Call of Juarez: Gunslinger или байки пьяного старика
«Call of Juarez: Gunslinger» — вестерн-шутер, последняя часть серии «Call of Juarez», разработан польской компанией Techland, более известной по «Dying Light» и первой «Dead Island» (вторую часть уже делала другая компания, спустя 9 лет). Права на серию изначально принадлежали Ubisoft, в 2018 году были выкуплены. В 2021 году игру разработчики решили раздать бесплатно в стиме.
Ничего про прошлые части сказать не могу, хотя их там достаточно много (да, 4 части в серии вестерн-шутера это много, многие проекты даже продолжения не получали). Возможны спойлеры.
Сюжет
Всё повествование строится вокруг такого термина, как «ненадёжный рассказчик». Игра начинается с того, что в бар заходит Сайлас Гривз, выпрашивает выпивку, и рассказывает свою подлинную историю охотника за головами. За свою карьеру Сайлас пересёкся с большим количеством именитых деятелей дикого запада с 1868 по 1910 год. Пожилой охотник начал карьеру путём мести:
Три брата Гривз перегоняли скот из одного города до другого. В роковой день, братья остановились в очередном городе отдохнуть, и младший брат, Сайлас, обыграл в салуне трёх бандитов на большую сумму с древней монетой. По итогу проигравшие решили взять своё и повесили братьев на ветке, положив младшему монету в рот: «Никто не скажет, что я оставил тебя ни с чем». Ветвь обвалилась под весом трёх тел, но выжил только младший. Трёх убийц раскидало по разным бандам по уголкам страны, на протяжении всего рассказа главный герой пытается до них добраться и убить.
Помимо идеи «ненадёжного рассказчика», игру пронизывает тема «месть — это плохо», подана эта мысль правда через диалоги: В какой-то момент охотник получает заказ на индейского шамана по имени «Серый волк». Встреча с ним вызвало ведение у героя, а слова Волка остались в голове, потому что герой не мог их понять: «Великую тьму ты несёшь в своём сердце. Если не отпустишь её, она заберёт твою душу» и ещё несколько похожих фраз в том монологе, для тех собутыльников, кто не понял прошлую метафору.
Геймплей
Это коридорный шутер на пару вечеров. На выбор при первом прохождении даётся две сложности, а третья открывается после прохождение вместе с «Новая игра+». За такое время стрельба не успела надоесть, хотя разнообразия оружия слишком мало. Игроку даётся: стационарный пулемёт (две-три секции), рычажная винтовка (и её обрез, смысла от него я не понял, обычный вариант лучше из-за прокачки и встретил его уже после половины игры), двуствольное ружьё, обрез ружья и три револьвера: «Шестизарядник», «Рейнджер» и «Скорострел», и динамит как метательное. Разницы между шестизарядником и рейнджером я, опять же, не понял, но скорее всего различие идёт в точности и дальности стрельбы, но в игре мало противников на дальней дистанции. А «Скорострел» как понятно из названия – это не игрок в геншин, а просто скорострельный револьвер, с малой дальностью. Дробовики редкое, по сравнению с другим, оружие, которое имеет мало мест для применения, если не подбегать к лицу врага. У револьверов и обреза ружья есть возможность взять в две руки, позволяя наносить больше урона. При стандартной настройке на пкм происходит прицеливание, а выстрелы же идут по порядку лево-право-лево-право…, перезаряжать второй ствол не обязательно, можно зарядить один и выстрелить сразу же из этого оружия. Также предусмотрен режим стрельба на две кнопки мышки, об этом можно случайно узнать, ковыряясь в настройках управления, взамен, за независимую стрельбу вы потеряете возможность прицеливания и точность.
Помимо огнестрела, у главного героя есть две способности: «Концентрация» и «Чувство смерти» . Первая заполняется по мере убийства противников и включает «режим ярости», который замедляет всё вокруг, подсвечивает противников и увеличивает по ним урон. Вторая имеет таймер перезарядки и срабатывает лишь при смертельных ранениях, позволяя увернуться от пули или не увернуться.
Есть ещё и прокачка, не делай её разработчики – ничего бы не поменялось. Три ветки прокачки, в каждой из которых по два пути, за всю игру всё не удастся прокачать, для этого есть нг+. Бонусы от прокачки идут к скорости заполнения концентрации, комбо-метра, количеству патронов и т.д., а также позволяет взять револьверы или обрез ружья в две руки. Помимо этого, есть возможность получить улучшение оружия, которое прибавляет характеристики и меняет внешний вид: между двумя «револьверными барабанами» и в конце.
