Хроники Ньюфага. Впечатление о Just Cause (2006)

Или почему открытый мир не каждую игру красит

Предисловие

Кто-то вообще знал, что Just Cause начался не с третьей части? Хотя нет, я видел некоторые материалы про вторую часть. А ведь была первая, которая, по сути, была зачинщиком серии, но о ней ни слуху ни духу. Как же так? Чтобы узнать, как было на самом деле, мне пришлось поиграть в это чудо геймдев-индустрии, и я понял, почему про нее никто не вспоминает.

выглядит круто? внешность обманчива
выглядит круто? внешность обманчива

Сюжет

Америкосы опять решили пошатнуть суверенитет очередной страны, исключительно потому что там заправляет диктатор, США же меценаты. Итак, чтобы свергнуть старый режим какого-то островного государства (это абсолютно не Куба, trust me dude), США отправляет одного топового агента, который разрулит всё, а помогут ему в этом его напарница и координатор. Ну как помогут, отметят точку следующей миссии на карте и дальше продолжат попивать коктейли. Да и мы агент странный: вместо тихих действий без шума мы действуем не просто в открытую — мы разве что самостоятельно не развешиваем свои портреты с наградой за свою голову. Главная наша цель — расширить влияние местного сопротивления и свергнуть гнусного правителя этой несчастной страны. Звучит как сюжет Far Cry какого нибудь, или любой другой подражающей ей игры? Да. Главный сюжет скучнейший, его квесты — это набор рандомных миссий, а дополнительные миссии все сплошь сгенерированные и тоже скучные, персонажи имеют треть той харизмы, которую они могли бы получить. Но игра ведь не про сюжет, да?..

ищет ближайший вертолёт, ибо осточертело ездить по магистралям
ищет ближайший вертолёт, ибо осточертело ездить по магистралям

Геймплей

Эта игра про геймплей. Ну, так она себя по крайней мере преподносит. У нас есть цепочка миссий сюжетной линии и между ними нам необходимо зачищать несколько аванпостов. В остальном у игры для нашего развлечения ещё есть гонки и собираемые предметы. В целом игра пытается в песочницу, у нас вроде и инструменты есть типо кривейшего крюка-кошки там, парашюта, куча транспорта, хоть и доступного не сразу. Игра говорит — твори что хочешь — но зачем? Миссии сюжета абсолютно линейны из-за повсеместной заскриптованности, песочница тут проявляется только в способе добраться до миссии, да и тут игра любезно оставит рядом транспорт и услужливо пометит его на карте, чтобы у вас всегда был план Б. Во время миссий сделать что-то не так, как хотели разработчики, и при этом пройти её — нереально.

Ну, значит элементы песочницы нужны для остальных активностей? Аванпосты разных видов действительно можно зачищать разными способами. Достижение ли это? Отнюдь. Вы всё равно должны вымесить n врагов, проломить несколько ограждений и перевесить флаг/убить босса. Всё разнообразие исходит из того, как вы будете выполнять эти действия. Мне за уровень дали тачку, которая пускает ракеты и имеет автоаим, поэтому весь штурм аванпостов превратился в зажатие одной клавиши. Я даже вам записал видосик, где я чищу один вид аванпостов, но потом я на карте заметил ещё аванпост уже другого вида, и решил показать вам сразу оба. Впрочем, редактор текста DTF решил не выдержать это видео, так что сорян, наслаждайтесь фото.

meet the demoman
meet the demoman

Да, я зачистил все аванпосты. За это мне наверное что-то дали, под конец игры уже было плевать. Самые весёлые аванпосты — это города, там и техника появляется, включая вертолёты, и масштабы больше, но по сути то же месилово, просто побольше участников.

Давайте теперь про предметы для сбора. Они валяются почти повсюду, обычно предметы из одного условного набора находятся рядом или тематически в похожих местах. За них что-то дают, но я тоже не обращал на это внимание. Здесь же напишу и про гонки: самое утомительное занятие в игре. Есть довольно лёгкие, а есть гонки на самолётах. Вертолёты слишком медленные для таких гонок, нужен именно самолёт. И один раз мне попалась миссия на самолёте, где нужно его повернуть вертикально и пролететь между двух труб. Видит Бог я не хотел приплетать 9/11, но именно это у вас и получится, если вы, как и я, не умеете виртуозно поворачивать самолётом. После этой гоночки я и решил бросить прохождение всех гонок, всё равно они не блещут оригинальностью.

как видите, даже терминаторы с ютуба мешкают на этой миссии

Ещё обычно вы будете стрелять. Стрелять в игре от 3-го лица. Не скажу, что было неудобно, просто чуточку непривычно, я обычно люблю от первого лица шутеры. Все пушечки никак не ощущаются, гонял со многими, остановился на дефолтных двойных револьверах, бесконечный боезапас у них решает.

Водить вообще любую технику здесь довольно проблематично, хотя всё, что касается водного транспорта, более-менее послушное (из википедии вычитал, что в игре есть субмарины, два вопроса: "где?" и "зачем?"). А вот машины тут бешенные, походу из-за масштаба игрового мира им прикрутили турбодвижки, это исключительно хорошо сочетается с общей бедностью и разрухой региона👍 Кстати про масштаб мира.

