Барон Унгерн - бог войны и последний рыцарь⁠⁠

Барон Унгерн - бог войны и последний рыцарь⁠⁠

(В этом тексте очень краткая и сжатая история Романа Федоровича, не все детали и факты были перечислены из за и так большого объема текста, при наличии интереса, будет создана ещё серия постов более подробно описывающая жизнь Романа Федоровича.)

Роман Федорович Унгерн родился 29 декабря 1885 года в австрийском городе Граце, во время путешествия своих родителей по Европе.

Отца Романа Федоровича был барон Теодор Унгерн , он занимал должность в департаменте земледелия Министерства государственных имуществ. Несмотря на отсутствие заметного богатства, он был выдающе образован и оставил научный след. В 1886 году семья вернулась в Россию, поселившись в Ревеле.

Род Унгерн-Штернбергов.

Фамильный герб Унгерн-Штернбергов.
Фамильный герб Унгерн-Штернбергов.

Род Унгерн-Штернбергов представляет собой один из старинных немецких родов, прослеживаемых до времен Аттилы, великого хана гуннов, центральноазиатского племени, оставившего свой след в истории Европы и Азии.

Рудольф Фредерих Унгерн-Штернберг рассказывал Фердинанду Антону Оссендовскому, что кровь гуннов, германцев и венгров течет в его жилах, что объясняет его особый "кровный" интерес к Востоку.

Члены этого рода принимали участие в различных военных конфликтах, среди них были и крестоносцы. Унгерн делился с Оссендовским историями о своих предках, в том числе о том, как один из них сражался на стороне Ричарда Львиное Сердце и погиб под стенами Иерусалима, а другой, едва одиннадцатилетний мальчик Ральф, погиб в детском крестовом походе.

В XIII веке род Унгерн-Штернбергов разделился на германскую и ливонскую ветви. Род Штернбергов в Франконии известен с XI века. Прибалтийская ветвь рода имеет свои корни в Иоганне фон Штернберге, который служил в Венгрии и в 1211 году прибыл в Ливонию во главе отряда из 500 всадников и множества пехотинцев. Он стал вассалом рижского архиепископа и получил земельные владения. Из-за своего Венгерсого происхождения он был известен как Ганс фон Унгерн.

Другим выдающимся предком был Хальзе фон Унгерн-Штернберге, член Тевтонского ордена, который, мечом и огнем, распространял христианство среди прибалтийских народов.

В истории рода также отмечается, что 29 марта 1277 года Рудольф Унгерн-Штернберг заключил договор с магистром Ливонского ордена. Два члена рода Унгерн-Штернбергов погибли в сражении при Грюнвальде 15 июля 1410 года.

Более близкий предок Романа Фёдоровича - Отто Рейнгольд Людвиг Унгерн-Штернберг приобрел печальную известность как последний пират XIX века, распространяя свою славу по всей Европе. По легендам он якобы устанавливал лжемаяки на острове Даго в Балтийском море, который фактически находился под его контролем. Эти лжемаяки использовались для обмана торговых судов, привлекая их на рифы. После этого он, совершенно легально, требовал вознаграждение за спасение грузов. Важно отметить, что в российском морском и судоходном законодательстве 1780 года предусматривалась возможность вознаграждения за спасение грузов. Размер вознаграждения зависел от общей стоимости груза и мог составлять от одной шестой до четверти его стоимости.

В целом нужен отдельный пост про Унгерн-Штернбергов, что бы хоть частично проникнуться всем богатством истории этого рода.

Имение Унгерн-Штернбергов в Латвии
Имение Унгерн-Штернбергов в Латвии

Юность Романа Фёдоровича.

Когда Роман Фёдорович достиг соответствующего возраста, его направили в ревельскую гимназию. Но несмотря на это, он проявлял недостаточный интерес к учебе и, в конечном итоге, вынужден был бросить учебное заведение до завершения полного курса.

