«Открывая захватывающие небеса»
Рецензия на аниме Last Exile
Предисловие
«Last Exile» — анимационный сериал, выпущенный компанией Gonzo Digimation в 2003 году. Выход аниме был приурочен в честь 10—летия компании. Над сериалом работала команда во главе с режиссёром Коити Тигира и дизайнером персонажей и техники Рэндзи Муратой.
У них получилось нестандартное аниме в необычном и редко использующимся сеттинге в анимации и не только — дизельпанке/стимпанке. Хотя изначально действие планировалось перенести в космос, вскоре от этой идеи спешно отказались. Вышла ли у них достойная работа или утеха для поклонников жанра предлагаю узнать далее.
Сюжет
«Last Exile» — это фантастическая история, разворачивающаяся в уникальном мире и сеттинге дизельпанка/стимпанка, где главные герои Клаус Барка и Лави Хэд, являются пилотами воздушных судов, известных как «Ваншип».
Главные герои вступают в главное повествование лишь тогда, когда по воле случая получают задание доставить специальный груз, оценённый на семь звёзд (очень опасное задание) — маленькую девочку и привезти её в указанное место на своём «Ваншипе» от неизвестного лётчика-курьера. С этого момента начинаются их приключения, где они становятся свидетелями различных политических интриг, битв и заговоров.
Сюжет «Last Exile» стремится быть глубже, чем просто очередной военной историей. Аниме исследует темы веры, доверия, измены и потери. Герои сталкиваются с личными трудностями и приходят к пониманию своих мотивов и целей. Они пытаются найти своё место в этом сложном и непредсказуемом мире и выбрать, на чей стороне им необходимо остаться. Разумеется сюжет аниме не блещет какой-либо гениальностью и у него хватает серьёзных проблем и раздражающих моментов.
Два главных героя разного пола создают совершенно другую динамику, поскольку романтический элемент выходит на первый план, особенно после того, как холодная и отстраненная Татьяна сближается с Клаусом, а он, кажется, не замечает ни ее, ни чувств Лави. Сильна здесь и тема взросления, причем взаимодействие детей со взрослыми подчеркивает этот аспект самым интригующим образом, тем более что последние также демонстрируют признаки незрелости и ряд недостатков. В этом ключе очень интересны и отношения между Алексом и Софией, которые становятся еще более интересными после раскрытия ее истинных способностей и его конечных целей, а паранойя Дио еще больше усиливает оба аспекта. Этот элемент интенсивного анализа второстепенных персонажей также является свидетельством отличной писательской работы Коити Чигиры: место, отведенное практически каждому, добавляет глубины и без того довольно насыщенному повествованию.
В основном работа с персонажами и нарративом выглядит симпатично и интересно, но порой с некоторых фраз и поступков героев ловишь недоумение и дикий фейспалм в лицо. Яркий пример: момент со спасением Альвис от пилота Гильдии. Вместо того, чтобы спокойно отдать девочку посредникам на корабль, который в разы лучше охраняем и защищён в отличие от одинокого «Ваншипа» главных героев. Клаус всячески пытается отобрать Альвис из рук капитана корабля «Сильвана» - Алекса, аргументируя это тем, что у него взгляд якобы не такой, как у человека который любит небо. А это значит что доверять девочку ему ни в коем случае нельзя! Это первый нелогичный и раздражающий момент, который встречается в аниме.
Таких нелогичных моментов в сериале будет немало и авторы никак не удосуживаются хоть как-то прояснит ситуацию. Всё это делается в угоду сюжету, который отчаянно стремится скрыть от зрителя все секреты, чтобы подготовится к большой отдаче в конце — зритель либо вообще ничего не узнает, либо узнает довольно малое количество значимой информации: почему началась война? что такое Изгнание (Exile)? почему Альвис так важна для Изгнания (Exile) и т.д. Эти ответы вы получите лишь в последних сериях аниме. Многие вопросы об окружающем мире, его истории и событиях также не удостаиваются вниманием от авторов : Как возникла Гильдия? Зачем она нужна? Что она из себя представляет? Если Анаторей и Дизит так легко заключили перемирие , то зачем они вообще воевали? На все эти вопросы никто не даст вразумительного ответа.
Концовка получилась неожиданной, неловкой и слишком удобной: ключевые моменты происходят без учёта темпа повествования, история одного персонажа обрывается на дирижабле антагониста и кроме сцены с могилой , больше о нём ничего не рассказывают, а другой персонаж, который якобы «погиб» в драматической сцене, появляется живым без объяснения причин. Последние эпизоды, не стоит и говорить, представляют собой поспешный и плохо продуманный беспорядок, а волнение и очарование от развязки улетучились в окно, когда начались титры последнего эпизода.
