Психолог-провокатор на отдыхе: каким получился «Триггер. Фильм»?

Спойлер — посредственным.

Психолог-провокатор на отдыхе: каким получился «Триггер. Фильм»?

«Триггер» один из немногих проектов, вернувших интерес зрителей к российским сериалам, на которые было принято поглядывать косо и с опаской. Сложно забыть ту эпоху девяностых и нулевых, когда по телеку крутили не всегда хорошие «слезовыжималки», истории про бандитские разборки, про доблестных милиционеров и про войну. Все они были плюс-минус похожи друг на друга и часто проигрывали иностранным конкурентам в уровне съемки, постановки, актерской игры и проработки сценария. Получались и бриллианты — только редко. Из-за чего многие не воспринимали всерьез отечественные продукты. К счастью, все изменилось.

Выход «Триггера» ознаменовал новую эру экспериментов и серьезный рост качества российских сериалов. Они перестали выглядеть дешевыми кальками зарубежных и обрели собственное лицо. А также стали полноправными рассказчиками, говорящими на одном языке со зрителями. Но планка поднималась с боем. Сначала Александре Ремизовой пришлось доказывать важным шишкам с «Первого канала», что у истории про психолога-провокатора есть потенциал. «Слишком узко, неактуально, тут нет никакого саспенса», — вот как ей отвечали. Как видим, Саша сумела отстоять идею, воплотить в жизнь и продолжить экспериментировать.

Ремизова в качестве продюсера поработала еще над такими сериалами, как «Король и Шут», «Нулевой пациент», «Проект «Анна Николаевна»» и т.д.
Ремизова в качестве продюсера поработала еще над такими сериалами, как «Король и Шут», «Нулевой пациент», «Проект «Анна Николаевна»» и т.д.

«Триггер. Фильм» — это одновременно продолжение второго сезона и мостик к третьему, который планируют выпустить в 2024 году. По сюжету полнометражки после пережитых драматических событий Артем Стрелецкий переезжает к морю, где он был счастлив в детстве. Там герой устраивается барменом и знакомится с девушкой Майей. У них завязывается роман, и вместе с ней Стрелецкий пытается избавиться от прошлого. Правда, само прошлое не хочет его отпускать.

Вроде бы синопсис интригующий. Те, кто смотрел, примерно понимают, какое прошлое его может не отпускать. Все-таки второй сезон закончился на высокой ноте с последующим мощным клиффхенгером. Только на проверку история полнометражки вышла довольно пресной и без должной динамики.

Психолог-провокатор на отдыхе: каким получился «Триггер. Фильм»?

Самая слабая часть фильма — первая половина, которая выглядит как одна сплошная экспозиция. Целых 45 минут нам широкими, даже порой слишком, мазками показывают жизнь Стрелецкого. Вот он работает барменом в местном заведении, пару раз даже в формате коротких бесед проводит свои сеансы. Потом показывают местный «бойцовский клуб», где Стрелецкий с кем-то боксирует без перчаток в бинтах. Тут он знакомится с очаровательной Маей, с которой очень быстро переспит (ну а кто сомневался?). Между делом Артем неловко возится с «сыном», к которому относится равнодушно, и игнорирует просьбы хорошего друга включить психолога, чтобы помочь ему разобраться с внутренними и семейными проблемами.

В коротком пересказе может показаться, что никаких проблем нет, но они есть и их предостаточно. Начну с самого очевидного — ничего из этого не раскрывает главного героя. Создатели, конечно, пытаются преподнести Стрелецкого с другого ракурса. На работе происходит два случая, когда он, типа, применяет свои навыки психолога. Но на это отводится катастрофически мало времени — не больше десяти-пятнадцати секунд. В остальное время Артем просто трудится, а нам показывают гостей и бар. Зачем? Почему? Да фиг его знает. С тем же успехом Стрелецкий мог бы туристов катать на лодке. Ничего бы принципиально не поменялось.

Психолог-провокатор на отдыхе: каким получился «Триггер. Фильм»?

Отношения с Маей тоже поданы крайне куцо. Они развиваются стремительно и в основном за кадром, потому что показанного на экране не хватает, чтобы поверить в их вспыхнувшие романтические чувства друг к другу. Там с момента знакомства до сцены секса проходит 20 минут фильма, и от силы половину из них показывают взаимодействия героев, в которых ноль романтики. Зато какую чувственную прелюдию устраивают оба, когда дело доходит до постели, словно они безумно влюбились друг в друга и теперь боятся испортить пошлостью волшебную атмосферу первой физической близости. К сожалению, при таком подходе сцена вызывает недоумение и смешки.