Но уже к 17 годам он обладал неплохими знаниями, свободно владея русским, немецким и французским языками, а также обладая высоким уровнем владения английским.

Роман Фёдорович проявлял живой интерес к классической литературе, в числе своих любимых авторов уважал великих мастеров, таких как Гёте, Данте и Достоевский. Также его увлекала философия, особенно средневековая.

Можно признать справедливость утверждений тех авторов, которые отмечают выдающиеся способности барона. Его неблестящее образование объясняется скорее ленью, чем отсутствием таланта. В 1902 году его направили в младший класс Морского кадетского корпуса. Но даже здесь ему не удавалось успешно заниматься. Хотя его оценивали как "очень хорошего кадета", предпочитающего физические упражнения и проявляющего активность, в то же время начальство корпуса подчёркивало его лень, малую усердность и недостаточное внимание.

В 1904 году его временно оставили на второй год, но в следующем учебном году он полностью утратил интерес к учебе. Его отношение к начальству стало вызывать беспокойство, и он явно пренебрегал военной дисциплиной. В феврале 1905 года Унгерна исключили из корпуса.

Военная служба.

В феврале 1904 года разгорается Русско-Японская война, и воодушевленный патриотическим волнением, Унгерн вступает в ряды русской армии. С 8 июня 1905 года он служит в 12-м Великолуцком пехотном полку, размещенном на Дальнем Востоке. Хотя к этому времени крупные бои уже остались позади, продолжаются мелкие столкновения между отрядами русских и японцев, и Унгерн активно участвует в них.

По завершении войны в октябре 1906 года Унгерн принимает решение поступить в Павловское военное училище. Чтобы достичь своей цели, ему приходится пересечь всю страну, охваченную революцией 1905 года. В ходе своего пути он видит революционные беспорядки, бессмысленные лозунги оппозиционной интеллигенции и военные мятежи. Заметную роль в подавлении бунтов играет его дальний родственник - П.К. Ренненкампф. Эти события оказывают существенное воздействие на мировоззрение молодого барона, укрепляя его в консервативных взглядах.

Унгерн завершил обучение в Павловском училище со вторым разрядом, не входя в число лучших студентов. После окончания учебы он выбрал Дальний Восток в качестве места службы, где также служил его родственник Ренненкампф. Казачья служба предоставляла ему больше свободы и возможности проявить инициативу, чем служба в пехоте.

В своем полку Унгерн быстро заслужил признание как один из лучших офицеров, преимущественно благодаря руководству П.П. Оглоблина, будущего союзника Унгерна в Белом Движении на Востоке России. Под его руководством Унгерн оперативно заполнил пробелы в своей кавалерийской подготовке. В то время Унгерн сохранял обособленное положение среди своих офицерских коллег (что неудивительно, учитывая, что большинство офицеров в казачьих полках происходили из потомственных казаков, и аристократ-остзеец, естественно, был для них чужаком). Он часто упивался, иногда до состояния буйной пьянки. Не привыкнув к дисциплине, которую даже строгое Павловское училище не смогло в нем укрепить, Унгерн продолжал нарушать правила.

В результате пьяной драки с одним из товарищей по службе, в которой Унгерн получил сабельный удар по голове, ему пришлось покинуть свой полк. В связи с его молодым возрастом суд чести не требовал от него отставки, предоставив барону право выбора места дальней службы. Унгерн выбрал 1-й Амурский казачий полк.

На Дальнем Востоке в период службы в Амурском казачьем полку Унгерн участвует в подавлении народных волнений, таких как столкновения между якутами и русскими переселенцами, которые он вынужден был пресекать при помощи войск.

В 1912 году Унгерн был включен в сотники. Однако в 1913 году в Монголии вспыхивают беспорядки из-за напряженных отношений между монголами и китайцами. Унгерн начинает заботиться о своем переводе в Забайкальское казачье войско, где были все шансы участвовать в войне, если такая вспыхнет. Его ходатайства остаются без ответа, поскольку командир полка видит в нем перспективного офицера и отказывается отпускать его.

