Chi no Wadachi: дыры на белом листе

Мои впечатления от одной из самых душераздирающих манг за последнее время.

Chi no Wadachi: дыры на белом листе

В который раз, пытаясь восстановить свой режим, я решил лечь пораньше и отрубиться, читая какой-нибудь очередной неприглядный тайтл. Я долго листал один из тех самых сайтов, на которых максимально доступный уровень рекомендательной системы — это вкладка «популярное», где на первых пяти-десяти страницах красуются произведения о которых не слышал только глухой.

Внезапно мое внимание привлекла выделяющаяся на общем фоне обложка с идеалистическим изображением счастливой матери с ребенком, от которой я не совсем представлял чего ожидать, но перспектива засыпать под очередную постную жвачку на миллиард страниц однообразного сюжета мне немного надоела, и в конце концов хотелось чего-то нового, оригинального, и, возможно, более приземленного. Без особого энтузиазма я стал проглатывать страницу за страницей пока не обнаружил себя в восемь утра испытывающим, пожалуй, одно из самых больших эмоциональных потрясений, которое могло мне подарить прочтение манги за последний год.

Хочу рассказать о Chi no Wadachi.

Мой телефон наблюдал это всю ночь
Мой телефон наблюдал это всю ночь

Я часто слышу как люди сетуют на взрослую жизнь. Необходимость работать, уход за детьми, постоянная ответственность и бесконечные обязанности — все то, чего лишена самая прекрасная пора в жизни любого человека (ну, или хотя бы большинства), — детство. Вспоминая времена своей ранней юности даже те события, которые можно едва ли назвать хорошими или положительными, люди часто пересказывают не без улыбки на лице.

Оно и понятно, те вещи — в прошлом, и для многих это тот самый опыт без которого они бы не стали теми, кем являются сейчас. С другой стороны есть и те, чей ранний опыт был настолько травмирующим, что и по сей день его отголоски слышны в тех потаенных частях сознания, которые, как подарок, обтянуты полосатой лентой с надписью «не открывать».

О такой ли истории пойдет речь?

Спросите вы

Пожалуй что да.

Сэйити Осабэ — обычный японский восьмиклассник. У него нет каких-то выдающихся способностей, он нормально учится, у него есть друзья, а еще он интересуется своей одноклассницей Фукииси. Мальчик как мальчик, единственное, что хоть как-то выделяет его из толпы других ребят — это то тут, то там проскакивающие от его приятелей подколы в сторону его несамостоятельности. Они называют его «маменькиным сынком», но без излишней агрессии, а скорее по-доброму. Сам Сэйити относится к этому нормально и не воспринимает их шутки всерьез.

Вспомните сами, в детстве можно получить прозвище и издевки за что угодно, что будет выделять тебя на фоне остальных детей. Даже если вы каждый вечер работаете волонтером в приюте для животных, далеко не факт, что к вам не прилипнет какое-нибудь отвратительное прозвище, которое будет намекать на вашу любовь к живности в самой что ни на есть извращенной форме... Да, дети, они такие).

Но есть ли в словах этих ребят хоть доля правды? Когда Сэйити впервые возвращается домой после занятий мы узнаем, что он единственный ребенок в семье из трёх человек: его самого, его мамы Сэйко и отца Итиро. Обычная японская семья, любящая мать и постоянно пропадающий на работе отец. Может показаться, что мать главного героя и правда проявляет чуть больше заботы, чем требуется, но такое положение дел можно понять, ведь кроме него в семье нет других детей, а отец постоянно занят на работе, и нет ничего удивительного в том, что Сэйити стал главным проектом в жизни его матери.

«Милый, просыпайся», «Что будешь на завтрак?», «Я тебя так люблю», «После школы приходи сразу домой, не задерживайся». Уверен, есть на этом свете люди, которые отдали бы многое, чтобы услышать хоть что-то подобное от своих родителей.

