Трёхмерные конвульсии. "Commandos 3: Destination Berlin" (2003)

Трёхмерные конвульсии. "Commandos 3: Destination Berlin" (2003)

Разработчик: Pyro Studios

Платформа: PC

Дата выхода: октябрь 2003

Время прохождения: 17 часов

Я точно помню, как покупал трёхдисковое издание Commandos 3 на его релизе. Точно помню, что запускал его и точно помню что не прошёл. А вот почему не прошёл - не помню. Того трёхдискового издания уже и нет, а в библиотеку Steam я когда-то добавил все выпуски Commandos, купленные на распродаже с твёрдой целью полностью пройти серию. Третья часть у меня оказалась в 15-часовой категории и она стала следующей игрой в моём списке. Посмотрим, что она из себя представляет 20 лет спустя после релиза.

По большому счёту, сюжет никогда не был сильной стороной серии Commandos, тем не менее в третьей части создатели сделали один шажок в сторону "сюжета". Авторы разделили миссии на три кампании - "Сталинград", "Восточная Европа" и "Нормандия" - и связали миссии общей линией. На деле получилось забавно - первые три миссии Сталинградской кампании вообще проходят на одной и той же карте - меняются только условия и задачи. В перерывах между миссиями персонажи пытаются изображать какое-то подобие человечности и переживания, однако те полторы строчки, которые каждый из них произнесёт, пожаловавшись на погоду или обсудив текущие задачи, не добавляет им очков в плане проработки персонажей от слова вообще. В результате, подопечные бойцы так и остаются безликими марионетками, а вся сюжетная составляющая становится просто обобщённой высшей целью для отряда.

Трёхмерные конвульсии. "Commandos 3: Destination Berlin" (2003)

Серия Commandos всегда в первую очередь концентрировалась на игровом процессе, и в третьей номерной части она, по большому счёту, игра остаётся верна традициям. Под контролем игрока снова оказывается небольшой отряд бойцов с узкой специализацией, которые орудуют на вражеской территории, аккуратно прореживая нацистский состав. Что значительно отличает Commandos 3 от предыдущих частей - упрощения базовых функций. Больше не надо нажимать "кнопку руки", чтобы взять связанного или убитого врага - теперь это осуществляется автоматически. А вот, чтобы обыскать тело, придётся использовать специальную кнопку.

Кроме того понятие специализации значительно уменьшилось. Больше нет ограничений на использование оружия - почти все бойцы могут пользоваться почти всем имеющимся снаряжением. Кроме того, такие действия как перетаскивание тел врагов теперь могут совершать все бойцы без ограничений. Тем не менее определённые действия может делать только конкретный специалист - сапёр ставит мины и бомбы, шпион спокойно расхаживает перед носом у врага (кроме разве что солдат Гестапо), вор может лазать по стенам, снайпер орудовать снайперской винтовкой, а морпех таскает с собой водолазное снаряжение.

Трёхмерные конвульсии. "Commandos 3: Destination Berlin" (2003)

Значительный скачок по сравнению с прошлыми частями - полная проработка помещений. Теперь карта - это не только открытая местность или улочки небольшой части города, но и все сараи и дома со всеми их входами, выходами, окнами и этажами. При исследовании местности теперь приходится обращать внимание, куда ещё можно зайти и где ещё мог затаиться враг.

Трёхмерные конвульсии. "Commandos 3: Destination Berlin" (2003)

Но вот чего я не смогу простить третьей части, так это почти полной смене темпа игры. Авторы явно хотели добавить игре динамики, превратив её из тактико-стратегической головоломки в полноценный изометрический экшен. В некоторых миссиях теперь присутствует временное ограничение, заставляющее активно действовать. Уже в первой же миссии нам ставят задачу убить вражеского снайпера, пока он не расстрелял союзные войска. Тут же на экране вспыхивает счётчик оставшихся в живых союзников - не успеешь расправиться со снайпером, начинай сначала. В следующей миссии (на той же карте) надо защищать дом от набегающих волн противников, и тут приходится в экстренном порядке изобретать оборонительные меры. В другой миссии, где требуется взорвать кучу техники на парковке, если замешкать, техника начнёт уезжать! К счастью, такие миссии всё же чередуются с классическим геймплеем, где можно часами медитировать на патрули врагов, обнаруживая слабые места, и истребляя солдат одного за другим.