Похвалить первую половину есть за что. За сюрреалистичные воображаемые посиделки за столом в голове Артема со всеми знаковыми людьми в его жизни, где они играют в слова. Это придает происходящему на экране хоть какую-то динамику, разбавляет поднадоевшую скучную рутину и позволяет наглядно отследить душевные терзания Стрелецкого. Вышло неплохо показать «внутренний мир» главного героя зрителю, но есть стойкое ощущение, как будто недокрутили идею. Надо было уходить в полный сюрреализм происходящего, показать, насколько Артем сам нуждается в хорошем психологе, возможно в таком же психологе-провокаторе, как он сам.

Те самые посиделки, которые придают первой половине динамику и хоть как-то удерживают внимание
Те самые посиделки, которые придают первой половине динамику и хоть как-то удерживают внимание

Вторая половина идет заметно бодрее первой благодаря персонажу, который знатно попил кровушки Стрелецкого за сериал. Все самые напряженные, драматические и классные моменты связаны именно с ним. Главному герою даже вновь приходится прибегнуть к излюбленному методу и спровоцировать нежеланного «подопечного» шокирующими действиями.

Несмотря на то, что создатели отвечают сразу на несколько вопросов, повисших в воздухе после окончания второго сезона, они тут же рождают новые. А еще генерируют кучу сюжетных и логических дыр. Одна из таких связана с информацией, которую Стрелецкий никогда бы в жизни не пропустил мимо ушей. В некоторых моментах из-за идиотизма персонажей рука обязательно потянется к лицу, чтобы пробить фейспалм. Это, конечно, не сравнится с легендарными поступками космонавтов из «Чужой: Завет», но поверьте близко.

Психолог-провокатор на отдыхе: каким получился «Триггер. Фильм»?

Обе половины страдают от обилия необязательных сцен, реплик, кадров и акцентов, которые часто никуда не ведут или ничего не дают самой истории. Как вот сцены с бойцовским клубом. Это выглядит как намеренное растягивание хронометража, чтобы спешл (специальный эпизод) превратить в полноценный фильм. Если вырезать все лишнее, что не влияет на сюжет, то получим 45-минутную динамичную серию.

У меня три претензии к фильму. Первая звучит так — шаблонность. Она прослеживается во всех новых персонажах, занявших первый и второй план. Каждый из них обрисован схематично, представляет какой-то конкретный типаж, лишенный индивидуальности.

Никита, владелец бара, считает, что жена должна во всем поддерживать мужа, а не пилить
Никита, владелец бара, считает, что жена должна во всем поддерживать мужа, а не пилить

Возьмем Никиту, друга Артема. Типичный мужлан, мыслящий стереотипами о роли женщины в семье. Все, что его волнует — доставшийся по наследству бар, за которым теперь рьяно приглядывает из-за чувства вины, потому что так ни разу и не навестил отца, хотя обещал. Чем запоминается Никита? Любовью к барной стойке, за которой ухаживает лучше, чем за женой, репликой, что жена должна поддерживать мужа во всех начинаниях, потому что так делала его мама, и идиотским поступком в конце фильма. Что из этого вписано в сюжет? Только последнее.

Никита — это говорящая голова, картонка, сценарная функция с помощью которой решают всего две задачи. Одна — двигать сюжет (в конце), другая — провести наглядную параллель с героем, чтобы зритель все понял, что они оба заложники прошлого. Ни добавить, ни убивать. Зачем? Почему? Да фиг его знает.

Знакомьтесь — это Оля, типичная жена с типичными фразочками, грустит от мысли, что ее муж не похож на Артема
Знакомьтесь — это Оля, типичная жена с типичными фразочками, грустит от мысли, что ее муж не похож на Артема

Оля, жена Никиты, тоже еще один типичный образ. Она устала от быта, от детей, от выходок мужа и от свалившейся на нее ответственности. Она — дитя цивилизации, города, ей некомфортна эта «деревенская жизнь». Настолько шаблонное описание нарочно не придумаешь. Ничем ярким не запомнилась. Как и полагается, в конце ушла от туповатого мужа, которому нормально, что детишки играют ночью в баре чуть ли не при полной посадке.

