Как я наконец-то Spore прошёл

Единственный финальный трай за целых 12 лет.

Как я наконец-то Spore прошёл

Для меня Spore всегда была игрой, в которую возвращаешься раз за разом. Каждый год, ближе к новогодним праздникам, я заново устанавливал её и проходил до космоса, но всегда не хватало терпения потягаться с гроксами и отбить у них всю галактику. В паре попыток я становился супербогатым и подчинял себе десятки других планет, но основная линейка квестов ускользала от меня по нескольким причинам:

  • Плохо продуманный эндгейм. К этому пункту мы вернемся позже, когда по тексту я дойду до космоса, ведь здесь есть о чем поразмышлять.
  • Баг или нет, но иногда гроксы просто не появлялись на моем пути.
  • Дополнение с квестами. Очень раздувает время прохождения, но по факту не влияет на сюжет. В этот раз я решил играть без него.
  • И мой собственный ребенок, проливший свою поилку с соком прямо на ноутбук.

Это прохождение не будет самым правильным и более того, в нем, вероятно, будет много ошибок, которые опытные мастера Spore никогда не допустят. И тем веселее будет читать этот текст.

Введение

Spore — это как The Sims. Но не совсем. Это редкий жанр симулятора бога или вернее даже эволюции, в котором сочетается несколько других жанров — тут есть RPG-элементы, RTS и даже немного аркады. Уилл Райт, сооснователь студии Maxis, постепенно приходил к идее такой глобальной игры. Сначала мы управляли городом (SimCity), позже перешли к более насыщенной и мирской жизни (The Sims) и только к 2008 году мир увидел Spore.

Игра такого масштаба вполне заслуженно могла до сих пор пылиться в столе, но команда Райта, как он вспоминает, увлеклась проектом чуть ли не больше его самого. Концепт быстро обрастал новыми идеями, но основа всегда оставалась одна — эволюция и контакт с внеземными цивилизациями.

У Spore были очень чёткие рамки. На этапе клетки вам нужно сделать то, то, и то... Фактически это было пять различных игр, соединённых вместе. Я попытался сделать переходы между этими играми практически незаметными, и считаю, что мне это удалось.

Уилл Райт, основатель Maxis

Разработчики вложились в сторону контента от самих игроков и его здесь немало, ведь каждый мог загрузить свое здание или вариант раскраски боевого корабля. Плюс ко всему игра постоянно дополнялась.

Я подумал, что лучше создавать дополнения и выпускать их на рынок достаточно часто, чем тратить кучу времени на систематизацию старого и интегрирования с новым. Так я пришёл к системе дополнений.

Уилл Райт, основатель Maxis

Игра продалась не очень хорошо, но стала культовой. Медитативный геймплей в котором можно завязнуть как в трясине, проработанные расы инопланетян и целая галактика для исследований.

Spore — это что-то экзистенциальное. Она про то, как мы понимаем время и реальную красоту жизни. Когда взбираешься на гору, делаешь шаг назад и просто любуешься тем, что видишь.

Уилл Райт, основатель Maxis

Но нам любоваться некогда. Нам игру пройти надо. Поэтому, через клетку к звёздам!

Этап первый. Клетка

На необитаемую планету Лупа попал метеорит — и зародилась клеточная жизнь. Плотоядная и травоядная. Я выбрал хищников, ведь ими играть проще в самом начале. (Держим в уме бонус к пряностям от нейтральных поступков!)

Клетка
Клетка

В океане кипит жизнь. Ребята побольше уже вот вот вылезут на сушу, а я маленькая голубая штука с пупырчатыми глазами, подъедаю красные комки падали вокруг себя. Ага, вот первый враг. Лезу напролом к его аппетитному телу. Клац клювом и всё.

Охота в бульоне
Охота в бульоне

Первый этап самый простой. Кроме поедания пищи и улепетывания от врагов в нем ничего нет. Я ел и ел, постепенно становился больше и замечал все больше особей своего вида в океане. Это верный знак того, что ты на верном пути. Прозрачный задник моря сменяется по мере того, как вырастает клетка. Иногда там огромные противники размером с половину экрана, иногда просто пузыри.