Барон решает подать прошение об увольнении в запас с зачислением в Забайкальское казачье войско. Не дожидаясь ответа, он немедленно отправляется в Забайкалье, но Унгерну так и не такпришлось участвовать в боевых действиях. Вмешательство России охладило боевой энтузиазм китайцев, которые стремились вернуть контроль над Монголией, и начались переговоры. Для неутомимого русского офицера, явившегося волонтером для участия в войне, особой необходимости больше не существовало.

Первая мировая.

Сразу после начала Первой мировой войны Унгерн-Штернберг немедленно отправился на фронт в составе 34-го Донского казачьего полка, который действовал на Австрийском фронте в Галиции. На поле боя барон проявил беспримерную отвагу. Один из его сослуживцев вспоминал: "Для того чтобы сражаться так, надо или искать смерть, или быть уверенным, что ты не умрешь"

Во время Галицийской битвы в составе своего полка Унгерн-Штернберг проявил выдающееся мастерство не только как безрассудный и смелый офицер, но и как заботливый командир, бережно относящийся к своим подчиненным и избегающий ненужных потерь. За свои подвиги в этой битве он был награжден Орденом Святого Георгия IV степени, который барон с тех пор носил с гордостью. Получил же он его за то что 26 октября 1914 года, находясь всего в 400 шагах от окопов противника и под вражеским огнем, Унгерн-Штернберг передавал точные и верные сведения о местоположении врага, что способствовало успеху боя. Он также часто оставался в тылу врага на протяжении недель, корректируя огонь русской артиллерии. В период с августа 1914 по сентябрь 1915 года он получил пять ранений, но ни разу не был эвакуирован в госпиталь. Участвуя в боях у селений Млады-Цеханов, Швендры-Радзвяны и Пепелянов в составе Нерчинского полка, Унгерн был удостоен Ордена Святой Анны IV степени за храбрость 5 июня 1915 года.

Летом 1916 года Унгерн стал фигурой скандального инцидента. Генерал Леонтович, командовавший 3-й кавалерийской дивизией, обвинил Унгерна в предательстве. Это обвинение, вероятно, было вызвано антигерманским настроем. В ответ Унгерн, прибывший к генералу, уличив его в подозрении, нанес пощёчины и ушел. Согласно военному уставу, за подобные действия следовало передать под суд, но Унгерн был георгиевским кавалером. Вмешательство генерала Безобразова привело к увольнению Леонтовича, а Унгерн получил ордена Святого Станислава и Святого Владимира IV степени за свои заслуги в Конном отряде. 3 сентября 1916 года его повысили в подъесаулы, а на следующий день - в есаулы. Во время прорыва немецкой обороны 22 августа 1916 года, Унгерн вновь в составе Нерчинского казачьего полка захватил множество пленных и получил очередное ранение. 6 сентября 1916 года он был удостоен Ордена Святой Анны III степени.

Гражданская война.

Барон Унгерн - бог войны и последний рыцарь⁠⁠

Февральский переворот был встречен Унгерном с крайней враждебностью; тем не менее, он присягнул Временному правительству, как и большинство офицеров Императорской армии. В июле 1917 года А. Ф. Керенский поручил есаулу Г. М. Семенову, будущему атаману, сформировать добровольческие части из монголов и бурят в Забайкалье. Семенов, вместе с Унгерном, отправился в Сибирь, где в 1920 году Унгерн создал Азиатскую конную дивизию из русских, монголов, китайцев, бурят и японцев. Унгерн, зная, что многие крестьянские восстания в Сибири поднимали лозунг "За Царя Михаила", поднял штандарт с вензелем Императора Михаила II, не веря в убийство Великого князя Михаила Александровича большевиками. Кроме того, барон планировал вернуть престол монгольскому Богдо-гэгэну (священному правителю), лишенному этого китайцами в 1919 году. Унгерн утверждал:

"Сейчас думать о восстановлении царей в Европе немыслимо… Пока возможно только начать восстановление Срединного Царства и народов, соприкасающихся с ним до Каспийского моря, и тогда только начать восстановление Российской монархии. Лично мне ничего не надо. Я рад умереть за восстановление монархии хотя бы и не своего государства, а другого."

