Музыка для блокбастеров: как трек из «Реквиема по мечте» завирусился и обошёл по популярности сам фильм
История композиции, которую вы слышали сотни раз в трейлерах, рекламных роликах и фанатских видео.
В концовке культового «Реквиема по мечте» Даррена Аранофски показываются трагичные последствия наркотической зависимости главных героев: под динамичный монтаж зритель видит, как они достигли дна своего существования. Драматичность сцен подчеркивается фоновой музыкой — с ней концовка ощущается ещё более безнадёжной.
Эта композиция называется Lux Aeterna, и на протяжении двадцати лет она всё ещё остаётся актуальной — её популярность вышла далеко за пределы кино. Трек моментально узнается даже теми, кто не смотрел «Реквием по мечте». Издание Vice разобралось в истоках популярности этой композиции.
Связь с «Властелином колец»
Запомнившуюся зрителям мелодию создал композитор Клинт Мэнселл, известный по саундтрекам к другим фильмам Даррена Аранофски и «Луне 2112». «Реквием по мечте» — всего лишь второй фильм в его карьере, и во время работы над ним он даже и не подозревал, насколько популярной станет его музыка в дальнейшем.
Этот трек просто продолжил жить собственной жизнью.
Сначала Lux Aeterna получила известность благодаря многочисленным ремиксам и сэмплам. Композиция так полюбилась музыкантам, что она в том или ином виде появлялась в песнях и клипах.
Но настоящую популярность композиция получила, когда на неё обратили внимание монтажёры «Властелина колец» — Дженнифер Хорватт и Стив Харрис. Им настолько понравилась музыка Мэнселла, что они загорелись идеей покупки прав на этот трек. Идея состояла в том, чтобы изменить тон композиции с драматичного на эпический.
Сделка состоялась, и Питеру Джексону рассказали идею об использовании изменённой версии Lux Aeterna в трейлере «Двух крепостей». Режиссёр одобрил концепцию, и спустя время трейлер с этой музыкой вышел в кинотеатрах.
Успех был колоссальным: переделанная музыка Мэнселла подчёркивала эпический тон фильма и его масштабы. Композитор Симон Беньякар назвал эту композицию Requiem for a Tower с отсылкой к фильму, откуда взята эта музыка.
Requiem for a Tower не появилась в финальной версии «Двух крепостей», но запомнилась зрителям и переросла в нечто большее, чем просто музыка для трейлера. Беньякар, в свою очередь, считает, что Lux Aeterna не стала бы такой популярной без связи с «Властелином колец». С ним частично согласен и Мэнселл.
Версия для «Двух крепостей» создавалась для куда более широкой аудитории, и по какой-то причине она нашла отклик у людей.
Народная любовь
Дальше Lux Aeterna становилась лишь популярнее — благодаря спортивным мероприятиям. Впервые она зазвучала вне кино в 2003 году, на футбольном матче между британскими клубами Wolverhampton Wanderers и Sheffield United. За игрой следил и Клинт Мэнселл: он болел за первую команду, которая и поставила его песню на фон. Этот же клуб и одержал победу.
Композиция так понравилась спортивным фанатам, что она начала появляться везде: её использовали футбольные и хоккейные команды. А канал Sky Sports News в 2008 году сделал эту песню основой для своей заставки.
Отдельного почитания Lux Aeterna заслужила среди фигуристов — под неё они часто выходили на лёд. На вики, посвященной фигурному катанию, есть даже отдельная страница с выступлениями под эту мелодию.
Популярность трека не прошла мимо маркетологов. Lux Aeterna появлялась в трейлерах «Пекла», «Кода Да Винчи» и «Я — Легенда».
Но больше всех композицию полюбили пользователи YouTube. Трек был фоновой музыкой для мемов, фанатских роликов, видеоподборок и фейковых трейлеров. Дополнительную популярность Lux Aeterna получила за счёт ролика 2009 года с застывшей в ступоре собакой.
Композиция завирусилась и сама стала мемом. Её вставляли в ролики как мелодию, которая превращала любое скучное событие в нечто эпическое — например, гольф.
Позже в комментариях под роликами с Lux Aeterna пользователи придумывали шутки, связанные с её эпичностью. Кто-то писал, что она звучит так, словно «тебе нужно за 5 часов выучить всё к экзамену, к которому не готовился». А другие шутили, что из-за Lux Aeterna у их панических атак появляются собственные панические атаки.
С ней связана и трагичная история. В 2011 году Андрес Брейвик расстрелял 77 человек, слушая Lux Aeterna на своём iPod. Убийца признался, что эта композиция никак не выходила у него из головы и пробуждала в нём ярость. До теракта он якобы прослушивал трек сотни раз и даже порекомендовал Lux Aeterna на своей страничке в Facebook.
Сейчас композицию в основном воспринимают с иронией: она ассоциируется со сделанными на скорую руку фанатскими роликами, которые сотнями выкладывались на YouTube. Lux Aeterna узнают с первых секунд благодаря мемам и спортивным мероприятиям, хотя пик её популярности уже давно прошёл.
Клинт Мэнселл уже давно известен не только за Lux Aeterna. Например, он писал музыку для «Фонтана», «Чёрного лебедя», Mass Effect 3 и голливудской адаптации «Призрака в доспехах». Композитор надеется, что репутация Lux Aeterna никак не повлияет на зрителей, которые лишь собираются смотреть «Реквием по мечте».
Мы живём в то время, когда изначальный смысл некоторых вещей меняется. Когда вы выкладываете что-то в открытый доступ, то теряете контроль [над этим]. Ваши произведения — как дети: они вырастают и начинают жить самостоятельно, и вы надеетесь, что у них всё будет хорошо
Комментарий недоступен
«Бедховен - Реквием - Он писал всю ноч а потом УМИР»
Это "Слёзы ангела". Моцарт писал её всю ночь, а потом умер... Или пришёл Сальери и убил его, точно не помню.
Помню, друг с пеной у рта пытался доказать, что это композиция из "Кольца нибелунгов" Вагнера, т.к. он её в опере и слышал.
поколение ЕГЭЧел, вот зачем...
Знаменитая 8-я симфония Чайковского.
Здорово, дед. Ну не все ж моцарта застали при жизни.
Не упомянули про главное: как 10 лет назад в ВК сверхразумы подписывали этот трек Моцартом