Впечатления от прохождения Baldur's Gate 3

Это ни к чему не обязывающий текст с теми проблемами, что мне запомнились после прохождения Baldur's Gate 3. Мне нужно было место где это записать. Все ниже следующие – личные впечатление от единственного прохождения начавшиеся сразу после релиза. Тут в основном негативные аспекты, о преимуществах итак написано много текста. Возможны микроспойлеры!

Впечатления от прохождения Baldur's Gate 3

Начинается наше приключение чрезвычайно эпично и завораживающе! Героев сразу, без раскачки, кидают в гущу событий, интригуют проблемами, но намекают на возможные пути их разрешения. Совсем скоро мы оказываемся в большом мире, начинаем его исследовать и знакомимся с возможностями игры. Ты погружаешься во всё это с огромным интересом, но достаточно быстро вскрываются первые проблемы…

Перво-наперво, Baldur's Gate 3 очень недружелюбен к новичкам. Особенно трудно придётся тем, кто с Dungeons & Dragons не знаком. Многие моменты не объясняются, подсказки к огромному пласту механик скрыты непонятно где и догадаться об этом можно разве что благодаря знанию системы. Всплывающие плашки с обучение бывают ужасно не своевременны. Например, вполне реально что вам расскажут о возможности двигать предметы часов через 20 после того, когда это впервые понадобиться.

Впрочем, знание D&D помогает далеко не всегда. Некоторые аспекты системы подверглись, совершенно необходимым, упрощениям, однако, из-за этого ряд механик стал работать совершенно иначе. Например, не сразу осознаешь, что персонаж тут натуральная Шива с четырьмя руками, который одновременно использует бонусы от всех этих конечностей, вне зависимости от того, какая "пара" является активный. Так лучник прекрасно пользуется бонусом от Щита к защите, жаль только внеочередные атаки требуют обязательного переключения на ближний бой в конце каждого своего хода.

Впечатления от прохождения Baldur's Gate 3

Baldur's Gate 3, вообще, ощущается как типичное творение Larian, со всеми теми же граблями, на которые студия наступала ещё 20 лет назад во времена Divine Divinity. Тут совершенно нормально, когда для решения какого-нибудь квеста можно использовать некую неочевидную механику, поразиться невиданной "свободе" и "проработке" и… не встретить больше такой приём никогда, поскольку предусмотрен он был разработчиками лишь в одном единственном месте. Скажем вы можете половину первого акта пытаться использовать "не смертельные удары", но все скрипты, персонажи и история будут неизменно считать это убийством, несмотря на находящегося "в нокауте" противника. Лишь спустя 400 часов мне попалась ситуация, в которой Larian задумали их как отдельный вариант разрешения задания. Всё остальное время "не смертельный урон" воспринимается, в лучшем случае, как бесполезная механика, в худшем – один большой баг.

В тоге, игра то и дело требует от вас догадаться до решения, что задумали разработчики вместо того, чтобы предоставить понятные инструменты для общения с игрой: здесь вы кладёте предмет через меню, здесь кидаете его из инвентаря, а в третьем месте активируете строчку диалога. Очень долго такие проблемы можно не замечать вовсе или же быть к ним готовым, благодаря знакомству, например, с Origin Sin. На фоне сочной картинки, прекрасной проработки деталей, с любовью сделанного окружения, завораживающей игры актёров, вариативности решений и глубоко прописанных квестов – Baldur's Gate 3 можно простить многое, завалив игру положительным оценками.

Впечатления от прохождения Baldur's Gate 3

Список недоработок и неочевидных элементов достаточно обширен: тут и кривой стак предметов, и невозможность передачи вещей персонажам вне группы, и неудобный лог событий, и странная подсветка предметов, и невозможность посмотреть список своих умений во время повышения уровня или описание зелий при алхимии... Продолжать можно достаточно долго, почти всё что касается пользовательского интерфейса вызывает большие вопросы, но хуже всего дела обстоят, когда кривой интерфейс и боевая система сходятся вместе. О какой "тактике" может идти речь, если тут нет нормального отображения зон (получаете ли вы бафф в заданной точке или нет?), нельзя определить видимость целей до передвижения в другую область, или предварительная подсветка областей одна большая мистификации…

