Охота на тигрицу — о пятом сезоне «Фарго»

Сериал продолжает удерживать недостижимо высокую планку: уже пятый сезон подряд мы получаем захватывающую и качественно поданную "true story". Новая история в «Фарго» как будто начинает переосмыслять свое наследие, продолжая при этом приятно удивлять новыми идеями и задавать важные вопросы и природе насилия

В отличие от предыдущих двух сезонов, которые довольно сильно отошли от первоосновы и можно считать во многом экспериментальными, новый на первый взгляд как будто возвращается к корням. Мы снова в Миннесоте, а в центре криминального сюжета как вновь абсолютно обычная семья, где муж ходит на скучную работу, а жена — домохозяйка. Пересечение со стартовым сезоном можно найти и в более частных моментах, например, создатели вводят нового немногословного и очень эксцентричного киллера с нелепой прической.

Однако ближе к середине акценты в истории вырисовываются более явно: она в первую очередь ставит под вопрос привычное разделение ролей в обществе, обнажая шрамы, скрывающиеся за намыленным фасадом идеальной семьи. Главной героине Дороти Лион (Джуно Темпл) казалось бы удалось найти свое маленькое счастье в роли идеалистичной домохозяйки, но тайны прошлого не отпускают ее, заставляя открыть сущность тигрицы, защищающей свое семейство.

Пытающийся же силой ее вернуть бывший муж Рой Тиллман (Джон Хэмм) тоже поначалу производит впечатление воплощения добродетели: шериф, религиозный поборник традиционных ценностей, живой пример для всех окружающих. Однако сразу понятно: долго ждать скелетов из шкафа не придется, и они появляются в форме фанатизма, домашнего насилия, пренебрежения законом и жизнями людей.

Охота на тигрицу — о пятом сезоне «Фарго»

Ключевая идея создателей — долой социальные условности и религиозный догматизм. Счастливыми в пятом сезоне на дистанции смотрятся только персонажи, которые четко знают, чего хотят, и не прикрываются навязанными масками. Свекровь главной героини (Дженнифер Джейсон Ли) не боится сразу же предстать жесткой акулой бизнеса, а помощница шерифа стоически тянет на себе лямку долгов и довесок в виде инфантильного мужа. А вот муж Дороти Лион не притворяется, не стесняется быть вторым номером в семье и не пытается перекроить свою дочь, которая вызывает отторжение у общества своими "мальчишескими" интересами, поведением и стилем.

В то же время ее бывший муж шериф Рой Тиллман вопреки образу крутого ковбоя на деле полон сомнений и неуверенности, и как только что-то идет не так, жестко срывается на окружающих. Более того, эта неуверенность проецируется и на его сына (Джо Кири), комплексы которого плодятся на фоне безуспешной попытки дорасти до недостижимой, но иллюзорной планки его отца. Контрастом им в какой-то степени выступает загадочный наемный убийца, который не выглядит мужественно в привычном понимании, но по существу гораздо более зрелая личность.

Что касается Дороти Лион, то ее арка, а по сути и сезон в целом, подразумевает принятие своей сути и отбрасывание масок. Те, кому это удается, становятся счастливее, а побежденные своими комплексами — страдают.

В целом же можно сказать, что герои, особенно второстепенные, располагаются между двумя идеологическими полюсами силы: власть свекрови Дороти строится на деньгах и законе, тогда как вес слов шерифа Тиллмана подкрепляется библией и пистолетом.

В свои роли Джон Хэмм и Дженнифер Джейсон Ли вписались идеально, как будто всю жизнь этих персонажей и играли. Влиятельные, сильные, умеющие добиваться результатов, такие разные и такие одинаковые одновременно.

Если думаете, что в «Омерзительной восьмерке» Дженнифер Джейсон Ли уже показала максимум, то в Фарго можно открыть новые грани ее инфернальных перевоплощений.

Не менее впечатляет и Джуно Темпл, отыгрывающая по-настоящему отчаянную домохозяйку. В своем образе ей удается достичь очень сложного дуализма: с одной стороны, она как героиня какой-то мыльной оперы проходит через все рутинные и порой чрезвычайно раздражающие ситуации без видимой потери самообладания, а с другой — да она ведь просто притворяется, и по сути никакая не домохозяйка вовсе, а зверь кроется внутри.

Наконец, приятно удивляет и перевоплощение Джо Кири, который как будто продолжил свою арку взросления из «Очень странных дел». Здесь он порой демонстрирует выдержку и раскованность уровня героя Билли Боба Торнтона из первого сезона, но в то же время сочетает это с нужной эмоциональностью и неуверенностью.

С точки зрения постановки все остается в духе первых двух сезонов и творчества Коэнов в целом. Криминал, колоритные диалоги, специфический юмор. Не обошлось и без экспериментов: прошлое главной героини раскрывают в рамках кукольного представления, а для странного киллера придумали флешбэк аж на 500 лет назад.

Важной особенностью можно назвать возросший акцент на экшене. Так, в пятом сезоне имеются разнообразные и довольно длительные сцены-противостояния с варьирующимся количеством участников. Теме жестокости вообще уделено довольно большое внимание. Жестокости во всех ее проявлениях: от домашнего насилия и просто частных убийств до пыток и перестрелок.

Возросшей брутальности и динамике вторит подбор саундтреков, который должен порадовать фанатов "олдскула": в их число входят записи групп Rush и Grand Funk Railroad, чуть более современной Prodigy, да и специально подготовленные для сезона композиции отлично вписываются в темпоритм и атмосферу.

Не проседают в сериале и технические аспекты. Отличная операторская работа и картинка в целом, очень изобретательный монтаж изображения и звука.

Возможно главный недостаток — подзатянутость. Много персонажей, довольно значительное количество времени отводится на элемент экшена, есть предсказуемые и как будто лишние сцены. Все-таки можно было свести сезон к довольно популярному нынче формату в 8 серий. Тем не менее, при столь качественном исполнении это не должно являться слишком большим минусом.

1919
61 комментарий

Другие мои статьи про кино и сериалы можно найти здесь: https://dtf.ru/u/455288-dracubik/2183146-putevoditel-po-blogu

Ответить

Сериал продолжает удерживать недостижимо высокую планку для сериалов: уже пятый сезон подряд мы получаем захватывающую и качественно поданную "true story".

Я третий сезон еле досмотрел и больше не включал. Так что не знаю, что там с планкой. Первые два были очень хороши, но дальше что-то нет желания смотреть.

12
Ответить

Да, я слышал похожие отзывы. Но я не считаю, что популярность тут имеет значение. 3 и 4 сезоны были очень необычные, но тем и интереснее, как минимум мне. А сделаны они все хорошо, везде отличный актерский состав.
В любом случае, советую посмотреть пятый всем забросившим.

2
Ответить

из всех сезонов пока 1 и 5 стоят просмотра. осьальные начинались неплохо, но скатывались в дичь. надеюсь, 5 закончится достойно, пока только 1 серия была странная.

1
Ответить

Еще бы явный посыл против трампа, техаса и за феминизм не был таким карикартурным и с перегибами, был бы отличный сезон на уровне первого.

9
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Сезон более "идейный" по отношению к первому, да. Но опять же, нужно и что-то новое. Кому-то может зайти. Меня это не напрягало особо

Ответить