Недавно посмотрел: Маяк (2019)

Недавно посмотрел: Маяк (2019)

Давно пытался добраться до творчества режиссера Роберта Эггерса, но единственный фильм, который я у него смотрел - Варяг 2022 года выпуска, кино хорошее, но не шибко обласканное критиками и зрителями. Больше всего разговоров было про Ведьму и Маяк, поэтому было принято решение глянуть именно Маяк. Тут и приятная стилизация под старые черно-белые фильмы, и Дефо с Паттинсоном, и интересная идея показать границы безумия двух людей, запертых на необитаемом острове, образно говоря. Фильм очень понравился, но об этом далее, в небольшой рецензии.

Недавно посмотрел: Маяк (2019)

Сюжет

1890 год, на небольшой остров вблизи Англии прибывает бывший лесоруб Эфраим Уинслоу (Роберт Паттинсон) для того, чтобы начать работу помощником смотрителя маяка - старого, хромого и суеверного любителя выпить Томаса Уэйка (Уильям Дефо). Всего 4 недели, что может быть проще? И если первую пару недель все было хорошо, не считая мелких деталей по типу регулярных предложений выпить со стороны старика, его рассказов про лампу маяка (Томас относится к ней будто бы к своей девушке или жене) и, опять же, постоянного пердежа со стороны героя Дефо, то уже после второй недели начинается чертовщина.

Дальше расскажу про сильные и слабые стороны фильма, а рассуждения про то, как именно я понял фильм, скрою под спойлеры.

Недавно посмотрел: Маяк (2019)

Во первых, ну никак не получается назвать этот фильм хоррором в привычном понимании этого слова - да, повествование строится в неуютной и местами пугающей атмосфере, но характер этой истории (по крайней мере в начале) сугубо бытовой и совершенно не похож, к примеру на рассказы того же Кинга или Лавкрафта. Старик поучает молодого помощника и старается всячески его подавить: Уинслоу вынужден заниматься самой грязной и тяжелой работой, пока его ”начальник” расслабленно ”отвечает” за исправность света на верхней площадке маяка.

По поводу того, как снят этот фильм: камерность и теснота обстановки нарочито подчёркнута старомодным соотношением кадра 4:3. Этот приём Роберт Эггерс использует в сочетании с зернистостью 35-мм пленки и черно-белой палитрой. То есть зрелище выходит весьма гнетущее, неприятное и ближе к концу фильма ты понимаешь, что хорошего конца ждать не стоит.

Недавно посмотрел: Маяк (2019)

С технической точки зрения фильм заслуживает отдельной похвалы. Эггерс и его команда приложили немало усилий, чтобы создать аутентичную обстановку. Маяк в фильме настоящий и его построили специально для фильма, снимали при естественном освещении и даже дождь в кадре настоящий.

Что мне однозначно понравилось? Характеры двух персонажей, их взаимодействие - ведь по сути в фильме всего два героя, действа, как такого не так много - все решает химия между героями Дефо и Паттинсона. Ну и отдельными вопросами ты начинаешь задаваться в конце и после просмотра данного кино. Как ранее и говорил, Маяк очень качественно снят, поэтому на руку Эггерсу играет все: картинка, взаимодействие героев, музыка и та все более проявляющаяся атмосфера безумия, которая охватывает персонажей и сводит их в конце в печальном конфликте, но об этом далее.

Что не понравилось? Я так и не понял, почему в фильме так много пердежа Дефо. А если серьезно, то каких то неприятных минусов за время просмотра, я не выявил.

О чем фильм? Основные мысли по концовке

СПОЙЛЕРЫ!

Я мог бы сослаться на то, что безумие героев тут лавкрафтианское, что с ума их свел именно маяк, а именно лампа маяка, которая в конце пускает Уинслоу внутрь, а позже выбрасывает того на берег, на камни, где его до финальных титров будут клевать чайки. Или можно приплести, что и не было никакого маяка, острова, а все это чистилище, в которое после смерти попал герой Паттинсона и теперь пытается вымолить грехи за убийство другого дровосека, когда они вместе валили лес в Канаде. Однако больше всего отсылок в фильме я увидел именно к древнегреческим мифам.

Недавно посмотрел: Маяк (2019)

После того, как Уинслоу обнаруживает, что Уэйк ведет запись его проступков, конфликт героев переходит в острую фазу, и дело доходит до рукоприкладства. В ходе «битвы» Уинслоу кажется, что Уэйк превратился в морского бога с щупальцами и рогом. Похоже, герой Дефо принял облик Протея, которого Гомер называл «Морским стариком» (сыном Посейдона). Это существо является оборотнем, что хорошо соответствует переменчивой природе Уэйка.

Если, признав Уэйка Протеем, развивать мифологические аналогии, то Уинслоу можно назвать Прометеем — человеком, который украл огонь у богов и был приговорен к тому, что его печень каждый день клевал ворон. Уинслоу попытался присвоить огонь маяка, похитив его у законного обладателя, и был соответствующим образом наказан. Протей и Прометей никогда не встречались в древнегреческой мифологии, но они воплотились в героях фильма - истории о конфликте поколений и силе явлений, которые люди не могут по-настоящему понять.

Если Уинслоу - Прометей, то, возможно, концовка намекает на то, что это его вечная судьба - снова и снова переживать чудовищный цикл в наказание за попытку завладеть светом или за убийство настоящего Уинслоу.

Недавно посмотрел: Маяк (2019)

Мысль о том, что Маяк вызвал у меня столько интерпретаций концовки, на самом деле меня поразил - ведь по сути, каждый зритель может понять фильм по своему, у каждого объяснение финала будет свое. И это поражает, это вызывает уважение к режиссеру.

Вывод

Маяк - прекрасный фильм, на данный момент лучший фильм Роберта Эггерса для меня (на очереди скорее всего Ведьма) - однозначные 9/10 и просто приятно проведенные пара часов наедине с кино про безумие людей и столкновение характеров.

P.S: сцена с русалкой огонь, но когда про нее слышал от знакомых, кто Маяк уже посмотрел, думал что это будет в реальности (но учитывая как фильм трактует реальные события и те, что героям только видятся, то не совсем понятно, что было, а что не было).

Недавно посмотрел: Маяк (2019)
8080
44 комментария

Очередной фильм, который одновременно и ни о чем, и в тоже время каждый может наделить его смыслом в меру своей испорченности.

18
Ответить

Настоящий маяк индустрии

6
Ответить

По типу "сталкера"

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Фильм лютейший ахуевоз, никакой другой фильм меня так не погружал, буквально обволакивая атмосферой происходящего. Рекомендую смотреть в оригинале.
Недавно купил blu-ray диск с Маяком, даже не вскрывать пленку не буду, сохраню в первозданном виде (сегодня забрал диск с Ведьмой (отличный фильм, но не такой культовый для меня, как Маяк).
Северянин (он же Варяг) тоже хорош, но это кардинально другое кино, размах, масштаб, эпик, в общем, не то, что было в Ведьме и Маяке.
Спасибо, если кто прочёл, насрал так насрал

15
Ответить

Прекрасная адаптация Зеленого слоника

11
Ответить