Вы можете достаточно долго выцеливать область для огненного шара, чтобы в неё попала пара врагов и не зацепилась лестница, но, несмотря на предпросмотр, в реальности под атаку могут попасть абсолютно иные объекты! Отличие в видимости разных частей тела противников – тоже нельзя назвать удобным: тут и необходимость порой заниматься ненужным pixelhunting'ом и негодования в случае, когда, от неаккуратного движения мышью, вы ударяете пустое пространство рядом (или даже союзника) без каких-либо дополнительных подтверждений. Особенно неприятно (столкнётесь акта со второго) дела обстоят с прыжками, когда предварительный просмотр радостно рисует вам приземление в нужную зону, а на практике: вы или не доходите до точки отталкивание, или стукаетесь головой о какой-нибудь объект и недолетаете до цели (и хорошо если при этом не падаете в бездонную пропасть).

<i>Зачем мне это показывать?..</i>
Зачем мне это показывать?..

Отдельных "дифирамбов" заслуживает камера и многоуровневые боевые арены. Невозможность самому менять этажи (и как следствие нацелить что-то наверху), ужасные ракурсы внутри зданий, самовольное перескакивание между уровнями и т.д. Словом, бесить она будет и в сражениях, и за их пределами на протяжении всей игры.

Но самый большой прикол боевой системы заключается в том, что в Baldur's Gate 3 НЕТ ПАУЗЫ. И дело не в том, что игра не останавливается даже при открытии меню, а в её отсутствии, когда вы находитесь в ПОШАГОВОМ РЕЖИМЕ. Во время "вашего хода" мир продолжает жить своей жизнью. И не важно, пытаетесь ли вы выцелить стражника для скрытого убийства, в то время как его напарник с другого конца лагеря преспокойной придёт к вам. Или включаете паузу вне сражения, но сторонняя группа вырезает целое поселение во время "вашего хода". Или же просто возвращаетесь через всю карту к своим сопартийцам, после телепорта со стороны врага.

Как и ряд других проблем это, скорее всего, следствие с системой КООПа, которая учитывает возможность персонажей действовать независимо, но порождает огромное число шероховатостей в игре. Например, вы то и дело будете сталкиваться с тем, что диалог в катсцене будет вести абсолютно не тот персонаж, что вам бы хотелось, а тот, что оказался ближе в момент срабатывания скрипта (и у него по закону подлости будет самая низкая характеристика для этого!). Да и повторное прохождение уже известного диалога за другого персонажа чаще мешает, чем приносит пользу.

Чем больше вы будете погружаться в первый акт, тем больше багов, странностей и недоработок будет всплывать на поверхности (и это после трёх лет доработок в рамках раннего доступа?!). Тут и поломанные скрипты, когда какие-нибудь пленники не понимают, что все охранники вокруг мертвы. И нарушенная логика взаимодействия с сопартийцами, когда мы сначала узнаем некий секрет, а через пару дней в катсцене удивляемся этому факту. Или, например, внезапная агрессивная реакция союзников (без каких-либо пояснений) на призванных в бой помощников, над которыми у вас даже контроля нет! Проблемы с размещение врагов в случае пропуска диалогов. Неработающие, как ожидается, опции по "нападению" и "торговле" в угловом меню диалога. Лишние маркеры заданий на карте (кстати, почему эту карту нельзя смотреть из другой локации?!). И так далее, и тому подобное… А уж сколько крови попортит система поиска пути с застревающими и отстающими персонажами, сложно даже представить: союзники так и норовят активировать уже найденную ловушку или непременно пройтись по опасной местности.

Впечатления от прохождения Baldur's Gate 3

Впрочем, несмотря на все огрехи, первый акт увлекает не на шутку. История манит вперёд своими загадками, судьбы персонажей вызывают неподдельный интерес, а исследовать мир интересно и занимательно, ведь каждый уголок полон каких-нибудь сюрпризов или неожиданных побочных заданий, что способны парой утянуть тебя не хуже основного квеста. И хотя, лично у меня, есть большие вопросы к бэкграунду, существам и событиям, что встречаются персонажам всего лишь 1-3 уровня, дальше, во втором акте, игра ничуть не сбавляет своего накала и продолжает с замиранием сердца ожидать продолжения!

