Dominions 5, или бог, царь и герой

Удивительно, но в рунете почти нет отзывов о Dominions 5.

Штош.

Всё упрощая, можно сказать, что игры бывают визуальные и хардкорные. Например, Stellaris и Aurora 4x. Не то чтобы я хотел сказать о стратегической части Stellaris что-то плохое. На самом деле я привёл его именно потому, как серьёзно он смотрится среди космических 4x стратегий. Но в паре с Aurora 4x сразу становится ясно, кто тут по-настоящему графонистый кликер для казуалов.

Dominions 5, или бог, царь и герой

И не то чтобы в этом было что-то плохое. Каждый выбирает по себе, напрягаться ему во время игр или, наоборот, расслабляться. В играх даже уровень сложности есть, если уж на то пошло. И никто не мешает выкрутить его хоть на божественный уровень… Хм? Мы заговорили о божественном? Неудивительно, ведь это была подводка к Dominions 5!

Именно за бога в этой игре и надо играть. Ну, и за всех остальных, конечно. За всех остальных ваших царей, священников, солдат, а также шпионов, магов и гигантских монстров. Поначалу их будет мало, дальше – больше. Нередко я, обозревая свои владения, вдруг обнаруживал в одной из провинций забытого волшебника, посланного некогда туда поискать чуток волшебства, да так там и застрявшего. И вот местные уже привыкли к столичному магу, хоть у него и собачья башка, а всё же – тоже человек! И говорить по-нашему умеет, и бога славит, не еретик какой-нибудь, и золотишко у него водится, а как-то раз по пьяни такое о битве в заливе Доблести рассказывал, что наш центурион, раскрыв рот, слушал… Обжился совсем, устроился, два года прожил, а потом пришёл ему как-то приказ из столицы – и поминай как звали. Поехал, говорят, в какие-то леса, да там его разбойники и убили. 20 человек! Нормальный человек с ними бы даже драться не стал, убежал бы и жив остался. Но наш-то отступать не привык! Как же, в заливе Доблести-то ему же сам наш божественный император сказал «Стой до последнего! И фигачь, фигачь в них звёздными огнями!». Ну, он и фигачил в бандитов звёздными огнями, а те в него стрелами из луков. Застрелили, понятное дело. Двадцать человек всё-таки… Ну, герою героя смерть. А всё же живой собаке лучше, нежели мёртвому льву…

И такие вот удивительные истории будут происходить в этой игре постоянно! Внутренняя логика в этой игре удивительно близка к житейской. Лук хорош тем, что позволяет своему обладателю держаться подальше от рукопашной. Слон может затоптать десять человек, а вот двадцать, да с острыми пиками уже, пожалуй, и не затопчет. Если попытка соблазнения провалится, у соблазнительницы появится непреодолимое желание убить отвергнувшего её… Стоп, что?

Да, представьте себе, механика соблазнения в этой игре тоже есть! Как и множество иных удивительных механик. Ну, я уж не буду спойлерить все прелести Dominions. Поэтому вот вам краткое резюме: эта игра – нечто среднее между Age of Wonders, Endless Legend и Warlock: Master of the Arcane. Только без графона.

Всё же два хороших слова о визуале Dominions сказать можно. Во-первых, эта игра нетребовательна к компьютерному железу. И, во-вторых, многое зависит от карты, на которой вы собираетесь играть. Карты загружаются отдельно, и вы можете выбрать себе ту, что вроде выглядит получше.

Но всё же большую часть времени ваша карта будет выглядеть как-то так:

Dominions 5, или бог, царь и герой

Как видите, некоторые области на этой карте зелёные, а на других всё белым-бело, белым снегом замело. Так вот это долгожданное, вышедшее в последней, 5-й версии игры обновление: провинции теперь по-разному выглядят в зависимости от того, тепло там или холодно. Наконец-то зимой и летом не одним цветом! Конечно, если у вас не крутая, дизайнерская карта без зимней версии.

Есть ещё графика тактического режима. Она напоминает самые первые игры серии Total War.

Исцеляющий свет - и хворей нет!
Исцеляющий свет - и хворей нет!

Ну что ж, графон мы обсудили. Теперь настало время вернуться к корням, к преданьям старины глубокой. Помню, в детстве бабушка рассказывала мне удивительные сказки о богатырях и жар-птицах, о леших и русалках, о богатырях и огненных змеях. И всех их вы можете увидеть в этой замечательной игре!

Серьёзно, национальный колорит тут реализован на все 100%. Не скажу за Китай и Индию. Но сделать за Русь три разных сказочных птицы и реализовать функционал каждой в полном соответствии с фольклором – это сильно. Ну какая разница между Сириным, Алконостом и Гамаюном? А ведь она есть!

На предыдущей иллюстрации вы видели экран персонажа. Это ещё одна важная составляющая этой игры. Можно, конечно, этим особо не заморачиваться. Пока вдруг однажды вам не захочется узнать, как это двадцать рыцарей ИИ перемололи вашу полутысячную армию. Тут уж вы описание этих рыцарей засмотрите до последней циферки!