Помимо сюжетного режима разработчики предоставили аркаду и дуэли:
Аркада представляет собой тир с набором очков за комбо и убийства, на выбор даётся три «класса» со своим набором оружия и прокачки, которую получаешь по мере набора очков этим классом. Дуэли же — это режим, вырезанный из основной игры: почти в каждом эпизоде в конце у нас начинается мини-игра, в которой мы должны мышкой и кнопками влево/вправо сконцентрироваться на враге и своём оружии. В какой-то момент мы услышим сердцебиение и можно будет выстрелить первым, но тогда нас «запомнят трусом». Для честной же дуэли потребуется подождать после начала «ударов» и тогда уже противник потянется за револьвером, нужно будет сразу вытянуть своё оружие, нацелиться и выстрелить. Всё усложняется ещё и тем, что на одном из этапов потребуется уклоняться от летящих пуль, а под конец нас знакомят с «мексиканской дуэлью», где нужно поворачивать камеру на противника, что смотрит на вас. В сюжете сложность дуэлей повышается постепенно, в отдельном же режиме от вас потребуются все полученные навыки, а на цикл из 15 противников будет ограниченное количество жизней.
Мир, музыка и озвучка
По словам разработчиков, проведено много исследований на тему «Фронтира», что позволило использовать исторические факты и мифы, построенные вокруг этих событий и личностей. Кат-сцены и внешний вид игры сделаны в «комиксовом» стиле как раз из-за двойственности фактов вокруг дикого запада. Да и само повествование строится на этой особенности, окружение может меняться от того как рассказчик меняет историю: в какой-то момент происходит «разветвление» (нам выбора не дают): «передо мной предстал выбор как пройти к цели, первым вариантом была шахта» (цитаты не дословные) — мы проходим этот путь по шахте, а в конце рассказчик произносит «конечно же таким путём я не пошёл, это было слишком опасно» и нас откатывает на точку «разветвления», отправляя по «верному» пути героя. О создании повествования можно почитать в этом интервью.
Из-за использования «Cel shading» игра даже в 2024 году выглядит удовлетворительно, разработчики попытались перенести природу и города в антураже дикого запада. Но у всего есть и свой недостаток, в городах используются одни и те же модели (даже дома где можно ходить), иногда, как мне показалось, и расположение построек.
Музыка, ну, она есть. Вместе с игрой прям гармонирует, когда в отрыве, как по мне, такого эффекта уже не будет. Хотя, если вам нравится «под вестерн», то может и зайдёт отдельно.
Вот что хорошо получилось, так это озвучка главного героя от Джона Сайгана (John Cygan). На протяжении всей игры рассказчик практически не умолкает. Слушая его, появляется ощущение что попал в салун и сидишь рядом со стариком, который рассказывает свою историю. А в какой-то момент главный герой начинает петь.
В игре есть «коллекция», называется она «самородки истины». Сбор не обязателен, но если хотите прочитать «достоверную информацию» о затронутом игрой, то вам стоит их собрать все. Спрятаны они довольно легко (есть бесполезный перк, что по описанию должен помочь, но работал он только когда я тёрся об объект).
Вывод
Я много не ожидал от игры, но она смогла принести положительные эмоции за 6 часов (на скрине 7, но это я отходил на час), а если не усердствовать в сборе предметов, то возможно пройти ещё за меньшее время. Игра на максимальной, доступной до полного прохождения, сложности довольно простая, сам геймплей может показаться скучным, но продолжительность и хорошая озвучка главного героя может скрасить.
Дополнительные режимы можно не трогать, они довольно бесполезны и просто есть (как и прокачка, игру можно пройти и без неё). Но душные места всёж есть: дуэли, боссы и зачем-то большое пространство некоторых уровней. К дуэлям просто надо приловчиться, хотя у меня часто были рандомные моменты, когда процент у показателей под 100, но враг всё равно быстрее, ну и уворачиваться от пуль не удобно. А вот боссы просто жирные и делятся на два типа: первый — доберись сквозь укрытия под обстрелом и в конце закидай динамитом или застрели цель, а второй – просто жирный мужик с дробовиком, которого нельзя вблизи убить из-за его урона, тоже с укрытиями. Так же не советую на последнем уровне брать дробовики. Будь игра длиннее, то уже сам геймлпей начал бы душить.
Call of Juarez: Gunslinger могу посоветовать тем кто хочет недолгую игру, «вестерн-шутер» или тему с «ненадёжным рассказчиком».