Много болтовни о домашней музыкальной системе

Тема аудиотехники будоражит умы и сердца не чуть не меньше, чем консольные войны. Почти каждый меломан так или иначе мечтает о создании своего музыкального центра, стойки, системы. Но не абы какой, а чтобы каждый компонент радовал глаз, душу и, конечно, слух. Пока я собирал информацию, знание, опыт и технику, возникли некоторые мысли.

Фотки были сделаны в разное время, в несколько под с разным освещением. Где-то получилось лучше, где-то хуже.
Фотки были сделаны в разное время, в несколько под с разным освещением. Где-то получилось лучше, где-то хуже.

Я уже касался её в своих заметках, а именно портативных плеерах. Если не видели - ссылка прилагается. Что-то из сказанного я буду повторять, но так надо. Пришло время взяться за домашнюю аудиотехнику.

Почти каждый меломан так или иначе мечтает о создании своего музыкального центра, стойки, системы. Но не абы какой, а чтобы каждый компонент радовал глаз, душу и, конечно, слух. Я не стал исключением. Пока я собирал информацию, знание, опыт и технику, возникли некоторые мысли. Настоящая писанина не претендует на какую-то научную ценность, где каждое слово и цифра будет иметь железо-бетонное обоснование, это не учебное пособие начинающему меломану. Нет, это более-менее систематизированный опыт, который, возможно, поможет тому, кто только начинает создавать свою систему или хочет, но не решается. Это то, что я сам бы хотел прочитать, когда только начинал. А посему, данная заметка является поводом для обмена опытом в комментариях, ведь у каждого есть свой секрет классного звука. Я не буду рассказывать о мега навороченных компонентах, которые стоят тысячи долларов. Такие вещи покупают другие люди, опираясь на мнение авторитетных аудиофилов и экспертов, к которым я совсем не отношусь. Настоящий рассказ зиждется на опыте человека, который живет на территории СНГ и не является изысканным аудиофилом с неограниченным бюджетом. Конечно, все, что будет рассказано является частным случаем, основанным на ценах в конкретном городе, регионе, стране, времени действия, а не универсальной информацией.

Здесь более двадцати страниц 14 шрифтом, поэтому я постараюсь сделать тематические подзаголовки.

Много болтовни о домашней музыкальной системе

Перед тем, как начать подбирать компоненты, нужно для себя решить, что мы хотим видеть в готовой стойке. Это важно по многим аспектам: где и как расположить в комнате, нужна ли дополнительная мебель, бюджет, где хранить музыкальные носители. Взвесив все возможные варианты, я пришел к выводу, что совершенно точно не рассматриваю катушечный магнитофон, проигрыватель MD или SACD, ламповый радиоприемник или отдельный тюнер. Сейчас я скажу фразу, к которой буду иногда возвращаться: "Если бы мне достался какой-то из недостающих компонентов за смешные деньги или остался с тех времен, то я бы что-то придумал для его восстановления и размещения в стойке". Бобинный магнитофон это такая вещь, что ее нужно рассматривать и размещать совершенно отдельно. Нужно иметь усилитель или ресивер, в котором будет два входа под пленочный источник, а это уже не так легко сыскать (или иметь второй, специально для катушечника). Достойная модель от Akai весит прилично, довольно высокая и цена крайне кусается. Но это еще пол беды, ведь вторая половина - покупка бобин. И тут есть важный нюанс, который нужно рассмотреть подробнее - доступность необходимого вам носителя. Когда я решал по поводу пластинок, то я сначала посмотрел могу ли я их покупать на приемлемых для себя условиях. Например, я нашел два магазина, в которых покупаю новодельные пластинки, а также двух человек, у которых покупаю в своем городе винтажные издания по цене, которая меня устраивает. В случае бобин, я пришел к неутешительным выводам. Не самая большая бобина от Basf стоит слишком дорого, а доступных предложений не так уж и много. Это же касается MD (mini disk) носителей. По сути, это классная идея, ведь инженеры смогли объединить чистоту звука компакт диска с возможностью записать и переписать аналоговый звук от кассет. Однако технология возникла слишком поздно, не успела подешеветь, чтобы стать массовой. MP3 успешно подавил все эти разработки, а производство быстро свернули, поскольку продажи более дешевых носителей заметно упала. В результате, найти сам проигрыватель и диски к нему можно, но в моих глазах их цена не оправдывает результат. Стоит учитывать, что продавцы подобного оборудования иногда спускают цену, когда спрос отсутствует, а деньги выручить надо. Это означает, что если мне подвернётся слишком заманчивое предложение, то я не откажусь. А теперь давайте двигаться по компонентам.

Колонки / Акустическая система

Много болтовни о домашней музыкальной системе

Самым главным элементом, от которого нужно отталкиваться, является акустика. Моей конечной целью являлась напольная трехполосная АС, хотя до этого обходился более скромными решениями. Подбор АС довольно сложный этап, поскольку нужно учитывать место, возможность удобного позиционирования, а также цену. Тут мы подбираемся к самому частому вопросу: винтаж или новодел? Я выбрал новодел, а именно Yamaha NS-555.

Дело в том, что найти винтажную пару напольных колонок задача довольно непростая. Во-первых, это вес и доставка. Большинство продавцов хотят по месту спровадить эту ношу путем самовывоза, а не тянуть её на горбу к грузовому отделению почты. Это нормально и понятно. Конечно, может быть случай, что человек продает колонки вашей мечты, тогда это становится делом принципа. Можно нанять людей в городе продавца, которые доставят АС до почты. Тут нужно еще помнить и о стоимости такой доставки, а также молиться всем святым и грешным, чтобы доблестные работники почты не побили деревянный корпус, которому вот-вот исполнится 50 лет. Понятное дело, что с полочной акустикой таких проблем попросту нет. Во-вторых, нужно учитывать распространенность техники определенных фирм. Найти в наших краях приличную АС от Klipsch, Marantz, Yamaha, Technics - довольно сложно. Такие вещи в наш регион могли попасть от очень состоятельных людей, которые могли привезти диковинку из-за границы. Зачастую нынешние владельцы запрашивают за такие комплекты деньги, которые превышают цену новых колонок из магазина. Я не был готов купить вещь с солидным пробегом по цене новой. Другое дело с советскими АС: они доступные как по цене, так и по месту. Энтузиасты дадут 1001 совет по их восстановлению и модернизации. Однако тут кроется другой нюанс - состояние. Одно время я рассматривал к покупке S-90: солидные габариты, так сказать культовая вещь, которую можно подержать в руках. Мониторил я где-то пол года предложения, но все было плачевно. Те лоты, где цена была вменяемой колонки требовали немалой реставрации. В принципе меня сам процесс восстановления не пугал, скорее был вопрос целесообразности. Посудите сами, это большие колонки, которые нужно поставить так, чтобы можно было с ними работать. Это означает, что требуется место, чтобы ошкурить все повреждённые участки, которое не будет жилым (иначе ты будешь убирать грязь больше и дольше, чем сделал дела). Часть панелей, возможно потребует замены, а значит нужно иметь приличный инструмент плотника для этого дела. Опять таки в Сети можно встретить классные примеры, когда люди сделали новые корпуса, в том числе из ценных пород дерева.

