Кем я стану, когда вырасту

Привет! Я расскажу о своих карьерных метаниях, которые привели меня в мир миниатюр для настольных игр, поразмышляю насчёт фриланса в качестве художника-дизайнера и плюсов/минусов работы в студии и на дому.

Очень долгая предыстория

Мне 25 лет и почти все из них я провела в Уфе. Это там, где Земфира, мёд и каждого пятого зовут Руслан. Я не сразу выбрала компьютерную графику своим основным занятием. До этого была и музыка — скрипка, и 5 лет учебы на инженера-программиста в авиационном университете.

2002. Я и мой первый Фотошоп
2002. Я и мой первый Фотошоп

Мысль о приобретении творческой профессии в вузе я даже не рассматривала. Основным доводом было неприятное мне сообщество и особенно закостенелые мозги преподавателей. Плюс, у меня проявилась любовь к алгоритмам и языкам программирования. Это определило мой выбор.

Что такое жизнь 17-летней девчонки в техническом вузе? Это “О, ты рисуешь, давай вместе делать игру. Я начинающий гейм-дизайнер/программист/маркетолог в одном лице, мы станем богаты!” — таких проектов было множество, конечно, они и привели меня к успеху (нет).

Параллельно я рисовала, подтягивала академические основы. Освоила графический планшет, брала заказы на дизайн и иллюстрации.

Алиса Селезнёва и птица Говорун. 2014
Алиса Селезнёва и птица Говорун. 2014

На пятом курсе устроилась на первую постоянную работу в легендарную для Уфы студию “Муха” — это те самые комиксы из 90-х и клипы Глюкозы.

Моя работа заключалась в создании шейдеров для мультфильма “Садко”, который вышел на экраны этой весной, через 3 с половиной года после моего ухода из студии. Это был мой первый опыт работы в 3D. Шейдер — это программно задаваемые свойства материала для трехмерных объектов, для удобства использовался графический интерфейс, в котором шейдер составлялся в виде графа. Мне нравилась сама работа, поскольку она взывала одновременно к художественной и технической моим составляющим (приходилось неплохо разбираться в оптике), но необходимость работы в студии меня убивала. Неудобное расположение и “не мой” коллектив, плюс попытки совместить всё это с учёбой на очном привели к тому, что я ушла.

Шейдер материала (пример из гугла)
Шейдер материала (пример из гугла)

Про фриланс и работу в студии

К моменту окончания универа у меня было: портфолио иллюстратора-любителя, красный диплом инженера в качестве коврика для мышки, невозможность уехать в большие города по личным причинам, необходимость хотя бы минимального стабильного заработка и мечты о светлом творческом будущем. Не то, чтобы это всё было нужно в жизни, но раз начал рисовать, то иди в своём увлечении до конца. Единственное, что меня беспокоило — что меня окружали люди, ненавидящие свою работу. В мире нет никого более беспомощного, безответственного и безнравственного, чем человек на скучной офисной работе. И я знала, что довольно скоро я в это окунусь…

Впрочем, отвлеклась. После универа я действительно искала постоянную работу и была безуспешна. Посылала свои рисунки во все уфимские издательства и студии, которые могла найти. Пробовала даже рисовать на пряниках в пекарне (обещали платить 15 рублей за каждый), но мне оттуда до сих не перезвонили.

Тестовые пряники
Тестовые пряники

На биржах труда по запросу “дизайнер” вылезали в основном вакансии “дизайнер штор”, а по запросу “художник” — льготные вакансии для инвалидов в гос. учреждениях с з/п в 5000 рублей. Это мне не очень подходило. Однако, одно собеседование я всё-таки прошла и после этого меня ждали полгода увлекательной работы в фотоцентре на поехавшего саентолога. Смотрели сериал “Офис”? Примерно так, но с художественным уклоном. Как это было — тема для отдельного поста. По непонятным причинам это место собрало потрясающих людей, с которыми я дружу до сих пор (нет, не с боссом).

Потом я ушла на фриланс

Самая кошмарная часть в работе фрилансером, субъективно — поиск заказов и общение с заказчиками. Я могла сидеть неделю без работы, и это при активном поиске и битвах за заказы на биржах фрилансеров. Но к какому-то моменту всё устаканилось и я работала с тремя постоянными заказчиками, а были ещё одиночные заказы, которые я не искала — кто-то меня советовал. В основном это был разного рода дизайн — всякие афиши и баннеры, а еще иллюстрации и портреты.

Минус — профессиональное развитие практически отсутствует, поскольку занимаешься только тем, что уже умеешь и не перенимаешь опыт у коллег. А ещё начинаешь сходить с ума взаперти дома в одиночестве, правда, для социофобов это не будет недостатком. Я в меру не люблю людей, но мне надо говорить с кем-то ещё, кроме кошки.

Ещё один минус — процент работы, которая тебе нравится, стремится к нулю. В основном это разовые работы для чужих проектов, к которым ты не имеешь никакого отношения, и от них не могут гореть глаза. Это важная вещь для меня — личная заинтересованность в успехе проекта. Но она, опять же, складывается от коллектива.

Важно разделять место работы и место отдыха. Почти все годы фриланса я засыпала и просыпалась с работой. То есть, я работала весь день, и отдых размазывался также на весь день. Это очень, очень плохо. Не делайте так, это приведёт вас к депрессиям, особенно, если работа не очень приятна.