Визуал и Дизайн
Художник «Last Exile» — Рэндзи Мурата был ответственен за дизайн персонажей и летательных аппаратов в сериале.
Мурата постоянно чередует два стиля — нарочито «мультяшный» и более реалистичный.
Три кита, на которых держится метод Мураты — практичность, уникальность и стиль.
В первую очередь всё должно быть сугубо функциональным: ботинки пилотов не должны мешать давить на педали газа, перчатки — щёлкать тумблерами, комбинезоны — не должны стеснять движений и пошиты из правильных материалов; каждая пуговица и молния на своём законном месте. Никаких кружевных оборочек и прочих рюшечек. Единственное исключение художник сделал для «Гильдии» : они люди будущего.
Мурата проделал фантастическую работу в том, что касается оживления мира «Last Exile»: от уникальных конструкций «Ваншипов» до чистой, геометрической эстетики «Гильдии» и простого привлекательного дизайна персонажей.
Нечасто встретишь искусство, в котором можно так много использовать серые, коричневые и приглушённые цвета и при этом создать оптимистичное зрелище. Однако дизайн «Last Exile» отлично справляется с этой задачей.
Планировщик студии «Gonzo» — Седзи Мурахама, хотел сделать сериал в духе Эммериховского «Патриота» 2000 года: его воображение пленила сцена, в которой британские и американские войска в мундирах соответствующих цветов становились друг напротив друга в шеренги, затем следовала команда «Пли!» и начиналась ожесточённая стрельба. Поэтому Мурата с головой погрузился в изучение прошлого.
Всего он выделил пять группировок, каждая из которых наряжается по своему, причём предпочтения экипажа «Сильваны» более либеральны и функциональны, в то время как остальные фракции одеваются как аристократы.
При проектировании военной формы Мурата ориентировался на мундиры немецких войск эпохи франко-прусской войны.
В основу униформы мушкетеров Анаторея были положены образцы армии Наполеона Бонапарта и солдат Гражданской войны в Америке, а основой для униформы Дизита послужили советские шубы Красной Армии.
Дио при всей фантастичности своего гардероба вполне можно представить Элоем из «Машины времени» Герберта Уэллса.
Загадочный капитан «Сильваны» Алекс Роу — походит и на персонажей Стивенсона и на Харлока Лейдзи Мацумото.
Дизайн персонажей невероятно хорошо проработан, каждый из них по своему уникален и отлично подходит своим героям. Единственной претензией могу выделить тот факт, что когда персонажи обращены прямо к экрану, их носы практически исчезают из кадра, и это выглядит по меньшей мере странно, хоть и не критично.
Несмотря на то, что для создания кораблей использовался практически полностью трёхмерный CG, который сейчас выглядит довольно устаревшим, он всё равно выглядит на порядок выше того CG, который применяется в современных аниме—сериалах, а кадры, которые получаются с его помощью, просто великолепны. Чувствуется вес, мощь и объём этих величественных воздушных судов.
Используя наложение и эффекты, а также некоторые «умные» кадры и анимацию самих кораблей, аниматорам и художникам удаётся сделать так, что половину времени зритель даже не думает о том, что перед ним не 2D изображение. Зритель получает потрясающие панорамные и плавные кадры, а бои доставляют массу удовольствия.
Фоны и окружающий Бэкграунд передают масштаб и высоту бескрайних небес с простирающимися внизу пейзажами.
Мир «Last Exile» балансирует между традиционным укладом и индустриальной революцией.
Анимация
Анимация отличная по подаче и дизайну. Она очень плавная и последовательная, хотя в редких случаях она может быть немного смещена.
Отличная анимационная работа Gonzo подчеркивается как различными полетами кораблей, где очень хорошо проработаны различия между кораблями «Гильдии» и остальными, так и множеством эпических сражений с участием огромных линкоров.
Персонажи
Клаус Барка — главный герой. Вечный оптимист и позитивный человек. Обладает добрым сердцем, всегда готов прийти на помощь своим союзникам и друзьям. Обладает сильной моралью и принципами, связанными со справедливостью и верностью своим собственным идеалам. Он источник света и надежды в мире, полном темноты и смятения. Хотя порой его чрезмерная доброта напрягает в определённых напряжённых моментах.
Лави Хэд — главная героиня наряду с её приёмным братом Клаусом. Имеет яркий и энергичный характер, но при этом очень вспыльчива и ревнива по отношению к Клаусу. Является не только хорошим навигатором, но и отличным механиком.