Где-то АС нужно будет излечить от заводского брака, найти нужные уплотнители, заменить провода или динамик. И на конец - это помещение должно быть хорошо проветриваемым, чтобы вскрыть лаком. В условиях квартиры, такой проект мне кажется нежелательным. Одно дело, когда ты создаешь неудобства себе, а совсем другое, когда есть еще кто-то. Я не говорю еще о том, что корпус надо будет раз десять обеззаразить от паразитов, которые живут в древесине. Колонки пол века валялись по гаражам, дачам и чердакам, поэтому в них могут быть нежелательные жители.

Теперь расскажу, как обстоят дела с ассортиментом напольных АС в наши дни. Если описать всю ситуацию одним словом - удручающе. Количество фирм, которые выпускают АС такого формата очень мало (по сравнению с двухполосными полочниками). Они все формата башни, который мне не сказать, чтобы очень нравился визуально. Однако я не могу спорить с удобством расположения в квартире такой пары. Из тех АС, которые были в магазине с доставкой на дом (каждая колонка весит под 20 кг) лучшим вариантом были Yamaha, поскольку производитель предусмотрел их использование в качестве обычной стерео пары, а не как части домашнего кинотеатра. Варианты от Onkyo и Klipsch ощущались как-то неполноценно. Было ощущение, что нужен сабвуфер, а твитеры казались более тусклыми.

В общем, моя модель АС является базовой среди напольных моделей производителя, но это не мешает ей быть самым дорогим компонентом моей системы. Послушав, пощупав их около полу года, могу сказать, что оно того стоило, а также то, что технологии не стоят на месте. Меня поразил материал, из которого сделан купол динамика: на ощупь как что-то среднее между тонкой резиновой пленкой и атласной тканью. На мой вкус этим колонкам всего хватает, отлично слышно сцену, нет перегибов. За время пользования я не смог найти хотя бы один случай, когда возникло ощущения, что колонки захлебываются, не справляются с песней.

Не уходя далеко от кассы затрону довольно холиварный аспект - провода. Я использую самые обычные провода для соединения всех блоков системы, которые можно купить в любом магазине. Единственным исключением стали кабеля от акустики до ресивера. Причина простая как карандаш - у меня не было ничего нормального провода для этих целей. Единственное, что завалялось в кладовке - кусок провода от старой переноски. По большому счету можно и этим обойтись, но тут в дело вступила какая-то гордость. Колонки все таки стоят хорошо, а подключать к ним столетний провод с пересохшей изоляцией как-то не очень эстетично. Посему наступив на жабу, я в том же магазине взял фирменные немецкие провода. Такого улучшения звука мне не обещали уже давно. Правда, такое ощущение, что покупал Священный Грааль, а не провода для АС. В руках этот моток ощущается приятно и весомо, спору нет. На деле всё не так однозначно. Хотя и взял один из самых тонких сечений, но крепление в закруточных клеммах стало проблемой, с которой я не готов был столкнуться. Люди, которые знакомы с базовыми темами физики расскажут, что медь в проводах приблизительно одинакового качества, а значит сопротивление в цепи показывают одинаковое. На сопротивление может влиять диаметр сечений провода, для чего есть специальная формула. Однако её влияние в рамках аудиотехники настолько мало, что не стоит брать для расчета. К чему я это веду? Все к тому же самому - если ваше внутреннее восприятие уверенно твердит вам о том, что провода делают сеанс прослушивания приятнее - выбирайте и покупайте. Однако стоит знать, что это не объективная истина, которую нужно защищать или отстаивать.

Усилитель / Ресивер

Но вот возникает вопрос: "А к чему их подключить?" Я подвожу к вопросу сопротивления АС и мощности усилителя/ресивера. Обычно акустическая пара имеет импенданс 4 или 8 Ом, но Yamaha идет своим путем с сопротивлением 6 Ом почти у всех своих изделий. В этом вопросе есть разные точки зрения: кто-то считает, что это не имеет значения, кто-то специально берет так, чтобы сопротивление колонок и усилителя были разными. Я сторонник того, что производитель для чего-то пишет большими буквами про этот параметр, значит он важный. По этой логике, я искал ресивер с таким же сопротивлением. Из всех возможных вариантов опять встал вопрос новодела или олдового варианта. Изначально я хотел завладеть ресивером Marantz 2215 с так называемыми Blue Lights.

Много болтовни о домашней музыкальной системе

Однако редкость модели в наших краях, а также высокая цена и проблемы с доставкой обрубили эту идею. Yamaha также предлагает современные ресиверы, но не очень демократичная цена и скудность входов заставили посмотреть на более старую модель, а именно RX-V392RDS.

Много болтовни о домашней музыкальной системе

Это ресивер с начала нулевых нашпигован под завязку, хотя и не является каким-то культовым среди поклонников домашнего аудио. Внешне он выглядит вполне презентабельно, хотя дорогие материалы уже начали жадничать. Кнопки, ручки уже пластиковые, лицевая панель из очень тонкого листа металла. Зато экранчик приятный с янтарной подсветкой, хотя учитывая его площадь мог быть информативным. Однако все эти мелкие придирки меркнут перед моторизованной ручкой громкости. Это выглядит сногсшибательно, когда нажимая кнопку на пульте ручка крутится без твоего участия, как будто невидимый дворецкий понимает тебя без слов. Я сделал короткий ролик с демонстрацией этой опции:

Всегда балдею от таких мелочей, о чем еще поговорим чуть позже. Кроме того, шаг регулировки маленький, а диапазон регулировки широкий. В общем, да, я простил пластик. К слову о пульте, который позволяет делать некоторые действия не вставая с кресла. Оцените дизайн, мне он напоминает пульт от видеомагнитофона Sharp (даты выхода у них близкие).

