Оглянись (2021)

Темы рассуждений по поводу творчества, партнёрской работы в ней и поисках себя в каком-либо направлении этой всеохватывающей деятельности будут актуальны всегда. Ведь любая ветвь культуры помогает человеку лучше раскрыться как личность и ярко выразить себя. Вместе же с этим многие люди могут ошибочно посчитать какое-либо хобби делом всей жизни. Могут зарабатывать на нём, отдать этому все свои силы и свободное время, а потом в какой-то момент понять, что без него нигде себя не видят. В итоге будут продолжать цепляться за это дело уже без былого интереса, но храня страх в душе остаться пустыми.

Выбор. Постоянный мучительный выбор жизненного пути. Он заставляет сомневаться в том, что делаешь сейчас. Попытки заглянуть в своё будущее и узнать, к чему приведут твои увлечения в этот самый момент. Это так же бесполезно, как и ругать себя за то, на что повлиять ты попросту не можешь.

Именно такие мысли посетили меня после прочтения этой манги. Работа автора разительно отличается от его более широко известного хита как по сюжету и сеттингу, так и по атмосфере и посылу. Но их объединяет симпатичный и полюбившийся многим визуальный стиль, который придаёт произведениям этого мангаки особый шарм.

Конкретно эта работа откликается мне спокойствием, меланхолией и некоторой пассивной печалью, что выпадает в осадок после прочтения.

Давайте взглянем на разные пути творческой деятельности двух девушек и как они переплелись. Ну а о том, куда они приведут их в конце узнаете сами, если захотите ознакомиться.

Оглянись (2021)

«Look Back» — это манга в формате сингла, автором которой является Тацуки Фудзимото, нашумевший своим хитом — «Человек-бензопила». Именно эта работа принесла мангаке широкую известность. «Оглянись» же была опубликована в июле 2021 года с помощью издательства Shueisha на их онлайн-платформе Sho'nen Jump+.

Сингл содержит в себе 1 главу с 137 страницами.

Жанры: драма, психология.

Статус тайтла и перевода — завершён.

Работа Тацуки Фудзимото получила тёплые рецензии от критиков и забрала довольно много наград в разных номинациях. Например, в 2022 году она возглавила список лучших манг для читателей мужского пола. В том же году манга заняла первое место в рейтинге «Лучшая манга 2022 года Kono Manga wo Yome!» В 2023 году выиграла премию Rakuten Kobo's E-book Manga Award в категории «Один полный том ваншот манги». И также в 2023 была номинирована на премию Эйснера 2023 года в категории «Лучшее издание международного материала в США-Азия».

Разные писатели и редакторы поставили манге высокие оценки и хвалили художественный стиль автора, сюжет и повествование. Даника Дэвидсон из Otaku USA отметила: «Оглянись» — это меланхолично, горько-сладко и уникально. Это прекрасная возможность для Фудзимото продемонстрировать свои навыки.»

Оглянись (2021)

Манга читается очень легко и быстро, так как диалогов там мало, а акцент больше сделан на визуальном восприятии. Не скажу, что это самая гениальная работа мангаки. Сюжет весьма предсказуем, но зато интересно обыгран. Также есть занимательные, вложенные в произведение мысли, а связь героинь друг с другом получилось хорошо показать без долгих диалогов и размышлений. По этой причине от драматической развязки становится действительно горько и немного печально.

Интересный факт

2 августа 2021 года было объявлено, что сцена в повествовании, изображающую мужчину с «параноидальным эпизодом», который обвинял ученика художественной школы в плагиате и угрожал расправой, была изменена после публикации из-за отзывов читателей. Некоторые из них заметили сходство этого момента с поджогом студии Kyoto Animation в 2019 году. Были такие опасения, что изображение психически нездорово человека в качестве массового убийцы может заклеймить предубеждение общества к психическим заболеваниям.

Поджог Kyoto Animation

18 июля 2019 года в здании Kyoto Animation района Фусими был совершён поджог, в результате которого погибло 36 человек, а 34 получили ранения (в том числе подозреваемый). Была уничтожена большая часть материалов и компьютеров студии. Это событие называют самым смертоносным массовым убийством в Японии со времён окончания Второй мировой войны.

Kyoto Animation приложило руку к созданию таких известных аниме как: «Меланхолия Харуки Судзуми», «Кланнад», «К-Он!», «Вайолет Эвергарден» и другие.

Подозреваемый, который не являлся сотрудником студии, пронёс около 40 литров бензина, затем облил помещение и нескольких служащих. Свидетели в показаниях говорили, что поджигатель обвинял студию в плагиате. После поимки Синдзи Аобы (подозреваемый) ему было предъявлено обвинение 16 декабря 2020 года. Аоба признал вину 5 сентября 2023 года и был приговорён к смертной казни путём инъекции 25 января 2024 года.

Именно это ужасающее событие бросило тень на похожую сцену в манге «Оглянись».

Оглянись (2021)

Сюжет и персонажи

Одна из главных героинь — четвероклассница Аюму Фудзино очень гордится своими навыками рисования. Она мимолётно подумывала о будущем в качестве мангаки, так как забавных и комичных сюжетов, способных вызвать улыбку на лице у девушки было много.

В свободное от учёбы время она рисует ёнкомы (формат выпуска манги по 4 кадра) для школьной газеты. Фудзино вполне довольна восхищением одноклассников и родных её комичными графическими сценками.

