«Убийцы цветочной луны» - 3,5 часа Скорсезе ищет ответ на фундаментальный американский вопрос
В «Убийцах цветочной луны» Мартин Скорсезе бьет в больную точку Америки, в то, с чего начиналась ее история – он рассказывает об отношениях переселенцев и коренных народов. Вероятно, государство, основанное мигрантами, обречено возвращаться к колониальному вопросу. И у него не будет простого ответа (но для простого Скорсезе и не нужен).
Действие фильма происходит в первой трети 20 века в индейской резервации, а позже округе Осейдж (штат Оклахома), где одноименное индейское племя разбогатело из-за обнаружения нефти. Это привлекло в регион белых американцев из соседних штатов. В центре сюжета - Эрнест Беркхарт (Леонардо ДиКаприо), который приезжает в Осейдж после войны. Здесь всем управляет его дядя Уильям Хэйл (Роберт Де Ниро) – формально скотовод и заместитель шерифа, который не без удовольствия принимает обращение «Король», что отражает его истинную цель – постепенное присваивание земли осейджей как внешне законными способами (например, женитьба племянника на представительнице осейджей), так откровенно преступными.
Сюжет основан на реальных событиях. Скорсезе – мастер создания образа из документального материала художественным методом. Для этого ему достаточно простых средств, в том числе и сюжетных. «Убийцы цветочной луны» - детектив без тайны. В округе происходит серия убийств индейцев, но убийцу либо сразу показывают, либо его личность не имеет значения, ведь очевидно, кто за всем стоит. В первом же диалоге с Беркхартом Уильям Хэйл не скрывает своих намерений и намекает племеннику на брачный союз с богатой индианкой.
Такая сюжетная открытость говорит о том, что это история не об убийстве индейцев, даже не о том, кто это делал, а о том, как отжимали землю, притворяясь другом. А притворятся ДиКаприо и Де Ниро умеют…
Два главных мужских персонажа «Убийц цветочной луны» гениально лицемерят на протяжении почти всего фильма (и даже после его сюжетного окончания). Они признаются в любви и дружбе (Хэйл ко всем осейджам, Беркхарт к конкретной женщине), скрывая за этим корысть. При этом их слова и некоторые действия убедительны не только для персонажей-индейцев, но иногда и для зрителя (вероятно, вне зависимости от национальности).
Именно ДиКапиро делает Беркхарта сложным героем: при всей податливости характера и местами наивности, свойственной скорее герою-аутсайдеру, вплоть до финальных титров невозможно однозначно сказать, Беркхарт – действительно любит жену или убеждает ее и зрителя в этом. А еще: не убеждает ли он себя в честности любви, чтобы сохранить психику после причинения душевной и физической боли супруге.
Благодаря Де Ниро Уильям Хэйл предстает столь циничным героем, уверенным в адекватности своих целей и методов. Даже в отеческих диалогах с племянником, когда Король не скрывает своих намерений, он не выглядит злодеем, скорее наставником, который дает советы, исходя из своего видения мира, которое сам Хэйл считает нормальным. Принципиально иная позиция у Скорсезе. В его объективе персонаж Де Ниро – и символ капитализма, и предвестник смерти, сюжетно тождественный филину. Образ этой птицы, согласно убеждениям осейджей, возникает перед уходом в иной мир, у появлений Короля в жизни семьи Кайл схожий символизм:
- Хэйл подходит к болеющей Мэнни на свадьбе Эрнеста и Молли и внешне заботливо убеждает ее в том, что она поправится – в следующей сцене Мэнни уже мертва;
- на похоронах Мэнни именно Хэйл не говоря лишних слов в качестве утешительного жеста дает бутылку Анне, чем запускает ее яркую, но короткую сюжетную арку, в которой алкоголь будет важным фактором;
- даже в случае естественной смерти Лиззи Кью (мамы сестер Кайл), Хэйл стоит за ее спиной и «его врачи» фиксируют факт смерти;
- наконец, в момент болезни Молли, филин и Хэйл сливаются в единый образ, поочерёдно посещая героиню.