Много болтовни о домашней музыкальной системе

Данный ресивер можно использовать как мозг домашнего кинотеатра, есть возможность подключить сабвуфер, несколько пар АС, присутствует куча всяких фильтров, настроек и ручек. Проще говоря – возможностей более чем достаточно. И вот глядя на его панель, ты теряешься, слишком много всего и не знаешь как начать. Однако руководство пользователя развеет туман неизвестности. Итак, включаем и выбираем пару АС, затем выбираем наличие/отсутствие сателлитов (проще говоря либо 2.0, либо 2.1). Потом выбираем источник, при этом кассеты не имеют отдельного меню, а накладываются поверх всех остальных, о чем сигнализирует красная надпись. Если надо крутим ручки или выбираем sound effect. Вот и все, остальные кнопки нужны для тюнера, домашнего кинотеатра и прочих свистоперделок, которые зачастую не нужны.

А как вся эта музыка звучит? Мне нравится, но есть нюансы. Если вы любите более естественный звук, то это будет любовь. Если же нет, то вы будете постоянно крутить ручки, подбирая звук. Мой отец адепт эквалайзеров и прочих улучшений звука, поэтому мой сэтап не вдохновляет его. Он постоянно крутит тембры и бас, чтобы бухало быстрее, выше, сильнее.

Много болтовни о домашней музыкальной системе

Закрою вопрос ламповых усилителей и фонокорректоров. Ламповая техника - это приобретение гурмана, которое вряд ли будет основным и универсальным. Такие усилители круто взять для определенных жанров, но не как рабочую лошадку на каждый день. Сбить охоту в гурманстве могут как цена, так и сложность в обслуживании. Хороший ламповый усилитель стоит много, даже если он нуждается в ремонте. А с этим много проблем. Лампы имеют свой срок службы, а значит нужно иметь под рукой поставщика стоковых ламп. Я думаю, что вы уже представляете масштаб проблемы. Да и старческие болячки никто не отменял, поскольку этим усилителям уже хорошо так за 50, а значит они нуждаются в замене и переборки основных узлов. Можно сделать усилитель самому, в Сети можно найти сомны схем и удачных примеров, но для этого вам нужно быть электронщиком с прямыми руками.

А теперь можно посмотреть на источники.

Виниловый проигрывать / Проигрыватель грампластинок

Во главе этой стойки стоит проигрыватель винила. В данном случае Denon DP300F.

Много болтовни о домашней музыкальной системе

Вообще, вся эту кутерьма с музыкой началась именно с пластинок. Дело было так. Отец - это человек, который постоянно привносит музыку в мою жизнь. Именно с его подачи был куплен мой первый плеер, именно его CD коллекция стала основой моего музыкального вкуса, а еще он всегда говорил, что звук пластинки такой крутой, будто ангелы нашептывают на ухо. Как говорится, идея долго тлела, но вышла наружу случайно. Как говорится, story time. Как-то раз нашел новость про то, что продажи пластинок пошли вверх с небывалым темпом, грядет ренессанс винила. По логике вместе с продажей пластинок должны появиться и новые проигрыватели, поскольку я был совершенно не готов брать винтажный образец, из-за отсутствия опыта в этом деле. К тому же его надо настраивать, скорее всего заменить иглу... да и вообще я не был уверен, что мне так зайдет вся эта тема. Я искал вертушку для нубов, которые китайцы стали клепать с большим азартом. Я присмотрелся к довольно простой балалайке под названием ION Max LP.

Много болтовни о домашней музыкальной системе

Да, я знаю, что это совсем тухленько, но у меня были причины. Во-первых, более толковые варианты от Audio-Technika стоили в разы дороже, а со стипендии я отложил не так уж и много денежных знаков. Во-вторых, меня подкупило обилие способов подключения колонок и отделка корпуса из мдф под рояльный лак. Приняв для себя решение, я благополучно отложил его на потом. Потом настало время, когда я закончил университет с красным дипломом, поэтому мог позволить себе удовлетворить желание купить диковинку. Сказано - сделано, в день приезда посылки я съездил за первыми пластинками и забрал с почты вертушку. Поначалу не было места (вертушка стояла на своей же коробке), а колонки были ветеранами труда, которые разменяли уже 15 лет службы.

Но именно это изделие дало мне много опыта, с которым я хотел бы поделиться.

Много болтовни о домашней музыкальной системе

Первое, с чего я хотел бы начать, так это с пластинок и что в них есть такого в принципе. Все обзоры, которые посвящены новодельным вертушкам начинаются с фразы о "живом звуке". Я не знаю, то ли я не вкурил терминологию, но у меня от этой фразы ассоциация с "живым пивом" на автобусной остановке. А если серьезно, то я хорошо знаком с альбомами, которые взял, поэтому сразу заметил какую-то разницу. Это что-то такое неуловимое, его нельзя назвать улучшением или ухудшением, это немного по-другому.

Много болтовни о домашней музыкальной системе

Например, The Beatles звучат намного драйвовей и звонче, поэтому именно на виниле я слушаю их с большим удовольствием. Понимаете, на плеере у меня эти альбомы были давно, но не было тех эмоций. И тут я хочу затронуть вопрос восприятия музыки. За весь свой опыт, я пришел к выводу, что человек воспринимает музыку не только (или не столько) ушами, а и душой. Говорят, что нужно слушать музыку, а не компоненты, но частенько мы делаем противоположное. Дело в том, что когда ты сделал не только радость для ушей, но и для глаз - начинает казаться, что звук лучше. Так, например, пластинка с битлами как будто крутится быстрей, озорно блестит своим черным боком. Тут могут сказать свое веское слово люди, которые разрушают миф звучания с помощью слепых тестов. Что ж, если бы у меня были достойное оборудование для записи звука, то можно было бы предложить сэмплы. Пробовал на телефон записывать - полная лажа выходит, хотя за столько лет микрофоны могли уже стать нормальными.