Также иногда попадаются паверапы в виде разных частей тела, которые можно отрастить на себе. Набрав несколько таких, я стал искать самочку для размножения. Кандидатка была буквально в одном потоке от меня. Мы мило покривлялись друг другу — и открылось меню редактора.

Меню редактора
Меню редактора

Я поменял цвет на более воинственный, обжился крылышками на скорость и воткнул три шипа ближе к заду, чтобы защитить его от нежелательных контактов.

И снова в путь. Щемлю беззащитных вегетарианцев, убегаю ото всех других.

Большой парень
Большой парень

Один раз я все-таки умер. Вот этот фиолетовый зверь не обратил никакого внимания на мои шипы и перекусил меня в два хода. Пришлось перерождаться, но никакого штрафа за смерть на этом этапе нет. Можно умирать сколько угодно.

Ограничившись одной гибелью, я поел кусочки мяса еще пять минут, собрал почти все улучшения и заполнил весь график эволюции. Игра наградила табличкой и переходом на следующий этап.

Поздравляем
Поздравляем

Этап второй. Существо

Теперь у нас есть небольшое гнездышко, где наш вид должен поумнеть на глазах и превратиться в первобытное общество. У нас есть несколько детенышей, самочка для продолжения рода и собственно вожак. Первым делом мы заходим в редактор существ и на полученные очки ДНК покупаем себе всякие приблуды, например, для танцев, пения или для повышения урона от укуса. Здесь мой вид под названием Пупа опять претерпел изменения.

У Пупы выросли ноги
У Пупы выросли ноги

Гнездо у нас уютное. Рядом много выбравшихся из океана соседей. Хищником все так же быть выгоднее — съесть всех просто по времени получается гораздо быстрее, но так как мне нужны и нейтральные бонусы, то я буду иногда петь и танцевать, чтобы дружить с чуваками из чужих гнезд.

Смотрим на карту. Выбираем близлежащий пункт и в путь. Некоторые звери будут агрессивно себя вести. Выбиваем из них всю дурь и оставляем покоиться в палеозое.

Droog, как насчет старого доброго ультранасилия?
Droog, как насчет старого доброго ультранасилия?

Теперь улучшения разбросаны в виде костей на земле. Каждое дает какую-то новую часть тела, которую можно разместить на себе. Прирост характеристик более значителен, чем в первом этапе. Каждый отрезок эволюции заполненный очками даст нам законтролить двух, а позже и вообще четырех существ нашего вида. Такая банда уже не боится почти никого.

Вспоминаем, что часто можно найти большое существо, с которым нельзя подружиться, а только убить. Я подумал, что трех ребят по 29 жизней каждый, мне хватит. Самого большого я не нашел, но зато под руку подвернулся отшельник с HP 250. Результат нашей «битвы» был предсказуем.

Меня убил отшельник

Побродив немного по окрестностям, я увидел прикольную пасхалку — яйца чужих. Правда, как-то взаимодействовать с ними нельзя. Они просто стоят и источают аромат. При приближении к ним высвечивается большой знак вопроса.

Яйца чужих
Яйца чужих

Дружить ни с кем особо не получалось — не хватало добрых характеристик, поэтому я занялся охотой на других туземцев. Семья за семьей они отлетали в небытие. Большой монстр у меня так и не заспавнился, чему я был расстроен.

Зато к нам прилетел космический корабль, который украл нескольких моих соседей. Нами он не заинтересовался.

Корабль
Корабль

По сюжету род Пупа должен дважды переселиться — логических объяснений этому нет. Хотя скорее всего это связано с порабощением наших жертв. Их остается меньше рядом и получается вот такой костылек, чтобы не ходить искать кого съесть далеко, место обитания меняется и ты вроде как опять при деле.

После этого мозг опять подрастает, шкала заполняется, мы наблюдаем отсылку к Кубрику, где «обезьяна» берет кость в руки, и начинается этап племя.

