"Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим!" - история и эволюция религии бога Яхве. Часть 4.1

"Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим!" - история и эволюция религии бога Яхве. Часть 4.1

Следует дополнить список и происхождением и главного антагониста Яхве - Сатаны (известного как Дьявол на греческом и английском языках и ещё - как Люцифер). Напомним, как сверхъестественный персонаж он дебютирует лишь в Книге Иова, где с Яхве при наблюдении Ангелов испытывает веру праведника Иова, отнимая у него всё (даже семью!) и заражая проказой. До этого момента в Ветхом Завете Сатаны не было. Даже Змей из Эдемского сада никогда не отождествлялся с ним!

А вот слово "Сатана" вполне существовало. Существительное śaṭan встречается в текстах Еврейской Библии 23 раза, из них 13 раз (10 раз в Книге Иова и 3 раза - в Книге пророка Захарии - как сверхъестественное существо) с артиклем и 10 раз – без артикля. А точнее - то как метафора "йецер хара" - зла на иврите) то как обвинитель (прокурор) на Суде с участием пророков Захарии и Иисуса Навина, то как "беспокойный дух", мучивший царя Саула и вводящий в заблуждение Ахава (не из личных побуждений, разумеется, а по указанию самого Яхве).

Историю персонажа Сатаны мы уже рассказали раньше. Стоит сказать, что «Сатаной» в смысле военного противника называются в Библии и царь Давид в рассказе о его службе у филистимского царя города Гефа Анхуса: «И вознегодовали на него (т.е. Анхуса) князья Филистимские, и сказали ему: отпусти ты этого человека, пусть он сидит в своём месте, которое ты ему назначил, чтобы он не шёл с нами на войну и не сделался противником (śaṭan) нашим на войне» (1 Цар. 29, 4), и Ангел Господень (Малак Ха - Шем) в рассказе про пророка Валаама.

По сюжету, Валаам отправляется к царю Моава - Валаку, чтобы по его просьбе проклясть Израиля, чем приводит в гнев Яхве, который шлёт своего посланца с целью воспрепятствовать Валааму: «За что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел противником (śaṭan), потому что путь твой зол передо мною”» (Числ. 22, 22, 32).

А когда евреи попали под иранское политическое и культурное влияние, стали переосмысливать свою религию в духе зороастрийского дуализма, где верховным божеством был Ахура Мазда (Ормузд), а создателем дэвов и демонов являлся Ангра Майнью (или Ахриман), то слово "сатана" навеки приобрело негативный смысл.

Ранее во 2 части Книги Царств/Мелахим 24 главе описывалось, как Бог Яхве собственноручно наслал на Израиль чуму в наказание за то, что царь Давид провел перепись населения без его одобрения, убил 70 тысяч человек и послал Ангела Смерти (Ангела Господня) забрать их души. Но 1 часть Книги Паралипоменон 21:1 внесла свои коррективы, приписав массовое убийство именно Сатане. Ибо Бог Яхве на зло не способен.

В межзаветный период, когда сформировалась концепция Падшего Ангела (с зарождением христианства в 1 веке нашей эры), Сатана и вовсе стал ассоциироваться с планетой Венера. Виной всему стал отрывок из Книги Исайи 14:12 о насмешке над падением вавилонского правителя:

"Как ты упал с небес, Денница, сын зари! Ты был низвергнут на землю, ты, кто когда-то низвел народы! Ты сказал в своем сердце: "Я вознесусь на небеса; Я вознесу свой престол выше звезд Божьих; я воссяду на троне на горе собрания, на предельных высотах горы Зафон".

Поскольку личность правителя не идентифицирована, это вызвало множество версии трактовки. Одни утверждали, что это - целая династия правителей Вавилона, другие выдвигали гипотезы насчет реальных исторических личностей - Навуходоносора Второго, ответственного за Вавилонское пленение евреев или ассирийского правителя Саргона Первого.

Отец церкви, Ориген Александрийский, и вовсе предположил, что речь шла про сверхъестественное существо и сравнил цитату с 10 частью Евангелия от Луки, где кратко словами Иисуса Христа описано было падение Сатаны с небес, как молния. И с тех пор у Сатаны появилось новое зловещее имя - Люцифер (другими были Семьяза из Книги Еноха, Мастема и Сатанаил из Книги Юбилеев, обе - апокрифические).