Вернемся к моему первому проигрывателю. Знаете, без него, я бы не понял, как падает качество звучания ближе к яблоку, как важен звукосниматель и внешний фонокорректор. И теперь пришло время поговорить о классе проигрывателя. Это довольно любопытно, поскольку предопределяет его только две вещи - тонарм и звукосниматель. А как же корпус? Качество корпуса, на мой взгляд, довольно спорная штука. Одни люди считают, что корпус должен быть таким же изысканным, как для дорогих АС. Я смотрю на это немного проще: если он не издает посторонние звуки во время работы, то все ОК. Остальное - вопрос дизайна, цены и вкусовых предпочтений. Люди как-то укрепляют, демпфируют или еще как-то делают корпус плотнее. Я понимаю, когда этот финт делают с колонками, там есть смысл, но с вертушкой у меня сомнения. Когда уплотнил колонки с тонким корпусом, то уходят ощутимые вибрации, а звук становится собранным. С вертушкой я не заметил необходимости уплотнять пластиковый корпус, поскольку не ощущаю через него никаких вибраций.

Много болтовни о домашней музыкальной системе

Встроенный фонокорректор - это временное решение, которое нужно до момента приобретения внешнего компонента с этой функцией. Опять таки, есть много мнений на этот счет, но важно другое - дорогие (более высокого класса, если угодно) проигрыватели дают возможность отключать встроенный корректор. Из-за такого подхода класс проигрывателя не определяется фонокорректором. Другое дело с тонармом.

Много болтовни о домашней музыкальной системе

Он крайне важен для качества считывания дорожек. В природе существует несколько его видов, но давайте будем опираться на наиболее популярные решения. Прямой тонарм очень легко настраивать, он обеспечивает оптимальное качество. Однако есть условие - тонарм должен быть довольно длинным, а его толщина и качество не должны вызывать ассоциации с соломинкой для коктейлей. Немного другое дело с изогнутым тонармом. Тут все немного сложнее, но личным опытом в этом деле я не владею. Опять таки есть мнения, что тонармы надо менять под разные альбомы, звукосниматели и дни недели. Я не буду говорить, что это чепуха, но это уже другой слой аудиофилии, который я оставлю без внимания в рамках этой заметки.

Много болтовни о домашней музыкальной системе

Последним элементом, который определяет качество звука винилового тракта - звукосниматель. Я не буду рассказывать о их видах, типах, поскольку это отлично сделает Википедия. Однако уточню, что MM картриджи наиболее распространены. В свою очередь MC звукосниматели предполагают покупку отдельного фонокорректора, поскольку в ресиверах и доступных усилителях такая возможность не всегда есть. Отсюда я буду говорить только про MM звукосниматели, поскольку MC немного выходит за те рамки, которые я обрисовал вначале.

Сразу отвечу на вопрос: винтаж или новодел. Новодел предпочтительнее в разы по нескольким причинам. Во-первых, выработка иглы. Покупка картриджа с пробегом, на мой взгляд, крайне рисковая покупка. Вы должны очень доверять продавцу, поскольку перед покупкой нельзя проверить степень износа иглы. В природе существует два метода определения пробега иглы: с помощью микроскопа или прогнать на нем тестовую пластинку и сделать запись для сравнения цифр частот. В условиях почты не один сценарий реализовать нельзя. Во-вторых, естественное старение материалов. Даже если картридж лежал нетронутым в кладовке, то он ценный как коллекционный экспонат, но не решение на каждый день. Поясню: механизм звукоснимателя очень тонкий, ухудшение резиновых подвесов даже немного может существенно повлиять на звук. Податливость иглы и прочих элементов тоже меняется, поэтому рассчитывать на характеристики как в первый день работы не стоит. В то же время, большинство фирм, которые сделали себе имя на производстве звукоснимателей не прекращали свою работу, поэтому выбор в специализированных магазинах не оставит вас равнодушным. Это могут быть как базовые решения, которые устроят наиболее широкую аудиторию, так предложения для гурманов. Есть еще нюансы с выбором типа заточки иглы, которые нельзя игнорировать из-за своей цены. Не углубляясь в детали – чем сложнее и дороже заточка, тем больше деталей она продемонстрирует, но вместе с тем и все недостатки, естественный износ пластинок. Понятное дело, что дорогую заточку не стоит портить о пластинки с дефектами. Тут мы подбираемся к очень щепетильному вопросу - пластинки, их качество и состояние.

У меня довольно разношерстная коллекция пластов, в которой прессы от Мелодии лежат рядом с лимитированными изданиями. Люди, которым я рассказывал про винил, очень часто думают, что это очень дорогое хобби. Что тут можно сказать, любой предмет мультимедиа, развлечений стоит денег (без учета веселого Роджера, йо-хо-хо и десять человек на раздаче).

Много болтовни о домашней музыкальной системе

Вот возьмем один из самых продаваемых альбомов Pink Floyd – Darks side of the moon. В iTunes его стоимость составляет 10$. Я купил немецкое издание этого альбома также за 10 баксов в состоянии VG/EX.

Много болтовни о домашней музыкальной системе

Силдовый ремастер от Pink Floyd Records стоит 30$ (большинство новоделов в стандартном издании стоят около 30$). Диск с игрой для PS4 стоит в среднем в два раза дороже. Я думаю понятно к чему я клоню: всё стоит денег, но это не что-то сверх-сверх дорогое. Другое дело, что покупая пластинку вы получаете (в данном примере) конверт 30 на 30 см с замечательной полиграфией, разворот с дополнительной информацией и текстами песен, а также осязаемый предмет, который вы можете обменять, продать или истребовать в судебном порядке у недобросовестного меломана. В случае ремастера к вам в руки попадают еще и открытки, постер и наклейки. Покупая цифру вы получаете лишь картинку 150 на 150 пикселей и файл, который привязан к вашей учетной записи. Не очень равноценный обмен, как по мне. К теме обложек мы еще вернемся.

Много болтовни о домашней музыкальной системе

Я не гоняюсь за первыми прессами из-за очень злой цены. Самый дорогой альбом коллекции - это саундтрек к The Witcher 3 на четырех прозрачных пластинках.

Большинство новоделов были куплены из-за недоступности оригинальных изданий. Например, найти Dio - Holy Diver за вменяемые деньги и в хорошем состоянии тот еще квест.