Барон Унгерн задумал освободить столицу Монголии, Ургу, и спасти пленного Богдо-гэгэна. На тот момент в Урге находилось до 15 000 (по некоторым данным, даже до 18 000) китайских солдат, вооруженных до зубов, с 40 артиллерийскими орудиями и более чем 100 пулеметами. В передовых частях барона Унгерна, наступавших на Ургу, было всего девять конных сотен, четыре орудия и десять пулеметов.

Штурм Урги начался 30 октября и продолжался до 4 ноября. Не смогши преодолеть отчаянного сопротивления китайцев, части барона остановились в 4 верстах от Урги. Унгерн провел успешную агитацию среди монголов, убеждая их присоединиться к борьбе за освобождение Богдо-гэгэна. В своем обычном монгольском наряде, барон Унгерн въехал в занятую китайцами Ургу, несмотря на сильное вооружение китайцев. Он посетил дворец Чен-И, главного китайского чиновника в Урге, и вернулся в свой стан. Проезжая мимо ургинской тюрьмы, барон заметил китайского часового, спящего на посту. Он отхлестал его за нарушение дисциплины, после чего спокойно продолжил движение.

Этот "необъявленный визит" Унгерна в Ургу произвел колоссальную сенсацию среди населения и поверг в страх китайских оккупантов. Суеверные китайцы уверовали, что за бароном стоят сверхъестественные силы. В конце января 1921 года Унгерн освободил Богдо-гэгэна из плена. 60 тибетцев из казачьей сотни Унгерна перебили китайскую охрану и увели Богдо-гэгэна с женой на священную гору Богдо-Ула, а затем в монастырь Маньчжушри. Этот дерзкий поступок ужаснул китайских солдат и поддержан был монгольским обществом. 3 февраля 1921 года Унгерн взял Ударный отряд и наступил на предместье Урги, сокрушив сторожевые посты "красных китайцев" и очистив предместье города. Столица Монголии была освобождена.

Унгерн получил значительные трофеи, включая артиллерию, винтовки, пулеметы, миллионы патронов, лошадей и более 200 верблюдов, загруженных добычей. Его войска находились всего в 600 верстах от Пекина, вызывая панику среди китайцев. Однако Унгерн не собирался пересекать границу в данный момент. Поход на Пекин с целью восстановления престола свергнутой династии Цин был его планом, но на более поздний период, после формирования панмонгольского государства.

Барон Унгерн разрабатывал практическую программу, направленную на установление восточного типа монархии с центром в Монголии. Он видел эту форму правления наиболее подходящей для текущей ситуации. В своих записях барон утверждал: "Я уверен, что свет исходит только из Востока... Этот свет - восстановление монархий... Европейская культура принесла столько бед для Востока, что наступило время для борьбы". Барон Унгерн полагал, что наилучшие условия для борьбы за монархию сложились к 1921 году (особенно после поражения Венгерской Советской Республики и восстановления монархической формы правления белым венгерским адмиралом Миклошем Хорти в 1921 году), прежде всего в Монголии. В этом контексте он стремился создать орден "буддийских крестоносцев".

Унгерн принял монгольское подданство (вопреки слухам, не принимая ламаизм). Под званием хана и княжеским титулом "дархан-цин-вана", присвоенными ему Богдо-гегеном, он также стал "просто" ваном (князем 2-й степени) после свадьбы с Цинской принцессой. Принцесса, принявшая православие и получившая имя Мария Павловна, была венчана в Харбине по православному обряду.

Барон Унгерн создал местное производство в Урге для своей армии, включая сапожные, портняжные и изготовление знамен. В это время было создано знамя Азиатской Конной дивизии, укрепленной после захвата Урги до четырех полков.

