Следует дополнить список и происхождением и главного антагониста Яхве - Сатаны (известного как Дьявол на греческом и английском языках и ещё - как Люцифер). Напомним, как сверхъестественный персонаж он дебютирует лишь в Книге Иова, где с Яхве при наблюдении Ангелов испытывает веру праведника Иова, отнимая у него всё (даже семью!) и заражая проказой. До этого момента в Ветхом Завете Сатаны не было. Даже Змей из Эдемского сада никогда не отождествлялся с ним!
А вот слово "Сатана" вполне существовало. Существительное śaṭan встречается в текстах Еврейской Библии 23 раза, из них 13 раз (10 раз в Книге Иова и 3 раза - в Книге пророка Захарии - как сверхъестественное существо) с артиклем и 10 раз – без артикля. А точнее - то как метафора "йецер хара" - зла на иврите) то как обвинитель (прокурор) на Суде с участием пророков Захарии и Иисуса Навина, то как "беспокойный дух", мучивший царя Саула и вводящий в заблуждение Ахава (не из личных побуждений, разумеется, а по указанию самого Яхве).
Историю персонажа Сатаны мы уже рассказали раньше. Стоит сказать, что «Сатаной» в смысле военного противника называются в Библии и царь Давид в рассказе о его службе у филистимского царя города Гефа Анхуса: «И вознегодовали на него (т.е. Анхуса) князья Филистимские, и сказали ему: отпусти ты этого человека, пусть он сидит в своём месте, которое ты ему назначил, чтобы он не шёл с нами на войну и не сделался противником (śaṭan) нашим на войне» (1 Цар. 29, 4), и Ангел Господень (Малак Ха - Шем) в рассказе про пророка Валаама.
По сюжету, Валаам отправляется к царю Моава - Валаку, чтобы по его просьбе проклясть Израиля, чем приводит в гнев Яхве, который шлёт своего посланца с целью воспрепятствовать Валааму: «За что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел противником (śaṭan), потому что путь твой зол передо мною”» (Числ. 22, 22, 32).
А когда евреи попали под иранское политическое и культурное влияние, стали переосмысливать свою религию в духе зороастрийского дуализма, где верховным божеством был Ахура Мазда (Ормузд), а создателем дэвов и демонов являлся Ангра Майнью (или Ахриман), то слово "сатана" навеки приобрело негативный смысл.
Ранее во 2 части Книги Царств/Мелахим 24 главе описывалось, как Бог Яхве собственноручно наслал на Израиль чуму в наказание за то, что царь Давид провел перепись населения без его одобрения, убил 70 тысяч человек и послал Ангела Смерти (Ангела Господня) забрать их души. Но 1 часть Книги Паралипоменон 21:1 внесла свои коррективы, приписав массовое убийство именно Сатане. Ибо Бог Яхве на зло не способен.
В межзаветный период, когда сформировалась концепция Падшего Ангела (с зарождением христианства в 1 веке нашей эры), Сатана и вовсе стал ассоциироваться с планетой Венера. Виной всему стал отрывок из Книги Исайи 14:12 о насмешке над падением вавилонского правителя:
"Как ты упал с небес, Денница, сын зари! Ты был низвергнут на землю, ты, кто когда-то низвел народы! Ты сказал в своем сердце: "Я вознесусь на небеса; Я вознесу свой престол выше звезд Божьих; я воссяду на троне на горе собрания, на предельных высотах горы Зафон".
10 раз в Книге ИоваОпять неправда, 14 раз и только в первых 2х главах. И в книге Иова это эпизодический персонаж.
И вообще мне лень все это разбирать. 🤦
Эпизодический, но его испытывали Яхве и Сатана вместе. Это факт
Я знаю только такого Яхве.
Даже поверхностное наблюдение показывает, что это очень неграмотный текст. Тут сразу заметны грубые фактологические ошибки и голословные утверждения.
Что я упустила из виду?