А самый дешёвые - альбомы от Мелодии, которые вышли в свет перед распадом СССР. Почти все обзорщики говорят о том, что берите самый простой картридж, если будете слушать Мелодию или Балкантон. Это в целом справедливое утверждение, но мне кажется, что в него не нужно вкладывать негатив или презрение.

Я выскажу немного крамольную мысль, но пластинки от Мелодии не так уж и плохи. Их принято ругать за пиратское происхождение, кривизну самих пластов, оформление, звук. Однако если не придираться, не сравнивать с оригиналом, то все не так уж и ужасно. В качестве положительного примера я называю серию "Мастера блюза". С ним вообще связана очень забавная история.

Много болтовни о домашней музыкальной системе

Как видите не хватает номера 3, но это не потому что я его не нашел - его просто не существует в природе.

Много болтовни о домашней музыкальной системе

Человек, который занимался составлением этой серии, на одном форуме рассказал, что на недостающем выпуске должен был быть B. B. King. Причина отсутствия банальная - не пропустило руководство из-за взятых в то время международных лицензионных обязательств. Что-то закрутилось, поэтому пластинки вышли в свет, а нумерацию не подправили. Потом Союз распался, а значит доделывать серию уже не было не смысла, ни желания. Я решил немного исправить эту вопиющую несправедливость и нашел вот такой альбом.

Много болтовни о домашней музыкальной системе

К слову, чтобы найти всех Мастеров мне пришлось хорошо побегать, но цена была чисто символическая. Что там со звуком? Честно, я ожидал хуже, но даже сравнение с оцифровками оригинальных изданий не сильно режет ухо. Да, где-то не хватает низов, где-то высокие надрываются... но в целом это звучит хорошо и задорно, а это главное.

Много болтовни о домашней музыкальной системе

Другой положительный пример в моей коллекции, это пластинка с альбомом "Маркиза". Я уверен, что большинство не знают такой коллектив, поэтому дам поверхностное описания – Hard Rock с женским вокалом, своего рода советская Lita Ford. Это тоже одно из последних изданий под советским лейблом. Расскажу небольшую историю с покупкой этой пластинки. Дело было так, шел я по своим делам и увидел барахолку вдоль дороги. Это такое явление, которое отображает кризисные годы жизни, поскольку чем больше таких стихийных торговцев - тем тяжелее жизнь. Иду, посматриваю на такие "прилавки" и вижу знакомые квадраты, а среди них знакомую обложку. Я подыскивал альбом Маркизы, но все предложения были далековато (альбом звезд с неба не хватает, поэтому откладывал поездку на потом). Конверт и пластинка были в очень плохом состоянии. Бабушка-Божий-Одуванчик тягала её не один день, а мелкая пыль, ветер и котомка наделали кучу царапин. По большому счету, брать такой пласт нет смысла, но бабушка так обрадовалась тому, что я куплю у неё что-то, а цена была меньше проезда в автобусе.

Много болтовни о домашней музыкальной системе

Я отмыл пластинку (долго мелкая грязь пачкала воду) подклеил конверт, где это было возможно (зацените этот колорит ушедшей эпохи - руководитель проекта, не лидер группы, не фронтмен, а именно руководитель).

Думал поставить на полку чисто для коллекции, но решил попробовать послушать. Да, я знаю, что поврежденные пластинки портят иглу, поэтому и веду эту телегу. Если вы, как и я имеете пластинки с дефектами, то брать супер дорогой звукосниматель – весьма расточительно. Однако нужно учитывать, что и одноразовую брать не стоит – нужно будет менять вставку после отработки ресурса. Так вот, я был удивлен прочностью массы пластинки, потому что щелчки от царапок слышны только в тихих местах, а в остальном, я был удивлен, если не ошарашен. Звук мощный, напористый, нет ощущения, что чего-то не хватает.

Много болтовни о домашней музыкальной системе

Отличный звук демонстрируют альбомы, записанные по лицензии EMI, Polydor, поэтому не всё то пиратство, что имеет логотип Мелодия. Отдельно выделяются вот эти сборники Scorpions от RCA. Действительно хорошее качество за умеренные деньги.

Много болтовни о домашней музыкальной системе

Живой альбом Pink Floyd вообще ничем не уступает своим западным коллегам.

А вот остальные пластинки я оставил в коллекции ради рецензий Д. Ухова и А. Гаврилова. Это классные работы, которые меня вдохновляют.

Посудите сами, объем не очень большой, но нужно вложить в него всю информацию о группе, рассказать то, что большинство тогда не видело и не слышало.

Много болтовни о домашней музыкальной системе

Есть у меня и Балкантон. Качество бумаги соревнуется за звание ужасной и отвратительной, но зато качество звука немного выше Мелодии. Есть альбом Metallica от Антроп и очень любопытный экземпляр ZZ Top от польского производителя.

Переслушав все это богатство, захотелось, чтобы было лучше. Я начал искать новую вертушку, а заодно покупателя на свою. Хотелось полный автомат с нормальным тонармом, чтобы был смысл в последующей модернизации. Я знаю, что аудиофилы плохо относятся к автоматике в виниловом тракте, но удержаться не мог. Это так классно выглядит: все тот же невидимый дворецкий возвращает тонарм на место и говорит: «Сэр, будем продолжать или на сегодня сеанс окончен?» Это очень удобно, когда после тяжелого рабочего дня ты слушаешь свой любимый альбом, немного дремлешь... щелкнула механика, пока доходишь до стола, чтобы перевернуть пластику, проигрыватель уже готов - удобно и красиво.

Много болтовни о домашней музыкальной системе

Присматривался к такому детищу советской аудиотехники, как Арктур-006. На бумаге звучит классно: полный автомат, уникальная система вращения диска, прямой привод, солидные размеры и относительная доступность. На деле всё не так радужно, потому что проигрыватели валялись где попало. Больше всего досталось крышкам и корпусам: сплошная паутина царапин, облезшая краска и сломанные петли. Это можно починить, если есть желание, но затратомер начинает докручивать дополнительные расходы к базовой стоимости. Крышку можно сделать новую из оргстекла, корпус зачистить и выкрасить в модный черный цвет. Однако больше всего работы внутри. У проигрывателя есть детская болячка - плавает скорость и от плохих условий портится проводка. Пошарив по форумам, нашел способ это починить, но опять таки, встал вопрос целесообразности. Если бы это была вертушка моего отца, я бы покопался, чтобы восстановить, а покупать заведомо малорабочую вещь без уверенности, что ремонт получится... Так я пришел к моему текущему проигрывателю - Denon DP300F.

