Обзор «Iron Harvest»

Стратегии в реальном времени стали редкими гостями на нашей улице, оттого каждый релиз приковывает к себе внимание небольшой, но требовательной группы лиц, к числу которых принадлежит и ваш покорный. Что из себя представляет игра и как она изменилась за первые недели после релиза — ниже… Ну или выше, не суть -_-

Начало сентября выдалось урожайным на стратегии: ажно две игры. Но если третья часть «Королей Крестоносцев» в представлении не нуждается, с «Iron Harvest» всё слегка иначе. Стоящая где-то между «Company of Heroes» и «Dawn of War II», она – представитель агонизирующего жанра стратегий в реальном времени, который всё не дождется своего ренессанса.

Ответственная за разработку «KING Art» – не новички в индустрии, а «Iron Harvest» – не первая работа, с которой они пошли на «Kickstarter», но это первая их стратегия, так что поводы для беспокойства были. Как оказалось, небезосновательные.

Художественно игра принадлежит не сильно популярному семейству «дизель-панк», так что по полям альтернативной первой мировой рассекают не танки, но автоматоны – пилотируемая шагающая техника. Изобретения гениального инженера Николы Теслы, задуманные для облегчения жизни людей, нашли куда более приземлённое применение в руках военных. В горниле войны равны все, но сюжет выделяет три страны, непростым отношениям которых он и посвящён.

Вот такие милые «архивные» кадры. Жаль, их мало.
Вот такие милые «архивные» кадры. Жаль, их мало.

Полания (читай, Польша) не вышла победителем конфликта и была вынуждена подписать унизительный мирный договор, легитимизирующий военное присутствие другого государства на своей территории. С каждым месяцем местные жители всё больше привыкают к оккупантам, и это устраивает далеко не всех...

Русвет переживает не лучшие времена. Внутренние проблемы – бедственное положение низших слоёв населения, общее недовольство затянувшимся конфликтом – грозят окончательно уничтожить авторитет и без того не самого умелого императора. Вы ведь понимаете, когда правителя в разгар атаки революционеров называют «хорошим человеком», это значит, что больше политика хвалить не за что? Что хуже, таинственная группа влиятельных лиц подливает масла в огонь грядущего восстания. Воистину, тревожная эпоха...

Саксония благополучна. Саксония сильна. Саксонию защищает один из самых прославленных в мире тактиков… Но возраст канцлера берёт своё. Недооценивший масштабы войны до её начала и увязнув в ней с головой за последние годы, он пустил внутренние дела страны и воспитание наследника на самотёк. И вот уже женщинам собираются дать право голоса. Пока что отечество в безопасности, но будущее его уже неопределённо.

С таким наследником за будущее отчизны можно не переживать. Ведь правда?
С таким наследником за будущее отчизны можно не переживать. Ведь правда?

Так… могло бы быть. К счастью ли, к сожалению, но синопсис, предвещающий политические перипетии и гражданские войны, становится фундаментом рассказа о борьбе нескольких героев (с каждой стороны) со злой организацией, шатающей труба мировой стабильности. Дело вкусов, конечно, но лично мне немного жаль видеть потенциал хорошей военно-политической драмы, поехавший по иным рельсам. Хотя, наверно, ожидать серьёзных щей от игры с добрым мишей-лекарем и ездовым тигром изначально было ошибкой.

Тем не менее сюжет – скорее сильная сторона игры. Пусть написан он без откровений, но и поставлен без особых ошибок. Все три кампании объединяются в последовательную историю, в которой, к моему большому удивлению, почти удалась та самая легендарная серая мораль. Попридержите поней, в общем и целом злой русветский Иван все ещё самый злой и самый русветский, но теперь не мы одни замараны военными преступлениями. Использование гражданских, расстрелы пленных и распыление хлора – в кои веки Россия не центр вселенского зла. И хотя о контексте и первопричинах событий можно спорить, подобный ход мысли сценаристов уже прогресс.

С геймплеем всё… не так хорошо. С первых минут игры видно влияние уже помянутых «CoH» и второй «DoW»: автоматический сбор ресурсов при захвате залежей, очки влияния за удержание соответствующих точек, укрывающаяся в домах и за баррикадами пехота, очередной символизм вместо базы (всего два здания плюс дот!). Само по себе это не плохо; снова дело вкусов. Есть и пара собственных решений, вроде падающего с убитой пехоты снаряжения, которое другой отряд, свой или чужой, может подобрать и изменить свой класс на соответствующий. Проблема… Проблемы в деталях.

Через секунду ставшие бесполезными инженеры на севере обратятся бронебойщиками.
Через секунду ставшие бесполезными инженеры на севере обратятся бронебойщиками.

Те же баги на старте, куда от них деться? Они не критичны, но чертовки неприятны. Регулярно к чертям отказывают хоткеи выбора казарм и мастерской, так что приходится наводиться на крошечные иконки мышкой или отрываться от боя и двигать камеру на базу. Или ломается порядок листания юнитов, что, правда, было редкостью. Мой личный фаворит – фокусировка камеры при единичном нажатии клавиши отряда, а не двух, как оно должно быть. Невероятно бесит. А в одной из сюжетных катсцен начисто исчезли голоса актеров озвучки. И так и не вернулись (вернулись -_-).