Под командованием барона находилось 10 550 солдат и офицеров, 21 артиллерийское орудие и 37 пулеметов. В это время 5-я Красная армия приближалась к северным границам Монголии. Генерал-лейтенант Унгерн принял решение предпринять превентивную операцию и 21 мая 1921 года выпустил свой знаменитый Приказ №15. В нем говорилось: "Большевики пришли как разрушители уникальных культур народов, и процесс разрушения достиг предела. Россию необходимо восстанавливать постепенно. Однако народ испытывает разочарование и недоверие к лидерам. Ему нужны имена, и единственное уважаемое и дорогое имя - законный владыка Российской Земли, Всероссийский Император Михаил Александрович".

1 августа 1921 года барон Унгерн одержал победу у Гусиноозерского дацана, захватив 300 красноармейцев, 2 орудия, 6 пулеметов, 500 винтовок и обоз. Активные действия белых вызвали тревогу в рядах большевистских властей Дальневосточной республики. Территории вокруг Верхнеудинска были объявлены под осадным положением, проведена перегруппировка войск, и на подмогу прибывали подкрепления. Надежды Унгерна на общее восстание оказались тщетными. В итоге барон принял решение отступить в Монголию. Однако монголы, разочарованные и не желавшие продолжать войну, скоро пересмотрели свою "благодарность". Утром 20 августа барона связали и доставили к белым. Вскоре его пленных обнаружила разведывательная группа красных, и барон фон Унгерн оказался в плену.

15 сентября 1921 года в Новониколаевске прошел заслушивший внимание судебный процесс над бароном Унгерном. Главным обвинителем в этом процессе был Е. М. Губельман (Ярославский), будущий руководитель "Союза воинствующих безбожников" и один из ключевых противников Церкви. Весь процесс занял 5 часов 20 минут. Унгерну предъявили обвинения по трем пунктам: сотрудничество в интересах Японии; вооруженное сопротивление советской власти с целью восстановления династии Романовых; совершение террористических актов и зверств. В этот же день барона Романа Федоровича Унгерна фон Штернберга расстреляли.

Наш телеграм - подписаться.

44
12 комментариев

Хочу заметить, что всех супергероев вроде Унгерна, Деникина, Юденича, Колчака со всеми их талантами красная армия под предводительством скромных персон перемолола на фарш. Но про это статей не пишут. Интересно, почему? Унгерн стал культовой фигурой благодаря Пелевину, который приписал ему сверхъестественные буддистские качества в своем произведении Чапаев и пустота. Ничего не имея против барона, все таки возьму на себя смелость считать его достоинства преувеличенными равно как и интерес к его фигуре.

1
Ответить

Я не от Пелевина про него узнал, а красные победили именно потому что у них была более менее централизация, ну и умение кидать союзников по пути. А что писать про красных? Они и так себе замечательную историю написали за время своего правления, а про белых по крупицам информацию собирали и собирают

2
Ответить

У красных было полно военспецов ( бывших царских офицеров)
Потом после гражданской треть из них выпилили , треть сами умерли , а треть дожила до ВОВ

2
Ответить

Если проще, Унгерн был настолько упырём что его даже свои не любили. Под конец ебанулся с экзотерикой окончательно (опиум?), расстреливал своих в том числе, творил зверства. Монголы его связали, отдали в полевой лагерь к белым, те его выпнули в степь к волкам и отгоняли от лагеря выстрелами, там его красные и нашли.

А теперь про этого по сегодняшним меркам, полевого командира, пишут всё более охуительные истории.

1
Ответить

Какой опиум, он в последнее годы даже не пил, откуда такая инфа?

1
Ответить

Не в то время родился. Его путь - это Ермак, Кортес , на худой конец Невельский

1
Ответить

Меня тоже всегда поражало что человек с такой историей жил именно в 20 веке

Ответить