Много болтовни о домашней музыкальной системе

Пару слов об этом проигрывателе. На разных тематических площадках я видел много информации о нем: что-то подтвердилось, что-то нет. Стоковый картридж идет по маркировке Denon DSN-85 с ресурсом работы в 400 часов, но на первый, второй и третий взгляд под ним прячется базовая модель от AudioTechnika. Звук он дает неплохой с акцентом на низких частотах, каких-то претензий у меня нет. Тонарм сделан классно, толстый с демпфером внутри, позволяет менять звукосниматели. Встроенный фонокорректор отключается. Довольно часто я видел, что люди жалуются на гудение оного при выключенном состоянии. Доходило до того, что люди лезли во внутрь, чтобы отрезать провода. Я ничего такого не услышал. Интереса ради, подключал вертушку к магнитоле Sharp GF-800H со встроенным фонокорректором - никаких посторонних звуков не было замечено ни во время прослушивания, ни на записи. Корпус пластиковый, покрытый лаком - претензий у меня опять нет. Отличные высокие ножки с резиновыми уплотнителями и тонированная крышка создают солидный имидж. Однако стоит знать, если к проигрывателю подключить колонки с акцентом на низких частотах, то звук будет очень темным. Сцена будет немного необычной, будто вокал и большинство инструментов находятся дальше, чем обычно. Пару абзацев о новодельных пластинках и переключим внимание на другой источник звука.

Новодельные пластинки являются результатом возросшего спроса, из-за чего нужно смотреть внимательно на покупку. Есть люди, которые категорически не воспринимают новоделы, мол, от лукавого это всё. А если быть более лояльным, то стоит признать, что есть очень плохие пласты, сделанные на коленке, чтобы успеть в поезд хайпа. Есть издания с браком, что очень странно само по себе (некоторые переиздания Metallica 1991 и Pink Floyd Delicate Sound of Thunder). А есть очень классные издания, которые могут восполнить нехватку оригинала. Одним из таких являются переиздания классических альбомов Led Zeppelin под присмотром Jimmy Page.

А вот за наклейку на лицевой стороне надо бить по рукам разводным ключом от КРАЗа
А вот за наклейку на лицевой стороне надо бить по рукам разводным ключом от КРАЗа

Классические альбомы этой группы примечательные по многим параметрам. Оригинальные издания являются ощутимой редкостью, да и цена соответствующая. Есть пиратские издания разной степени качества, но тут дело в особенностях обложки. Например, третий альбом имеет разворот внутри которого имеется вращающийся диск, которые меняет картинку.

Четвёртый альбом помимо своего черно-белого разворота имеет вкладыш с текстом песни “Stairway to heaven” с текстурой старинной бумаги.

Альбом Physical Graffiti вообще уникальный из-за своих вкладышей.

На примере этого альбома разберем некоторые нюансы переизданий и ремастеров. У меня есть американское оригинальное издание, но не полнокомплектное. Внутренние конверты были укреплены скотчем, а белой вставки нет. К тому же, предыдущий владелец очень любил слушать первую пластинку, а про вторую как будто забывал. Из-за этого первая имеет сильный песок, а вторая тянет EX+. Обратите внимание на толщину внешнего конверта и сравните с переизданием.

Разница на лицо, но ничего страшного. Большая разница кроется в звуке. Думаю общеизвестно, что частенько издания в Америке, Европе и Азии существенно отличаются друг от друга. Это один из тех случаев. Ремастер делали, как мне кажется с европейского издания, так как существенно отличается от моего на средних частотах. Кому-то это будет важно, но разницу подметить можно, только имея под рукой альтернативу.

CD проигрывать / Проигрыватель компакт дисков

Много болтовни о домашней музыкальной системе

Следующим по очереди у нас CD. В моем случае роль CD проигрывателя выполняет вот это чудо инженерной и дизайнерской мысли под лейблом ASDA.

Много болтовни о домашней музыкальной системе

Да, я знаю, что это совершенно несерьёзная балалайка. Его покупка была совершенно спонтанной. Время от времени я наведываюсь в различные барахольные места, в том числе, где продаются всякие штуки, завезенные с Европы на вес. Среди прочего увидел вот это мини-систему. Судя по внешнему виду, она стоковая, валялась где-то на прилавках и складах в Великобритании. Признаюсь честно, не устоял перед дизайном. Небольшой наклон к переду, глянцевая черная поверхность задают общий дерзкий тон. Овальная встанвка на лицевой части лично мне напоминает приборную панель американских маслкаров. Хромовые и серебристые вкрапления разбавляют черный цвет, что очень правильно (однако дизайнеры часто об этом забывают). Я проверил работоспособность и, прихватив пару его родных колонок пошел слушать дома. Цена была крайне заманчива.

С внешним видом уже всё понятно, а как дела обстоят со звуком? Ну… такое себе, если положить руку на сердце. Звук крайне невыразительный, но не могу сказать, что чего-то катастрофически не хватает. Ползунок Extra Bass как у портативных плееров присутствует, но инженеры не до конца понимали, как он должен работать. А посему сделали прибавку низких частот очень-очень маленькой. Сравнение этой мини-системы с моими плеерами будет в пользу последних, но я всё равно оставил эту машинку в стойке. Если вам интересно, то внутри нас ждет вот это:

К слову, сзади есть клеммы для штатных колонок с сопротивлением 8 Ом. Корпус у них отвратительного качества, поэтому я уплотнил. Как полочники, чтобы ненавязчиво играть где-то на фоне – самое оно, но не более.

Пару слов о дисках. В розницу один диск стоит как одна батарейка (если очень приблизительно), поэтому есть смысл покупать болванки оптом, тогда выгода ощутимее. Если же вам нарезать болванки не очень нравится, то добро пожаловать на рынок б/у дисков. Старая отечественная пиратка и оригиналы из ближнего зарубежья не съедят много ваших денежных знаков. Собирать старые дискографии на удивление дешево. Особенно рекомендую брать много у одного человека, который выставил на продажу всю свою коллекцию. В наше время безлимитного интернета цены на CD довольно лояльные (кроме новых официальных релизов), если сравнивать с ценами на винил. Это то, что я купил по приемлемой цене, не сильно потратившись на доставку:

Много болтовни о домашней музыкальной системе

Особняком стоят вот такие любопытные диски:

Они сделаны по образу и подобию японских mini-LP. Понятное дело, что лицензией тут и не пахнет, но люди сделали это с душой. Записаны рипы с винила, по слуху аппаратурой не самого высокого класса. Накатки соответствуют яблокам на пластинках. Конверты сделаны качественно, полиграфия хорошо исполнена. А учитывая, что стоят они сравнительно недорого, то придираться нет желания.