Этап третий. Племя

Начинается Чунга-Чанга. Из всех видов на планете Лупа, Пуповцы первыми становятся племенем. По умолчанию в начале этапа у вас три человечка под контролем — один шаман и два пасынка. Негусто, но всего у нас есть 12 слотов под существ. Чем быстрее мы завоевываем чужаков, тем быстрее растет количество доступных работников. Цель — подружиться или разорить всех остальных.

Племя Пупа
Племя Пупа

Помимо человечков есть еще слоты под постройки. Всего их 6, а вот построить можно аж 8 зданий, но особого выбора здесь почти нет. Разница между двумя Пуповцами с факелом и двумя шаманами не сильно роляет в прохождении.

Неподалеку от нас расположились Зеленые. Я взял всех и пошел петь им песни. Ритм-игра точно такая же, как и в Sims Superstar — просто нужно правильно дудеть, когда чужаки показывают тебе иконку дудки. Помимо двух видов духовых есть еще трещотки, но с самого начала они недоступны. Подружившись/убив племя дается возможность строить те здания, которые у них были.

Я хотел дружить со всеми, чтобы выправить шкалу эволюции на нейтральную, но не повезло. Голубые были слишком агрессивными и в одну из своих вылазок чуть не пришили моего шамана. И это сошло им с рук! Разозленный, я направил туда всех моих жителей вооруженных топорами. Правда, не посмотрел на их количество, а их было всего 6. Под грустные звуки тромбона все Пупы были убиты.

И все начинается заново.

В этот раз я долго ждал младенцев, много охотился на разную живность и приносил дары всем, у кого было хотя бы пол-улыбки в отношениях со мной. Набрав реальных головорезов, я пошел войной на фиолетовых. Враг был опущен и стерт с лица Лупы.

Мочим
Мочим

Пуповцы быстро и верно превратились в цивилизованное общество.

Этап четвертый. Цивилизация

Наше племя превращается в город. Таких городов на карте несколько, да и других поселенцев тоже достаточно (хотя все они тоже принадлежат к роду Пупа). Экономику у нас теперь представляют пряности, которые, кстати, имеют свойство заканчиваться — хотя уже в этапе космоса пряности почему-то не кончаются. Эта дыра в игре никак не объясняется.

Значит, есть у нас город. В городе могут быть постройки четырех видов, но только три несут пользу:

  • Жилой дом. Здесь живут Пуповцы.
  • Развлекательное здание. Повышает радость горожан.
  • Промышленное здание. В нем занимаются переработкой пряностей, и оно понижает радость горожан.
  • Ратуша. Она строится одновременно с городом и просто выполняет функцию как бы главного здания.

Цель цивилизации — поработить все города и выйти в космос. И здесь опять же у нас три пути:

  • Война. Набираем вездеходов, самолетов и лодок и массированными атаками уничтожаем всех противников.
  • Экономика. Открываем торговые пути и перекупаем чужие владения.
  • Религия. Туманим мозги населению — оно переходит под наш контроль.

Здания можно подобрать из коллекции Maxis, а можно построить самому. Я сделал вот такую ратушу, чтобы мои серьезные намерения были сразу понятны.

Моя ратуша
Моя ратуша

Остальные постройки я подобрал в коллекции. Позже вам предложат сделать технику (танк, самолет и лодка) тоже на свой вкус. У меня получилось Яндекс такси.

Такси
Такси

Действие развивалось стремительно. Я подгреб под себя все источники пряностей, которые были поблизости. Рядом тут же возникли города-соперники. Я стал задабривать всех деньгами, но купить город так и не смог — когда я всадил 40 тысяч спорлингов, его осадили Синие.

Планомерно они отбирали все поселения до каких могли дотянуться, но отношения у меня с ними были отличные. Бордовые вызвали голограмму Джо Байдена (или местного Трампа), чтобы впихнуть Зеленым свои религиозные ценности. Вместе с этим они призвали меня на священную войну с Синими, благосостояние которых вызывало ужас.

Но разрешилось все моментально. Зеленые и Бордовые объединились, позвали меня — и мы все затоптали Синих. У них не было ни единого шанса против трех армий. Как только война закончилась, все мои союзники решили подчиниться моей воле. Без даров и других ухищрений, они просто согласились присоединиться к нам. И я увидел заветную плашку.