Алекс Роу — капитан корабля «Сильвана» на протяжении всего сериала загадочен и немногословен, и хотя он вписывается в японскую концепцию загадочных капитанов кораблей, начало которой положил капитан Харлок Лэйдзи Мацумото, ему не хватает ни обаяния, ни привлекательности подобных персонажей. Он персонаж-функция, чей смысл кроется в банальной мести главному антагонисту произведения.
Альвис — одна из лучших персонажей сериала. Вместо того, чтобы стать милым и податливым грузом, от которого зависит судьба мира, она значительно оживляет напряжённую атмосферу. Своими странными манерами речи и несвойственной её возрасту зрелостью — она не ведёт себя как архетипичная девочка младшего возраста в любом аниме и не раздражает своим поведением, а хладнокровно принимает действительность и активно пытается помочь всем нуждающимся в этом людям: где улыбкой одарит, где торт на день рожденья испечёт, а где-то и побудет в роли навигатора.
Дио Эраклеа — яркий и загадочный персонаж, за которым приятно и интересно смотреть. Внешне Дио предстает перед нами как молодой человек со светлыми волосами и голубыми глазами, но его облик скрывает в себе глубокую самоотверженность и силу характера, которые проявляются со временем. Изначально он может показаться просто дерзким и брезгливым, но со временем открывается его истинная сущность - человек, пребывающий в сложном внутреннем конфликте с самим собой. Непоколебимая воля и жаждущая приключений душа Дио позволяют ему справиться с любыми трудностями, с которыми он сталкивается на протяжении сериала. В его внутреннем мире происходит постоянная борьба между светом и тьмой, и он не всегда удачно выбирает свой путь. Это делает его персонажем еще более глубоким и интересным. Бесстрашие и самоотверженность Дио делают его независимым и свободолюбивым человеком, который не боится бросить вызов произвольным правилам и традициям. Он часто становится движущей силой событий, и его импульсивность исходит из его жажды перемен. Вместе с этим, его харизма и способность предсказывать ход сюжета завораживают зрителя, и часто он оказывается ключевой фигурой в развитии сюжета. Однако, за всей яркостью и бурными эмоциями, Дио скрывает ранимость и нежность. Его сложный характер затрагивает проблемы личного роста и самоидентификации. Он показывает, что истинная сила проистекает из саморазвития и самореализации, что всякий человек – это смесь света и тьмы, которая делает его привлекательным и уникальным.
OST
Опенинг сериала полностью передаёт атмосферу и стиль самого аниме. Музыкальное сопровождение отлично подобрано, создавая захватывающую и энергичную атмосферу. Музыка в сочетании с динамичной анимацией даёт ощущения величия и приключения, что идеально соответствует сюжету аниме. Великолепное использование цветов и переходов придают опенингу ещё большую глубину и красоту.
Эндинг сериала очень красивый и эмоционально нагруженный. Музыка и визуальные эффекты гармонично вписываются друг в друга, создавая мощный эффект: он расслабляет и одновременно вызывает чувство грусти и восторга. В итоге получаем один из самых красивых и мелодичных эндингов в истории японской анимации.
OST в целом сделан довольно хорошо, внося солидный вклад в атмосферу произведения с помощью тем и выбора инструментов.
Итоги
Сериал больше зайдёт любителям дизельпанка/стимпанка, нестандартных сеттингов и подходов к анимации. Они получат свою дозу дофамина и увлекутся сюжетом и сеттингом данного произведения. Всем же остальным придётся пройти мимо, так как чего-то цепляющего их интересы они скорее всего найти не смогут.
Достоинства:
- Приятная музыка соответствующая представленному сеттингу аниме
- Отличная анимация
- Великолепный и проработанный дизайн персонажей
- Великолепный и проработанный дизайн кораблей
- Зрелищные боевые баталии
- Имеется парочка интересных, проработанных и просто приятных персонажей
- Интересный и редко используемый сеттинг дизельпанка/стимпанка
- Добротный CG, который не режет глаз
Недостатки:
- На многие вопросы не дадут ответа
- Недосказанность
- Некоторые персонажи раздражают своим поведением
- При приближении лиц персонажей, у них на отсутствует нос (что может говорить о имевшей место быть экономии ресурсов)
- Недостаток драмы
- Финал истории
Вердикт
На этом у меня всё, я ухожу в тень времён. Спасибо всем кто прочитает эту работу и оставит свой комментарий.
При написании данной работы были использованы следующие материалы:
Материал из пятого номера журнала «Аниме Гид» за 2005 год
Официальные арты из аниме в свободном доступе: