«Большая маленькая ложь». Лучшая репрезентация абьюзивных отношений
*статья содержит спойлеры*
Американский сериал Дэвида Э. Келли, к сожалению, не приобрел такую же популярность, как другие проекты HBO (например, «Игра престолов» или недавний «Чернобыль»), однако удостоился высокой оценки критиков и не зря. Повествование сериала, как и одноименного романа Лианы Мориати, на основе которого снята драма, строится вокруг загадочного убийства, произошедшего на школьном празднике. Выглядит как описание типичного детектива, но суть картины намного глубже.
«Большая маленькая ложь» - это рассказ о судьбе пятерых женщин, каждая из которых пытается разобраться с беспорядком в своей жизни, при этом сохранив то, что имеет. Многие утверждают, что это сериал исключительно для женской аудитории, кто-то даже сравнивает его с «Сексом в большом городе», что, по моему мнению, совершенно абсурдно. Я в корне не согласна с мнением о том, что целевая аудитория «Большой маленькой лжи» - замужние женщины среднего возраста. Этот сериал должен посмотреть каждый, хотя бы потому что его проблематика не ограничивается вопросами о детях, готовке, быте и шоппинге. Проект затрагивает темы верности, воспитания детей, ведения финансов, поиска себя, токсичных отношений.
Последнее я хотела бы рассмотреть подробнее. Конечно, вы можете закатить глаза и свернуть эту статью, потому что слово «токсичный» в последнее время стало неотделимо от любого упоминания отношений как явления в принципе, и это не может не раздражать. Но под заезженным словом скрывается серьезная проблема, о которой начали говорить – и это уже огромный прорыв. Абьюзивные – или же токсичные – отношения в сериале раскрываются в истории Селесты Райт и ее супруга Перри (Николь Кидман и Александр Скарсгард – подбор актеров просто шикарен). Сначала, как и всегда, мы видим безупречную картинку: красавец муж, любящая жена, большой уютный дом и двое сыновей. Однако по мере продвижения сюжета нам открываются новые грани этой «безупречной» семьи.
Первое, на что хочется обратить внимание, - персонаж Перри Райт.
Красивый статный мужчина 30+ лет, в придачу ко всему галантный и успешный. Он не выглядит как типичный насильник, абьюзер. Потому что не существует «типичных» авторов насилия. Он не приходит к тебе с ножом на первое свидание, не тащит в гаражи после похода в кино. Как правило, этот человек ничем не отличается от других. Именно поэтому фраза «она что, не видела, за кого замуж выходила?» никогда не будет обладать смыслом. В «Большой маленькой лжи» этот герой очень удачно вписывается в жизнь Селесты, втирается к ней в доверие, когда она морально слаба. Здесь же и давление общества, ведь все считают его лакомым кусочком и последним шансом для Селесты. У героини не остается другого выбора, кроме как поверить, что ей несказанно повезло запрыгнуть в последний вагон, выйти замуж за мужчину на несколько лет младше и успеть родить сразу двоих сыновей. Она чувствует, что остается у Перри в долгу за то, что он женился на ней, и это одна из причин, по которой Селеста не замечает насилия, применяемого по отношению к ней.
Второе, за что нужно отдать должное создателям сериала, - репрезентация насилия, происходящего из сексуальных отношений.
В сериале достаточно много откровенных сцен, в большинстве которых задействованы именно герои Кидман и Скарсгарда. Зрителю не просто намекают, но открыто говорят о том, что супруги Райт – любители страстных отношений в постели. Однако очень скоро мы видим, как эта страсть перерастает в насилие. На самом деле, данная проблема очень распространена. Авторы насилия оправдывают себя тем, что «не рассчитали силу», но это именно то, что они хотели сделать – причинить боль, чтобы почувствовать контроль над жертвой.
Третье – влияние абьюзивных отношений родителей на формирование личности детей.
У четы Райт растут два мальчика-близнеца, которые кажутся ангелами на первый взгляд, но позже выясняется, что дети во всем берут пример с отца. В конце первого сезона сериала выясняется, что один из детей Перри и Селесты мучил свою одноклассницу, подвергал ее насилию. То есть делал именно то, что делает отец с матерью. Это один из вариантов развития событий в токсичной семье. Дети либо заступаются за мать и тоже оказываются подвергнуты насилию, либо идут по стопам отца, усваивают такую модель поведения как норму и следуют ей в дальнейшей жизни. Оба варианта весьма трагичны.
Четвертое и самое главное – выход из абьюзивных отношений.
Чем хороша «Большая маленькая ложь» в особенности – это тем, что, помимо иллюстрации самого насилия, сериал показывает способ разрешения этой проблемы. Героиня Николь Кидман осознает, что ей необходима профессиональная помощь, и начинает посещать психолога. Работа над собой – это крайне важный аспект для выхода из токсичных отношений. Зачастую жертвы отказываются признавать, что над ними совершается насилие, не просто окружающим, но и самим себе. Для преодоления этого барьера и необходимы консультации с психологом. В сериале также, помимо помощи в самоанализе, психолог дает практические советы. Такие как: начать откладывать деньги, снять жилье подальше от общего дома, всегда иметь наготове самые необходимые вещи, научиться быстро собирать детей в поездку. Все эти нюансы крайне важны, потому что, находясь в абьюзивных отношениях, ты не всегда можешь просто собрать вещи и уйти. Тобою движет страх за собственную безопасность, а также за жизнь и здоровье детей. Обо всем этом необходимо позаботиться прежде чем заявлять абьюзеру, что ты уходишь от него.
Создатели сериала проделали отличную работу по изучению моральной и практической составляющих проблемы токсичных отношений, а самое главное, сумели донести это до зрителей. Проблема насилия в отношениях стала выдвигаться на первый план. А признание проблемы – первый шаг к ее решению.
хуйня для феминисток
ну не хуйня, но очень приторно
абьюзивных отношениях, ты не всегда можешь просто собрать вещи и уйти. Тобою движет страх за собственную безопасность, а также за жизнь и здоровье детей
Это называется не абьюзивные отношения, а твоя слабость и бесполезность. Если ты без мужа не способна ни на что, то это не проблема твоего мужчины, это проблема твоя персональная и дело не в отношениях, где ты всецело зависишь от своего мужа, дело лично в твоей бесполезности в этом мире и не способности расчитывать только на себя.
Я знаю женщин, которые показали фак в ебало мужу и ушли с детьми от него, снимали общагу, заработали на квартиру и устраивали жизнь себе и детям. Не можешь так-же? Тогда иди вари борщ тирану и не пизди много, смотри сериальчики где такие-же тетеньки, не способные на самостоятельную жизнь строят себя и свое будущее, вместо тебя :)
Это не так работает. Есть такой феномен, как выученная беспомощность, свойственная очень многим животным, в том числе человеку. Бороться с ней помогает осознанность. Осознанность привносят в том числе художественные произведения вроде этого серича. Бравада "встал ушёл" представляется очень естественной, но лишь тем, кто очень плохо знаком с устройством человеческого сознания и со свойственными ему багами.
Собственно об этом и говорила, какая-то известная девка не так давно, ее потом еще затравили. А фраза была "Что ты сделала, чтоб он тебя не бил?"
репрезентация абьюзивных отношений
Опять репетитора по рашну вызывать
Комментарий недоступен