Grim Fandango — надгробная печаль и загробное веселье

Игра, которую по достоинству успел оценить ещё в раннем детстве, но настоящую любовь прочувствовал к ней только несколько лет назад.

Grim Fandango — надгробная печаль и загробное веселье

Существует ли жизнь после смерти? На этот извечный вопрос кто только не пытался ответить. Студия LucasArts не осталось в стороне и в далеком 1998 году выпустила графический квест Grim Fandango, где игроку предстояло с головой погрузиться в сплошь причудливый мир мертвых.

Главный герой Grim Fandango — эксцентричный сотрудник Департамента смерти Мануэль Калавера, продающий усопшим туристический путевки на тот свет. Чем больше он обслужит праведных клиентов, тем быстрее освободится от общественных работ и со спокойной душой уйдет на такой долгожданный отдых. Но так как при жизни Мэни грешил направо и налево, то трудиться ему нужно много. А тут еще и дела в последнее время идут неважно. Всех лучших клиентов себе забирает напыщенный коллега Домино, а злобный босс не упускает возможности наорать или в должности понизить.

Обаятельный мачо и успешный предприниматель — самая интересная глава в приключениях главного героя.
Обаятельный мачо и успешный предприниматель — самая интересная глава в приключениях главного героя.

Терпение Мэни заканчивается, когда добропорядочной клиентке Мерседес достается опасный четырехлетний тур в загробный мир. И это вместо заслуженного билета на скоростной экспресс или престижного автомобиля, которые доставляют законопослушных при жизни людей до конечной точки их путешествия за считанные минуты. Почесав лишенный кожи затылок и выкурив очередную сигарету, Калавера решает взять все в свои руки и самостоятельно бороться с корпоративной бюрократией. Поэтому вместо рутинной бумажной работы он начинает заниматься агентурной деятельностью и самым настоящим шпионажем.

В чем секрет успеха Grim Fandango? Почему эту игру с огромным упоением можно проходить даже спустя почти двадцать лет после ее выхода? Виртуозный арт-дизайн и отличное чувство юмора команды легендарного Тима Шейфера. Именно этот человек до Grim Fandango как минимум дважды успел удивить игровую индустрию — на первых ролях участвовав в разработке The Secret of Monkey Island и Full Throttle.

Тим Шейфер.
Тим Шейфер.

Много самобытных персонажей с колоритными акцентами, еще больше головоломок разной степени сложности, а также необычный сеттинг Grim Fandango до сих пор завораживают. Неповторимый шарм нуарных фильмов 40-х и пьянящего джаза 50-х забивает последний гвоздь в крышку гроба людей, которые любят винтаж. А ведь по ту сторону их уже ждет Мэни: весь при параде и с фирменной улыбкой на тридцать два.

Стоит отметить, что Grim Fandango была первым проектом LucacArts, где студия решила использовать полностью трехмерные модели персонажей. Это позволило сделать героев более объемными и, не сочтите за каламбур, живыми. Управление компьютерной мышью в те годы создатели игры не предусмотрели, тем самым вынудив игроков перемещать Мэни по экрану клавиатурой и джойстиком. Но вышедший в 2015 году HD-ремастер исправил это. Попутно снабдив игру двумя часами комментариев разработчиков.

С таким саундтреком можно хоть концерты давать.

Отсутствие комбинирования предметов из личного инвентаря и привычного журнала текущих заданий лишь подстегнет вас пристальнее осматривать все вокруг. Так что будьте внимательны и полагайтесь только на себя. Некоторые цепочки действий не поддаются логическому объяснению, поэтому смотрите в оба глаза и долгим размышлениям предпочитайте интуитивный подход. Готовьте себя к тому, что на выход из некоторых локаций вы будете тратить по несколько часов. Многим современным игрокам подобный геймплей может показаться несусветной дикостью. И с ними отчасти согласятся даже те, кто застал игру в момент ее релиза. Просто потому, что всевозможные карты и подсказки не первый год упрощают всем нам жизнь.

Знатного шуму в мире мертвых эти товарищи навели.
Знатного шуму в мире мертвых эти товарищи навели.

В преисполненном ироничных странностей мире Grim Fandango надгробную печаль сменяет загробное веселье. И как бы лихо серьезный детектив не чередовался с нервозной мистикой, а больше всего в игре черной комедии. Мифология игры отлично работает сама на себя, когда тебе в равной степени забавно подкармливать скелеты птиц свежеиспеченным хлебом, замораживать огнетушителем огненных бобров или вытаскивать из вязкой паутины еще бьющееся сердце неуклюжего и наивного здоровяка Глоттиса.

Кстати, о Глоттисе. Он работает механиком в Департаменте смерти, но его любовь к машинам выходит далеко за пределы утомительного копания в моторах. Глоттис любит скорость и мечтает о гонках, а ведет себя настолько искренне и простодушно, что именно этого демона и по сей день можно ставить в пример всем, кто хочет увидеть образ идеально прописанного персонажа.

Игра не поможет вам с решением тех или иных загадок. Взамен подарив незыблемо стильную историю о дерзких мафиози, верных напарниках и, конечно же, великой силе любви. Нестареющая классика жанра, которой удалось обмануть погубившую много хороших квестов смерть. При этом сохраняя актуальность и в наши дни.

Grim Fandango — одна из лучших адвенчур в истории. Олдскульная, хардкорная, беспрецедентно душевная. Особенно в моменты, где Мэни Калавера носит белый пиджак, управляет собственным казино и словно дело Берта Ланкастера или Кэри Гранта на личный манер продолжает. Игра, которая в какой-то степени растет вместе с тобой. Из-за чего с возрастом ты находишь в ней все больше приятных отсылок и ранее незамеченных подтекстов.

8888
21 комментарий

Навечно в моём топ-5 :3 Вива ля револютьён!

7

И тут у меня пчелы-коммунисты флэшбеками почему-то полетели. Бесценные воспоминания. Еще более бесценная задумка с такими-то пчелами.

Не знаю, что в 90-ых не зашла, что год назад, когда выбивал платину. Ну вот совершенно не понравилась игра, ни логика загадок, ни визуальный стиль, ни юмор. Тупо не мое. Вот Брокен Сворд 1-2, это любовь с 90-ых.

Но вот Фул Тротл, его же авторства зашел только так.

4

Одними из самых крутых моментов игры для меня были те, когда ну никак не мог разгадать очередную загадку и в итоге принимался просто исследовать все вокруг. Не в поисках того самого решения, а потому что затянуло: то какой-то мини-митинг в порту увидишь, то к таинственной подводной лодке доберешься, то будешь просто стоять на дне океана и наблюдать, как кто-то странный в далеке с фонариком ходит и песню поет. Магия сеттинга, не иначе.

11

Совершенно обратная ситуация - FT не зашел в детстве, не особо запал в душу и в ремастере, а GF засел в сердце сразу, хехе. HD ремастер только укрепил это.

2