Я обещала рассказать про плюсы, кажется? Да, свобода перемещения. Если, конечно, остаётся время и деньги на перемещения. Всё.

Punga Miniatures

Сейчас начнётся хорошая и добрая часть моего рассказа.

Холодным февральским утром мне позвонил незнакомый молодой человек. Сказал, что ищет администратора в художественную школу. Он просто нашёл меня в ВК и почему-то решил, что я им подхожу. Условия были неоднозначны — у меня уже была постоянная занятость на удаленке, апатия и желание свалить куда-нибудь подальше. К тому же, мастерская находилась на другом от меня конце города. “У нас есть для тебя рабочее место и 10к в месяц. Можешь хоть жить здесь, можешь приезжать пару раз в неделю на несколько часов — просто веди соцсети и будь в курсе происходящего”. А ещё я готовила выставку картин и мастерская была как нельзя кстати.

Кем я стану, когда вырасту
Нарисованное в мастерской. Размер 60*80 см
Нарисованное в мастерской. Размер 60*80 см

Оказалось, что ребята, владеющие школой, в основное время лепят миниатюры для настольных игр, крошечных супердетализированных персонажей из глины. И даже запустили первый успешный кикстартер по игре, основанной на вселенной Вархаммера, собрали 17к долларов и вообще отлично себя чувствуют в этой сфере (подробнее можно почитать тут). Я смотрела с восхищением на эти фигурки, подпитывая свою любовь к маленьким копиям больших вещей (особая прелесть, если они, к тому же, функциональны и имеют механические части). Но мои неуклюжие руки и посаженное зрение советовали мне даже не пробовать.

Battledoge

Кем я стану, когда вырасту

Мы работали в одной мастерской — я за своим компом занималась художественной обмазкой лиц в фотошопе и помогала со школой, а ребята лепили. Я была рада уже обществу живых увлечённых людей и пускала слюни на их занятие.

Поскольку скульпторы Пунги потихоньку собирались отказываться от ручной лепки и переходить в цифровой 3D-скульптинг (“3D без души!”), я решила тоже попробовать. Установила ZBrush и стала учиться увеличивать полигоны, врезать шарики в кубики и рендерить рендеры.

Ребята предложили мне смоделить собаку-кентавра породы Шиба-Ину в образе самурая для DnD. Концепты нарисовал художник Никита BloodyNik. Возможно, вы видели этих гуляющих по интернету персонажей. Я подумала, wow such cool, и уволилась со всех удалённых работ.

Концепты кентавров
Концепты кентавров

Если бы мне кто-нибудь позволил строить города, я бы поставила их вместо всех памятников. Или в Уфе вместо наших бесконечных статуй лошадей. Кстати, кикстартер по этим собакам запускается в октябре (сейчас делаем ещё и котов).

Первая модель. Самурай Шиба-Ину
Первая модель. Самурай Шиба-Ину
Кот-ассассин
Кот-ассассин

Бегущие

В мае мы начали делать новую настольную игру “Бегущие” с миниатюрами вместе с ростовским издательством KonigGame в киберпанк-сеттинге. Тут ссылка на страницу игры на Тесере. Это первый проект в Пунге, в котором я задействована с самого начала — как художник концептов, скульптор и администратор, поэтому он мне по-особенному дорог. Мы презентуем его на Игроконе в сентябре, очень жду этого фестиваля.

Парадокс в том, что я не особо разбираюсь в современной гик-культуре, хоть и работаю в этой сфере. Я не шарю в настольных играх, не играю в компьютерные и не знаю, почему Кодзима гений. Но я над этим работаю :) Для меня вообще было удивительно такое количество людей в мире, которые покупают и коллекционируют миниатюры — наверное, среди читателей DTF таких много (респект! покупайте больше!).

Работа в студии

Я и Фотошоп. Версия 2018 г.
Я и Фотошоп. Версия 2018 г.

Я ещё не работаю в Pixar, как мечтала в юности, и даже не в Disney (это было запасным вариантом). Попробовав три варианта: работу в одиночку, работу в относительно большой студии (50 человек) и работу в маленькой (нас 9), делаю вывод: решает атмосфера в коллективе, степень вовлечённости в проекты и внутренняя организованность команды. И интерес к работе, разумеется. Держать в руках отлитую фигурку по своей модели — непередаваемые ощущения :)

Конечно, всё индивидуально, но если выбирать между работой рядовым сотрудником в крупной студии и тем, где я сейчас, то чувствую себя на своём месте.

Команда Punga
Команда Punga

P.S. Чукча не писатель. Чукча художник)

175175
99 комментариев

Мне уже почти под 30 (офигеть),
а я до сих пор не знаю, кем я стану когда вырасту ⚆ _ ⚆

79
Ответить

мне 29, через годик задумаюсь ^_^

4
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Ну некоторые успешными стали оч. поздно.
Это из ряда мотивации про возраст и про то что в 30/40/.0/....все только начинается.
А некоторые так и вовсе не находят себя за всю жизнь.

2
Ответить
2
Ответить

Мне 30, так и не понял кем хочу стать...

1
Ответить

Тот неловкий момент, когда ты знал, что будешь "работать с компьютерами" с 8 лет. >_>

Ответить