Кассетная дека / Аудиокассеты

Последний в списке, но не по значению, кассетная дека Marantz SD 1010. Это добротная вещь, которая демонстрирует безупречный стиль и высокое качество. Все элементы сделаны из металла - никакого пластика.

Цвет шампань. Небольшие царапки умудрились сделать на почте: чем и как они смогли - загадка.
Цвет шампань. Небольшие царапки умудрились сделать на почте: чем и как они смогли - загадка.

Может возникнуть закономерный вопрос: "А зачем нужен кассетная дека, если есть CD и винил?" Это правильный вопрос, который не имеет логического ответа. Дело в том, что кассеты - это стихия моего отца. Он любитель магнитол, кассетных дек, а я как-то втянулся вслед за ним. Сначала думал, что посмотрю, послушаю и поставлю на полку... По итогу получилось совсем иначе: купил кассетную деку Marantz SD1010, а полка кассет разрослась до вполне солидной музыкальной библиотеки:

Аудиокассеты – это довольно спорный носитель. Я сталкивался с разными позициями, противоположными мнениями, о которых немного расскажу. Начать стоит с того, что магнитная пленка, не смотря на свои изъяны, является одним из величайших изобретений. Именно пленка дала большой толчок в развитии электроники: позволила положить свою музыку в карман, сделать из любой гостиной семейный кинотеатр, позволила свободно записывать и воспроизводить компьютерную информацию и многое другое. Хотя бы из-за этого, можно сделать определенную скидку на недостатки.

Много болтовни о домашней музыкальной системе

Кассеты были призваны сделать музыку портативной, увеличив объем на одном носителе, а не существенно улучшить качество записи. Из-за этого, глупо ставить в упрек шум пленки и прочие нюансы по сравнению с винилом. А поэтому говорить об аудиофильности самих кассет и дек можно говорить только ради балабольства. Вот для наглядности два примера, которые очень странно смотрят на один и тот же объект. При этом, есть стойкое ощущение, что автор второй статьи "пропустил практику" исследуемой темы. Впрочем, каждый волен высказать любое мнение.

Понятное дело, что качество музыки, записанной на кассету уступает по цифрам и спектральному анализу винилу и CD. Безусловно, есть что-то особенное именно в кассетах. Конечный результат сильно зависит от того, какой исходник, в каком состоянии кассета, какого она типа, на чем и как писали. Многовато факторов, не так ли?

Много болтовни о домашней музыкальной системе

Для начала стоит сказать, что стандарта качества, известного под аббревиатурой Hi-Fi уже более чем достаточно для получения удовольствия. Безусловно, есть мега-крутые деки, которые сделаны по принципу ультимативного творения, но это довольно спорный момент для каждодневного использования. Вы же не будете ездить на гоночном болиде Формулы 1 по городу или селу? Да, лицезреть это крайне занимательно и вызывает трепет благоговения, но чисто технически не является так уж необходимым, особенно сейчас. В то время были новейшие супер-кассеты, поэтому это могло быть актуальным, но сейчас вряд ли. Когда это было актуальным, то ты просто покупал новую супер кассету и ставил её в супер деку и получал супер звук в квадрате. Однако сейчас, спустя годы хранения и эксплуатации, качество носителя и устройства ухудшилось. Время немного сравняло все типы кассет, а поэтому нет реального смысла вбухивать огромные деньги в этот вопрос. А если точнее, не переплачивать там, где можно сэкономить. Самое время поговорить про сами кассеты.

Много болтовни о домашней музыкальной системе

Кассеты бывают разные, очень-очень разные. Во-первых, есть четыре типа. Кто-то считает, что все мусор, кроме 4 типа (metal), в крайнем случае 2 тип (crome). Кто-то же наоборот, утверждает, что трушный звук только на кассетах 1 типа (normal), а всё остальное - ересь от лукавого. Чисто технически правда где-то посередине. Постараюсь очень упрощенно объяснить в чем соль. Из-за низкой скорости ленты в 4,76 см/с (по сравнению с катушечными магнитофонами 38,1 см/с), лента быстро "напитывается". Что это означает: низкие и средние частоты ложатся на обычную пленку вполне комфортно, а вот высокие немного ужимаются. Чтобы пленка не так быстро напитывалась при той же скорости, было придумано делать специальные напыления из различных металлов. Поэтому если вы возьмете одну деку и запишете один и тот же исходник (где много высоких частот) на кассету первого и второго типа, то разница будет слышна. Высокие частоты будут просто чище, точнее, а вот остальное останется прежним. Это при условие не использования систем Dolby, которые хитрым образом укладывают высокие частоты более красиво. Из этого следует, что более дорогая лента делает звук более чистым, приближая его к качеству CD. Если вам этого не требуется, вы хотите добиться того самого звука - нет смысла тратить деньги на дорогие кассеты. К слову о цене, я был немного удивлен, что кассеты могут стоить дорого. Конечно, всякий мусор, ширпотреб можно купить за руб мешок, но мы же не это ищем. Такой неликвид можно покупать разве что ради целых коробок и корпусных деталей. Нормальные кассеты стоят дорого, по сравнению с дисками. Цена сильно зависит от фирмы производителя и редкости в регионе. Например, Sony, Basf являются самым доступными, среди качественных. А вот Denon, TDK стоят на порядок дороже, хотя их у людей осталось достаточно. Лицензионные кассеты вообще дикие по ценам, хуже только покупать бобины для катушечников. Поэтому, если есть возможность принять в дар чью-то запыленную коллекцию кассет или найти свои залежи - начните с них.

