Удивительная история создания фильма «Чужой

Деревянные спутники и недоверие к Дэвиду Финчеру.

Удивительная история создания фильма «Чужой 3»

После успеха фильма Джеймса Кэмерона «Чужие», студия 20th Century Fox немедленно заказала продолжение. В 1987 году продюсер Уолтер Хилл получил задание разработать триквел и выпустить его на большие экраны году в 1989-90.

Изначально все шло гладко. Перебирались идеи, одна удивительней другой, обсуждались возможные постановщики фильма и потирались руки в предвкушении больших денег. Больших в плане как бюджета, так и кассовых сборов. Fox не жалела финансов на пре-продакш и полностью развязала руки продюсерам, предполагая, что будущий хит испортить ничего не может.

Изначально, как водится, был нанят мощнейший сценарист, который должен был замутить нечто такое, от чего у всех почва уйдёт из-под ног. Таковым был избран Уильям Гибсон (автор культового ныне «Нейроманта»). Пока он писал, продюсеры стали бегать вокруг Ридли Скотта, всячески уговаривая его вернуться в кресло режиссера. Скотт отказал.

Фильмы «Чужой» и «Чужие» при общем бюджете в 30 миллионов долларов, собрали в мировом прокате 240 миллионов
Фильмы «Чужой» и «Чужие» при общем бюджете в 30 миллионов долларов, собрали в мировом прокате 240 миллионов

Решив работать по-старинке, то есть взять какого-нибудь режиссера с улицы, показать ему, что да как делается и, в конце-концов, заиметь нового Кэмерона или Скотта, выбор продюсеров пал на Ренни Харлина. Того самого постановщика множества удивительных фильмов, вроде «Сделки с дьяволом» или «Геракла: Начало легенды». Но в тот момент у него за спиной был четвёртый «Кошмар на улице Вязов» и хорошие перспективы.

В момент прихода Харлина оказалось, что сценарий Гибсона никуда не годится. Так что Харлину пришлось сидеть и ждать, пока новый сценарист Эрик Ред, автор «Попутчика» с Рутгером Хауэром и «Почти стемнело» Кэтрин Бигелоу, изменит скрипт Гибсона.

Ренни Харлин, всегда считавший себя большим талантом, фонтанировал различными идеями и даже что-то подсказывал Реду. Когда сценарий был готов и его показали большим боссам, где-то там в Голливуде сильно бабахнуло, ибо полёт фантазии толкового сценариста дошёл до того, что ксеноморфов, выведенных из морских свинок и прочих животных, сбрасывали на головы коммунистов, живущих в Москве, после чего чужие-хомячки, вырывались из заточения и начинали есть и американцев, их разводивших.

В 2011 году Харлин поставил картину «5 дней в августе», повествующую о конфликте в Южной Осетии, произошедшем в августе 2008 года
В 2011 году Харлин поставил картину «5 дней в августе», повествующую о конфликте в Южной Осетии, произошедшем в августе 2008 года

От услуг Эрика Реда отказались, а вслед за ним из проекта выбыл и Ренни Харлин. Тем более это он был виноват в найме Реда и в том, что полгода ожидания вновь пролетели впустую. Когда-то предполагалось, что в 1989 году фильм уже выйдет на большие экраны, теперь же у продюсеров не осталось ни режиссера, ни сценария.

Новый сценарий наняли писать Дэвида Туи. Спустя десять лет он написал и снял фильм «Чёрная дыра». Именно сценарий к третьему «Чужому» лег в основу «Чёрной дыры». Впервые уголовники против инопланетной нечисти промелькнули именно в сценарии Туи.

Говорят, что сам сценарий был достаточно хорош, изобиловал различными вариациями чужих и отличался высокой динамикой. Однако его забраковал Винсент Уорд, нанятый продюсерами в качестве режиссера, так как у него были свои идеи. Идея Уорда заключалась в монахах против чужих. Не тех, которые знают кунг-фу и выросли в монастыре Шаолинь, а тех, которые отгородились от мира и выращивают капусту и морковку. Всё это дело предполагалось устроить на деревянном жилом спутнике, куда попадает Рипли с чужим.

Да, спутник действительно предполагался деревянным. Это не шутки
Да, спутник действительно предполагался деревянным. Это не шутки
Размах предполагался колоссальный
Размах предполагался колоссальный

Уолтеру Хиллу идея показалась настолько безумной и отличающейся от всего того, о чём они размышляли до этого, что она сразу была одобрена. Тут дело в том, что Уорд, скорее всего, не успел отойти от своего предыдущего фильма «Навигатор. Средневековая одиссея», в котором фигурировало средневековье, чума, монахи и прочие деревянные штучки. Всё это отметили на Каннском фестивале и он, видимо, решил, что некая средневековщина теперь его конёк.

Чужие нападали на монахов в самые пикантные моменты. Этот элемент атаки позаимствовал в свой фильм «Подъём с глубины» режиссер Стивен Соммерс в 1997 году
Чужие нападали на монахов в самые пикантные моменты. Этот элемент атаки позаимствовал в свой фильм «Подъём с глубины» режиссер Стивен Соммерс в 1997 году

Самое удивительное во всем этом, что студия даже начала строительство декораций спутника. Начались работы над чужими-лошадьми и для полировки сценария с монахами был нанят Ларри Фергусон, до этого работавший над фильмом «Горец». Предполагалось, что чему-то такому немного «историческому» он добавит лоску.

