Почему SEGA Does what Nintedont или о игровых синтезатора и лучших OST для Megadrive\Genesis

Добрый вечер, друзья! Сегодня в программе музыкальный лонгрид одного ностальгического вечера. Всем, слушавшим саундтреки к играм для Сеги и записывавших их на аудиокассеты посвящается. Пристегнули ремни, включили в магнитоле приятный саунд из Top Geat 2 и набрали 1989 на приборной панели нашего Делориан, мы начинаем экскурс в прошлое.

Start your engines

История игровой консоли от SEGA берёт своё начало с игровых автоматов, где компания имела большой успех и благодаря талантливым геймдизайнерам во многом задавала моду и указывала новые направления в игрострое. Домашнее железо в те годы сильно уступало яркадным монстрам, способным на 60 кадрах в секунду оперировать большими растровыми массивами. И вот SEGA задумала выйти на домашний рынок со своей новой 16-ти битной приставкой с лозунгом: "Аркадный опыт у вас дома". Конечно, здесь Сега несколько лукавила и домашние порты с аркад не могли сравниться с последними хитами залов игровых автоматов, но тем не менее в сравнении с восьмибитной NES это был большой шаг вперёд. Тем не менее консоль базировалась на сеговском аркадном железе System 16, получившим релиз в 1985 году. За звук отвечал сопроцессор Yamaha ещё один сопроцессор от Texas Instruments и всё это управлялось легендарным спектрумовским Z80 от Zilog.

Этот момент важен для понимания, почему Sega Megadrive имеет именно такое характерное звучание. 80-е были эксперементами в жанрах танцевальной музыки, техно, индастриала и характерного песочного звучания. Да и сами синтезаторы Yamaha были в ходу у многих музыкантов тех лет, что и определило характер звучания музыки в приставке. Поэтому лучше всех на Мегадрайв удаются техно, танцевальные мотивы, песочный и даже грязный индустриальный звук, а так же характерное FM звучание инструментов, как у синтезаторов Yamaha.

Собственно, вот как звучал настоящий синтезатор Ямаха.

На Мегадрайв звук был несколько попроще, но аналогии явно прослеживаются. Поэтому были жанры, которые удавались у Сеги, а были и те, которые звучали не очень выразительно. В основном не самими удачными получались гитарные композиции, рок и оркестровые композиции с духовыми инструментами. Это был явно не конёк Мегадрайв, а вот музыкальный чип от Сони установленный в 1991 году в SNES как раз отлично справлялся с этими жанрами, а вот техно и индастриал давался приставке от Nintendo не всегда. Если музыка изначально писалась для конкретной системы с учётом её особенностей, то на выходе мы получали треки на века, которые до сих пор приятно слушать. А вот при портировании одной игры с одной системы на другую систему авторы могли немного схалтурить, что накладывалось на разницу в муз. сопроцессорах приставок и выливалось порой в удручающие формы. Но к этому мы ещё вернёмся с конкретными примерами.

А пока начнём с ранних хитов от композитора Юзо Коширо, потому как это был один из моих первых кариков 4 in 1 с первой частью "Улиц Ярости". И вот в этой игре Юзо безошибочно попал в струю и раскрыл музыкальные возможности Sega Megadrive как никто другой. Когда мы с братом играли, то получали помимо эстетического и игрового удовольствие самое настоящую усладу ушей. Треки были в стиле раннего рейва, характерные для техно направления начала 90-х. Юзо Коширо не скрывал, что черпал вдохновение в популярных треках звучащих на танцполах. Мегадрайв появилась у меня только летом 95 года, тогда спаял шнурок и записывал музыку из игр прямо на кассеты для последующего прослушивания. И композиции из "Улиц Ярости" звучали просто шикарно.

Тот самый трек из первого уровня, который запал мне в душу.

Танцевальный саунд ночных витрин и фонарей, тревожная техно тема боссов, приятный и лёгкий бриз накатывающих волн в третьем этапе, мрачные техно мотивы на палубе корабля, и снова лёгкие клавишные пассажи уровня с лифтом. Юзо Коширо отлично играл на контрасте от уровня к уровню, выдавая нагора густую атмосферу боевого приключения трёх полицейских в городе наводнённым бандитами.

Пляжный уровень.