Не вернулось и к разработчикам их чувство меры. Некоторые сюжетные миссии преподносят… неприятные сюрпризы. Например, зенитные орудия из поланской кампании, способные за один неожиданный выстрел ополовинить ваше войско. Или последняя миссия Русвета, в которой противник получает бесконечные подкрепления, появляющиеся в нескольких точках на карте, контроль которых и продвижение вперёд упираются в крайне скромный лимит войск. Про затянутость стелс-миссии саксонцев я просто промолчу… Нет, не промолчу: больше часа двигать неповоротливый и медленный AT-AT дизельного разлива по огромной карте есть не самое увлекательное занятие, моё вам слово! Моменты эти не то чтобы ломают игру или делают миссии непроходимыми – просто оставляют после себя неприятный привкус.

И, зараза, очередь найма войск, совмещённая со списком готовых войск. И сам список! Крошечный! В него все отряды не влезают, приходится ЛИСТАТЬ. Хочу… пожать руку тому покорителю дальнего космоса, что счёл такой список хорошей идеей. И не отпускать. И много чего ещё сделать.

В сети до больших армий доходит нечасто, но в сюжетной кампании размеры армий регулярно перерастают скромные возможности вечно висящего внизу списка.
В сети до больших армий доходит нечасто, но в сюжетной кампании размеры армий регулярно перерастают скромные возможности вечно висящего внизу списка.

Но вот если к чему у меня претензий нет, то это картинка. Особенно та её часть, что касается мехов. Детализированные и прекрасно анимированные, эти консервные банки – источник великого эстетического наслаждения. Раскрывающиеся сопла, вылетающие гильзы, перебирание их механических лапок… Пехота тоже довольно бодро бегает, прыгает и стреляет, но именно над автоматонами поработали лучше всего. Даже сюжетные ролики сделаны совсем не позорно. То же самое мне бы хотелось сказать про оригинальное музло… но его банально мало. Боевые марши Полании и Русвета из главного меню хороши, однако в самой игре композиции невыразительны. Лучшее, что про них можно сказать: не отвлекают.

Увы, примерно то же можно сказать про ИИ. Сюжетные миссии одно – там силы изначально неравны, но в скирмишах проявляется его истинное лицо. Кривоватое, глуповатое, лицо существа, совершенно не понимающего, куда он попал. Все битвы один-на-один – избиение. Безоружного, несчастного «иишника», который штампует инженеров в отчаянной попытке отхватить ресурсов, и вам должно быть стыдно за каждую платиновую медальку, отнятую у бедняки. Оказать сопротивление он может только в групповых боях… при условии, что вы урезали своим войскам здоровья наполовину и отняли у своего напарника те крохи агрессии, что он ещё имеет на высокой сложности.

Мультиплеер спасёт положение, но лишь в одном случае: игроки дадут разработчикам достаточно времени, чтобы насытить игру контентом. На текущий момент в «Iron Harvest» мало всего: мало карт, мало юнитов, активных способностей и, как следствие, мало тактик. С диверсификацией тоже неважно. Возможность подбирать оружие убитых ударило обраточкой: пехота фракций практически идентична. Да, базовые стрелки различаются дальностью и темпом атак; да, в сети и скирмишах огнемётчиков может нанимать только Русвет, пулемётчиков – Полания, а медиков – Саксония; да, у них разные юниты-экзоскелеты и герои. Но почти всё это уровня «циферка там, циферка здесь».

В динамике работа русветского «Нагана» смотрится совсем хорошо.
В динамике работа русветского «Нагана» смотрится совсем хорошо.

То же, как ни странно, касается мехов. Если человеческие юниты непросто сделать принципиально разными, то машины – вот же он, простор для фантазии! На деле имеем убийцу пехоты, убийцу машин, артиллерию и ульту, плюс-минус одинаковую у каждой стороны. Я слегка утрирую, отличия есть. Те же шагающие пушки Саксонии требуют развёртывания и бьют на куда большую дистанцию, чем у конкурентов, а русветская «Наковальня» вместо точечных выстрелов кроет целую область редкими, но очень мощными ракетными залпами… Но роль-то одна и та же. Сомневаюсь, что кто-то всерьёз ждал от проекта с «Kickstarter» фракций уровня «Близов», однако немцы из «KING Art» даже не попытались.

Плюс активные навыки, которые ещё не у каждого юнита есть и открываются лишь с опытом, – это почти всегда голый урон: быстрее стреляем, сужаем радиус покрытия ради усиления оружия, бахнем ракетой. Вот такая неизобретательная война. Разработчики бросили все свои силы на сюжетный режим, это видно. И он получился довольно бодрым: вот мы собираем разрозненные силы лоялистов на улицах Питера, вот сопровождаем бронированный поезд, спасаем гражданских в охваченном боями городе и одновременно защищаем убежище почти не имея ресурсов, отражаем волны врагов и… сопровождаем Бруню к месту назначения, чтоб её дизайнеру во сне чихалось. В игре практически нет миссий типа «вот твоя база, вот база врага – бей». Будь то подкрепления противника, спасение союзника или ограничение ресурсов, что-то да добавляет в каждую миссию перчинки… Но не за это любят стратегии.