машинки здесь стильные
машинки здесь стильные

Игровая карта

Впервые посмотрев на карту Just Cause я подумал, что она довольно небольшая. А потом я понял, что это игра специально приблизила регион, в котором я нахожусь. Карта в игре ОГРОМНА. Отдельные островочки, леса, поля, горы и бесконечные магистрали. Изредка появится какая-то деревушка, город, или даже иногда уникальные строения, ничего себе! Скажу очевидную вещь — мир в игре очень сильно искусственно раздут, и это напрасно. Между точками интереса иногда километры НИЧЕГО. Понятное дело, что это одна из первых игр, которые пытались в масштабный открытый мир, но доходит до абсурда, когда на карте видишь остров, соединённый мостами с основным островом, и на этом островке нет НИЧЕГО. Ни аванпостика, ни предмета для сбора, ни гонки, ни миссии сюжета здесь, даже города или деревушки нет, там нет абсолютно ничего, он сделан только для того, чтобы карта по диагонали визуально казалась больше. ЗАЧЕМ. Гениев маркетинга я не пойму никогда.

да, небольшая часть от общей площади игры, но зачем?
да, небольшая часть от общей площади игры, но зачем?

И ладно бы мир этот был более интерактивным. NPC абсолютные идиоты, что враги, что союзники, что нейтралы. Остальные игровые объекты почти никак не реагируют на действия игрока, это абсолютно печальный и унылый мир.

я может и костёр, но не ритуальный

Местный колорит

Есть в игре всё же нечто... хорошее? Скорее менее отвратительное, и это общий стиль игры. Солнечные райские острова, заливающие экран контрастными тёплыми цветами, эффект жары, искажающий картинку, иногда просто ужасно выглядит, но стильно. Местный акцент окружающих и акцент главного героя, пальмы, море, пляжики повсюду, машинки годов 50-ых... чистой воды кайф. А музыка? В игре довольно мало треков, но они всё равно приедаются (как раз из-за их дефицита), а когда ты летишь между облаков и включается тот самый трек — чувствуешь свободу.

Если в игру не играть, не проходить её, а просто пару часиков поаутировать в ней, то Just Cause покажется отпуском на каких-нибудь Гаваях, ну или ладно скажу, на Кубе. Возможно игре нужно было напирать именно на это, однако это так, догадки.

Обо всём и ни о чём

Техническая часть. Игра вылетела пару раз, в остальном нормально работает, да и патчи вы наверное вряд ли найдёте.Но есть забавный баг с физикой: когда главный герой резко открывает дверь транспорта, то с некоторой долей вероятности он срывает её, и она начинает лететь со скоростью света, пока не упрётся в границу прогружаемой рядом с игроком территории, это забавно.

Перевод. Перевод только текстовой, официально из коробки не идёт, по гайдам в руководствах Стима ставится легчайше.

Итог

Игра, в которой нет ничего выдающегося, кроме размера пусстейшего мира. Нулевой геймплей, нулевой сюжет, неплохая картинка с музыкой. Спросите теперь, почему никто не вспоминает об этой игре? Да о ней нечего вспоминать просто. Она даже не средняя, даже про средние игры есть что сказать, это же просто расставленные рандомно активности на сгенерированном ландшафте. Даже ругать не получается, эта та самая игра, про которую можно сказать "нет слов", не имея ввиду негативный контекст этой фразы. В моей прекрасной системе оценивания эта игра получает (не) почётные:

2/5

55
16 комментариев

Эту только на xbox360 играть, там графин головы на три выше.

2
Ответить

Не уверен, что игра станет интереснее, если улучшить графику.

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Пока я летал от аванпоста к аванпосту мне запомнился трек, боевые темы тоже ничего. Атмосфера да, приятная в целом игрушка, если закрыть глаза на геймплей.

2
Ответить

Играл в нее, в основном из за её вайба особенного, геймплей там был конечно не очень, но я помню мне нравилось в городе забираться на крышу брать винтовку и всех убивать от туда)

Во вторую часть я играл ощутимо больше, ну и она сама по себе намного лучше, там и сюжет поинтереснее и геймплейно несравнимо уделывает её, помню я скачивал её с торрента, а там была версия с модами (бессмертие, на крюк с увеличенной дальностью, со спидкахом и с увеличенной скоростью трафика) и самое ебнутое че еще было в этой версии игры, что все взрывы были увеличены по мощности и у тебя просто на весь экран эта жесть была, там такой адовый пиздец в ней происходил, это я потом понял что оказывается эта версия была не оригинальная... но мне было в кайф) Оригинал после этого ощущался уже скучно)

1
Ответить

В следующем году буду щупать двойку, посмотрю)

1
Ответить

Была пройдена мной на пс2 много раз, потом много раз пройдена 2я часть на 360, потом пошла полная шляпа и копипаст. Сосунок тебе сколько лет раз ты сейчас в 1 часть играешь...

Ответить