Inquisitor III и Ascension - шикарные RPG на основе Doom II
Мне, как большому любителю RPG серии Might & Magic, в последнее время (лет этак пятнадцать) не хватало чего-то похожего в жанре, который можно примерно обозначить как “бегать по подземельям и открытым пространствам, настреливать толпы монстров с помощью оружия и магии, и чтоб сюжет еще сверху был и ролевые элементы”.
Везде что-то было не так: в Скайриме вроде все неплохо, но монстров мало и “слишком много свободы”, в Ведьмаке те же проблемы, но подземелья небольшие и не страшные, а в какой-нибудь Legend of Grimrock слишком всё привязано к квадратам и совсем не та динамика.
Это, впрочем, не мешало мне заигрываться во все перечисленные игры и в очередной раз перепроходить Дарк Мессию и шестую-девятую части Меча и Магии. Кто бы мог подумать, что желаемое сочетание я найду в… тотальной конверсии для Doom II.
Что такое тотальная конверсия
В мире легендарных игр Doom занимает особое место: его всё время пытаются запускать на всём подряд: от банкомата до теста на беременность. Движок первых двух частей разобран по винтикам и служит основой для создания модов, которые полностью преображают игру. Такие моды называются “тотальные конверсии” и предлагают совершенно иной экспириенс, отличный от оригинальной игры. В тотальной конверсии меняются не только элементы, но само восприятие Дума: в какой-то момент можно забыть, в какую игру ты играешь.
Но и тотальная конверсия тотальной конверсии рознь: часто это некий эксперимент, который интересно выглядит, но слабо играется. Ну запустил ты Дум с ассетами Hexen, ну пусть там даже мана есть, например, ну и что? Почему тогда просто сам Hexen не запустить?
Однако конверсии, о которых я сегодня вам расскажу, это не просто игра в имитацию. Это полноценные RPG, для которых исходник Doom II - просто движок, а весь игровой опыт отличается в такой степени, что с трудом верится, что это не отдельная игра.
Inquisitor III - проба пера
Главные герои нашей сегодняшней статьи - это ребята под никами Shadowman, BigMemka и Guest. Эти ребята начинали с отдельных карт-уровней для Doom, а потом перешли к тотальным конверсиям, и Inquisitor III стал их первым творением в области “настоящих” RPG.
Да, безусловно, до Inquisitor III были еще первые два Инквизитора, но это соло-карты. Третий же Инквизитор - это целая серия карт с полноценным сюжетом, свободным переходом между уровнями и рпг-элементами.
Только представьте себе: под музыку из первого акта Diablo II вы открываете глаза и видите небольшую деревеньку. В домах сидят неписи, торговцы и квестгиверы. Есть дом кузнеца, мага, лекаря, у которых можно закупиться различными предметами и заклинаниями. В таверне сидят люди, которые не будут с вами разговаривать без кружки пива (ее надо купить у бармена).
Звучит не очень похоже на Doom II, правда? Что ж, в этом вся прелесть игры и заключается. Это не тотальная конверсия только Дума: по факту это тотальная конверсия нескольких игр конца девяностых - начала нулевых, у каждой из которых стырен какой-то элемент.
Здесь вы встретите:
- движок из Doom II
- монстров из Blood, Hexen, Doom, Diablo, Might & Magic 6-7, возможно, из других мне не знакомых игр
- звуки и текстуры окружения из Blood, Diablo, MM6-7, Hexen, Doom, Duke Nukem 3D
- музыку из Diablo II, Gothic и даже Therion (нет, это не игра, это группа такая)
- оружие и патроны из всех перечисленных выше игр (броня преимущественно из Diablo II, но есть одна секретная и из Duke Nukem 3D).
По сути, проект выглядит как реализованная детская мечта, когда лучшие моменты из разных игр соединяются в одной, и получается не какой-то невнятный Франкенштейн, а очень интересный и играбельный продукт.
Ролевая система
Одной из важных составляющих третьего “Инквизитора” является ролевая система. Да, в игре есть полноценная прокачка персонажа: опыт можно получить за квесты и убийство мобов, а скиллы распределять между пятью различными навыками.
- Сила дает больше урона от колотушек ближнего боя и тяжелых арбалетов, а также дает возможность носить более крепкую броню. Герой с максимально прокачанной силой - это бронированная черепаха с такими тычками, что дальнобойное оружие становится практически бессмысленным.
- Ловкость влияет на урон от легких арбалетов, скорость атаки, уклонение, высоту и дальность прыжков, скорость бега и ходьбы. Герой с максимально прокачанной ловкостью летает по карте как в заправской Кваке, а прыжок даже похож на прыжок (без ловкости он практически бессмысленный).