Магия в этой игре реализовано достаточно богато – много заклинаний, много артефактов... Их можно использовать и в бою, и на глобальной карте.

Ещё в этой игре нет ни грамма политкорректности. А сказки зачастую оборачиваются довольно страшным образом. Отчасти потому, что в этой игре нет опции «save&load». Вообще. То есть вы можете сохранить прогресс. Можете даже переиграть ход с самого начала, если вдруг допустили трагическую ошибку. Скажем, вручили свой наилучший артефакт капитану наёмников, и тот держит этот артефакт мёртвой хваткой и не отдаёт. Но уж если вы уже закончили ход, раздав предварительно приказы волшебникам и командирам, а также указы о найме войск и строительстве зданий… Всё. Всё уже случилось, и теперь вам остаётся только читать хронику событий за месяц. Вначале она будет совсем коротенькой, дальше – больше. Впрочем, месяц на месяц не приходится.

Dominions 5, или бог, царь и герой

Да, и тактический режим тоже доступен строго постфактум. Сначала вы расставляете свои войска, даёте им команды, определяете, какие заклинания будет творить маги.

Заморочился и расставил своих гастатов в классические римские порядки. Что за большой красный прямоугольник справа вверху? Живые мертвецы! Ну, вот такой тут Рим.
Заморочился и расставил своих гастатов в классические римские порядки. Что за большой красный прямоугольник справа вверху? Живые мертвецы! Ну, вот такой тут Рим.

А потом смотрите, как вся эта фигня взлетит. Учитесь на поражениях, собираете армию побольше – или помощней. Или помобильней. Помочь определиться с наймом и тактикой также помогают шпионы. Именно они определяют, с кем, собственно, вы собираетесь воевать. И кто, возможно, собирается воевать с вами. И как этот ваш будущий враг воюет сейчас. Шпион в провинции врага протранслирует вам все вражеские битвы за месяц в этой провинции... пока его не раскроют. И тут мы подбираемся к тому, что вообще побудило меня написать этот текст.

ИИ тут не искусственный идиот! Ну то есть он идиот, да. И некоторые идиотские вещи делает с завидной регулярностью. Но в этой игре столько комбинаций существ и заклинаний, что ИИ тоже может собрать мегаубойное комбо! Особенно если ему интеллект подкрутить. И пока ты качаешься в своей песочнице, ИИ вполне способен захватить почти всё и вдруг выйти на тебя с армией в пять раз больше. Если вы не озаботитесь рассылкой шпионов. А если озаботитесь, о… Ну в какой ещё игре с ИИ можно подсмотреть у ИИ, бьющегося с ИИ, рабочую тактику по вынесению этих самых ИИ в промышленных масштабах? Давайте так: сначала я расскажу вам историю строго по лору, а потом покажу картинку.

Давно это было. Последние времена наступили. Господь наш Вседержитель, неисповедимы пути его, ушел с Небесного Престола. Пришло время новых богов.

Счастье наше, что наш божественный император решил принять на себя эту ношу. Бремя Вседержителя. Его усилиями империя наша окрепла и расширилась. Торговля расцвела, магия процветала…

Пока однажды не пришли враги с юга, севера, запада и востока. Всё захватили, всё разрушили. Они убили нашего императора! Но бога не убить, он всё ещё живёт в наших сердцах! И, может быть, однажды ещё вернётся в свой вечный город.

Ибо остался у него ещё один, последний город. Столица. И сколько бы ни штурмовали враги наши стены, наше мужество никому не сломить!

Я сам, своими глазами видел последний штурм! Видел, как немногие побили многих, и уцелевшие бежали в страхе! Слушайте – я расскажу вам истину!

Осенью пришли люди с севера. Столица замкнула ворота, и они остались за стенами. Всю осень они разоряли наши поля, и дым от сожженных деревень столбом стоял днём и ночью. Столица молчала. А варвары взяли нас в осаду.

До самой зимы копали они узкие подземные ходы, подбираясь всё ближе к нашим стенам. В былые времена наши славные солдаты давно бы уже вкопались бы прямо в их ходы, обрушили их, и стены наши были бы целы и невредимы! Но у нас не хватало воинов даже слушать, где копают враги! Что уж говорить о битвах в чистом поле…

Все мы ждали конца. И вот он наступил.

Одна из стен рухнула. Это никогда не бывает неожиданно – и вместе с тем всегда неожиданно. Я был рядом. Я видел, как приближаются враги. И как бегут на пролом наши последние защитники.

Ну, как сказать – защитники… Десять стариков в мантиях! И перед ними две гидры. Гидры страшные, да. И ядовитые – даже воздух рядом с ними ядовит. Но – две. А врагов… сотни.