И он добавил. Добавил так, что президент киностудии 20th Century Fox, прочитав сценарий, сразу же распорядился уволить и Фергусона, и Уорда вместе с его видением.

Удивительная история создания фильма «Чужой 3»

Тем временем на все сценарии, подготовку к съёмкам, построенные декорации уже потратили более 10 миллионов долларов. А продюсеры вновь оставшись без сценария и режиссера, вынуждены были начинать всё с самого начала.

Последовали предложения Дэвиду Кроненбергу («Муха» , «Оправданная жестокость»), который сразу отказался, и вновь Ридли Скотту, который снова сделал то же самое. И тогда Хиллу и прочим продюсерам пришла в голову гениальная идея взять какого-нибудь режиссера рекламных роликов и музыкальных клипов, который будет сидеть тихо и ждать, а потом ему можно будет ещё и подсказать, что и куда направлять.

Мишенью был избран Дэвид Финчер. Сценарий же будущего фильма написали сами продюсеры Уолтер Хилл и Дэвид Гайлер. Сделали они это, скрестив сценарий Туи и Фергусона, вырезав из него чужих-лошадей, деревья и монахов. Но, как мы знаем, уголовникам из «Чужого 3» всё-таки оставили зачатки веры, которая им досталась от монахов Уорда. Так же в новый сценарий перетекли внешние различия чужих, развившихся в разных организмах.

Дэвид Финчер на съемках «Чужого 3»
Дэвид Финчер на съемках «Чужого 3»

Теперь всем известно, что предполагавшийся одуванчиком Финчер быть им сразу же отказался, благодаря чему на съёмках творился ад. Продюсеры открыто потешались над Финчером, называя его дворником и продавцом. Финчер в ответ не выполнял то, что от него требовали.

В какой-то момент студия даже прекращала съёмки и вся компания вылетала из Великобритании в Штаты, дабы руководство Фоксов увидело, что фильм всё-таки снимается.

Первоначальный бюджет в 32 миллиона долларов в финале оказался раздут до 55 миллионов. Финчер покинул проект, отсняв последнюю сцену, и никак не участвовал в продвижении фильма или в его монтаже. Более того, во всех своих интервью он неоднократно называл фильм ужасным опытом, а финальный результат отказывался признать своим.

Удивительная история создания фильма «Чужой 3»

Из того, что снял Финчер, продюсеры вырезали почти целый час. Удалив несколько сюжетных линий, ибо, по их мнению, оно того стоило. Часть из них, которую можно было экономно впихнуть в полную студийную версию, вернули в нулевых, назвав полученное «режиссерской версией».

«Чужой 3» достаточно сильно подкосил карьеру Уолтера Хилла. До этого у него как в режиссерских, так и в продюсерских работах присутствовали такие фильмы, как «Воины», «48 часов», «Миллионы Брюстера», «Красная жара», первая и вторая части «Чужого», а после лишь «Герой-одиночка» с Брюсом Уиллисом, да «Прометей», в который он, скорее всего, попал за заслуги во франшизе.

Удивительная история создания фильма «Чужой 3»

Финчер же, наоборот, пошел в гору и на данный момент, пожалуй, является одним из самых востребованных и уважаемых режиссеров мира. Обиженный на «Чужого», он отказался принимать участие во всех записях и интервью по случаю выхода «режиссерской версии», обещая дать на подобные предложения согласие только в случае, если ему разрешат полностью переснять «Чужого 3».

За плечами Дэвида Финчера фильмы «Семь», «Игра», «Девушка с татуировкой дракона», «Бойцовский клуб» и другие картины. Так же Финчер поработал над сериалами «Карточный домик» и «Охотник за разумом».

137137
96 комментариев

Последовали предложения Дэвиду Кроненбергу

Чёрт, я бы с удовольствием посмотрела на Чужого Кроненберга. Представьте, какие дизайны были бы у фильма!! Ничего лучше в жанре биохоррора после такого не было бы. Наверно.

11
Ответить

Да, Экзистенция была очень даже ничего.

1
Ответить

Третья часть не такая уж плохая, как по мне. Да, есть парочка спорных решений, но в целом фильм получился хорошим. По крайне мере, он ставил жирную точку во всей истории.

А на альтернативное продолжение второй части, я быта удовольствием посмотрел. Жаль Ридли зарубил всю задумку :(

6
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Кому интересно, то по всем фильмам франшизы есть отличные лонгриды от Кирилла Размысловича с упором на разработку сценариев: https://kiri2ll.livejournal.com/45372.html

25
Ответить

Только хотел дать ссылку. У него по крайней мере более подробно описано почему, например, сценарий Гибсона забраковали и это не потому что "сценарий Гибсона никуда не годится" как можно подумать из здешней короткой выжимки.

7
Ответить

Странно, у меня не отображается по ссылке никаких кликабельных изображений. А хотелось бы почитать.

Ответить