- Интеллект позволяет колдовать атакующую магию (с парой исключений) и зачаровывать некоторое оружие дополнительным уроном. Герой с высоким интеллектом хилый, как и положено магу, но орды монстров до него просто не дойдут: он их испепелит на подходе.
- Мудрость позволяет использовать защитную магию (опять же с парой исключений) и тоже зачаровывать оружие дополнительным уроном. Герой с высокой мудростью может наколдовать себе такое количество бафов, что ему и зелья никакие не нужны будут.
- Наконец, Живучесть влияет на количество здоровья, резисты, регенерацию и излечение от продуктов. Герой с высокой живучестью может отхилиться даже пивом.
Главная особенность ролевой системы заключается в том, что полностью выкачать можно только два навыка из пяти, что позволяет пройти игру несколькими разными способами. Например, такими:
- Паладин. Сила + мудрость. Медленный, неповоротливый, но практически непробиваемый под бафами от мудрости и броней от силы.
- Колдун. Ловкость + интеллект. Бегаешь со скоростью света по карте, выжигаешь спеллами всё живое. Но один прогиб - и ты погиб.
- Варвар. Сила + ловкость. Про существование магии не в курсе, потому что слишком тупой, чтобы выучить что-то кроме “Факела”. Зато полный комплект оружия к его услугам, и никакая магия ему не нужна.
Ролевая система обеспечивает реиграбельность: ощущения от игры различаются примерно так же, как ощущения от игры за разных героев, например, в Overwatch. И это при том, что формально полноценной классовой системы в игре нет, примеры сверху - лишь архетипы геймплея.
Оружие и магия
Под ролевую систему подстраивается здесь и оружие с магией. Для ношения тяжелого оружия ближнего боя потребуется много силы, дальнего боя - ловкости, а тяжелое оружие потребует и того, и другого. Магическое оружие, соответственно, потребует интеллект и мудрость.
Магические навыки нужны и для зачарования оружия: альтернативная атака будет наносить дополнительный урон молнией или огнем.
Магия здесь представлена различными спеллами для истребления врагов, а также широким спектром бафов на статы, невидимость и даже призыв существ. Бафы при этом удерживают максимальный запас маны, их постоянно подкастовывать не нужно.
Более того, есть два вида маны: астральная и ментальная. Оба пула восполняются из разных источников и зависят от показателя интеллекта и мудрости соответственно.
Также в игре есть целая куча расходников: патронов и стрел различного типа, свитков, зелий, еды и пива, а также бонусов вроде маски невидимости или башни неуязвимости. Всё это валяется на уровнях, находится в секретах или покупается у вендоров.
Сюжет
Отдельный кайф в Инквизиторе 3 - это сюжет. Это ядреная смесь сюжета первой Diablo, “Мастера и Маргариты” Булгакова и “Вия” Гоголя. Только представьте себе: Деккард Каин дает вам задание пойти к Прохору Петровичу, а он говорит, мол, у нас тут ведьма в гробу завелась, сходи к Хоме Бруту и брату Халяве в Тристрам, они подскажут, как от неё избавиться.
Ну, в общем, вы поняли. При этом в игре есть полноценный (насколько это возможно в игре) квестлог, а также разветвленная система диалогов и даже потенциально несколько разных концовок. Прогресс квестов отслеживается в квестлоге, там же можно проверить свои квестовые предметы.
Разумеется, по ходу сюжета вам не раз будут встречаться и боссы. Битва с ними, как правило, больше всего похожа на оригинальный Doom, особенно если вы используете атакующую магию или стрелковое оружие. Однако каждый энкаунтер - это настоящий кайф.
Вот, к примеру, битва с местным королем нежити под Therion - Grandfinale / Posterium
Ascension - еще лучше, еще разнообразнее, еще эпичнее
И вот, когда кажется, что лучше уже быть не может, на сцену выходит идейный продолжатель и сюжетный приквел к третьему Инквизитору - опус магнум БигМемки и Шэдоумэна под названием Ascension.
Ребята взяли всё лучшее, что было в их предыдущем творении, и либо перенесли и сохранили это в “Вознесении”, либо сделали еще лучше.