В один из выходных дней в дом семьи Осабэ приезжает тетя главного героя со своим сыном Шигеру (Или Сигэру, смотря на какой перевод вы наткнетесь). Парни с удовольствием проводят время играя в приставку, а старшие сидят на кухне и о чем-то говорят (как думаете, о чем?). Неожиданно Сэйити прилетает подкол от Шигеру и он точно так же касается гиперопеки. Оказывается, когда Сэйити ходил в детский сад, его мать присматривала за ним даже там. Мальчики спускаются на ужин и по ходу разговора мы узнаем, что такие визиты происходят каждую неделю, а летом семья Осабэ вместе с остальными родственниками планируют поход в горы.

Начинается лето.

Вот они слева направо...
Вот они слева направо...

Вся семья в сборе и начинает свое восхождение. Они замечательно проводят время на свежем воздухе, немного уставшие устраиваются на привал и здесь точно так же не обходится без подшучиваний, но на этот раз в сторону матери Сэйити. Мать не обращает на них внимания, но дело не ограничивается лишь шутками. Когда Сэйити и его двоюродный брат стоят у края обрыва, Шигеру в шутку толкает его, но, не успев даже опомниться, Сэйити обнаруживает себя в объятьях своей любящей матери, которая, по всей видимости, уже заранее шла, чтобы увести мальчика от обрыва. В глазах матери — шок, на лицах всех остальных членов семьи — ухмылка и смех, включая отца. «Ты слишком его опекаешь, Сэйко» — фраза, которая прилетает вдогонку.

скоро вам будет не до смеха
скоро вам будет не до смеха

Дальше следует завязка, которая переворачивает все с ног на голову. Для желающих прочитать мангу и вернуться спрячу ее под спойлером.

Добрый самаритянин

Итак, посмеялись и хватит. Взрослые продолжают что-то обсуждать, а мальчикам приспичило сходить по малой нужде. В какой-то момент Сэйити замечает, что Шиге нет рядом, а поиски приводят его к еще одному обрыву вдали от глаз взрослых членов семьи. Двоюродный брат снова дурачится у обрыва, хвалясь своим бесстрашием, непостижимым такому «маменькину сынку» как Сэйити, но на этот раз что-то пошло не так. Шиге спотыкается и теряет равновесие. Его тело постепенно и плавно, как в замедленной съемке, переходит в горизонтальное положение как снова из ниоткуда выбегает мать Сэйити. Ей удается поймать мальчика в последний момент (ну и где сейчас ваши шутки?). Мальчик спасен, мать держит его в своих объятиях, долго смотрит ему в глаза, а затем... толкает с обрыва с блаженной улыбкой на лице.

что
что

Буквально сразу же после этого Сэйко начинает рыдать, и звать на помощь. «Сэйко, что случилось?, где Шиге?», «Я не успела его спасти...».

Все произошло на глазах Сэйити. У мальчика шок, его и без того не сформированный мир разваливается на части.

Шигеру удается выжить, но он находится в коме, а правду о произошедшем знает только он сам, Сэйити и его мать. Но что здесь правда? Действительно ли Сэйити увидел все так, как было на самом деле? Может быть из-за всплеска эмоций его разум помутился и события приняли иной оборот в его голове? Это же та самая любящая мама, которая целовала его за хорошие оценки, а каждое утро готовила завтрак...

это было бы сильно, но нет
это было бы сильно, но нет

Знаете, я не помню ни одного произведения, которое бы препарировало тему гиперопеки так бескомпромиссно и глубоко как это. Мы не просто проживаем детство Сэйити вместе с ним, а буквально погружаемся в бесконечно глубокую бездну сознания мальчика, от личности которого жадно откусывают часть за частью, после чего пережевывают и выплевывают обратно в искаженной по особому замыслу форме. Душа ребенка порабощается постепенно, медленно и методично. Мать в его глазах — божество, ее слово — закон, а лицо — икона.

Chi no Wadachi: дыры на белом листе

События первых глав предстают в другом свете, оказывается, что материнская операция по обезглавливанию самостоятельности своего сына продолжается уже очень давно. И неспроста каждую неделю Сэйити проводил выходные в компании своего двоюродного брата, ведь так он всегда был рядом и всегда под присмотром. Ему не велено делать лишних шагов, ведь матери лучше знать, что нужно ее ребенку, точнее, ей лучше знать, чего хочет она сама, а она своего не упустит.