Романтический интерес Артема, который существует только в голове сценаристов, потому что в самом фильме он показан лишь схематично
Романтический интерес Артема, который существует только в голове сценаристов, потому что в самом фильме он показан лишь схематично

Детский психолог Майя. Можно ли сказать, что над ней создатели поработали, если сделали ее психологически здоровой личностью для контраста с главным героем? Как уже наверное стало очевидно, девушка выделяется своей… нормальностью и спокойствием. Зритель «Триггера» привык к тому, что вокруг нет адекватных — одни чокнутые. Майя служит наглядным примером для Стрелецкого, что психолог может быть без проблем с головой, а то что ему, что его бате требовалась помощь коллег.

Вторая претензия — выхолощенность. Подавляющее большинство кадров в фильме чересчур «чистые», как и показанные локации. Для примера возьмем тот же бар. Каждую ночь там аншлаг: тьма народа в зале и толкучка возле стойки. Вот только помещение выглядит так, словно его только-только закончили реставрировать — все слишком идеально. Нет ощущения жизни, не верится, что это место пользуется большим спросом. Хватило бы состарить заведение и немножко поиграться со светом, чтобы его оживить, а так ощущается, как декорация для спектакля.

Другие локации такие же прилизанные. Коттедж Никиты с Олей, пляж, причал, одинокий домик возле озера — везде чисто, аккуратно, идеально. Даже грунтовая дорога, ведущая к бару, и то выглядит как сошедшая с обложки журнала мечта перфекциониста. Подобная выхолощенность отталкивает, еще и цветокор усиливает эффект, добавляя стерильности кадру.

Кадр красивый, но «пустой»
Кадр красивый, но «пустой»
Будет полнометражный фильм — им мы продолжим сюжетную линию второго сезона. Готовим отдельную историю главного героя в жанре драмы с элементами триллера.
© Ремизова в интервью Афиша Daily

Третья претензия — отсутствие самодостаточности. Выше я писал, что это спешл, растянутый на фильм. Без знания нужного бэкграунда история вообще никак не будет восприниматься, а вторая половина тупо не сработает, потому что зрителю будет плевать на персонажа — как на Стрелецкого, так и на того, кто появился внезапно.

Отсутствие самодостаточности сильно повлияло на арку Майи и Артема. Как только вводят одного важного человека, детского психолога тут же выводят из игры. А ведь это прекрасный момент, чтобы начать творить ту самую отдельную историю, о которой говорила Ремизова в интервью. Но в итоге всех лишних ненадолго убрали с экранов, чтобы не мешали творить драму с элементами триллера.

Какой-то сарай слишком «чистенький», хотя тут проводят бойцовский клуб, да и время должно было на него немного повлиять
Какой-то сарай слишком «чистенький», хотя тут проводят бойцовский клуб, да и время должно было на него немного повлиять

Тогда зачем нужна Майя? Ради любовной линии, которая также лишена самодостаточности. Здесь все по канону — что наши сценаристы, что зарубежные обожают всюду пихать любовь. И не важно, к месту эти возвышенные чувства или нет, чек-лист есть — отработать нужно.

— Скажи ему правду.

— И что с ним будет? Это кошмар, с которым он будет жить до конца дней.
— А так с ним будешь жить ты.

Этот чудесный диалог между Артемом и Майей лучше всего иллюстрирует то, о чем я

Несмотря на то, что детский психолог персонаж с яркой чертой, она по факту очередная сценарная функция. Про одну из них выше говорил, но на всякий случай напомню. Она своим примером наглядно показывает Стрелецкому, что не обязательно иметь проблему с «крышей», чтобы быть психологом.

Психолог-провокатор на отдыхе: каким получился «Триггер. Фильм»?

Вторая сценарная функция Майи довольна проста — дать своеобразную «оплеуху» Артему. Она выражается в том самом диалоге, который привел выше. Конечно, есть еще и третья, раскрыть Стрелецкого с чувственной стороны, показать, что ему знакома любовь не понаслышке. Но сценаристы так плохо справляются с поставленной задачей, что лучше об этом забыть.

Вообще странно, что «детский психолог» дает столь очевидный совет, не подкрепляя хоть каким-то аргументом. Майя просто призывает раскрыть правду сыну. Обычно в сериале под каждое действие подводят неплохую базу, чтобы не выбивать зрителя из погружения. Все-таки даже абсурдность должна быть мало-мальски обоснованной.

Психолог-провокатор на отдыхе: каким получился «Триггер. Фильм»?

И вот вроде бы Майя сказала дельную вещь, и Артем услышал, но в итоге их разговор ни к чему не привел. Тема, которую подняли сценаристы, остается висеть в воздухе мертвым грузом. Видимо решили оставить на третий сезон, там все расскажут и покажут. И про судьбу вернувшегося персонажа тоже ждите там. Не зря же мы закончили клиффхэнгером.