Через год вышло продолжение игровой серии "Улиц Ярости", где Юзо Коширо продолжил расширять горизонты танцевальной музыки и воплощать танцпол силами муз. процессора Мегадрайв.

Трек Go Straight от Юзо

Ещё одна талантливая работа Юзо Коширо - музыка к игре Шиноби 3. Как и в случае с Streets Of Rage, можно было весь саундтрек записывать на кассету и слушать целиком, насколько хорошо ложились мелодии на возможности консоли от Сега. Здесь композитор ушёл в сторону красивых запоминающихся мелодий в около роковой тематике, они создавали особую атмосферу восточного приключения отважного ниндзя и при этом задавали бодрый темп игре.

Whirlwind - трек с уровня на реактивном серфе по волнам с трансформирующимся боссом в финале

Второй уровень тоже запоминался необычным подходом, где нам приходилось скакать верхом на лошади на фоне красивых пейзажей отражая нападения скоростных ниндзя. И трек раскрывал действие на 100%, если включить его и закрыть глаза, то так и видится Джо Мусаши скачущий на лошади во весь опор и свистящие сюрикены ударяющиеся о броню врагов.

Idaten - атмосферный трек из второго уровня

Атмосферы трекам из этой игры не занимать, как и красоте мелодии. И ведь наши западные и восточные коллеги могли покупать саундтреки к этим играм на CD дисках, а мы могли только записывать эти треки самостоятельно.

Solitary - сбалансированное сочетание атмосферы, мелодии и техничного исполнения

С 1993 года у меня был кассетный магнитофон Весна 212 С-4. По тем временам он считался портативным, хотя и весил под 5 кг. и имел металлический каркас. Звучал довольно хорошо, можно было настроить высокие и низкие частоты, расширить звучание стереобазы. На него и записывал музыку из игр. Как сказал бы Борис Бритва: - Надёжный магнитофон.

Тот самый портативный магнитофон<br />
Тот самый портативный магнитофон

У меня был забавный случай связанный с записью саундтреков и практической пользой. Двоюродная сестра как-то попросила меня записать что-нибудь весёлое на кассету, ну я и записал туда OST к Sonic 3D Blast. Вышло как раз в районе 30 минут. Сестра потом сказала спасибо, они с братишкой включали в выходные эту кассету и наперегонки летали по квартире и прибирались, что бы успеть, пока не закончилась музыка.

Diamond Dust Zone (Act 1)

Ещё один интересный композитор, с которым познакомился в середине 90-х был Мэтт Фурнисс. И снова его треки были на той самой "четырёх_игровке", в игре Alien 3. На мой взгляд музыка этого автора выделяется атмосферой и запоминающимися мелодиями. Именно он отвечал за индивидуальный облик и шарм Мортал Комбат 1 и 2 для Мегадрайв, такой музыки не было на других платформах. И на мой взгляд музыка из МК 1 для Sega была куда лучше невнятного бубнения и танцев с бубном островитян из Snes версии.

Музыка к заставке Alien 3. Всё в лучших традициях мелодий от Мэтта.

Характерный почерк, красивая мелодия, фирменные рычащие горловые звуки чужих из фильма - всё это слилось в один красивый и атмосферный коктейль. В подобном стиле выполнена и другая работа Мэтта Фурниса - OST к игре F-15 Strike Eagle II, которая тоже принесла не мало приятных часов за выполнением боевых миссий и вылетов.

Первый уровень Alien 3.

Тёмная атмосфера этого трека окутывала игрока своей загадочностью и холодом серых стен и шахт вентканалов, изредка расцвеченных вскриком Рипли, звуком падающей по металлу гранаты или разлетающегося на кусочки чужого от выпущенной в него автоматной очереди или заряда из подствольного гранатомёта. Клавишный трек четвёртого уровня записан как будто из самого логова чужих, где сочится и капает инопланетная кислота, слышен инопланетный шёпот и звук опасности подстерегающей игрока. Он очень сильно выделялся на фоне остальных треков своим неким настроем оптимизма и как бы подбадривал игрока перед финальным рывком в последний уровень.

Музыка из четвёртого уровня Alien 3.

А вот и тот самый OST к F-15 от Фурнисса. Согласитесь, мелодии у него получались в прямом смысле улётные.