Главная цель операции — закрыть Сэйити от любого влияния извне, только мать определяет вектор развития его личности, в данном случае этот вектор всегда должен быть параллелен оси x. Даже когда Сэйко (так зовут мать если кто забыл) остается наедине с тетей Сэйити, все о чем она говорит — это ее сын. Без него она просто не существует, он — центр ее вселенной, пустой, и беспросветной, в которой единственный огонек будет плясать под ее дудку, ведь она — творец и создатель, бог и судья.

божественно красива и дьявольски ужасна
божественно красива и дьявольски ужасна

Возможно во время прочтения некоторые заметят неоднозначность в поведении Сэйити, ведь буквально сцену назад он мог думать и делать одно, но затем его линия поведения разворачивается на 180 градусов, и может сложиться впечатление, что это проблема сценария, но не забывайте, что речь идет о ребенке, воля к жизни и самостоятельному принятию решений которого подавлялась с самого рождения, а память на его жестком диске переписывается по воле человека, который готов пойти на все, чтобы контролировать потоки информации в голове своего сына. Его личность — это белый лист, на котором каждый может оставить свой след, но главная задача матери — перечеркивать чужие следы до тех пор, пока карандаш не протрёт лист насквозь, оставив на нем лишь то, что принадлежит ей.

Множество раз можно увидеть как меняется отношение Сэйити к своей матери: от абсолютной любви к отчаянной ненависти и страху, которые будут сменяться полным безразличием, тотальной привязанностью и подчинением. Причем описанная мной последовательность будет не только повторяться, но и изменять свой порядок. Можно только представить какая каша творится у человека в голове. Тем не менее автор — настоящий мастер своего дела, и мы с легкостью считываем эмоции персонажей с кадров крупного плана. Даже моменты, в которых эмоции достигают пика своей неоднозначности, переданы настолько хорошо, что такую же неоднозначность испытывал и я во время прочтения.

История воодушевляет и обламывает, издеваясь над ожиданиями и надеждами того, кто решил в нее погрузиться. В момент когда казалось бы мы можем наконец порадоваться за персонажа и рассчитывать на то, что история идет к относительно благополучному завершению, все рушится в одночасье, по щелчку пальцев, ни оставив никакой надежды на хэппи-энд и временами вызывая шок и чувство недоумения у читающего (ну, у меня было так).

Ох уж эти советчики
Ох уж эти советчики

В манге довольно много жестоких сцен психологического насилия, которые невозможно читать с каменным лицом. Пренебрежение личным пространством, подкуп, резкая смена настроения, давление, эмоциональная отстраненность, манипуляции с подменой воспоминаний, чувство жалости — это лишь небольшой список того инструментария, которым оперирует Сэйко Осабэ (сори, не в курсе как это все на модном называется).

Одни из самых тяжелых сцен на мой взгляд связаны с влюбленностью Сэйити в свою одноклассницу Фукииси. Думаю, не нужно объяснять, что происходит в голове матери Сэйити, когда она видит на горизонте соперника в своей борьбе за власть над душой своего ребенка. Фукииси не просто конкурент — это буря и хаос, которая абсолютно точно может потеснить огромную икону его матери, занимающую центральное место в области сознания, которая отвечает за волю. Но действительно ли Фукииси так влюблена в Сэйити? Может быть у нее тоже есть свои скрытые мотивы?

без комментариев
без комментариев

А что если все не по-настоящему? Что если мы читаем не о событиях, которые происходят в реальном времени, но о воспоминаниях главного героя об этих событиях? Может быть так работает психологическая защита, которая делает мать Сэйити виновником всех ужасных событий, что происходят в его детстве? Что если мы наблюдали за тем самым трудным подростковым периодом, с которым главному герою было попросту невозможно справиться, не обвинив свою мать во всех смертных грехах? — так или иначе все эти вопросы будут всплывать либо у главного героя, либо у читателя в голове, и эта неоднозначность добавляет огромную долю интриги при прочтении, ведь можем ли мы действительно быть уверены в том, что мы правильно понимаем описанные события? Не хочу сказать, что это какой-то невероятный разрыв четвертой стены, но отчасти все то же самое испытывает и мальчик, за чьей историей мы наблюдаем.