Да, парой линейность в решении ряда квестов вызываете лёгкое недоумение (ведь начало игры приучает к тому, что каждое задание имеет несколько вариантов решения), число новых персонажей огорчает, но в целом новый этап приключений понравился мне даже больше. Тут сыграло свою роль и возможность присоединятся к противоборствующим фракциям на различных этапах, меняя стороны буквально на лету, и опция по решению конфликтов непосредственно во время диалогов (харизматичный колдун одобряет!), и неожиданные сюжетные повороты (остерегайтесь спойлеров!) и даже крах некоторых сюжетных теорий, что возникали у меня во время первого акта – разработчики повернули историю под очень интересным углом!

Впечатления от прохождения Baldur's Gate 3

В итоге, к завершающий главе подходишь на пике заинтересованности: Baldur's Gate лежит прямо перед нами, но весь накопленный позитив рискует разбиться о главную проблему игры – Акт 3. Во-первых, в нём отсутствует сюжетная интрига: немногим ранее вам раскрывают почти все карты, раскладывая по полочкам подавляющие большинство элементов истории, оставляя лишь механические действия вместо интересного повествования. Во-вторых, уже в начале главы вы можете достигнуть ограничения по уровню развития героев, что вместе с достаточно ограниченным выбором интересных предметов рискует полностью остановить прокачку. И, в-третьих, это какое-то невероятное чувство ненужности главного героя (тут, признаюсь, дело в выборе собственного персонажа, как и советовали Лариан для первого прохождения, и его личных устремлениях в сложившейся ситуации) – вокруг вашей группы происходят невероятные события, но воспринимаешь это все как сторонний наблюдатель, который только и делает, что отдаёт остальным членам группы свои рекомендации: поступи так, выбери это, не делай вон то…

Чем дольше исследуешь городские локации, тем, больше чувствуешь, как тебя затягивает мусорное болото из совершенно ненужных для тебя вещей, а учитывая, что прохождение третьего акта немногим меньше всей предыдущей кампании не вольно получаетесь, что буквально ПОЛОВИНА ИГРЫ сделана на редкость скучно. А это мы ещё не затрагиваем техническую составляющую последней главы, её многочисленные баги, бесячую смену локаций, проблемы с производительность, сюжетные дыры во второстепенных и не очень квестах, и многое, многое другое! Шутка ли, но из пяти первых заданий в концовке у меня оказались забагованы все пять! Неверные диалоги, поломанные скрипты, спойлеры из-за ошибочного прогресса в заданиях, упоминание несуществующих событий, багнутые ракурсы камеры, телепортирование персонажей на крыши… Это выглядит настолько халтурно на фоне высокой планки, которую игра сама же задала ранее, что вызывает сильнейшее отторжение.

Повезёт, если вы не словите баг в основном квесте, что вынудит перепроходить существенную часть главы, но даже без этого она буквально тонет в огромном КОЛИЧЕСТВЕ контента, а не в его качестве. Если отбросить понятный лишь ветеранам серии фансервис и истории сопартийцев (повторюсь, что эти задания великолепны!), то запоминается третий акт не интересными персонажами или необычными миссиями, а горами ненужного хлама и… записочек. К концу игры их наберётся где-то под тысячу (и ещё несколько сотен книг), причём две трети этого добра находиться именно во Вратах Балдура. Как и многочисленные персонажи на улицах города, что готовы переброситься с вами парой фраз, они не в состоянии наполнить этот огромный мир интересным содержанием, а лишь заполняют в нём многочисленные пустоты. Можно сколько угодно восхищаться любовными терзаниями только что убитого культиста, или переживать за судьбу одинокого дерева на побережье, но повлиять или поучаствовать в этой истории вам никак не суждено.