Само слово "Люцифер" появилось только в Вульгате, переводе ТаНаХа на латынь. Оно упомянуто один единственный раз, именно в отрывке из Книги Исайи. В оригинале на иврите - это "helel" (произносится как Хай Лале или Хелель бен Шахар - "сын зари"), что обозначает "утренняя звезда"). В Септуагинте, переводе на греческий язык, есть аналогичное слово "Фосфорос", то есть - "приносящий рассвет". Также это слово встречается и во 2 части Послания Петра 1:19 для обозначения самого Иисуса Христа. Но тогда оно ещё не несло негативной окраски. Именем Люцифер даже был назван один из епископов католической церкви, причисленный к лику святых!

Как бы то ни было, а мотив божества, стремящегося к высшей ступени небес и низвергнутого в подземный мир весьма распространен в сюжете мифов Древнего Ближнего Востока. И берет свое начало у шумеров, которые просто метафорически отобразили орбитальный цикл движения реальной планеты Венера в лице женского божества Инанны.

Позже миф переняли жители Вавилона и назвали богиню Иштар.

Древние греки и римляне в персонификации Венеры придумали мужское божество, которое является сыном богини рассвета - Эос или Авроры. Этот бог - Хеосфорос - правил небесами. Затем в Вавилоне появился на свет тринадцатый царь первой династии шумерского государства Киш по имени Этана.

Согласно легенде, он возгордился и решил возвысить себя над богами, за что жестоко поплатился. Уж не о нем ли упоминал ветхозаветный пророк Исайя?!

Этот сюжет вскоре перекочевал в мифологию Ханаана, где с планетой Венера ассоциировались сразу два бога - Аттар, восставший против Баала и Хелель, пытавшийся свергнуть Эля. Что Баал, что Эль являлись верховными богами, которых позже сверг Яхве, отняв у них власть над погодой (бурей) и миром, присвоив их имена и заслуги себе. И история Сатаны -Люцифера также имеет схожую концепцию.

А вот знаменитая сделка с Дьяволом в оригинале Библии полностью отсутствует. Ее придумали только в 1587 году эпохи Возрождения в немецкой легенде о реальном алхимике Иоганне Георге Фаусте.Там появился оригинальный персонаж - Мефистофель, действующий как агент Сатаны, но не являющийся им, забирающий души проклятых в Ад.

В 16-20-х веках эта тема была широко известна, и многие писатели -Кристофер Марлоу в 1592 году, Гете - в 1808 и Томас Манн - в 1947 по-разному интерпретировали легенду о Фаусте в своих произведениях. Появились и подражания как в литературе, так и в кино - "Дьявол и Том Уокер" Вашингтона Ирвинга 1824 года, "Дьявол и Дэниэл Вебстер" Стивена Винсента Бенета в 1937 году, а также экранизация Эдгара По "Уильям Вильсон" под на "Пражский студент", где двойник главного героя пришёл из Зазеркалья благодаря сделке с персонажем, похожим на Мефистофеля.

Напомним также, что внешний вид Сатаны в оригинале ТаНаХа и Библии не описан, что дало большой простор фантазии художников того времени. Сначала во 2 веке нашей эры рисовали ангела в красном одеянии, а начиная с 9 века Сатана превратился в монстра, похожего на греческого сатира или римского фавна, с копытами, рогами и даже крыльями летучей мыши.

2424
5 комментариев

10 раз в Книге ИоваОпять неправда, 14 раз и только в первых 2х главах. И в книге Иова это эпизодический персонаж.

И вообще мне лень все это разбирать. 🤦

Ответить

Эпизодический, но его испытывали Яхве и Сатана вместе. Это факт

Ответить

Я знаю только такого Яхве.

Ответить

Даже поверхностное наблюдение показывает, что это очень неграмотный текст. Тут сразу заметны грубые фактологические ошибки и голословные утверждения.

Ответить

Что я упустила из виду?

Ответить