Мир у ваших ног
Мир у ваших ног

Этап пятый. Космос

Пуповцы на ракете вышли в открытый космос, чтобы добраться до центра галактики. Этот этап мне в свое время очень нравился, вернее некоторые его аспекты. И сейчас я уже отчетливо вижу его жирные минусы, скомканные из-за недостатка времени или просто выдумки.

  • Всё нужно делать самому. Никаких друзей, подруг, помощников здесь нет. Где-то чихает травоядное животное, грозя эпидемией целой планете? Давай, вперед. Найти интересный артефакт за 200 000 спорлингов? Следи за сканером, не отвлекайся. Нужно собрать пряности? Ну слетай на планету да забери.
  • Маленькое разнообразие квестов. Они начинают повторяться уже с третьего раза — прилетаешь к Безянам, например, и выдается один и тот же сценарий: укради гуманоида; позаимствуй всё живое на планете; поищи для нас реликвии; привези пряностей; разбомби город и т.д. И этого «т.д.» не так много.
  • Пряности в инвентаре конечны. Нельзя запихнуть в корабль больше 99 единиц любых пряностей. Это значит, что если у вас есть самая дорогая фиолетовая пряность, то максимум который вы сможете поиметь с нее — это 6 миллионов. Для простого перелета по звездам этой суммы хватит с лихвой, а вот для терраформинга не так уж и много.
  • Отсутствие таймера возобновления пряностей. На планете показано, что завод добывает 72 единицы в час. А какой час? Наш реальный или выдуманный в мире Spore — непонятно и мало того неудобно. Игра иногда превращается сессионку — облетел все свои владения, насобирал ресурсов, продал, вышел.
  • Все ваши решения в начале игры почти никак не влияют на дальнейшее прохождение. Да, даются определенные бонусы. Расы будут враждовать с вами, если вы избрали путь войны со всеми. И это всё! Пройти игру можно в любом случае и любым другим способом. То есть — вначале вы целовали всем зад и были супердружелюбными. В космосе вы можете стать последним головорезом, от которого будет воротить нос любая цивилизация. Тогда зачем вообще шкала эволюции с мини-перками?
  • Неимоверно тупые инопланетяне. Единственное что они умеют — это атаковать друг друга. Ни обустраивать планету, ни добывать больше пряностей, даже рынка как такового у них нет.
  • Из предыдущего складывается еще одна мини-проблемка, которую иногда пытаются оправдать: никогда не понятно, куда и кому продавать пряность. Это просто бег по кругу. Летаешь по разным уголкам собираешь, летаешь снова, чтобы продать. Даже в «Корсарах 2» («Пираты Карибского моря») была карта экспорта и импорта, а она вышла на 5 лет раньше.

Конечно, можно было сделать лучше, но было ли время и возможности для такого амбициозного проекта? Сейчас уже не узнать.

Моя система

Начало пути
Начало пути

Так выглядела моя система в начале этапа. Уже есть союз с оранжевыми (бесполезный, кстати), разведаны несколько других планет соседей. Поскольку целью было прохождение игры, я подумал, что нужно максимально обезопасить себя финансово и стал искать планеты с фиолетовой пряностью. Их оказалось две, но одна из них уже была с цивилизацией. Мне было жалко устраивать геноцид, но эти две планеты были у одной звезды (!), что очень редко происходит.

Постепенно обрастая всякими фишками типа примочек для терраформирования или новыми видами оружия, нужно было уже засматриваться в сторону центра галактики. Первая попытка была успешной, но не совсем — я забыл купить колонии. Зато я довольно далеко забрался и уже видел, где придется маневрировать, ведь чем больше ты приближаешься к цели, тем меньше становится расстояние, на которое способен полететь корабль.

Грокс
Грокс

Гроксы уже ждали меня. Вооруженные до зубов и постоянно ругающиеся, они, кажется, завоевали тысячу звездных систем и обложили всю галактику. Накопив 20 миллионов, я попытался их задобрить, но после 5 вожак планеты так и сказал: мы не продаемся, нам все равно.

Прикинув свой путь, я накупил несколько аптечек, восстанавливающих здоровье и энергию и решил пойти напролом, вдруг получится. И получилось!