В масштабных баталиях с большим количеством эффектов кадры изволят проседать.
В масштабных баталиях с большим количеством эффектов кадры изволят проседать.

Свою медлительность в работе я в этот раз обратил преимуществом. Главная проблема игры – бедный на содержимое старт, в противовес которому разрабы выкатили «дорожную карту» с, извиняюсь, картами, кооперативом, кодексом и рейтинговыми играми. До сих пор помню ошибку, которую я допустил в одном из своих первых обзоров. Как сейчас перед глазами: на мониторе кадры из «Dawn of War III», а я призываю дать игре шанс и подождать режимов, карт, сюжетов. Конец вы… можете помнить. Наступать на те же грабли довольно неприятно, да и такой прекрасный шанс оправдать собственную лень плановым выжиданием.

Короче, покамест немцы не наврали и выкатили добавки согласно расписанию. Две командные карты, сюжетный кооператив, балансные правки, рейтинги, кодекс – получите, распишитесь. И хотя кодекс оказался не сильно информативным, общая картина таки радует. Верность разработчиков своему слову, медленный темп боёв, дополнительно карающий за ошибки, сеттинг, фокус на сюжете и сам геймплей мне крайне импонируют. Ещё бы юнитов уникальных завезли...

Добрый мишь в естественной среде обитания.
Добрый мишь в естественной среде обитания.

В долгосрочке дефицит амбиций или ресурсов у «KING Art» всё ещё может перечеркнуть их старания, но опыт первых недель позитивен. Надеюсь, сентябрьская «дорожная карта» не станет для них последней: жанру и без того печально, чтобы терять очередной проект. «Age of Empires IV» ждать ещё долго, к тому же «Релики» ныне не на коне. Такие дела. Не дайте дуэту «Огнив» спалить ваш штаб и не берите принца в мультике. На сегодня Шин – офф.

А ещё я никогда не забуду, как умер Алексей.

2020
22 комментария

Игра представляет собой малый интерес . Она полностью вторична , и то что студия делант на нее ставку... огорчает. Нет таким образом старкрафт 2 не убить, а ведь ему уже более 10 лет
Геймплей есть калька с company of heroes , о которой большинство знает по обзору "наше все" Бэдкомедиана, а дизайн - это прямой тыринг юнитов из настольной игры "dust tackticks" . Как верно заметили , сценаристы тут походу единственные кто старались. Впрояем их старания заметны лишь на крайне низком уровне всех остальных игровых сценаристов. 

И увы в этом году других стратегий у нас для вас нет. Скорее всего уже через пару месяцев игра окончательно всем надоест и сервера закроют, возможно впрочем выпустят длц и потрепыхаются чуть дольше, но увы будующего у игры нет. Им нужно было дейстовать с бОльшим огоньком : больше безумия , больше дизельпанковых технологий: даешь большую ассиметрию фракйий, больше безумных технологий больше микрозависимых элементов в виде индивидуальных способностей юнитов. 

2

Оспаривать не буду. Но я рассматриваю игры не как сферический объект в вакууме, а часть конъюктуры. Сейчас в жанре ничего, кроме ремастеров, не выходит, а «Harvest» не безнадёжен. Немцы отработали обещанное, и выкатили октябрьскую карту. Ничего, кроме кооперативных фич и карт, но и это неплохо, покуда поток стабилен, а патчи правят баланс. Согласен, выйди она в один год со Стариком, он бы от этой игры и мокрого места не оставил. Но, во-первых, масштабы студий несопоставимы. Во-вторых, современного Старика нет, а лично я по жанру изголодался. Последним «Spellforce III» выходил, точнее DLC...

Что до безумия и смелых решений... Да, сам на их отсутствие сетую.

3

Не понимаю, к чему писать про Бед комедиана и его обзор на клюкву в сюжете Company of heroes 2, если игры схожи только механикой. А к механике и особенностям геймплея Company of heroes 1/2 - никогда претензий не было, и для многих это наоборот большой плюс, особенно для сообщества игроков Company of heroes.

Так же не пойму, к чему обсирать визуал, если он похож на другую настольную игру. Из-за этого не играть теперь в Iron Harvest?

Та и вроде как на убийцу Старкрафта она не тянет, банально из-за того, что в игре абсолютно другая механика. Это что-то вроде как сказать «зачем выпускать Rainbow Six, если Call of duty уже миллион лет и она до сих пор тащит»

Критика больше напоминает хейт мимо проходящего человека, который это где-то услышал и просто пересказал услышанное в своём комменте.

1

И увы в этом году других стратегий у нас для вас нет.Зато есть Crusader Kings 3 и эта стратегия спокойно собрала 100 тыс онлайн в первые дни.

Первый раз сел играть и сразу же чувствуется любимы CoH. Просто сеттинг изменили как будто.

2

Не без этого.

чому минусят ? гомосеки?

1