DTF смотрит: мужик в крутой куртке и Борат
Рекомендуем, что посмотреть.
«Оленья кожа» (Le daim, 2019)
По-хорошему дикая история Квентина Дюпьё («Шина», «Неправильные копы»), выступающая, пожалуй, на поле «Замёрзших душ» Софи Барт или «Быть Джоном Малковичем» Спайка Джонза — это такая же нарочито абсурдная притча, но без излишнего драматизма и сентиментов.
В центре сюжета мужик средних лет в исполнении Жана Дюжардена. Он отправляется во французскую глухомань, одержимый идей купить с рук шикарную куртку из оленьей кожи. Сделка проходит более чем гладко: отвалив за шмотку больше семи тысяч евро, главный герой получает в довесок цифровую видеокамеру.
Почти без денег, он останавливается в небольшом городке и принимается выдавать себя за режиссёра из столицы. Пресловутая куртка же постепенно овладевает разумом главного героя, заставляя того совершать странные поступки.
«Оленья кожа», как, например, и «Бивень» Кевина Смита — это небольшое кино одной идеи, которую оно использует на все сто процентов. За историей о мужике, одержимом курткой, можно разглядеть размышления на тему кризиса среднего возраста, но они никогда не выходят на первый план. В основе тут всё-таки смешное и ненапряжное сумасшествие.
При всей трагичности центральной метафоры, «Оленью кожу» невероятно весело и легко смотреть — ну просто невозможно не засмеяться, когда видишь, как Дюжарден крутится у зеркала в этой нелепой куртке и произносит: «Стиль убийцы». Скажу больше: «Оленья кожа» — это, наверное, самое смешное кино, которое я видел в этом году, и я при каждом удобном случае рекомендую его к просмотру. Рекомендую и сейчас.
«Под Сильвер-Лэйк» (Under the Silver Lake, 2018)
«14+» (2015)
Драма Андрея Зайцева о первой школьной любви. Здесь нет каких-то сложных конфликтов, чернухи, секса и всего того, с чем принято ассоциировать современное кино о подростках — это предельно простая и чуть ли не по-советски целомудренная история о высоких чувствах.
Помещая главных героев в вакуум идиллических представлений о детстве и собственной ностальгии по нему, авторы картины рисуют приторный и солнечный мирок, который ограничен дворами спальных районов и захламлёнными родительскими квартирами. Подростки в этой вселенной сталкиваются со штампами книг и фильмов о них же: натужно злобные хулиганы, неловкая школьная дискотека, родители, которые стараются устроить собственную жизнь и так далее.
Я не хочу сказать, что настоящим школьникам всё это чуждо — напротив, но «14+» не стремится показать реальность или тем более гипертрофировать её, чтобы зритель под необычным углом взглянул на собственное детство. Вместо этого кино предлагает совершить экскурс в то прошлое, которое у кого-то вряд ли было на самом деле.
Но простота и наивность фильма лишь идёт ему на пользу. Это доброе семейное кино, которые, несмотря на всю бесхитростность, прекрасно справляется с передачей подростковых чувств. Уж что-что, а метания влюблённого школьника Андрею Зайцеву удалось передать просто отлично.
«Борат 2» (Borat: Gift of Pornographic Monkey to Vice Premiere Mikhael Pence to Make Benefit Recently Diminished Nation of Kazakhstan, 2020)
Я не знаю, сколько раз пересматривал первого «Бората», а цитаты из него до сих пор нет-нет, да и проскальзывают в разговорах с друзьями и даже случайными знакомыми. В общем, кино, что называется, «ушло в народ» и стало культовым.
Второй «Борат», пусть формально и не отличается от первого, вряд ли станет такой же неотъемлемой частью, прости господи, культурного кода. И дело не в политизированности фильма — вернее, не только в ней. Ступив на путь политической сатиры, «Борат 2» потерял в универсальности и полноценно оценить его могут, пожалуй, лишь жители США, которые ежедневно сталкиваются с тем, что высмеивает Саша Барон Коэн.
И я не берусь говорить, что «повесточка» сгубила кино — всё-таки Who Is America? было едва ли не сильнее ангажированным шоу, но при этом оставалось уморительным и в целом понятным зрителям не из США. Главная проблема нового «Бората» скорее в том, что в нём катастрофически мало смешного, тех самых сценок с простыми и ничего не подозревающими людьми.
Да, «Борат 2» временами вызывает те же эмоции, что и первая часть, когда ты ёрзаешь на стуле, удивляясь, как Саше Барону Коэну всё это сходит с рук. Однако в сиквеле стало гораздо больше «сценарных» моментов, призванных рассказать историю взаимоотношений между главным героем и его дочерью. Они, разумеется, сдобрены шутками, но какими-то ленивыми, способными вызвать разве что-то робкую улыбку.
Когда дело доходит до «акций», ситуация становится не сильно лучше. Собеседники Бората реагируют вяло, не демонстрируют тех эмоций, которые так веселили в первом фильме и «Шоу Али Джи». Сами ситуации стали острее, Саша Барон Коэн чаще ходит по грани, но смешнее от этого не становится. И хотя фраза «Майкл Пенис, я принёс тебе девочку», наверное, надолго пропишется в моём лексиконе, всё остальное во втором «Борате» будет забыто без сожаления.