Из изменений, которые лично мне запомнились больше всего:
- самостоятельный сюжет с оригинальными поворотами с меньшим количеством референсов, но от того не менее интересный
- огромный город-хаб с несколькими выходами, примерно в пять раз больше предыдущего “Тристрама”
- подтюненная ролевая система с более гибким распределением навыков, а также обучение через тренеров
- система гильдий и репутации с ними
- возможность гэмблинга для поднятия денег в игре, а также торговлей акциями
- наличие игрового банка с ростом вкладов под проценты
- менее душные подземелья с большим количеством шорткатов и секретов, а также более интересно реализованные с точки зрения гейм-дизайна
- еще больше магии, расходников, оружия и возможностей улучшения;
- арена с волнами монстров для поднятия опыта - отдельное помещение-энкаунтер;
- разнообразие концовок, в том числе секретных
- наличие карты мира, сделанной в виде карты из Героев 3.
В общем, Ascension - тот случай, когда продолжение действительно получилось во всем лучше предшественника. Хотя и сам предшественник настолько достойный, что я посвятил ему большую часть своей статьи.
Как это установить
Наконец, переходим к самому вкусному. Вся эта красота еще и совершенно бесплатна, если у вас есть оригинальный Doom II. Его можно, например, купить за 1 доллар с небольшим в Стиме, ну или сами знаете где найти.
Дальше порядок такой.
Для Inquisitor III
- Находим в папке с игрой Doom2.wad, создаем отдельную папку под наш мод, копируем wad туда
- Скачиваем последний GZDoom: https://zdoom.org/downloads
- Скачиваем Inquisitor III: https://disk.yandex.ru/d/YiDReTM4RQTSSw
- Запихиваем в папку с нашим Doom2.wad все элементы GZDoom и Inquisitor III;
- Создаем ярлык для gzdoom.exe, в свойствах прописываем: C:\[ПУТЬ ДО ИГРЫ]\gzdoom.exe -file inq3res.pk3 inqstr3d.wad
- Запускаем игру через ярлык GZDoom
Для Ascension
- Находим в папке с игрой Doom2.wad, создаем отдельную папку под наш мод, копируем wad туда
- Скачиваем последний GZDoom: https://zdoom.org/downloads
- Скачиваем Ascension: http://i.iddqd.ru/viewtopic.php?t=1712
- Запихиваем в папку с нашим Doom2.wad все элементы GZDoom и Inquisitor III;
- Создаем ярлык для gzdoom.exe, в свойствах прописываем: C:\[ПУТЬ ДО ИГРЫ]\gzdoom.exe -file ascens.pk3
- Запускаем игру через ярлык GZDoom
Вот и все, приятной игры! Вас ждет примерно 8-12 часов геймплея в зависимости от стиля прохождения, выбранной сложности и ваших навыков.
Ascension и Inquisitor III - воистину превосходные проекты, которые на данный момент популярны только в узких кругах думеров, особенно моддеров и спидраннеров. Оно и понятно: полностью сделанную на чужих ассетах игру не выпустишь ни в одном нормальном магазине и набрести на эту модификацию можно разве что случайно (как было в моем случае). К тому же, перспектива возиться с установкой модов может стать барьером для тех, кто привык нажать одну кнопку и сразу начать играть.
Однако если вы все-таки решите поиграть в одну из этих игр (а лучше, конечно, в обе), то вы вряд ли останетесь равнодушными: атмосфера олдскульных рпг, подогреваемая знакомыми с детства ассетами и потрясающей музыкой, затягивает и не отпускает до финальных титров.
Как-то не сложилось всё изложенное в цельное представление об игре лично для меня. Значимая часть текста посвящена ролевой системе игры, но исчерпывается базовыми для современного жанра деталями, а когда я открываю прикрученное видео, то вижу там скорее какой-то стандартный ретрошутер, хоть и довольно эффектный на предмет графена, для трёх человек-то.
В общем, как явление, конечно, любопытно, и за освещение подобного лайк поставлю, но что-то я вообще не проникся, и не особо даже понял, а что это, в итоге, такое, и как в это играть.
да, надо было мне наверное еще видосиков прикрутить) согласен с посылом!
Дум пацаны дум!
Оно и понятно: полностью сделанную на чужих ассетах игру не выпустишь ни в одном нормальном магазинеТакая же проблема есть у Blade of Agony, Ashes 2063 и.т.д.
Приятно услышать про коммьюнити дум 2 которое живо и здравствует, единственное что я попрошу установи мод который добавляет в Скайрим больше врагов, и извинись
скайрим тоже прекрасен :) но он про другое чуток)
А там пошаг есть, как в MM6-8?
Я тоже по чему-то подобному скучаю.
неа) я думаю, движок не позволяет, и динамика совсем иная
обожаю подобные проекты! спасибо, товарищ, уже качаю