Трёхмерные конвульсии. "Commandos 3: Destination Berlin" (2003)

К сожалению, вне зависимости от темпа миссии, управление в игре перманентно вызывает отчаяние и фрустрацию. Во-первых, авторы перелопатили интерфейс, сделав его более агрессивным и компактным. В частности это стало вынужденной мерой из-за вариативности снаряжения бойцов - у каждого из них есть инвентарь, куда можно закинуть всё что угодно. Обратной стороной подхода стало упразднение значительной части горячих клавиш. Основные и общие действия всё ещё можно совершить с клавиатуры (обыскать врага, подсветить зону видимости солдата, лечь, встать), однако когда речь идёт о задействовании конкретной функции - это приходится делать вручную, да ещё и при помощи постепенно раскрывающегося меню. При возросшем темпе действия в некоторых миссиях, подобный подход откровенно раздражает.

Трёхмерные конвульсии. "Commandos 3: Destination Berlin" (2003)

Другая проблема игры - её техническое состояние. Даже по меркам 2003 года игра выглядит отвратительно. Авторы попытались перевести Commandos 3 в 3D, но до конца это сделать не получилось. По всё ещё двухмерным задникам, которые для большего "удобства" отрисованы в четырёх проекциях (одна другой неудобнее) бегают трёхмерные фигурки и ездят трёхмерные машинки. Внутри помещений ситуация чуть лучше - окружение полностью трёхмерное, но вращается оно колёсиком мыши - подобная схема была признана мною кривой в корягу и приносила мне исключительные болевые ощущения, чем не каждая игра может похвастаться.

Кроме того ситуацию усугубляет зафиксированное разрешение 800х600 - видимо только так разработчики смогли заставить игру работать. Сейчас на просторах интернета можно поискать пользовательские модификации, но они работают через раз и не гарантируют результат, поэтому пришлось играть в печальном родном разрешении.Вдобавок, в середине игры ждал ещё больший технический просчёт - миссия с поездом оказалась сломана совсем - живописные зацикленные пейзажи, мимо которых должен был нестись поезд, просто не отображались. Повезло, что народные умельцы подправили карту и она стала доступна хотя бы в статическом режиме, но осадочек-то остался.

Трёхмерные конвульсии. "Commandos 3: Destination Berlin" (2003)

Из разочаровывающих моментов следует отметить окончание миссий. Раньше авторы радовали хоть какой-то статистикой выполнения, сопровождавшуюся пафосной музыкой. Здесь авторы ограничились надписью "миссия выполнена", после которой тебя сразу же перекидывает на следующую миссию, либо в главное меню к выбору следующей кампании.

"Commandos 3: Destination Berlin" это пример того, как хорошая идея загублена скверной реализацией. Пришитый белыми нитками сюжет топорщится и виляет при хромой ходьбе, а от графики местами кровоточат глаза. В редкие моменты игра напоминает первые части Commandos, но в остальное время - это жалкая их пародия.

2929
16 комментариев

перепроходил раз 40 в далеком 2005. ахуенная игра

2
Ответить

Время её не пощадило

2
Ответить

блин вот странно что я играл во второй коммандос в детстве а третий тогда так и не встретил

1
Ответить

И такое бывает

Ответить

Я вообще думал, что 3-я часть — это которая FPS.

Ответить

аналогично, всегда думал их две

Ответить

Охеренная игра! Но для меня мелкого была чет сложная.. Причем 2ю часть нормально одолел, а Берлин чет задушнила и не смог. Сейчас уж и не вспомню почему.
Но Коммандос это конечно классика!

1
Ответить