А вот теперь немного вдарим Сегой по совершенной игровой системе Супернинтендо и наглядно сравним, как звучал трек Courtyard на Мегадрайв и Снес. Ниже фирменные атмосферные мелодии от Мэтта на Сеге.

Megadrive - Мортал Комбат здорового человека.)

И вот те самые пляски дикарей у костра вместо музыки в попытках повторить аркадный OST для Снес.

SNES - Мортал Комбат курильщика)))

Можно самостоятельно найти и послушать остальные треки из МК 1, сравнение будет не в пользу СНЕС. Возвращаясь к качеству портирования, тот же Червяк Джим при переходе на СНЕС растерял часть шарма в саундтреке, как и музыка к игре StarGate. На Мегадрайв в обоих случаях играет отличное крепкое техно, Снес к сожалению в техно не смогла. Желающие найдут самостоятельно, здесь не буду приводить эти моменты.

А вот Electronic Arts явно не любила Нинтендо в те годы, судя по тем портам своих игр, что выдавала для СНЕС. Все мы знаем легендарную серию вертолётных тактических игр Strike. И вот если на Мегадрайв прямо с заставки начинался реальный драйв, то на Снес хотелось зажать уши руками, какая какофония звучала заместо музыки. Привожу треки из трёх игр подряд, сначала идёт музыка из СНЕС, начиная со средины ролика МегаДРАЙВ (можно кликнуть по таймлайну).

Первый.
Второй.
Третий страйк.

Вот уж действительно, ЕА нанесла аудитории СНЕС реальный удар, выпустив музыку в таком виде. Это при том что СНЕС справляется с гитарными сэмплами куда лучше, чем Мегадрайв. Ну и что бы окончательно поставить точку в этом вопросе, вот атмосферные треки из футбола от ЕА.

Отличился на Мегадрайв и Роб Хабард - ветеран чиптьюн музыки Commodor. Большинство слышало его музыку в игре Road Rash 2. Та самая заставка с двумя мотоциклистами несущимися через лес вперёд к финишу и тот самый звук. Наверняка многие любили включать эту игру и любоваться получаемым эффектом сочетания этой картнки, драйва трека и предвкушения сумасшедших дорожных приключений с цепью наперевес. Для меня это было одним из ярких воспоминаний эры Мегадарайв, именно в таких вещах этот Драйв и выражался.

Вперёд, к приключениям!

Вот ещё одна работа Роба, которая мне понравилась на заре знакомства с игровой библиотекой Сеги. Хоккей хоть и старенький, но вот музыка там была в духе Роба Хабарда и ЕА.

Конечно же говоря о Мегадрайв нельзя не вспомнить Джаспера Кида и авторов звукового драйвера из Zyrinx, благодаря их совместному творчеству появился один их самых атмосферных и зубодробильных песочных саундтреков - это конечно же "Бэтман и Робин". Тяжёлое техно с характерным индастриал звучанием, длинные и мрачные техничные композиции создавали атмосферу хардкора и сложности, добавляя и без того непростой игре очков сложности. С первых аккордов заставки ощущаешь атмосферу безумия Готема.

The Adventures of Batman and Robin - полный саундтрек

Игра была довольно сложным боевиком с интересными находками и графическими эффектами, многоуровневым скроллингом с эффектом паралакса и имитацией объёма. Похожая работа была проведена и в другой игре Red Zone, где композиции Джаспера звучали завораживающе и дополняли атмосферу технологичного боевика.

Red Zone - полный саудтрек

О "Ред зон" узнал в своё время из журнала "Магазин игрушек" и сразу захотел сыграть. Спустя несколько лет смог выловить этот карик в прокате и выменять его себе. Одна из немногих игр, где была видеозаставка, как на Панасоник 3ДО или Плейстейшн. Конечно, мне и тогда было понятно что там по сути двухбитовое ч.б. видео воспроизводящееся поверх растровой фоновой подложки, но всё равно выглядело это дело круто! Да ещё с таким саундтреком.

Sub-Terrania - полный саундтрек

Sub-Terrania - это первая из работ Джаспера Кида с которой всё началось. Привёл их в сторону убывания даты выхода, с 1995 года по 1993 годы. Получилась целая антология композитора, написанная на одном музыкальном движке.

Отдельного внимания заслуживают и заставочные мелодии к играм F-117 Night Storm и X-Men 2. В обоих случая звук для Мегадрайв очень мощный и беспрецедентный. Стоит только запустить эти треки и с первых тактов становится понятно почему.