Единственный случай, когда представитель семьи Кайл не пересекается с Хэйлом перед смертью – взрыв Смитов. В доме Риты и Билла вместо Короля появляется его подданный – сам Эрнест Беркхарт. И этот визит с одной стороны символически сопоставляет персонажей ДиКаприо и Де Ниро (подчеркивая преемственность бизнес-подходов), но с другой, отражает разницу в их характерах. Беркхарт приходит в гости к белому человеку, который так же пытается разбогатеть за счет наследства индейцев
– Хотел бы выпить? - спрашивает Билл Смит
– Да, выпью, если предложишь
– Нет
– Тогда зачем спросил? - недоумевает Эрнест
– Просто вижу, что ты волнуешься…
Билл Смит женат уже на второй девушке из семьи Кайл (после смерти Мэнни он переключился на Риту). В целях этот персонаж близок Хэйлу, поэтому для Эрнеста это возможность поговорить со своим дядей без страха допустить ошибку и получить наказание. Для Скорсезе это возможность показать разницу между хладнокровием циника и тем, кто не уверен в правильности своих действий или по крайней мере испытывает дискомфорт в диалоге с тем, чье убийство готовит.
«Убийцы» длятся 3,5 часа. Такой размах нужен и для создания эпоса, отражающего метафорическую значимость событий в округе Осейдж начала 20 века, и как возможность прожить героев (не только «прожить с героями», а именно «прожить героев» - без предлогов) – попробовать ощутить их характеры и мотивацию, если не обусловленную эпохой, то связанную с ней.
В диалогах друг с другом Беркхарт и Хэйл говорят об убийствах индейцев, как о чем-то естественном – у них нет ненависти на расовой почве или зависти из-за почвы, просто бизнес (да, редкий фильм Скорсезе обходится без критики капитализма). Часто в таких сценах только музыка подчеркивает коварство главных героев и трагизм ситуации. За саундтрек здесь отвечает Робби Робертсон – один из любимых соавторов Скорсезе. Вместе они работали над «Королем комедии», «Ирландцем», а еще Робертсон помогал с подборкой музыки для «Банд Нью-Йорка», «Бешеного быка», «Уолка с Уолл-стрит». «Убийцы» - последний кинопроект лидера группы The Band.
События фильма происходят на протяжении нескольких лет – Скорсезе обходится без титров, но и без искусственных указателей нет потерянности во времени – настолько интуитивно понятно, когда происходят события и какой временной шаг между сценами. Это достигается благодаря монтажу (как и в большинстве работ Скорсезе за него отвечает Тельма Скунмейкер) – за склейками иногда проходит час, иногда день, а иногда несколько лет. Это то ужимает время повествования, то растягивает его.
Несмотря на постоянные убийства на протяжении большей части, фильм не выглядит остросюжетным. Но лишенные пафоса преступления лишь подчеркивают цинизм по отношению к жизням индейцев – для белых американцев их смерть всего лишь часть быта. Остросюжетность если и возникает, то в заключительной части «Убийц» с появлением агентов недавно образованного ФБР (главный из них – Том Уайт в исполнении Джесси Племонса). В этот момент в уязвимой позиции оказываются уже сами Хэйл, Беркхарт и их сообщники.
Главный персонаж «Убийц цветочной луны» со стороны осейджей (и одновременно главных женский и главный положительный персонаж) – Молли Кайл (Лили Гладстоун). Ее образ отражает ключевые для фильма конфликты. Внешний: коренное население – колонисты. И внутренний: искренность – лицемерие.
Молли любит мужа, но даже флиртуя с ним не пытается понравится и обворожить, сохраняя самость: мы, конечно, выпьем виски, я же сама принесла бутыль, но сейчас помолчим и послушаем грозу, потому что «это мощная сила», мощнее нашего человеческого влечения друг к другу. Целостность персонажа Гладстоун подчеркивает и ее несгибаемость – чтобы не происходило в жизни ее племени, ее семьи, с ней самой – она не теряет самообладание и не мечется из стороны в сторону в пограничных ситуациях и моментах выбора (в отличие от того же Эрнеста, который пытается усидеть на двух стульях).
Наконец еще одно важное противопоставление «Убийц цветочной луны» - гендерное. И оно раскрывается через главную сюжетную пару. Все представители семейства Кайл – это женщины: мать и четыре сестры, включая Молли; все дела Беркхарта связаны с мужчинами (дядя, брат и другие соучастники преступлений). И здесь возникает контраст материнского начала (природного, естественным образом связанного с землей и ее ресурсами – хоть исторически осейджи и не по своей воле оказались в этом регионе) и мужского (социального, которое стремится овладеть землей и использовать ее для увеличения капитала). И, кажется, не все плоды этого союза нравятся Скорсезе, и не все выживают.
Там опять скучный фильм на 3 с половиной часа?
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
А ты смотрел ирландца?
Вроде и не скучный, но я в один присест не осилил, смотрел три дня.
по мне так форсаж круче, больше того сего туда сюда
Вот это сравнение