Меня окружили пять кораблей гроксов, били меня изо всех сил, но мне удалось подлететь к центру и нырнуть в никуда! И тут то, чего я ждал 12 лет.

Очередная отсылка к «Космической одисее 2001» и закадровый голос, который рассказывает о том, как устроен мир Spore. Оказывается, вселенных так мало и одновременно так много... Мы не одни и никогда не были одни...

Зачитав весь монолог, рассказчик наконец хочет представиться лично. И мы видим корабль, голос из которого называет себя Стивом. (Вы же не думаете, что он впрямь расскажет что-то полезное?)

Стив
Стив

Стив поздравляет нас и вручает нам 42 единицы жижи, которая терраформирует планету сразу до состояния Т3, то бишь рай земной. Напоследок он бросает фразу о третьей планете от Солнца, мол, там будет круто. И всё. То есть вот вообще всё. Остается только песочница.

И вы наверное спросите: ну, на Земле, наверное, продолжение будет?

Ага, щас. Я нашел Солнечную систему, потратив на это часа два. Вот ее фото.

Солнечная система
Солнечная система

И даже кинул в неё живительной жижей, после чего она расцвела. Но после этого остается необъятное пустующее пространство — пусть не в игре, но где-то внутри тебя. И я рад, что прошел Spore спустя 12 лет, ведь тогда мог бы просто не понять её и возненавидеть.

Сейчас же, понимая всю иронию и забавную философию самой сути игры, чувствую себя как-то полегче. В итоге я все-таки увидел концовку...

Spore могла бы стать The Sims в космосе, что доказывает его дополнение, которое больше углубилось в социализацию этих порой опасных, но иногда милых существ с разных планет. Но размах был слишком велик, а удар вышел только в половину силы. Не хватило реверса, что ли.

И тем не менее для 2008 года это было очень недурно. Может, будущий ремастер (наивный) поправит огрехи графики и прибавит в сюжете или других деталях, кто знает? Разве может единственная* в своем роде игра быть забытой?

(Поделитесь в комментариях, какие еще игры есть на эту тему.)

В прошлой моей статье Spore набрала больше всего голосов, поэтому текст о ней вышел. Может все повторится как встарь?

Следующий текст
Supaplex
Х/ф Серьезный человек
Little big adventure 2
Guacamelee 2 
Кряки против плюхов

Лайки, репосты и комменты всегда приветствуются.

319319
58 комментариев

Эх ей бы 2 часть, допиленную и расширенную, помню как убегал от огромных монстров с 1к хп, стравил их, потом прокачал дружелюбие и 3 толстых монстров приручил(типо отшельника тут) , как только их приручил этап завершился(или я сам завершил, не помню), даже не успел на большого пойти.
И да, тоже всегда скипал игру на космосе, мне больше всего первые 2 этапа нравились

81
Ответить

В итоге вместо второй части получили какую-то неведомую херню в виду Darkspore

3
Ответить

Вот прохождение. Оно очень грустное и если вы беременная женщина, то лучше не смотрите

29
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Комментарий недоступен

26
Ответить

Вспоминаем, что часто можно найти большое существо, с которым нельзя подружиться, а только убить. Я подумал, что трех ребят по 29 жизней каждый, мне хватит. Самого большого я не нашел, но зато под руку подвернулся отшельник с хп 250. Результат нашей «битвы» был довольно предсказуем.

С ними можно подружиться. Более того, можно собрать группу последователей, состоящих ТОЛЬКО из отшельников. Кроме того что это неубиваемая банда, когда наступает этап племени, все отшельники становятся прирученными животными, регулярно производят еду (яйца), и здорово помогают отбиться от атакующих.

И с гроксами можно подружиться, с помощью генератора счастья. Как только ты становишься союзником с гроксами, против тебя навсегда ополчаются все остальные разумные рассы. Какое-то время я потратил, летая по окраинам галактики, уничтожая (или тераформируя до непригодности) планеты неугодных расс, но я понял что вменяемого конца тут не будет и забил.

25
Ответить

Это все очень хорошо, если целью не стоит прохождение) 

Ответить