дьявол здесь отводит душу
дьявол здесь отводит душу

Без лишних спойлеров скажу, что концовка не будет открытой, но это абсолютно не означает, что она даст вам ответы на все вопросы, причем многие не будут заданы напрямую на страницах манги, вероятно, вы сообразите их сами.

Возможно, значительную часть ответов каждый найдет в себе сам, либо как минимум задумается над тем, что эти ответы стоит искать. И это, пожалуй, то, чем Chi no Wadachi зацепила меня больше всего, ведь не так часто авторы воспринимают свою аудиторию, не как конченных идиотов, а как собеседников способных добавить своих собственных красок на авторское полотно.

Would you kindly
Would you kindly

Если вы, как и я, решите отправиться в это путешествие, сразу оговорюсь что путь не будет простым, и, для некоторых, возможно, даже слегка травмирующим. Манга вызывает много разных эмоций, по которым автор умело катает читателя по ходу повествования, а значит вас ждет много откровений и сюжетных поворотов, уместных или нет — это вы уже решите сами.

У истории есть начало и есть свой финал (слава богу, я бы не вытерпел ждать новых томов), но мне тяжело воспринимать это как конкретный исторический экскурс во взрослении главного героя, разложенный максимально по по полочкам от события к событию с однозначными оценками происходящего. На мой взгляд — это в первую очередь духовный путь, который стоит пройти до конца тем, кого хоть сколько-нибудь зацепит история, где в конце каждый сделает свои выводы самостоятельно, и, возможно изменит свой взгляд на некоторые вещи, а я такое очень ценю.

Ну ты уже воду лить начал, заканчивай

Раздраженный читатель

Думаю, вы правы, но наверное я просто жалею, что мне не достает слов для того, чтобы описать насколько сильно мне понравилось это читать. Это замечательное по своему визуальному и смысловому наполнению произведение, о котором действительно можно говорить часами. Я однозначно поставлю его на высокое место в своем личном рейтинге, и вряд ли когда-нибудь смогу выбросить из своей памяти.

ее любовь так сладка
ее любовь так сладка

Спасибо всем, кто прочитал. Это мой первый обзор на нечто подобное, и передать свои ощущения без спойлеров было не просто.

Если вам понравилось, пожалуйста, поддержите этот пост и подписывайтесь, чтобы увидеть больше подобного.

Всем удачи)

P.S. Может у кого-то были такие друзья в детстве?

5555
45 комментариев

Читать было интересно, но я вижу здесь распространённую ошибку новичка-рецензента : банальный и сухой пересказ произведения.
Здесь нужно было либо сделать краткий анализ об основной теме, либо забить на сюжет и тщательно проанализировав - рассказать о сути произведения без применения спойлеров. Для описания своих впечатлений такой формат подойдёт - но для чего-то серьёзного - увы нет. Читать такие вещи я конечно не буду - мне хватает и реальной жизни.
Лайк поставлю, но тебе лучше начать совершенствоваться, а не стоять на одном месте.

4
Ответить

Сам не люблю пересказы сюжета, поэтому здесь затронул только завязку. Мне показалось странным описывать неописуемое без хоть какого-то погружения в суть происходящего, поэтому решил эту часть не вырезать, но возможно я не прав конечно

Ответить

Если цветы зла не читал(что вообще будет удивительно) то советую

1
Ответить

Читал, тоже топ, скорее всего буду все читать у этого автора, уж больно хорошо он в меня попадает

2
Ответить

И, кстати, цветы зла были прочитаны совсем недавно, только потому что такая уродская аниме-адаптация - это наверное худшее, что могло произойти с мангой

1
Ответить

Как оно в сравнении с пунпуном?

Ответить

Многое слышал про пунпуна, но к нему всё никак не могу подступиться, я так понимаю это одного поля ягоды?

1
Ответить