страны есть собственный «психопаспорт» — специальный датчик, определяющий коэффициент предрасположенности к преступлению. Когда коэффициент зашкаливает, а человек в одном шаге от того, чтобы совершить противозаконный поступок, то к нему выезжает отряд Карателей из Бюро Общественной Безопасности.

Нельзя просто так подумать об убийстве или попытке навредить какому-нибудь человеку. Если не все потеряно, то человека отправляют на долгое и принудительное лечение. В противном случае — уничтожают на месте из специального оружия Доминатор.

Безнадёжные миры: антиутопия в аниме

Молодая и наивная Аканэ Цунемори устраивается в Бюро Общественной Безопасности на должность инспектора. Исполнительная, но всё еще неопытная девушка постепенно обучается премудростям работы среди Карателей в Бюро. Вскоре её отправляют на первое дело. По городу прокатилась волна жестоких убийств под руководством гениального преступника Сёго Макисимы. Его цель — уничтожить «Сивиллу» и дать людям свободу от оков системы.

Первый сезон — это качественный детектив, антиутопия и киберпанк в одном флаконе, над сюжетом которого работал талантливый сценарист Ген Уруботи (Fate/Zero, Madoka Magica). Два основных достоинства первого сезона Psycho-Pass — это убедительный мир будущего с правдоподобными технологиями и отлично прописанные персонажи. В сценарий и героев веришь, сериал не кажется вторичным.

Заставка сериала

Главная проблема Psycho-Pass — в его сиквелах. Франшизу убили слабым вторым сезоном и «проходным» полнометражным фильмом. Виной тому смена сценариста и урезанный хронометража (26 серий первого сезона против сумбурных 11 второго). Второстепенных персонажей толком не раскрыли, оставили много сюжетных дыр, которые не исправили ни в финале второго сезона, ни в полнометражке. Можно ограничиться первым сезоном и ничего при этом не потерять.

Нельзя сказать, что Psycho-Pass вообще имеет ценность для жанра. Директор Наоёси Сиотани сам признался, что многое подглядел у «Особого мнения», «Гаттаки», «Бегущего по лезвию», «Бразилии» и «Секретов Лос-Анджелеса». Вся антиутопия и сюжетный поворот с «Сивиллой» удивляют, но не шокируют. Всё это уже неоднократно встречалось в фильмах и книгах жанра киберпанк.

Герои второго сезона
Герои второго сезона

Sakasama no Patema («Патэма наоборот»)

В полнометражной мелодраме Sakasama no Patema искушённый зритель также не увидит ничего нового. Сеттинг этого аниме перекликается с картиной «Параллельные миры» от режиссёра Хуана Диего Соланоса. Проводить параллели между канадским фильмом и этим аниме можно долго. Разница лишь в том, что Sakasama no Patema получилась даже лучше, чем неубедительная драма с Кирстен Данст и Джимом Стерджессом.

Трейлер фильма

В древности произошла катастрофа, после которой жители планеты получили разную гравитацию. Одни люди остались на поверхности земли, а другие переселились в её недра, так как при выходе наверх они сразу улетят в небо.

Оба народа разделились так давно, что люди сложили об этом легенды и со временем демонизировали друг друга. Подземные жители считают, что за пределами их территорий живут страшные твари из сказок. Жители поверхности верят, что давным-давно всех грешников унесло ввысь, а потому смотреть на небо запрещено на законодательном уровне.

Подземный город
Подземный город

Девушка Патэма живёт под землей и любит изучать систему древних туннелей. Во время одного из своих странствий она встречает непонятное существо и случайно падает в глубокую шахту. Из неё она попадает на поверхность планеты, где знакомится со старшеклассником по имени Эйдж.

У режиссёра Ясухиро Ёсиура (Eve no Jikan, Harmonie, Pale Cocoon) вновь получился образцовый фантастический фильм. Как и в «Параллельных мирах», история целиком построена на запретных отношениях двух людей, которых разделяет гравитация и общество двух миров. При этом в фильме нет упора на романтику, отношения между героями не слащавые, а из зрителя не пытаются вышибить слезу.

Безнадёжные миры: антиутопия в аниме

Также хочется отметить продуманную научно-фантастическую составляющую «Патэмы». Российские поклонники подробно разобрали мироустройство её вселенной в познавательном материале со схемами и диаграммами. Рекомендуем ознакомиться после просмотра.

Заслуживают упоминания

Напоследок стоит упомянуть работы, которые хоть и имеют черты антиутопии, но у них либо расплывчатый сеттинг, либо аниме получилось слишком спорным. Поэтому в основной список эти сериалы и фильмы не попали.

Например, культовый фильм Akira от режиссёра Кацухиро Отомо находится одновременно на стыке киберпанка, постапокалиптики, психологической драмы и антиутопии. Все эти поджанры легко заметны, но не один не перевешивает другой. К тому же, антиутопические мотивы больше прослеживаются не в фильме, а в манге, в которой события происходят в постапокалиптическом Нео-Токио. На развалинах города правят две враждующие фракции, возглавляемые могущественными эсперами.