Впечатления от прохождения Baldur's Gate 3

Отдельную боль вызывает система преступлений и городская стража. Именно оказавшись в оживлённому поселении начинаешь остро чувствовать все её проблемы и недоработки. Да, нас больше не сажают в тюрьму за чтение рекламных вывесок, но отряды блюстителей правопорядка всё также могут появляться из воздуха на верхних этажах зданий, случайные прохожие сквозь пол возмущаются, когда вы обираете трупы поверженных врагов, а противники через этот самый пол Шредингера метаю свои заклинания (поправлено в Патче 4). Добавим сюда бесконтрольно шатающиеся толпы, что внимательно следят за каждой бочкой, а также персонажа со скриптованной способностью узнавать о разрытии могил, даже если этого НИКТО не видел. И уж совсем непонятно выглядят не обезвреживаемые растяжки-ловушки, или сундуки стражников, которые просто невозможно вскрыть отмычкой из-за отсутствия там такой опции!

Вариативность многих заданий оставляет желать лучшего, особенно на фоне первого акта, причём зачастую достигается она тем, что допускает возможность вступить в квестовую ветку как бы в середине истории. Скажем сначала наткнуться на монстра и убить его, а затем обнаружить того, кто выдаст вам задание. Это не столько открывает перед игроком дополнительные опции, сколько оставляет за рамками целые пласты истории или логику происходящего.

Словом, к финалу ты подходишь абсолютно выжитым и утомлённым. Выбравшись из омута последней главы и вступив на завершающие историю рельсы хочется только одного – поскорее увидеть титры (тоже, кстати, неимоверно длинные). Авторы зачем-то и здесь стараются подкинуть вам множество бочек с кучей хлама, а также секретный проход со слёзной, но абсолютно бессмысленной, запиской, вместо того чтобы подумать над более целесообразной механикой "наград" для последнего сражения, что вы собирали на протяжение всего акта. Выглядит это сейчас весьма спорно, что только усиливает общее ощущение бессмысленности происходящего.

Можно сколько угодно говорить, что игра способна подарить незабываемые впечатления и поразить вариативностью при прохождении за другого героя (Тёмный соблазн, например, обладает своей отдельной ачивкой и уникальным контентом по ходу игры), но было бы куда лучше, если бы каждое прохождение вызывало такие эмоции. Увы в моём случае это скорее непоколебимое чувство ненужности главного героя и возвращаться в Baldur's Gate 3 вновь, после 500 проведённых часов – нет никакого желания.

Впечатления от прохождения Baldur's Gate 3

Подводя итог, можно сказать, что общее впечатление от проекта оказалось катастрофически подпорчено многочисленными багами и откровенно слабой реализацией второй половины. Перед нами, безусловно, неплохая игра, которую вполне реально подтянуть различными патчами (что не скажешь о качестве контента третьего акта). Главное, чтобы её многочисленные недостатки не легли в основу так разрекламированного "нового стандарта для жанра RPG".

Итого: 7,5/10

1313
14 комментариев

Да я вообще в шоке был, что даже в лагере нет возможности раскидывать предметы по всем персонажам. Твою мать, ну вот как нельзя было реализовать столь очевидную вещь? А чтобы взять нового члена отряда нужно подойти и в диалогах выгнать одного члена отряда, а потом подойти и начать диалог с тем, кого ты хочешь взять. Вы там совсем ошизели с такой системой в 2023 году? Менеджмент инвентаря просто ад и так далее. Такое ощущение, что люди готовы за секс с медведем простить все эти адские недоработки, а я бы игре сразу 2-3 балла из 10 понизил за такие геймдизайнерские решения.

2
Ответить

Хуя ты зажрался, если бг3 7,5.

1
Ответить

Вот из-за этого я не люблю систему оценок. Чувак старался писал большой текст, а люди просто проматывают а конец, видят оценку и идут в комментарии.

2
Ответить

500 часов наиграл в средненькую игру. Хорош че.

1
Ответить

Ок, игра не идеальна, по многим пунктам согласен, пусть во мне они и не откликнулись столь же сильно, но... Серьёзно?! При желании недостатки можно найти вообще в любой игре, считающейся классикой и вошедшей в историю игропрома, только... Зачем?! Если количество (и качество) плюсов серьёзно перевешивает ряд недостатков есть ли вообще смысл так акцентировать на них внимание? Честно говоря удивлён, что на автора так сильно повлияли эти минусы.
Впрочем - каждому своё.

Ответить

Половина игры (Акт 3) - это достаточно большой процент.

Ответить