Саундтреки игр Konami были очень хороши на NES. Для Мегадрайв тоже есть свои хитовые игры, где OST от японцев из Конами приятно послушать даже в отрыве от игры. Конечно же Contra Hard Corps. Интересных и атмосферных треков в этой игре очень много, начиная прямо с драйва и взрывов первого уровня и заканчивая крещендо хардкора, гитар и индастриала на последних боссах и красивые финальные композиции на титрах.

Contra: Hard Corps - все треки

Игры серии Lethal Enforcers тоже приятно удивили в плане музыки. Первая часть была этаким OST к криминальным уличным боевиками конца 80-х и начала 90-х с характерным звучанием и антуражем. Когда бандиты в масках грабили банк, китайцы швыряли ножи в квартале красных фонарей, террористы захватывали аэропорт, яхт клуб и химический завод. Прямо весь набор штампов "боевика в Сигалом" в наличии. Но играть нам тогда в это было весело даже без пистолета, обычный геймпадом. Заездили тогда игры серии до дыр.

Lethal Enforcers - все треки, грубое очарование улиц 80-х

Вторая часть Lethal Enforcers II с подзаголовком Gun Fighters переносила игрока в мир дикого запада с ограблениями банков, скачками на лошадях, погоней за поездом, стрельбой в салунах, битыми стёклами и посудой и разборками в золотоносной шахте. Музыкальные мотивы перекочевали напрямую из спагетии вестернов, аранжированы классно, мелодии вышли запоминающимися и отлично ложатся на стремительный геймплей. Кроме того, это ещё и любимая игра лучшего друга моего братишки. Хлебом не корми, дай ему поиграть в "На диком западе". Он даже когда себе комп купил, взял геймпад и попросил установить эмулятор с этой игрой. Вот она - сила искусства, на мой взгляд отличная музыка сыграла тут не последнюю роль. :-)

Lethal Enforcers II: Gun Fighters - полный саундтрек, Клинт Иствуд и великолепная семёрка в ударе

Конечно, на Мегадрайв ещё полно как классных OST, так и отдельных треков. МК 2 и МК 3. "Улицы Ярости 3" с его индастриал и агрессивным звучанием под влиянием моды на танцполах тех лет. Отличный OST к игре Demolution Man. Треки к играм серии Sonic, где особенно хорошо выступили третья часть и 3Д Blast. Конечно же гитарный Comix Zone и тот самый рейвовый Vectorman. Гитарное безумие Road Rash 3 и незабываемая классика из двух частей Earth Worm Jim. Можно ещё долго приводить хорошие примеры из золотой библиотеки OST Сеги Мегадрайв. Поэтому давайте обсудим это в комментариях. Добавляйте свои любимые треки из игр для Сеги, которые вам нравятся, и мы вместе вспомним эти игры и обсудим.

Бонус треки, музыка на сон грядущий. )

6161
76 комментариев

В "улицах ярости" основная тема тоже просто шикарна:

7

Свой лонгрид по играм с мегадрайва накатать, что-ли...

В Vectorman 2 была шикарная музыка, которая создавала уникальную атмосферу в каждом этапе.

Выбрал 2 трека.

Один - пещеры. Композиция, которая даже сейчас играет у меня в голове, когда в старых играх я вхожу в пещеры)

Второй - химический завод. Идеальное создание атмосферы умершей от чрезмерной индустриализации планеты.

10

Фанаты в OST к SOR Remake отлично её перенесли, как и другие треки. Тоже слушаю этот OST.

3

Не увидел в статье Phantasy Star IV. Придется самому поделиться.

В этой игре вы летали на космическом корабле между планетами и боролись со злом из глубин космоса лет эдак за 15 до Масс Эффекта. И за 10 до KotOR.

А еще на Мегадрайве была Gemfire. И там можно было нанимать себе войско и участвовать в сражениях на квадратной тактической карте, когда у тебя не было доступа к "Героям". И, разумеется, слушать музыку.

7

Добавлю два трека из никому неизвестного шутемапа Verytex. Особенно второй трек.

5

Писать про музыку на SMD и не упомянуть серию Thunder Force, да как так можно? 

4

Охренеть как круто, спасибо!

1