Конечное качество сильно зависит от состояния пленки, её хранения, как и на чем записывали (не пережгли ли). Если вы, как и я покупаете с рук, то это лотерея. Эти вещи валялись где попадя (чердаки на даче, кладовки, балконы, гараж), а зачастую человек не скажет, где именно. Чтобы сделать фон для сравнения - нашел вот такой пак из трех новеньких 60-минуток. Что я могу сказать, новые кассеты писать в разы приятнее. Из трех, у одной была немного размагничена одна дорожка на одной стороне (это решаемо, если есть хорошая дека). В остальном же, минимум мороки и максимум качества. К тому же никто не отменял кайф от распаковки новья, которое ждало тебя добрый два десятка лет.

Много болтовни о домашней музыкальной системе

Поэтому сформировав свою основную коллекцию, я бы рекомендовал неспешно искать новые кассеты для своих любимых альбомов. Так сказать, есть рядовые, а есть генералы.

Много болтовни о домашней музыкальной системе

Немаловажное влияние на качество записи оказывает система Dolby. Хитрые инженеры научились делать так, чтобы даже простая кассета звучала немного лучше. Рассказывать как это работает не вижу смысла, потому что есть статьи и ролики, где это сделали люди прекрасно. Среди меломанов есть расхожее мнение, относительно применения систем Dolby. По моему мнению, Dolby вносит небольшой окрас в запись, но польза ощутимая. Есть кассеты, которые очень шумят даже со всеми мерами, тогда стоит записать на них раритетные виниловые рипы, где уже есть шум массы. Хруст винила сольется с шипением кассеты, что добавляет атмосферности записи.

Ранее на фото, вы видели, что вставки очень похожи на оригинальные. На самом деле это самопал, сделать который довольно легко. Вот вам сравнение с одной лицензионной кассетой.

Эта вкладка двухсторонняя и очень длинная. Как говорится, разница очевидная.

Вот пример исходников с которых можно сделать свой вкладыш для кассеты.

На сайте Discogs можно посмотреть как выглядела обложка для кассет и скачать подходящие фотки. Нам осталось в фотошопе подогнать их по размерам и компактно разместить на листе А4. Это просто: мы перетаскиваем нужную нам картинку на лист. Зажимая ЛКМ регулируем размер фото в сантиметрах. С размером сложно угадать, поэтому нужно предварителньо померить каждую коробку. Есть коробки, где ширина больше или меньше, а размер торца больше стандартного. Также обращайте внимание на формат обложки, чтобы сгиб был в нужно месте. Можете распечатать черно-белый пробник на обычной бумаге, чтобы подогнать конечный размер. Обратите внимание, у каждого принтера есть поля, где он не может печатать, поэтому не тулите картинки близко к краям. После того, как мы определили размер и расположение фото — подтверждаем размещение (галочка на верхней панели). Однако стоит понимать, что при сравнении с лицензией наша самоделка явно проигрывает, но это не страшно.

Много болтовни о домашней музыкальной системе

Если же по каким-то причинам вам не хочется делать цветные вкладыши, но хочется соблюсти какой-то порядок в вашей коллекции, то есть альтернатива. Поскольку я еще со школьных лет являюсь владельцем черно-белого принтера, то придумал делать вот такие вкладыши.

Много болтовни о домашней музыкальной системе

Обилие шрифтов в MS Word позволяют сделать все немного веселее, но сохранить определенную систему. Чтобы сделать такой же, начертите в офисе таблицу и ориентируясь по линейке на странице, сделайте соответствующие пропорции. Если кому-то нужно - могу дать свои заготовки.

Много болтовни о домашней музыкальной системе

Если же вам хочется сделать более творчески, то можно вставить черно-белую картинку альбома. По поводу самих кассет наверное хватит, можно поговорить о том, на чем их стоит писать.

Много болтовни о домашней музыкальной системе

Как я уже говорил, моей основной декой является Marantz SD1010, но иногда я пишу на деке отца - Denon DRW-850. В основном к этой помощи приходится прибегать, когда нужно подмагнитить пострадавшую от времени дорожку.

Пару слов о том, как играет Marantz. Эта модель катируется среди ценителей, поскольку она была разработана в Америке, а произведена в Японии. По звуку дека очень напористая: отличная середина, которая создана для эпохи настоящего рока. Низы также радуют, они мясистые, но не ватные как у техники Sony. Верхние частоты не сказать, что радуют - они есть и на этом как бы всё.

Много болтовни о домашней музыкальной системе

Внутри она выглядит вот так. Протяжка простая, как для дек, но сделана добротно. На днях пришлось поменять один пасик, который стоял еще с завода. Обслуживать аппарат удобно, нет каких-то замудреностей, которые не дадут подсунуть руку к винту или проводу.

Отдельно хочу упомянуть стрелочные индикаторы.

Я глубоко убежден, что стрелочные индикаторы наиболее точные для регулировки уровня записи. Фокус стрелок в том, что они наиболее точно иллюстрирует то, как мы слышим музыку. Ориентируясь на то, как быстро стрелка движется вправо и с какой скоростью она возвращается на исходную позицию можно тонко настроить уровень записи. О том, как сигнал "ловит" стрелку на обратной дороге и "подает" вперед легко ориентироваться с пиками, которые присутствуют. А еще это очень эстетично.

Если вы загорелись таким широким арсеналом "кастомизации" звука под себя, то стоит попробовать этот пленочный мир лично. Подбирая кассету под альбом, разные исходники, деку для записи, можно получить результат для души. Если же вас пугает вся это волокита, то вряд ли это ваша стихия.

Пора уже закругляться. Если собрать все сказанное в одно предложение, то получается так: каждый элемент музыкального центра требует внимания и заботы. В любом вопросе есть много тонкостей и нюансов, но это не означает, что всё это надо знать "с порога". То, что я рассказал более чем достаточно для формирования базового мнения. Надеюсь, что смог рассказать что-то интересное.

Спасибо за внимание и удачи!

114114
100 комментариев

сломал колесико пока пролистал(

17
Ответить

ты новичок чтоль, сразу жми в комменты

9
Ответить

Хех, наверное, нужно сделать дополнительный дисклеймер об опасности повреждения мыши. 

1
Ответить

Нажми на колёсико и потяни вниз экрана.

Ответить

Спасибо за статью!
Попутно решил поделиться фото своей системы. (Стойка была временная, всвязи с переездом)

11
Ответить

Тоже сижу на peerless 1120, которые достались от деда + телефункен та-350, подключённый через китайский цап к пк. Менять на что либо даже мысли не возникает. 

10
Ответить

блин чувак!
как стильно выглядит!

1
Ответить