Были, впрочем, ещё пращники на стенах. Я сам пращник. Ну, кидался камнями. В кого? В ходячих мертвецов! В медведей-оборотней! В бронированных пехотинцев! Толку-то с этих камней… Я плакал, господа! Кидал и плакал! Под конец кинул три палки, что под ногами валялись. Зима же, холодно. Запалили мы там, значится, как-то костерок, а наш центурион…

Да про штурм я рассказываю, про штурм! Ну, отвлёкся чуток, с кем не бывает.

Вот, значится, бегут все к пролому – и наши, и враги. И тут я вдруг замечаю: а наши-то не так просты! Не просто так, значится, мантии на этих стариках, и посохи в руках не просто так, и волшебные колпаки не случайно – колдунствуют! Засеребрилось от них такое серебристое сияние, и стали они серебряные и полупрозрачные. И гидры стали полупрозрачные. Я даже себя на всякий случай пощупал – всё нормально. Не стал, стало быть, полупрозрачным.

Я, знаете ли, долго так всё рассказываю, а само дело-то быстрое было. Минуты не прошло, как все уже добежали. До пролома. И враги, и наши. Ну, то есть сотни врагов во главе с ихними вождями и героями… То есть у них всё как положено – герои спереди, вожди сзади. А у наших против них в проломе две гидры. И всё.

Гидры, впрочем, хорошо встали. Ну, сами знаете, какие это зверюги – не обойдёшь. У неё башки со всех сторон, и все кусаются. Вот, помню, шёл как-то мимо неё мой шурин…

Да про штурм я, про штурм, не про шурина! Вот, значит, встали в нашем проломе две гидры. С ними, правда, ещё третья была, ну, та совсем маленькая. И стоят, не пущают врага! Враги их и так, и этак, и мечами рубят, и пиками колят – а попасть не могут! А гидры ещё эдак переливаются серебристо. И мерцают, мерцают. То они есть – то их нет. То они есть – то их нет. Как, значит, врагам по ним ударить – так их нет. А как гидрам по врагам ударить – так это завсегда пожалуйста!

Тут-то я и смекнул. «Эге», говорю себе, «магия!».

И тут как пошли наши магичить наши чародеи! Знай бьют с неба световыми столпами. А вражеские мертвецы ходячие – они, знаете ли, мёртвые и потому неуязвимые для яда наших замечательных гидр. А вот для небесных столпов наших священных магов эти живые мертвецы оказались как раз очень уязвимые.

Ну, вот, вкратце, и всё. Ядовитый пар от наших гидр окатывал всех врагов, кто в проём сувался. Попасть по гидрам они не могли, а если даже и попадали – толку не было. Гидры, они, знаете, какие живучие? Побились, побились враги об открытый пролом, а войти не сумели. Ну, разбежались. Кто жив остался.

А город наш стоит краше прежнего. И округу вот, восстанавливать начали. Не зря же меня к вам прислали.

Не-е-е-е-е, дружба дружбой, а служба службой. За осень налог мы с вас, так и быть, не возьмём. А вот за декабрь пора бы уже и заплатить… Кто столичный грабитель, я столичный грабитель? Я? Герой последней осады? Да как у тебя язык-то повернулся такое выговорить?

А вот, собственно, и обещанная картинка происходящего.

Враги тоже полупрозрачные, но это просто нация phantom lancerов
Враги тоже полупрозрачные, но это просто нация phantom lancerов

И я это я ещё даже не рассказал о богатом выборе богов. Никто не может сказать, что в Dominions выбор бога не фонтан, потому что фонтан в списке богов тоже есть. И не один. Фонтаны, деревья, деревянные идолы, священные камни и статуи, ангелы и демоны, драконы, дагоны и нормальные боги – ну, знаете, такие антропоморфные гиганты. Выбор богов довольно специфичен, но не полностью. Например, сиддхартха может быть богом и для людей, и для обезьян. Наций обезьян в игре как минимум две. Вообще в основном нации людские, хоть и не полностью. Но есть и полностью нелюдские. Или нелюдьские. Или нелюдские и нелюдьские разом.

В общем, во всём этом достаточно интересно разбираться. Дерзайте! Это как раз та игра, в которой поражение может оказаться куда эпичней победы. И ни одна партия не похожа на предыдущую. Особенно если играть на разных нациях, картах и эпохах. Система магии при этом меняется довольно незначительно. А вот доступность всей этой магии – дело случая. Не каждый оценит волшебство Dominions 5, потому что автор уже анонсировал шестую часть через три дня!

13
5 комментариев

Да уж, лютая игра. Там такую дичь творить можно если в механиках хорошо разобраться. Кстати шестую часть не просто анонсировали, а уже буквально на днях обещают выкатить - 17 января. Ждём

2

Благодарствую, добавил в статью

Да, мало известная серия
В 4 набегал. Рандом иногда очень жёсткий

1

Да, весьма замечательная стратегия даже для сего времени, до сих пор осваиваю механики, читаю мануалы, ибо жутко интересно)

Кстати, а есть ли возможность на пиратку русик накатить? Я раньше на лицензии катал, так там все вроде работало, а сейчас пиратку скачал - русик не робит, кряк с ключом не робит то бишь.