Однако в скором времени учитель просит школьницу поделить свою колонку и дать возможность Кёмото — нелюдимой ученице на домашнем обучении тоже рисовать свои ёнкомы в газете. Фудзино соглашается, особо даже не препятствуя этому. Она настолько уверена в себе и своём скилле, что даже не представляет ученицу в роли своей соперницы. Тем не менее, после первого же нового выпуска газеты мастерство Фудзино сильно опускается в глазах школьного социума. Ведь как оказалось, Кёмото рисует даже лучше неё. И прекрасные детализированные пейзажи затворницы в сравнении делают рисунки Фудзино детской мазнёй.

Аюму глубоко оскорбляет сей факт, но она сдаваться не намерена и обещает себе приложить все усилия, чтобы рисовать ничуть не хуже соперницы. Ведь как известно, нет лучшего мотиватора для прогресса, чем желание быть первым среди ровесников. Люди и не замечают, как стараются равняться на своего оппонента, подстёгиваемые стремлением делать что-то на его уровне и выше.

Больше ничего не скажу, иначе заспойлерю очень важные сюжетные части. Отмечу только, что перед читателем довольно быстро разворачивается развитие девочек на пути от средней школы до взрослой жизни. Их будет ждать необычное знакомство друг с другом, головокружительный взлёт и болезненное падение. И это всё описывается автором лаконично, без особых подробностей и деталей.

Несмотря на общее ощущение недосказанности и поверхностности сюжета развязка и финал могут немного опечалить благодаря хорошей визуализации особенно эмоциональных моментов.

И вброшу ещё, что в повествовании используется весьма интересный сюжетный приём, от которого завершение манги чувствуется ещё более горьким, как будто со вкусом безоговорочного поражения. Его остаётся только принять и двигаться дальше.

Оглянись (2021)

Визуальное оформление

Стиль Фудзимото мне в принципе симпатизирует. В «Человеке-бензопиле» он смотрится сочно и динамично, а «Оглянись» ощущается более реалистично и повседневно. Особенно на крупноплановых фреймах мне нравится плотная штриховка и затемнение. Именно так автор очень хорошо передаёт эмоции героев в напряжённых моментах. Многие кадры и задники крайне приятно рассматривать. Отдельно мне приглянулось много бытовых деталей — так общий план ощущается живее и уютнее.

В «Оглянись» с помощью стиля мангаки чувствуется особое умиротворение.

В произведении всплывает довольно типичная тема творческого партнёрства и различные трудности при создании значимой для каждой стороны работы. Также одержимость даже не самым своим любимым делом лишь бы кому-то что-то доказать. Ну или как говорят некоторые, «делаю на автомате» просто потому что занимался этим долгое время и это вошло в привычку, стало неотъемлемой, но уже особо не значимой частью жизни. В последствии это самое дело превращается в рутину просто потому что делал больший акцент только на том, что всегда получается, и даже ничего особо не успел попробовать что-то новое.

Уже потом возникает очень важный вопрос — а для чего это вообще всё было? Делаю ли я это для себя или кого-то другого? Ведь когда Фудзино повзрослела она больше не горела желанием рисовать мангу профессионально и вкладываться в это, посвятив себя другим сферам своей жизни. Она вообще считала создание манги скучным и муторным делом.

Оглянись (2021)

«Знаешь, по правде говоря… я… даже не люблю рисовать мангу. Лучше бы я просто читала мангу… а не рисовала её. Можешь целыми днями рисовать и всё равно ещё кучу нужно будет сделать. Да и не стильно ни разу. Это скучно. И слишком хлопотно.»


«Тогда зачем ты её рисуешь, Фудзино-тян?»

Как потом получилось, что она связала с этим свою жизнь? Деньги и известность, конечно. Хотя опять же, и это не было её целью в жизни. Просто неплохо было бы подзаработать, раз умеет. Однако в этом и кроется небольшое непонимание — нам не показали мотивацию героинь. Из них двоих только Кёмото была всецело, и амбициозно увлечена этим, ей это попросту было по душе. Она хотела сделать для себя большой шаг и переступить через слабую социализированность, чтобы улучшить свои навыки рисования. В то время как Фудзино предпочитает оставаться на уже натоптанной тропе.

Может быть, Фудзино вернулась к рисованию манги, чтобы поддержать нелюдимую подругу. А потом вдохновлялась, видя искренний восторг в её глазах, когда показывала свои наработки для новой манги. Возможно, Фудзино просто не хотела быть одна и проводила с девушкой время за её любимейшим занятием.

И всё это всё равно не отменяет возможности хоть немного, но проникнуться судьбами девочек за 137 страниц их упорно труда и жертвами в пользу общего дела. Потом каждая из них должна себя спросить — стоило ли оно того вообще?

Читать мангу в моменте было очень приятно, хоть и основные сюжетные действия могут потом быстро забыться. Здесь присутствуют занятные сюжетные повороты и неспешное, пусть и не особо детальное развитие персонажей. А на поднимаемые по ходу повествования темы приятно порассуждать уже после прочтения. Я бы порекомендовал эту мангу тем, кто любит лаконичные молчаливые сцены, в которых и так всё понятно без слов. Тем, кто восхищается творчеством и созданием чего-то нового так же сильно как Кёмото. И тем, кто просто обожает красивые произведения с горько-сладкой ноткой от прочтения.

Оглянись (2021)
4141
6 комментариев

Комментарий из нескольких слов для продвижения статьи.

2
Ответить

Обалденная рисовка и хорошая статья. Редко читаю мангу, но эта чем-то зацепила. Надо прочитать

1
Ответить

спасибо, рад, что понравилась статья.

1
Ответить

Великолепный ваншот, хотя лично мне больше нравится Прощай, Эри. Надеюсь, по нему тоже сделают полнометражку .

1
Ответить

у меня как раз есть эта манга в закладках, надо будет тоже прочитать.

1
Ответить

Героиня конечно совсем Аса Митака. Топлю за киновселенную Фудзимото.

1
Ответить