Akira
Akira

Сериалы GUNNM («Сны оружия»), Mirai Shounen Conan («Конан — Мальчик из будущего») и Last Exile («Последний Изгнанник») следуют распространенному постулату большинства антиутопий — это расслоение общества, в котором деспотичные правители живут технологических городах (часто в небе), а обычные жители сводят концы с концами в трущобах и бедных деревеньках. Кроме это, неравенство в обществе больше никак не раскрывается, а акцент повествования смещён в сторону других жанров.

Last Exile
Last Exile

В работах Хаяо Миядзаки антиутопические мотивы всегда шли фоном. В Tenku no Shiro Laputa («Небесный замок Лапута») миром правят военные и учёные, которые охотятся за несметными сокровищами исчезнувший цивилизации парящего острова Лапута.

В Kaze no Tani Nausicaa («Навсикая из Долины Ветров») человечество находится на краю гибели из-за ядовитого леса, который поглощает планету и людские города. Обособленные государства воюют между собой за ресурсы, уничтожают враждебную природу и остервенело сражаются за клочки чистой земли.

Tenku no Shiro Laputa
Tenku no Shiro Laputa

В сериале Shimoneta to Iu Gainen ga Sonzai Shinai Taikutsu na Sekai («Симонэта: Скучный мир, где не существует самой идеи грязных шуток») секса нет на государственном уровне. Сюжет крутится вокруг членов повстанческой организации SOX. Их главная цель — распространить информацию о сексе среди молодёжи.

В Японии будущего появился закон, который запретил любую продукцию, связанную с сексом. Все материалы изымают у жителей и показательно сжигают. Под запрет попали порнографические фильмы, откровенная манга, фотографии и видеоигры. Говорить о сексе, половых органах или других пошлых вещах — строго запрещено. Нарушители получают «моральные браслеты», а особо злостных отправляют в концлагеря. Выросло несколько поколений, которые узнали про секс во взрослые годы.

Shimoseka
Shimoseka

Комедийная антиутопия с отсылками к роману «451 по Фаренгейту», которую погубили бесконечные пошлые шутки. К третьему эпизоду легко утомиться от однотипных «гэгов» про члены, вагины или «любовный сок». Шутка про грязный секс смешна один раз, возможно, смешна во второй или в третий, но когда её повторяет по 50 разу, она начинает раздражать. Вместо изобретательной комедийной антиутопии получился бездарный фарс.

Shimoseka
Shimoseka

В фильме Grey: Digital Target показано постапокалиптическое будущее, где планетой управляет мощный суперкомпьютер. Власть в мире целиком построена на военных играх. Компьютер управляет поселениями и сталкивает их жителей в кровопролитных сражениях. Выдающихся солдат повышают в ранге и делают полноправными гражданами современного города. Остальные люди продолжают воевать на руинах.

Grey: Digital Target — невероятное атмосферное аниме, частично вдохновлённое «Терминатором». Тут и оригинальные идеи, и достоверно изображённое антиутопическое общество. Но у фильма есть два значимых недостатка — это скомканный сюжет и скудная проработка персонажей. Три тома оригинальной манги с грехом пополам ужали в час с небольшим. Получилось поверхностно и грубо.

Официальный американский трейлер Grey: Digital Target

Лёгкие нотки антиутопии есть в сериале Cross Ange: Tenshi to Ryuu no Rondo («Кросс Энджи: Рондо Дракона и Ангела»). В империи Мисуруги все люди склонны к магии и с самого юного возраста умеют колдовать. Но однажды появились девочки с иммунитетом ко всей магии. Они не могут творить волшебство, но и на них оно не действует. Их прозвали «Нормами» и отправили в изгнание на отдалённый остров. Там они учатся военному делу и сражаются против драконов из параллельного измерения, сидя в гигантских роботах.

Оригинальная идея, скудное исполнение. Интересная антиутопия к третьему эпизоду превратилась в проходной меха-сериал с полуобнажёнными девушками, лесбийской эротикой и неуместной расчленёнкой.

Cross Ange
Cross Ange

В сериале Geneshaft на Земле уже два века стоит единая тоталитарная власть. В XXIII веке человечество вышло за пределы Солнечной системы, на спутнике Юпитера были найдены следы древней инопланетной цивилизации, а генная инженерия достигла небывалых высот. Правительство контролирует все репродуктивные способности и изменило сам геном человека. Средняя продолжительность жизни сокращена до 45 лет (после этого возраста организм стареет и уже не пригоден для эффективного пользования), понятия «любовь» и «семья» давно стёрлись, а на девять детей рождается всего один мальчик.

Безнадёжные миры: антиутопия в аниме

Мужчины имеют генотип, склонный к агрессии, поэтому их численность сильно сократили. Именно мужчины разжигают все войны, занимают лидирующие позиции и всячески ущемляют женские права. Сокращение мужчин привело к полному исчезновению любых войн и конфликтов. Они всё ещё занимают некоторые лидирующие позиции в мире, но за ними неустанно следят специальные женщины «регистры».

Geneshaft затерялся среди других фантастических сериалов и был забыт. Вполне заслуженно. Антиутопическое общество тут раскрыли поверхностно, а штампованные персонажи и предсказуемый сюжет испортили всё удовольствие от просмотра. Это бульварная фантастика в красивой обёртке и с загубленным потенциалом.

Заставка сериала
431431
260 комментариев