Нужен был отдельный фильм сериалу? Сложный на самом деле вопрос.

Это большой, непонятно зачем растянутый спешл, который, как мне кажется, сняли ради режиссерского дебюта шоураннера Александры Ремизовой. Она пыталась показать зрителю чувства и переживания Артема. Разглядеть их в сериале куда сложнее — все это оттеняется работой, трудными отношениями с окружающими и близкими, а также напряженной историей, которая сильно перетягивает на себя внимание. Посиделки за столом в голове Стрелецкого отчасти позволили «прочувствовать» внутренний надлом героя. Неплохая находка, жаль, что недокрутили.

Кринжовая сцена, в которой «хорошо» все: воспитательница, которая по факту не должна работать с детьми (она свою профнепригодность покажет потом еще), детский психолог, никак не комментирующая выходку тетки, и Артем, кошмарящий теперь воспиталок
Кринжовая сцена, в которой «хорошо» все: воспитательница, которая по факту не должна работать с детьми (она свою профнепригодность покажет потом еще), детский психолог, никак не комментирующая выходку тетки, и Артем, кошмарящий теперь воспиталок

Но все приятные эмоции от просмотра убили затянутость, пустые сюжетные арки, отсутствие ярких, запоминающихся сцен, нелогичность персонажей и крайне неровная динамика. Долгая раскачка погружает зрителя в дрему, а сама история недостаточно хороша, чтобы «окупить» просмотр. Развязка с очередным клиффхэнгером оставляет неприятное послевкусие. Из-за этого возникает стойкое чувство вторичности, ведь от фильма ждешь какой-никакой завершенности хотя бы в рамках «местного приключения», а тут тебе концовка в стиле второго сезона. Ну спасибо.

Все, я слишком разбубнелся, пора бы и о плюсах поговорить. Они тут есть. Операторская работа — мое почтение. В некоторых сценах камера брала неудобные ракурсы, идеально подчеркивающие сюрреалистичность и безумие происходящего. В этот момент я невольно ощутил то же, что и Стрелецкий — настолько мощная получилась синергия между работой оператора, актера и монтажера.

Подобных ярких и крутых сцен в фильме слишком мало
Подобных ярких и крутых сцен в фильме слишком мало

А какие живописные виды иногда мелькают в кадре. Тут даже я, черствый хлебушек, остался под приятным впечатлением. Притом каждый такой красивый шот сдобрен ласкающим глаз цветокором. Визуальная составляющая фильма на высшем уровне. Можно скринить и ставить на обои, природа Карелии просто восхитительна.

Что мы имеем в итоге? Режиссерский дебют продюсера и автора идеи Александры Ремизовой вышел… посредственным. «Триггер. Фильм» в первую очередь создавался для фанатов сериала. Похвально, что создатели не топчутся на месте, пробуют что-то новенькое, но вот как будто чего-то ему не хватает. Возможно я прошу слишком многого от мостика между вторым и третьим сезоном.

В общем, фильм не плохой и не хороший. Если бы не некоторые сюжетные моменты, можно было бы спокойно пропустить, а так на всякий случай лучше ознакомиться. Картина смотрится достаточно легко и непринужденно, просто местами скучновато и не интересно. Как-то оживляют просмотр живописные виды Карелии и операторская работа. Ну и актерская игра Максима Матвеева как всегда на высоте. Без него бы «Триггер» явно был бы не так успешен.

Моя личная оценка — 6 баллов из 10

Я вовремя и после просмотра
Я вовремя и после просмотра
1010
19 комментариев

Посредственным? Так по моему это ещё слишком мягко сказано.

1
Ответить

Ну я не могу назвать этот фильм говном, потому что я смотрел откровенное говно и оно не похоже на него. А вот на посредственную поделку, которая непонятно зачем нужна — вот на это точно похоже.

1
Ответить
1
Ответить

Имба мем

Ответить

Триггер это буквально же хаус плюс шерлок, не? В чем там оригинальность? Кино про дохуя умного мамкиного ценника который раскрывает «дела» взглянув на лацкан пинжака своего клиента.

1
Ответить

При таком раскладе даже признанный «Метод» можно подвести к тому, что за основу взяли идею «Декстера» и сняли на наш лад. Но для меня важно не то, чем вдохновлялись, а то, как рассказана и показана история. Что «Метод», что «Триггер» говорят все-таки на своем языке, а не копируют покадрово чужие творения.

Ответить

Сериал хороший, даже отличный, я бы сказал. Фильм - откровенно плохой.

1
Ответить